Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция
Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.
В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.
В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, какА. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина[8]. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив[9]. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам[10]. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковныхкрепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку[11] (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго[12][13].
Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт[14].
Художник В. В. Верещагин счита
Торжественная закладка собора произошла
в день 25-летия Бородинского сражения —
в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович.
В камень для закладки, который был перевезён
с места прежней закладки на Воробьёвых
горах, была положена крестообразная позолоченная
доска, на которой были высечены имена
председателя и членов строительной комиссии
и архитектора.[16] Однако активное строительство началось
только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[17]; общая стоимость Храма простиралась
до 15 миллионов рублей[18]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет
продолжались работы по внутреннему убранству;
над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков,И. Н.
26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом.[19] Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.[20]
В память о строительстве и освящении храма была учреждена государственная награда - Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством.
В 1912 году
Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.
Творческое задание: целостный анализ. Архитектурно-парковый комплекс Петергоф.
Основная статья: Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца
Дворец — основное здание Петергофского
дворцово-паркового ансамбля. Первоначально
довольно скромный царский дворец, сооруженный
в стиле «петровского барокко»
в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в
1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-
Регулярный сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные Нижний парк
Регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короляЛюдовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».
Основная статья: Александрия (дворцово-парковый ансамбль)
Приморский пейзажный парк (площадь 115 га) на берегу Финского залива к востоку от Нижнего парка. Разбит в 1826—1832 году как летняя загородная резиденция семьи императора Николая I архитекторами А. А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером и садовым мастером П. И. Эрлером.
Парк на юге города с Ольгиным
прудом и павильонами в стиле
итальянского Возрождения на искусственных
островах, разбит в 1838—1847 годах по проекту
архитектора А. И.
Также среди достопримечательностей города[18]:
Пейзажный парк (144 га) с прудами и островами к югу от парка Александрия на востоке города. Разбит в 1832—1836 годах по проекту архитекторов А. А. Менеласа, И. И. Шарлеманя, садового мастера П. И. Эрлера. До наших дней сохранились только здания двух караулок, построенных в XVIII веке.
Первый пейзажный парк Петергофа с прудом плотинами и мостами в западной части города. Разбит в 1779—1790 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги и садового мастера Джеймса Медерса по образцу английский усадеб. Кваренги построил в парке Английский дворец и Берёзовый сруб, уничтоженные во время Великой отечественной войны. Из всех построек сохранились лишь оранжереи и руинный мостик.
Парк (85 га) без границ с системой
шлюзов, каналов и прудов вдоль
линии Самсониевского водовода на юге
города в направлении Бабигона (деревня Низино). Разбит в 1825—1857 годах по проекту архитектора А. И.
Особенности Бельведера: с
верхней галереи можно увидеть