Версальский дворец. Проблема стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция

Описание работы

Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.

Файлы: 1 файл

Творческое задание2.docx

— 134.65 Кб (Скачать файл)

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

В том же 1814 году был проведён международный  открытый конкурс с участием таких  уважаемых архитекторов, какА. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина[8]. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив[9]. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам[10]. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковныхкрепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку[11] (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Второй  проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и  в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго[12][13].

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью  за казённый счёт[14].

Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра»[15].

Сооружение  храма

Торжественная закладка собора произошла  в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора.[16] Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[17]; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей[18]. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков,И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов иА. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66850 рублей в год. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.[19]

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом.[19] Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.[20]

В память о строительстве и освящении  храма была учреждена государственная  награда - Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством.

В 1912 году

Деятельность в храме очень  скоро стала заметным явлением в  общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий  и просветительской деятельности.

 

Творческое задание: целостный анализ. Архитектурно-парковый комплекс Петергоф.

ворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

Основная статья: Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

 

Панорама Нижнего парка  от Большого Петергофского дворца

  • Большой Петергофский дворец

Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стилезрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

  • Верхний сад

Регулярный сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны  «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные Нижний парк

Регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короляЛюдовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

 
       
       

 

Дворцово-парковый ансамбль «Александрия»

Основная статья: Александрия (дворцово-парковый ансамбль)

Приморский пейзажный парк (площадь 115 га) на берегу Финского залива к востоку  от Нижнего парка. Разбит в 1826—1832 году как летняя загородная резиденция семьи императора Николая I архитекторами А. А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером и садовым мастером П. И. Эрлером.

    • Дворец Коттедж (1826—1829, архитектор А. Менелас) — небольшое двухэтажное здание с мансардой в готическом стиле. В 1842—1843 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к Коттеджу пристраивается столовая с мраморной террасой.
    • Фермерский дворец (1828—1831, архитектор А. Менелас) — павильон при молочной ферме для великого князя Александра Николаевича. В результате перестройки архитектором А. И. Штакеншнейдером превратился в загородный дворец в стиле неоготики и стал играть роль летнего загородного дворца семьи Александра II.
    • Готическая капелла (1830—1834, архитектор А. Менелас) — это церковь святого Александра Невского, построенная в готическом стиле.
    • Нижняя дача Николая II (конец XIX в., архитектор А. Томишко)

Колонистский  парк

Парк на юге города с Ольгиным прудом и павильонами в стиле  итальянского Возрождения на искусственных  островах, разбит в 1838—1847 годах по проекту  архитектора А. И. Штакеншнейдера и садового мастера П. И. Эрлера.

  • Царицын павильон (1839—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — построен по типу древнеримских вилл, открытых при раскопках Помпеи, в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне.
  • Ольгин павильон (1846—1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — строгое трехэтажное здание на на мощном цоколе в стиле южноитальянских вилл, построен для дочери Николая I Ольги Николаевны.

Другие  достопримечательности

Также среди достопримечательностей города[18]:

Парки и  дворцово-парковые ансамбли города

  • Александровский парк

Пейзажный парк (144 га) с прудами  и островами к югу от парка Александрия на востоке города. Разбит в 1832—1836 годах по проекту архитекторов А. А. Менеласа, И. И. Шарлеманя, садового мастера П. И. Эрлера. До наших дней сохранились только здания двух караулок, построенных в XVIII веке.

  • Английский парк

Первый пейзажный парк Петергофа  с прудом плотинами и мостами  в западной части города. Разбит в 1779—1790 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги и садового мастера Джеймса Медерса по образцу английский усадеб. Кваренги построил в парке Английский дворец и Берёзовый сруб, уничтоженные во время Великой отечественной войны. Из всех построек сохранились лишь оранжереи и руинный мостик.

    • Английский дворец (1781—1796, архитектор Дж. Кваренги) — в стиле строгого классицизма. Дворец разрушен в Великую Отечественную войну. До настоящего времени сохранились руины цокольного этажа, где установлен памятный знак. Одна из капителей главного портика находится в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости.
  • Луговой парк

Парк (85 га) без границ с системой шлюзов, каналов и прудов вдоль  линии Самсониевского водовода на юге города в направлении Бабигона (деревня Низино). Разбит в 1825—1857 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, садового мастера П. И. Эрлера и инженера М. И. Пилсудского. От большинства построек, в том числе павильона Озерки, остались только руины. Почти 18 га территории Лугового парка заняты девятью прудами — Большим запасным (Никольским), Самсоновским (Малым запасным), Орлиным, Руинным, Круглым, Мельничным, Саперным, Бабигонским, Церковным. Вода этих прудов по Петергофскому каналу подается для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа.) Парк и его сооружения, сильно пострадавшие в 1941—1944 годах, постепенно восстанавливаются. Планируется восстановление Никольского сельского домика у Большого Западного пруда, павильона Озерки у начала Самсониевского водовода, Царской мельницы вблизи шлюза на Самсоновском пруду, «Руины» на одном из островков Руинного пруда.

    • Бельведер (1852—1856, архитектор А. И. Штакеншнейдер) дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме. Предназначался для пикников императорской фамилии. После Октябрьской революции дворцовый павильон стал домом отдыха трудящихся. Во время Великой Отечественной войны дворцовый павильон серьёзно пострадал, скульптурные группы безвозвратно исчезли. После реставрации в 1953—1956 годы во дворце снова открылся дом отдыха. В настоящее время во дворце ведутся серьёзные реставрационные работы.

Особенности Бельведера: с  верхней галереи можно увидеть Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург; в XIX веке действовала специальная подъемная машина — прототип современного лифта; парадный вход был украшен скульптурами в точности повторяющие те, что стоят сегодня на Аничковом мосту.

Информация о работе Версальский дворец. Проблема стиля