Западноевропейское искусство XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 07:25, реферат

Описание работы

В начале века в архитектуре господствует ампир — художественный стиль, созданный во Франции в эпоху установления империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки стиля Империи небольшие — от конца правления Директории 1799 года до реставрации во Франции власти Бурбонов в 1815 г. Наполеон стремился к тому, чтобы время его правления сравнивали с эпохой Римской империи. Поэтому если классицизм ориентировался на греческую античность, то ампир — на искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798-1799 гг. на культуру Древнего Египта.

Файлы: 1 файл

Ампир.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Ампир (фр. empire -империя) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в., завершающая фаза классицизма, созданный во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта. Черты стиля: парадное великолепие, ориентация на формы искусства императорского Рима.

 

 

Западноевропейское искусство XIX в.

В начале века в архитектуре  господствует ампир — художественный стиль, созданный во Франции в эпоху установления империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки стиля  Империи небольшие — от конца правления Директории 1799 года до реставрации во Франции власти Бурбонов в 1815 г. Наполеон стремился к тому, чтобы время его правления сравнивали с эпохой Римской империи. Поэтому если классицизм ориентировался на греческую античность, то ампир — на искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798-1799 гг. на культуру Древнего Египта.

В отличие от классицизма, ампир строил композицию зданий на контрасте гладкой поверхности стены и узких орнаментальных поясов в местах, подчеркивающих конструкцию. Если для классицизма были характерны мягкие, приглушенные цвета, то для ампира — красные, синие, белые с  золотым.

В античности ампир черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой — идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (дикторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Для ампира характерными стали древнеегипетские орнаменты, изображения сфинксов. Ампир служил возвеличению власти оформлением интерьера, драпировками стен, балдахинами, монументальными кроватями, затканной золотом обивкой мебели, украшенными бронзой массивными зеркалами. Мебельщики создавали кубической формы шкафы, короткие кушетки с высоким, плавно изогнутым изголовьем — т.н. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками.

 

Живопись

Великим французским живописцем ампира был Жан Опост Доминик Энгр (1780-1867). Ученик Давида, Энгр в 1806-1824 гг. жил и работал в Италии. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Юпитер и Антиопа», «Апофеоз Гомера». Портреты Энгр а отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Мадам Девосс»)-Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок.

 

Романтизм

в европейском искусстве

«Первыми среди людей всегда будут те, кто сможет создать бессмертные вещи из листка бумаги, полотна, мрамора или звуков»

А. де Виньи «Безумная, пламенная, до крайности возбужденная эпоха», — определял это время Теофиль Готье. Все чувства здесь обострены до предела и находятся в непрерывном напряжении, любое переживание мгновенно принимает самые крайние формы и ищет себе обнаженного драматического воплощения, лихорадочные всплески энергии и порывы к действию сменяются безнадежной усталостью и апатией — и все это почти неизбежно окрашено мрачными тешами горечи и пессимизма.

Романтическое искусство  характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Романтики отчетам  во сознавали свое враждебное отношение к стяжательской, мещанской жизни. Находясь в оппозиция к буржуазному обществу, романтики не принимали и служащее ему искусство.

 

 

Впервые термин «романтизм»  применительно к живописи был  применен в некрологе рано умершего художника Теодора Жермко (1791—1824), создателя таких картин, как «Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненый кирасир, уходящий с линии огня» 1812-1814 гг. Тема его картины «Плот Медузы» — гибель пассажирского корабля по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. Она привлекла широкое внимание общественности, обвинившей в катастрофе политический режим Реставрации.

Эжен Делакруа (1798-1863) создавал полотна, сюжеты которых типичны для романтизма, отвергающего жизненный материал «низкой» действительности. Делакруа вводит в живопись новые средства реалистического познания мира. 855 картин, больше полутора тысяч акварелей и пастелей, более 6 тысяч рисунков посвящены, как у Бальзака, одной теме: утверждению права нового человека на активное познание жизни, полноту жизневосприятия. Делакруа по-новому ставит вопрос о границах искусства, он отстаивает принцип * многообразия прекрасного».

Картина Делакруа «Резня на Хиосе» посвящена одному из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига, темой «Сарданапа-ла» послужила трагедия Байрона об ассирийском царе. «Свобода, ведущая народ» показывает повстанцев на развалинах баррикад среди мертвых тел погибших товарищей.

 

 

Русское искусство первой половины   xix b.

Архитектура высокого классицизма

Первая четверть XIX в. в России — время размаха градостроительства. В архитектуре главным становится возведение гражданских и административных зданий. Архитектура неразрывно связана со скульптурой. Синтез искусств — одно из проявлений единого стилевого начала, каким для русского искусства являлся высокий классицизм, иначе именуемый русским ампиром, мастерами которого были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)0 сын крепостного, учился живописи в Москве. После того, как его хозяин А.С. Строганов дал ему вольную, Воронихин самостоятельно изучает архитектуру. Главное творение Воронихина — Казанский собор в Петербурге. Задача, стоявшая перед архитектором, была сложной. Кафедральный собор Петербурга должен был иметь колоннаду, как перед собором св. Петра в Риме. Воронихин расположил колоннаду со стороны бокового фасада, обращенного к Невскому проспекту, предполагалось, что с другой стороны будет такая же колоннада, но этот замысел не был осуществлен. Собор украшали разнообразные скульптурные композиции, над которыми трудились крупнейшие русские скульпторы той поры Прокофьев, Мартос, Щедрин. После войны с Наполеоном храм стал памятником воинской доблести: здесь похоронен Кутузов, в 30-е гг. перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

 

 

Русская живопись начала XIX в.

Ведущим направлением русской  живописи начала XIX в. Становится романтизм.

Особенность романтизма была в том, что он не сумел распространиться на все виды искусства, рядом с ним продолжали развиваться и стили возникшие в предшествующее столетие, прежде всего классицизм.

В России появление романтизма связано прежде всего с событиями начала XIX в., когда в связи с подъемом национального самосознания в эпоху антинаполеоновских войн в литературе и искусстве создается национальная модель мира.

Романтизм в России прошел два этапа  раннем этапе романтизм не поэтизирует  Средневековье, не имеет тяги к ориентализму, не интересуется мифом. В отличие от европейского, романтизм в России более простодушен, серьезен! Если во Франции романтизм в живописи начинался в жанрах исторической картины и портрета, в Германии — в пейзаже, портрете и историческом жанре, то в России ранний романтизм разрабатывается сначала исключительно в портретах Кипренского.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836), сын  крепостной крестьянки и помещика Дьяконова, был помещен последним в Академию художеств, которую закончил в 1803  Как портретист Кипренский заявил о себе портретом своего приемного отца Швальбе, глубина тона портрета и свободная манера исполнения говорит об увлечении молодого художника творчеством Рембранд-та. До своего отъезда за границу в 1816 г.Кипренский создает ряд романтических по своему характеру

 

 

 

Градостроительство и архитектура

Франция. Французское зодчество после 1815 г. некоторое время следовало стилю ампир. Но постепенно ампир утрачивает свои позиции. Архитекторы стремятся к обновлению выразительных средств» Одним из тех, кто изменил выразительные средства архитектуры, был Анри Лабруст.

Анри Лабруст (1801-1875) создает интерьер Библиотеки Святой Женевьевы с помощью ажурных металлических арок. В здании Национальной библиотеки применяет металлоконструкции, организуя большое светлое помещение. С помощью стеклянной стены он отделил читальный зал от книгохранилища. Наружный облик зданий Лабруст делает традиционным.

Примером инженерного  зодчества стала стальная башня  высотой 300 м, спроектированная А.Г. Эйфелем (1832-1923) для Всемирной выставки 1889 г| в Париже.

В конце XIX в. получает распространен  не железобетон, на гибкости и упругости  которого основано архитектурное конструирование  XX в. Bсе более широко начинают использоваться крупноблочные конструкции налаживается серийное производство строительных блоков для жилых домов.

В период Второй Империи развернулось обширное строительство. Префект Парижа барон Осман начал перепланировку столицы Франции. В своих принципах перепланировки он исходил из традиций французского градостроительства. Сеть лучей-улиц, на ключевых пересечениях — выдающиеся архитектурные сооружения. От круглой площади Звезды Осман проложил дополнительно к пяти еще семь магистралей, обсадив их деревьями, расширил проезды внутренних и внешних бульваров, построил пять новых мостов через Сену. Одним из самых заметных в это время стало сооружение Шарлем Гарнье (1825-1898) Парижской Оперы с многочисленными ризалитами, портиками, куполами. Эклектичность декора и функциональность — две стороны созданного Гарнье здания.

 

Англия. Возникло много новых  типов зданий — торговых и складских  помещений, доков, контор. Англия в промышленной архитектуре лидировала, в строительстве  и в мостостроении широко применялись  металлические конструкции. Металл применялся и в несущих конструкциях зданий, стекло для оранжерей и  теплиц.

В 1851 г. для Международной  выставки в Лондоне Джозеф Пэк-стон (1801-1865) возвел Хрустальный дворец длиной 564 м с помощью легкого металлического каркаса. Пэкстон создал проницаемый для света объем, устранив различие между внутренним и внешним пространством.

Новаторским характером отличался  «Красный дом», построенный Филиппом Уэббом для Уильяма Морриса. Простота, отказ от украшательства привели к созданию оригинального сооружения. Уильям Моррис основал мастерские для производства мебели, витражей, создал издательство, которое должно было выпускать высокохудожественные книги.

 

Искусство России во второй половине

XIX в.

реализм в русской живописи

В изобразительном искусстве  второй половины XIX в. выделяют два периода. Первый начался с конца 50-х годов, когда антикрепостнические настроения были сильны в широких кругах русского общества. Для живописи этого периода  характерна обличительная направленность. Второй этап начался с 70-х и закончился в начале 90-х гг. и связан с возникновением общества передвижных художественных выставок. Целью художников-передвижников был показ облика России и души русского народа.

Первые шаги обличительного направления в искусстве конца 50-х гг. связаны с сатирической графикой и книжной иллюстрацией. В это время в России издается множество сатирических журналов, самым  знаменитым из которых была «Искра». В книжной иллюстрации 60-х гг. также царило критическое направление. Иллюстрирование басен Крылова,

 «Ревизора» Гоголя  давало художникам-иллюстраторам  возможность обличать нравы сильных  мира сего. В.Г.Перов (1834-1882) был  одним из самых ярких художников-обличителей.  Открытая антиклерикальность характерна для его работ начала 60-х гг., среди которых «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе»

 

Архитектура середины и второй половины XIX в.

К середине XIX в. классицизм исчерпал себя, ему на смену пришло  стилизаторство, основанное на произвольной трактовке приемов различных архитектурных стилей прошлого. Прототипом православных храмов выступали византийские и русские храмы допетровского времени. Архитектуру 50-х гг. XIX в. принято определять как поздний классицизм, чертой которого было обращение к античности, лишенное былой идеализации. В это время усиливается тяга к прямому изучению античных памятников, начинается постепенный переход к использованию особенностей оригинала. Так, в композиции садового фасада Петергофского Бельведера, построенного по проекту Штакеншнейдера из полированного гранита! воспроизводился портик кариатид Эрехтейона. В архитектуре Исаакиевского собора и Александровской колонны Огюст Монферран прямо следует портику Пантеона и триумфальным колоннам Рима. На одном из сравнительных чертежей Монферрана наложены, друг на друга силуэты пирамиды Хеопса, собора св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, церкви св. Женевьевы в Париже и Исаакиевского собора Сравнительный анализ современных

 

 

Основные течение

западного авангарда первой половины

XX века

До 1900-х гг. все опыты  обновления искусства не были принципиально  направлены против традиционных приемов творчества, не претендовали на ниспровержение всех навыков. Первая волна антитрадиционалистских Художественных движений поднялась в 1905 г. в Германии и Франции!

Два первых течения авангардистского искусства возникли практически  одновременно — фовизм и кубизм.

В 1905 г. во Франции образовалась   группа живописцев, получивших в одной  из рецензий на Париский салон этого года наименование фовистов («диких»). В Германии, Дрездене, возникло общество «Мост», французские художники склонялись к созерцательности, немецкие тяготели к экспрессивности, поэтому за ними закрепилось название экспрессионистов. Очень скоро пути многих основоположников этих течений разошлись, но сначала они исповедовали общую доктрину, включавшую:

— отказ от светотеневой моделировки формы;

— отказ от объемно-пространственного построения композиции и воздушной перспективы;

— плоскостные изображения, которые у фовистов лишь в незначительной степени передают пространственную среду;

— нанесение красочного слоя на холст локальными плоскими пятнами либо хаотичными густыми мазками;

Информация о работе Западноевропейское искусство XIX века