Хотовицкий Степан Фомич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:23, реферат

Описание работы

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции

Файлы: 1 файл

Хотовицкий Степан Фомич.docx

— 67.36 Кб (Скачать файл)

Хотовицкий  Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «Акушерства  и вообще учения о женских и  детских болезнях» в 1836 г. С этого  времени он начал впервые в  высшей школе России читать систематический  курс детских болезней, не ограничиваясь  болезнями новорождённых и детей  первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как  полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции.

Лекционный  курс С.Ф. Хотовицкого был первым в мире курсом педиатрии, который  входил в число обязательных для  студента МХА дисциплин (за рубежом

 

  КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПЕДИАТРИИ

  эти курсы читали как приватные  лишь для врачей, желающих совершенствоваться  в педиатрии).

  Главной заслугой С.Ф. Хотовицкого  следует считать то, что его  труды знаменовали возникновение  в России во второй четверти XIX в. начало подлинно научной  педиатрии. Он чётко сформулировал  право педиатрии на самостоятельное  существование (как раздела медицины), а также её цели и задачи. Это даёт основание считать  его первым русским педиатром.  Свои научные взгляды С.Ф. Хотовицкий  систематизировал в первом оригинальном  русском руководстве по педиатрии  «Педиятрика» (СПб., 1847), где он выделил  следующие положения, лежащие  в основе научной педиатрии.

  • Отличие детского организма  от организма взрослого заключается  не в меньшей величине его  органов и меньшей силе отправлений,  свойственных человеческому организму,  но в особенностях самого состава  его органов и их действий  как в здоровом состоянии, так  и в период его болезни.

  • Органические и функциональные  особенности ребёнка не неизменны.  Напротив, в ходе развития детский  организм ни на один момент  не остаётся в одном и том  же состоянии: количественные  и качественные изменения в  строении и отправлениях детского  организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

  • Изменения в тех или иных  органах происходят не в одно  и то же время: каждая ткань,  каждая часть тела имеет свои  периоды развития. Вместе с тем  «по окончании каждого отдельного  развития не только орган развившийся,  но и целый организм, и жизненный  процесс его вступают в новое  состояние, вовсе отличное от  прежнего». Эта целостность организма  подчёркнута С.Ф. Хотовицким в  его диссертации (1823): «Я держу  перед глазами все функции  организма и не могу рассматривать  их изолированно»,

  • В основе изменений детского  организма, течения и проявлений  заболеваний лежат возрастные  и индивидуальные особенности  ребёнка. Поэтому изучение и  знание органических и динамических (т.е. физиологических) свойств  детского организма, его реакции,  семиотики и учёт всех этих  отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских  заболеваний. При этом должна  быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребёнка,  большая значимость для детского  организма внешних влияний и  лёгкость возникновения общих  реакций, нередко маскирующих  основное заболевание.

 

Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской  семиотики, методики обследования и  учёт всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении  детских заболеваний.

  В 1836 г. при кафедре терапии  МХА был открыт амбулаторный  приём детей. С.Ф. Хотовицкий  постоянно стремился к созданию  акушерской и детской клиник  и осуществил это в 1842 г., когда  детская клиника (10 коек для  детей до трёх лет) в составе  женской и акушерской клиники  (на 34 койки) была повторно открыта  в МХА. Таким образом, уже  на первых этапах становления  педиатрии как самостоятельной  учебной дисциплины появились  отечественные традиции в методике  преподавания, в частности единение  теоретического и практического  обучения студентов у постели  больного.

  До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал  С.Ф. Хотовицкий, а после него  эпизодически преподавали в течение  одного-двух лет A.M. Хоменко, Е.В. Пеликан (впоследствии видный судебный медик), И.М. Балинский (впоследствии известный психиатр и невролог), А.Я. Крассовский (крупный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти учёные вели лишь лекционный курс.

  В феврале 1861 г. детское отделение  расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование  клиникой, чтение лекционного курса,  руководство практическими занятия

 

 

 

 

 

В 1847 г. в России был опубликован  труд по педиатрии, который назывался  «Педиятрика». Это был цикл лекций по детским болезням, читаемый в  Петербургской медико–хирургической академии профессором Степаном Фомичом  Хотовицким. Известно, что он был  сыном священника. С.Ф. Хотовицкий окончил  в 1817 г. Медико–хирургическую академию в Петербурге. В числе лучших десяти молодых врачей он был направлен  за границу для подготовки к профессорскому званию. Перед отъездом надо было выбрать  будущую, специальность, и С.Ф. Хотовицкий останавливает свой выбор на кафедре  повивального искусства, судебной медицины и медицинской полиции. За границей С.Ф. Хотовицкий пробыл четыре года. Работал  в клиниках Лондона, Вены, Берлина, хорошо знал все европейские языки; вернувшись в Россию, он был назначен профессором  Петербургской медико–хирургической академии. Одновременно он преподавал акушерство, судебную медицину и медицинскую  полицию. Такое сочетание разных медицинских специальностей как  для России, так и для Европы в начале XIX века было явлением обычным. Не было специальной дисциплины, касающейся вопросов лечения детей. В начале 30–х годов XIX в. С.Ф. Хотовицкий также  пишет и публикует ряд работ  по судебной медицине, гигиене, акушерству и педиатрии, из них наиболее интересна  работа: “О некоторых младенческих болезнях”, в которой описаны  болезни новорожденных: желтуха, рожа, стоматит, сифилис и др.

30 лет преподавал С.Ф. Хотовицкий  акушерство и детские болезни.  В журналах того времени, таких  как «Труды русских врачей»,  «Военно–медицинском журнале», появляются  его статьи, даже по названиям  которых мы можем с уверенностью  сказать, что эти проблемы волнуют  современных педиатров: «Молочница  у детей», «Венерическая болезнь  у новорожденных», «Пупочная грыжа»  и др.

  В 1832 г. ему было присвоено  звание профессора. С работой  на кафедре в академии Хотовицкий  совмещает обязанности старшего  городского акушера.

  Он согласился работать старшим  городским акушером в Петербурге, причем безо всякого жалования  (как сейчас принято говорить  на общественных началах). Это  не было «работой на публику». Это был смысл его жизни.

  С.Ф. Хотовицкий большое внимание  уделял преподаванию педиатрии:  вместо 1–2 лекций он третью  часть курса, примерно 72 часа, посвящал  педиатрии; читал физиологию, патологию  и гигиену всего периода детства,  а не только новорожденных.

  На лекции С.Ф. Хотовицкого  приходили студенты не только  медицинских, но и других факультетов.

  Профессор Я.А. Чистович, когда  был студентом, слушал лекции  С.Ф. Хотовицкого. Впоследствии  он писал:

  «Преподавание, лекция были для  него таким святым долгом, а  приобретение знания и передача  их молодым умам своих слушателей  таким высоким призванием, что  он посвящал преподавательскому  делу все свои способности,  всю душу свою. Читая лекции, он  забывал о целом свете и  помнил только то, что его слушают  молодые люди, ждущие знаний. И  надобно было видеть, как, увлекаясь  сам, он увлекал слушателей, и  как эти слушатели, даже состарившись  и прослушав многих других  преподавателей, с восторгом вспоминали  о лекциях С.Ф. Хотовицкого».

  В своих лекциях и работах  Хотовицкий упорно отстаивал  положение о существенном отличии  детского организма от взрослого,  о необходимости врачу знать  анатомо–физиологические особенности  ребенка и обусловленные ими  особенности детских заболеваний

  Детские болезни С.Ф. Хотовицкий  делит на три периода:

  «Болезни первого периода детства». К ним он относит врожденные  пороки; «затворение ноздрей, рта,  заднего прохода», водяная болезнь  головы, родимые пятна, кривизна  ног, расщелина «губы» и еще  20 врожденных аномалий.

  «Болезни второго периода детства». К ним С.Ф. Хотовицкий относит  «воспалительное страдание мозга,  гортани, легких, брюшины, кишок,  спинного мозга, коклюш».

  К «Болезням третьего периода»  относились «лихорадочные сыпи»:  «ветряная оспа, корь, скарлатина, краснуха». 

  Итогом его деятельности и  стал объемный труд – «Педиятрика» (около 1000 страниц) – первый  русский учебник педиатрии, сохранивший  научную ценность до наших  дней.

  «Педиятрика» была напечатана  всего в 600 экземплярах и –  разошлась сразу. Через 5 лет  книга была уже библиографической  редкостью.

  К сожалению, эта книга недоступна  современным врачам и студентам–медикам,  т.к. является библиографической  редкостью, и у нас в Москве  она имеется только в отделе  редких книг во Всероссийской  библиотеке. Вот некоторые выдержки  из этого оригинального руководства.  Основное кредо С.Ф. Хотовицкого:  «ребенок – это не уменьшенная  копия взрослого», а, следовательно,  «педиятрика – это наука об  отличительных особенностях в  строении, отправлениях и болезнях  детского организма и обоснованном  на тех особенностях сохранении  здоровья и лечении болезней  у детей». С.Ф. Хотовицкий впервые  в России серьезно поставил  вопросы возрастной анатомии  и физиологии, подчеркивая специфику  детского организма, здорового  и больного.

  С.Ф. Хотовицкий в своей книге  спорит с иностранными врачами,  утверждающими, что «лучший врач  для дитяти – женщина». В качестве  доказательств он приводит примеры  крупных ученых, занимающихся в  России и за рубежом изучением  вопросов педиатрии. Он приводит  примеры, связанные с деятельностью  российских ученых: С.Г. Зыбелина  и его работу «Слово о правильном  воспитании с младенчества в  рассуждении тела, служащем к  размножению в обществе народа»;  Н.М. Максимовича–Амбодика и его  работу «Искусства повивания  или науки о бабичьем деле». 

  В XIX в. России педиатрия приобретала  статус самостоятельной медицинской  дисциплины, и этим она во многом  обязана российскому ученому  С.Ф. Хотовицкому, автору первого  учебника по педиатрии – «Педиятрика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первой половине XIX в. педиатрия еще  ни в одной стране мира, а также  в России, не выделилась в отдельную  науку, но ряд ученых уже осознанно  и доказательно ставят вопрос о ее самостоятельности. Один из основоположников отечественной педиатрии, профессор  Санкт-Петербургской медико-хирургической  академии С. Ф. Хотовицкий дал и с  современных позиций правильное определение педиатрии: «Педиятрика  — есть наука об отличительных  особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и  об основанном на тех особенностях сохранении  здоровья   и   лечении   болезней   у  детей»   (1847).

 

Целью  педиятрики  он  считал:   «...с  одной  стороны,  споспешествование  правильному с природой сообразному  ходу постепенного развития   организма  детского   и   свойственных,   ему   отправлений, а,   с   другой   стороны,   удаление   препятствий   правильности   хода этого». Предмет педиятрики, по мнению С. Ф. Хотовицкого, «есть физиолого-   и   патолого-терапевтическое   учение   о   детском   организме  вообще  и  в  особенности.  Общее  учение  показывает:  чем именно детский возраст от зрелого отличается в физиологическом диетическом, патологическом и терапевтическом  отношениях. Частное   учение   объясняет:   как   именно   отличие   детского   организма  выражается   в   разных   поприщах   (периодах)   детского   возраста, или   в  продолжении   того   времени,   которое   заключается   между окончанием утробной жизни  младенца и постепенным  переходом

  детского  возраста  в  зрелый».

 

По   сравнению   с   предыдущим   периодом   увеличился   выпуск научных работ, посвященных вопросам педиатрии: 31 диссертация,    многочисленные    статьи    во    всех    существовавших   тогда медицинских  периодических изданиях,  10 монографий, среди них одна из жемчужин научной  педиатрической литературы «Педиятрика» С.  Ф.   Хотовицкого   (1847)   и   замечательный   3-томный  труд  по   воспитанию ребенка  К. И. Грума «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (1843—1845). Широко использовались отечественными  врачами   книги  по детским  болезням  зарубежных авторов:  Е.   Barthez,  F.   Rillet,  E.Bouchut,   A.   Vogel,  A.  Trousseau, W. Rau, J. Henke, H. Hufeland и др., сочинения  которых безусловно повлияли на становление  педиатрии в России, что подтверждается многочисленными   ссылками   и   сопоставлением  текстов.

 

Необходимо  отметить приоритет Германии и Австрии  в создании специальных журналов: 1843 г. — «Журнал детских болезней», . 1858 г. — «Ежегодник детской медицины». В первые годы существования этих изданий врачи России были мало с  ними знакомы. Этот период связан с  началом научного изучения анатомо-физиологических  особенностей детского возраста, в  основном на макроскопическом  уровне.

 

Изучается постепенное развитие плода по периодам беременности. Одно из серьезных исследований о плоде и недоношенных детях  принадлежит В, А. Голицынскому. В  нем на основе клинических и патанатомических исследований он описал процессы окостенения, развития кожи, волосяного покрова, внешний  вид внутренних  органов   на   7   и   8-м   месяцах   развития   плода.

 

Новым для этого периода является более  подробное описание особенностей новорожденного ребенка, а главное — изучение особенностей детей  всех возрастных групп до  16 лет включительно. Наиболее   фундаментальной   работой   об   особенностях   детского возраста   является   труд   С.   Ф.   Хотовицкого   «Педиятрика».   Он разделил  детский  возраст  на 3  периода:  первый — от  рождении младенца до первого  прорезывания зубов; второй или собственно детство — от   первого   прорезывания   зубов   до   наступления   их перемены, т. е. до 7—8 лет; третий или отрочество —  до 14—16 лет. На первый взгляд эта возрастная периодизация кажется примитивной  и основанной на состоянии зубов, но из знакомства с объяснениями С. Ф. Хотовицкого видно, что в основу своего деления он положил комплекс анатомо-физиологических особенностей, свойственных каждому периоду детства  в отдельности; соотношение частей тела ребенка, особенности нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, костно-мышечной систем,

Информация о работе Хотовицкий Степан Фомич