Хотовицкий
Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА,
был избран заведующим кафедрой «Акушерства
и вообще учения о женских и
детских болезнях» в 1836 г. С этого
времени он начал впервые в
высшей школе России читать систематический
курс детских болезней, не ограничиваясь
болезнями новорождённых и детей
первого года жизни (как это обычно
делали профессора акушерства), а как
полный курс педиатрии, включавший физиологию
и патологию детей всех возрастных
периодов, а также детские инфекции.
Лекционный
курс С.Ф. Хотовицкого был первым
в мире курсом педиатрии, который
входил в число обязательных для
студента МХА дисциплин (за рубежом
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДИАТРИИ
эти курсы читали как приватные
лишь для врачей, желающих совершенствоваться
в педиатрии).
Главной заслугой С.Ф. Хотовицкого
следует считать то, что его
труды знаменовали возникновение
в России во второй четверти
XIX в. начало подлинно научной
педиатрии. Он чётко сформулировал
право педиатрии на самостоятельное
существование (как раздела медицины),
а также её цели и задачи.
Это даёт основание считать
его первым русским педиатром.
Свои научные взгляды С.Ф. Хотовицкий
систематизировал в первом оригинальном
русском руководстве по педиатрии
«Педиятрика» (СПб., 1847), где он выделил
следующие положения, лежащие
в основе научной педиатрии.
• Отличие детского организма
от организма взрослого заключается
не в меньшей величине его
органов и меньшей силе отправлений,
свойственных человеческому организму,
но в особенностях самого состава
его органов и их действий
как в здоровом состоянии, так
и в период его болезни.
• Органические и функциональные
особенности ребёнка не неизменны.
Напротив, в ходе развития детский
организм ни на один момент
не остаётся в одном и том
же состоянии: количественные
и качественные изменения в
строении и отправлениях детского
организма совершаются непрерывно
(«от утробы до могилы»).
• Изменения в тех или иных
органах происходят не в одно
и то же время: каждая ткань,
каждая часть тела имеет свои
периоды развития. Вместе с тем
«по окончании каждого отдельного
развития не только орган развившийся,
но и целый организм, и жизненный
процесс его вступают в новое
состояние, вовсе отличное от
прежнего». Эта целостность организма
подчёркнута С.Ф. Хотовицким в
его диссертации (1823): «Я держу
перед глазами все функции
организма и не могу рассматривать
их изолированно»,
• В основе изменений детского
организма, течения и проявлений
заболеваний лежат возрастные
и индивидуальные особенности
ребёнка. Поэтому изучение и
знание органических и динамических
(т.е. физиологических) свойств
детского организма, его реакции,
семиотики и учёт всех этих
отличий необходимы при профилактике,
распознавании и лечении детских
заболеваний. При этом должна
быть принята во внимание индивидуальность
(«самоособость») заболевшего ребёнка,
большая значимость для детского
организма внешних влияний и
лёгкость возникновения общих
реакций, нередко маскирующих
основное заболевание.
Предварительное
изучение и знание особенностей детского
организма и его реакций, детской
семиотики, методики обследования и
учёт всех этих особенностей необходимы
при распознавании и лечении
детских заболеваний.
В 1836 г. при кафедре терапии
МХА был открыт амбулаторный
приём детей. С.Ф. Хотовицкий
постоянно стремился к созданию
акушерской и детской клиник
и осуществил это в 1842 г., когда
детская клиника (10 коек для
детей до трёх лет) в составе
женской и акушерской клиники
(на 34 койки) была повторно открыта
в МХА. Таким образом, уже
на первых этапах становления
педиатрии как самостоятельной
учебной дисциплины появились
отечественные традиции в методике
преподавания, в частности единение
теоретического и практического
обучения студентов у постели
больного.
До выхода в отставку в 1847
г. курс детских болезней читал
С.Ф. Хотовицкий, а после него
эпизодически преподавали в течение
одного-двух лет A.M. Хоменко, Е.В. Пеликан
(впоследствии видный судебный медик),
И.М. Балинский (впоследствии известный
психиатр и невролог), А.Я. Крассовский
(крупный акушер-гинеколог). К сожалению,
все эти учёные вели лишь лекционный курс.
В феврале 1861 г. детское отделение
расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование
клиникой, чтение лекционного курса,
руководство практическими занятия
В
1847 г. в России был опубликован
труд по педиатрии, который назывался
«Педиятрика». Это был цикл лекций
по детским болезням, читаемый в
Петербургской медико–хирургической
академии профессором Степаном Фомичом
Хотовицким. Известно, что он был
сыном священника. С.Ф. Хотовицкий окончил
в 1817 г. Медико–хирургическую академию
в Петербурге. В числе лучших десяти
молодых врачей он был направлен
за границу для подготовки к профессорскому
званию. Перед отъездом надо было выбрать
будущую, специальность, и С.Ф. Хотовицкий
останавливает свой выбор на кафедре
повивального искусства, судебной медицины
и медицинской полиции. За границей
С.Ф. Хотовицкий пробыл четыре года. Работал
в клиниках Лондона, Вены, Берлина, хорошо
знал все европейские языки; вернувшись
в Россию, он был назначен профессором
Петербургской медико–хирургической
академии. Одновременно он преподавал
акушерство, судебную медицину и медицинскую
полицию. Такое сочетание разных
медицинских специальностей как
для России, так и для Европы
в начале XIX века было явлением обычным.
Не было специальной дисциплины, касающейся
вопросов лечения детей. В начале
30–х годов XIX в. С.Ф. Хотовицкий также
пишет и публикует ряд работ
по судебной медицине, гигиене, акушерству
и педиатрии, из них наиболее интересна
работа: “О некоторых младенческих
болезнях”, в которой описаны
болезни новорожденных: желтуха, рожа,
стоматит, сифилис и др.
30 лет преподавал С.Ф. Хотовицкий
акушерство и детские болезни.
В журналах того времени, таких
как «Труды русских врачей»,
«Военно–медицинском журнале», появляются
его статьи, даже по названиям
которых мы можем с уверенностью
сказать, что эти проблемы волнуют
современных педиатров: «Молочница
у детей», «Венерическая болезнь
у новорожденных», «Пупочная грыжа»
и др.
В 1832 г. ему было присвоено
звание профессора. С работой
на кафедре в академии Хотовицкий
совмещает обязанности старшего
городского акушера.
Он согласился работать старшим
городским акушером в Петербурге,
причем безо всякого жалования
(как сейчас принято говорить
на общественных началах). Это
не было «работой на публику».
Это был смысл его жизни.
С.Ф. Хотовицкий большое внимание
уделял преподаванию педиатрии:
вместо 1–2 лекций он третью
часть курса, примерно 72 часа, посвящал
педиатрии; читал физиологию, патологию
и гигиену всего периода детства,
а не только новорожденных.
На лекции С.Ф. Хотовицкого
приходили студенты не только
медицинских, но и других факультетов.
Профессор Я.А. Чистович, когда
был студентом, слушал лекции
С.Ф. Хотовицкого. Впоследствии
он писал:
«Преподавание, лекция были для
него таким святым долгом, а
приобретение знания и передача
их молодым умам своих слушателей
таким высоким призванием, что
он посвящал преподавательскому
делу все свои способности,
всю душу свою. Читая лекции, он
забывал о целом свете и
помнил только то, что его слушают
молодые люди, ждущие знаний. И
надобно было видеть, как, увлекаясь
сам, он увлекал слушателей, и
как эти слушатели, даже состарившись
и прослушав многих других
преподавателей, с восторгом вспоминали
о лекциях С.Ф. Хотовицкого».
В своих лекциях и работах
Хотовицкий упорно отстаивал
положение о существенном отличии
детского организма от взрослого,
о необходимости врачу знать
анатомо–физиологические особенности
ребенка и обусловленные ими
особенности детских заболеваний
Детские болезни С.Ф. Хотовицкий
делит на три периода:
«Болезни первого периода детства».
К ним он относит врожденные
пороки; «затворение ноздрей, рта,
заднего прохода», водяная болезнь
головы, родимые пятна, кривизна
ног, расщелина «губы» и еще
20 врожденных аномалий.
«Болезни второго периода детства».
К ним С.Ф. Хотовицкий относит
«воспалительное страдание мозга,
гортани, легких, брюшины, кишок,
спинного мозга, коклюш».
К «Болезням третьего периода»
относились «лихорадочные сыпи»:
«ветряная оспа, корь, скарлатина, краснуха».
Итогом его деятельности и
стал объемный труд – «Педиятрика»
(около 1000 страниц) – первый
русский учебник педиатрии, сохранивший
научную ценность до наших
дней.
«Педиятрика» была напечатана
всего в 600 экземплярах и –
разошлась сразу. Через 5 лет
книга была уже библиографической
редкостью.
К сожалению, эта книга недоступна
современным врачам и студентам–медикам,
т.к. является библиографической
редкостью, и у нас в Москве
она имеется только в отделе
редких книг во Всероссийской
библиотеке. Вот некоторые выдержки
из этого оригинального руководства.
Основное кредо С.Ф. Хотовицкого:
«ребенок – это не уменьшенная
копия взрослого», а, следовательно,
«педиятрика – это наука об
отличительных особенностях в
строении, отправлениях и болезнях
детского организма и обоснованном
на тех особенностях сохранении
здоровья и лечении болезней
у детей». С.Ф. Хотовицкий впервые
в России серьезно поставил
вопросы возрастной анатомии
и физиологии, подчеркивая специфику
детского организма, здорового
и больного.
С.Ф. Хотовицкий в своей книге
спорит с иностранными врачами,
утверждающими, что «лучший врач
для дитяти – женщина». В качестве
доказательств он приводит примеры
крупных ученых, занимающихся в
России и за рубежом изучением
вопросов педиатрии. Он приводит
примеры, связанные с деятельностью
российских ученых: С.Г. Зыбелина
и его работу «Слово о правильном
воспитании с младенчества в
рассуждении тела, служащем к
размножению в обществе народа»;
Н.М. Максимовича–Амбодика и его
работу «Искусства повивания
или науки о бабичьем деле».
В XIX в. России педиатрия приобретала
статус самостоятельной медицинской
дисциплины, и этим она во многом
обязана российскому ученому
С.Ф. Хотовицкому, автору первого
учебника по педиатрии – «Педиятрика».
В
первой половине XIX в. педиатрия еще
ни в одной стране мира, а также
в России, не выделилась в отдельную
науку, но ряд ученых уже осознанно
и доказательно ставят вопрос о ее
самостоятельности. Один из основоположников
отечественной педиатрии, профессор
Санкт-Петербургской медико-хирургической
академии С. Ф. Хотовицкий дал и с
современных позиций правильное
определение педиатрии: «Педиятрика
— есть наука об отличительных
особенностях в строении, отправлениях
и болезнях детского организма и
об основанном на тех особенностях
сохранении здоровья и
лечении болезней у детей»
(1847).
Целью
педиятрики он считал: «...с
одной стороны, споспешествование
правильному с природой сообразному
ходу постепенного развития организма
детского и свойственных,
ему отправлений, а, с
другой стороны, удаление
препятствий правильности
хода этого». Предмет педиятрики, по
мнению С. Ф. Хотовицкого, «есть физиолого-
и патолого-терапевтическое
учение о детском организме
вообще и в особенности. Общее
учение показывает: чем именно
детский возраст от зрелого отличается
в физиологическом диетическом,
патологическом и терапевтическом
отношениях. Частное учение
объясняет: как именно
отличие детского организма
выражается в разных
поприщах (периодах) детского
возраста, или в продолжении
того времени, которое
заключается между окончанием
утробной жизни младенца и постепенным
переходом
детского возраста в зрелый».
По
сравнению с предыдущим
периодом увеличился выпуск
научных работ, посвященных вопросам
педиатрии: 31 диссертация, многочисленные
статьи во всех
существовавших тогда медицинских
периодических изданиях, 10 монографий,
среди них одна из жемчужин научной
педиатрической литературы «Педиятрика»
С. Ф. Хотовицкого (1847)
и замечательный 3-томный
труд по воспитанию ребенка
К. И. Грума «Руководство к воспитанию,
образованию и сохранению здоровья
детей» (1843—1845). Широко использовались
отечественными врачами книги
по детским болезням зарубежных
авторов: Е. Barthez, F.
Rillet, E.Bouchut, A. Vogel, A.
Trousseau, W. Rau, J. Henke, H. Hufeland и др., сочинения
которых безусловно повлияли на становление
педиатрии в России, что подтверждается
многочисленными ссылками
и сопоставлением текстов.
Необходимо
отметить приоритет Германии и Австрии
в создании специальных журналов:
1843 г. — «Журнал детских болезней»,
. 1858 г. — «Ежегодник детской медицины».
В первые годы существования этих
изданий врачи России были мало с
ними знакомы. Этот период связан с
началом научного изучения анатомо-физиологических
особенностей детского возраста, в
основном на макроскопическом уровне.
Изучается
постепенное развитие плода по периодам
беременности. Одно из серьезных исследований
о плоде и недоношенных детях
принадлежит В, А. Голицынскому. В
нем на основе клинических и патанатомических
исследований он описал процессы окостенения,
развития кожи, волосяного покрова, внешний
вид внутренних органов на
7 и 8-м месяцах
развития плода.
Новым
для этого периода является более
подробное описание особенностей новорожденного
ребенка, а главное — изучение
особенностей детей всех возрастных
групп до 16 лет включительно.
Наиболее фундаментальной
работой об особенностях
детского возраста является
труд С. Ф. Хотовицкого
«Педиятрика». Он разделил детский
возраст на 3 периода: первый
— от рождении младенца до первого
прорезывания зубов; второй или собственно
детство — от первого
прорезывания зубов до
наступления их перемены, т. е. до
7—8 лет; третий или отрочество —
до 14—16 лет. На первый взгляд эта возрастная
периодизация кажется примитивной
и основанной на состоянии зубов,
но из знакомства с объяснениями С.
Ф. Хотовицкого видно, что в основу
своего деления он положил комплекс
анатомо-физиологических особенностей,
свойственных каждому периоду детства
в отдельности; соотношение частей
тела ребенка, особенности нервной,
дыхательной, пищеварительной, мочеполовой,
костно-мышечной систем,