Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:23, реферат
Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции
Предупреждение
заболеваний у детей по-
Детская смертность в России в этот период колебалась от
220 до 300 и выше на 1000 родившихся. Высокие
цифры детской смертности в
1-й половине XIX века характерны
для многих стран. Например, в
Швеции этот показатель
родившихся.
Вопросы здравоохранения, в том числе детского, находились в поле зрения Вольно-экономического общества (ВЭО). 6 мая 1833 года на общем собрании членов ВЭО было решено, что «Вольно-экономическое общество, в обязанности коего состоит заботиться о здравии народном желает, чтобы вполне изложены были причины столь неестественной между младенцами смертности на 1-м году их жизни и предложены способы к упреждению такового зла, удобноисполнительные в крестьянском быту и соотаетственные надзору помещиков, управителей и деревенских старост». Был объявлен конкурс на лучшее сочинение по данному вопросу или как говорилось тогда, поставлена к разрешению задача. Работы предлагалось представить к 1 марта 1834. Была учреждена награда в 2 тысячи рублей и золотая медаль. На конкурс было прислано 84 работы — эта довольно высокая цифра, в период, когда специалистов по педиатрии еще нет. Сочинения были написаны, в основном, врачами, но среди авторов были и педагоги, и священники. По мнению жюри ни одна из работ полностью не удовлетворяла поставленной задаче. Все-таки первая премия была присуждена И. Р. Лихтенштедту за сочинение «О причинах большой смертности детей на 1-м году жизни и мерах к ее отвращению». Он определил величину детской смертности, для чего использовал статистические сочинения авторов из разных стран, новейшие таблицы об умерших в России, известия Петербургского воспитательного дома. По его расчетам смертности детей на первом году жизни в России в 1831 — 1838 гг. составила более 220 на 1000 родившихся.
Среди мер борьбы с высокой детской смертностью И. Р. Лихтенштедт назвал улучшение благосостояния народа и широкое общее образование его, предложил разработать и «издать правила касательно работ, которые можно производить беременным крестьянкам», писал о желательности увеличения подготовки повивальных бабок, открытии во всех губернских городах повивальных школ, расширении врачебной помощи населению, причем, бедным бесплатной. И. Р. Лихтенштедт особенно подчеркнул необходимость открытия детских больниц не только в крупных городах, но и в уездных. Он выступил против кормиличного промысла. Для охраны внебрачных и подкинутых детей И. Р. Лихгенштед считал целесообразным отыскивать отцов и взыскиаать с них содержание для ребенка. Особое мнение высказал И. Р. Лихтенштедт относительно воспитательных домов. Он писал, что внезапное закрытие воспитательных домов может увеличить детоубийство и смертность детей. В- то же время по его мнению «Совершенная беспечность, в какой пребывают незаконные отцы и матери в тех местах, где есть воспитательные дома есть некоторым образом поблажка безнравственности».
Большой интерес представляет предложение И. Р. Лихтенштедта «составить с дозволения правительства общество, имеющее единственной благодательной целью уменьшение смертности на первом году жизни», которое должно взять под свое покровительство всех бедных детей. По его проекту общество должно иметь отделения в уездах и селах. Членами этого общества обязательно должны быть и женщины. Он предлагал ребенка, который не имел хорошего ухода и питания, отдавать под присмотр одного из членов общества, не отрывая ребенка от родителей. Насильственное отнятие ребенка от родителей он рекомендовал лишь в самых крайних случаях, так например, при жестоком отношении к ребенку.
И. Р. Лихтенштедт подчеркивал пользу профилактических мер, он предложил издавать популярные книги о правильном воспитании и вскармливании детей.
Практически, ни один пункт
плана по борьбе с детской
смертностью, разработанный И.
Р. Лихтенштедтом, не был
Это же отделение занималось организацией оспопрививания: готовило оспопрививателей, готовило и рассылало материал для прививания оспы, инструменты, выпускало наставления и инструкции на 12 языках народностей России. С 1824 по 1847 гг. таких наставлений было разослано 367 тысяч.
На местах в 1811 г. были созданы оспенные комитеты по губерниям, но активная работа их началась лишь после 1824 г. Они субсидировали работу по оспопрививанию, организовывали, ее в своих губерниях, составляли отчеты.
Забота о детях-сиротах была в ведении Приказов общественного призрения и различных благотворительных ведомств, в основном, Ведомства учреждений императрицы Марии.
Число заведений для призрения детей, особенно старшего возраста, увеличилось, так в 1821 — 1840 гг. их было 68, а в 1841 —1361 гг. — 124. Специальной медицинской помощи при i них, как правило, не существовало. При необходимости приглашались врачи из близрасположенных больниц или врачи, проживающие рядом с приютами.
Ухудшилось призрение детей грудного возраста. После указа 1828 г. были закрыты все частные воспитательные дома в различных городах России. Московский и Петербургский воспитательные дома были практически единственными учреждениями, принимающими детей грудного возраста. Из всех губерний России детей везли в Москву и Петербург. Собирали детей и доставляли их случайные лица с целью заработка, дети часто умирали в дороге. Воспитательные дома были переполнены. Опекунский Совет и правительство искали меры для сокращения числа приносимых детей. Для этого издавались различные указы, вводившие явный прием, запрещавшие матери навещать ребенка и взять его в последствии, ограничивающие возраст принимаемого ребенка до 1 месяца. Но эти меры вели не к уменьшению числа детей, а к увеличению их смертности и поэтому постепенно отменялись.
В столичные воспитательные
Со временем в воспитательных домах был накоплен богатый материал о течении заболеваний у детей, методах их лечения.
Переполнение воспитательных домов приводило к высокой заболеваемости и смертности детей. По данным главного врача Московского воспитательного дома А. И. Блументаля с 1829 г. по 1858 г. смертность грудных детей колебалась от 22 до 29%. Основными причинами смертности А. И. Блументаль считал очень плохое состояние здоровья детей к моменту их приноса в воспитательные дома; недостаток, особенно в летнее время, кормилиц, что приводило к переводу детей на искусственное вскармливание, которое не было научно разработано. Лучшим способом сохранения жизни младенцев врачи воспитательных домов считали безотлагательное отправление здоровых детей по деревням. Однако и эта мера не приводила к желательному результату. Смертность детей, розданных на воспитание в деревню, также была очень высока.
Массовая
раздача детей в деревни
Московскому воспитательному дому для оказания медицинской помощи детям, отданным на воспитание в деревенские семьи пришлось идти по другому пути. Сельских лазаретов Московский воспитательный дом не имел. Больных детей привозили в больницы, находящиеся при самом воспитательном доме в Москве, кроме того в больницах уездных городов открывались специальные отделения, каждое на 5 кроватей и 5 люлек (т. е. 5 мест для грудных детей). Принимались дети только с острыми заболеваниями. Лечили их врачи уездных больниц, получая за это доолнительную плату от воспитательного дома. Таких отделений было устроено 11, однако в связи с тем, что эти койки часто пустовали просуществовали они менее 4-х лет. Но это отнюдь не означало, что дети не болели, наоборот, заболеваемость детей была высокой. Многие причины мешали госпитализации детей. Это и отношение к ним в семьях воспитателей, невозможность привезти ребенка из далекой деревни, отсутствие должного наблюдения за питомцами надзирателей и фельдшеров воспитательного дома, прикрепленных к данным округам.
В этот период появились специальные детские больницы. Первая в России детская больница была организована в Петербурге в 1834 г. (ныне детская больница им. Н. Ф. Филатова), через 32 года после открытия больницы в Париже. Инициатором создания детской больницы в России были сенатор А. И. Апраксин, лейб-медик И. Ф. Арендт и доктор К. И. Фридебург, которые разработали проект и устав.
Больница
была открыта 10 декабря 1834 г. и разместилась
в неприспособленном здании —
в частном доме полковника Оливей
на углу Английского и Екатерининского
проспектов (ныне проспекта Маклина
и Римского-Корсакова). Она называлась
Санкт-Петербургская детская
С открытием больницы
в 1834 г. в
ней была организована
амбулатория — «зала для
оказания помощи приносным
детям». В ограниченных размерах
посещались больные на
дому, для этого был
выделен один врач.
Первоначально больница
располагала 60 койками,
в 1835 г. их число
было доведено до 100. В первые
годы дети в больнице
В первый год деятельности больницу возглавлял К. И. Фридебург, не являющейся детским врачом. С 1825 по 1860 гг., больницу возглавлял Федор Иванович Вейссе, пользовавшийся огромной популярностью как сведущий и искусный детский врач. Под его руководством детская больница получила известность не только в России, но и в других странах. Первые ординаторы больницы не являлись специалистами по детским болезням и накапливали опыт в процессе практики. Консультантами в больницы в основном были хирурги Н. Ф. Арендт и X. X. Саломон,а с 1850 по 1854 гг. Н. И. Пирогов.
Больница
была устроена и в дальнейшем существовала,
в соответствии с Уставом, только
за счет частных благотворительны средств.
В 1842 г. известными промышленными братьями
Демидовыми больнице были пожертвованы
200 тысяч рублей, что дало возможность
приобрести 2 смежных дома на Б. Подъяческой
улице, дом 30. Площадь больницы несколько
увеличилась, но ее помещения по-прежнему
были не приспособлены для