Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:23, реферат
Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции
За 25 лет своего существования (с 1834 по 1859 гг.) через больницу прошло 15363 стационарных и 136000 амбулаторны больных. Летальность составила 22,5%.
Вторая
в России детская больница была организована
Москве. В ноябре 1840 г. врач А. С. Кроненберг
подал Московскому генерал-
Больница имела 100 коек, при ней предусматривался амбулаторный прием. Главным врачом больницы был назкачен А. С. Кроненберг, который оставался в этой должности до 1862 г.
Необеспеченность
прочного существования больницы, зависимость
ее деятельности от случайных пожертвований,
заставил администрацию больницы хлопотать
о присоединении ее к заведениям
Московского воспитательного
Третья
в России больница была учреждена
в Петербурге, и получила название
Елизаветинской клинической больницы
для малолетних детей (ныне больница
им. Пастера). Организатором больницы
являлся Э. Мейер, который 25 сентября
1843 г. подал в Министерство Внутренних
дел письмо о необходимости открытия
в городе новой детской больницы.
В письме приводилось экономическое
обоснование целесообразности создания
детских больниц. Указывалось, что
больница будет содействовать развитию
педиатрии, как специальной отрасли
медицины. Э. Мейер назвал следующие
цели нового учреждения для детей: «1.
Безвозмездная помощь в болезнях
и безденежный отпуск лекарств; 2.
Наставление родителей, каким образом
предотвращать болезни при
Как и все учреждения для детей, больница создавалась на благотворительные средства. В литературе годом открытия Елизаветинской больницы считается 1844, однако, судя по архивным данным, эта дата учреждения больницы, а первые стационарные больные были приняты 5 сентября 1845. С этого года, в течение 10 лет, больницу возглавлял Э. Мейер. Первоначально (больница располагалась в частном доме на Михайловской площади (ныне площадь Искусств). В 1848 г. для больницы был приобретен собственный дом в 10-й роте Измайловского полка ныне 10 Красноармейская ул.). Число коек в больнице не превышало 40.
Особенностью этой больницы был прием детей от рождения до 4 лет. Отметим, что подобных больниц в то время нигде не было, а в ряде европейских стран запрещался даже прием грудных детей в общие больницы ввиду большой их смертности.
Таким образом, в России до 60-х годов было 3 детские бльницы (240 коек), они были открыты в приспособленных зданиях, существовали на частные благотворительные пожертвования, которые поступали не систематически. Средства, выделяемые государством, были ничтожны, а иногда совсем отсутствовали. Разделения больных по роду болезней не проводилось, выделялись только больные с явно инфекционными болезнями, но и это целение было неполным, т. к. они помещались в отдельные палаты для детей с различными другими заболеваниями. Хирургических отделений не было. При необходимости операции проводились в одной из палат или дети переводились в больницы для взрослых.
В 1853 г. в Петербурге была организована община сестер милосердия Литейной части, при которой были открыты первые детские ясли, помещавшиеся на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского) в собственном доме княгини Барятинской, являвшейся учредительницей общины. Принимались здоровые с привитой оспой младенцы из бедных семей за плату, вносимую благотворителем —60 рублей серебром в год. Дети находились в яслях летом с 5 часов утра до 9 вечера, а зимой с 8 до 8. Детей осматривал врач, а уход осуществляли няни. Число занятых мест колебалось от 18 до 33.
7
ноября 1838 г. был учрежден комитет
попечительства, детских приютов,
председателем которого был
При участии В. Ф. Одоевского был разработан «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Большинстве разделов Наказа касалось педагогической работы с детьми. Кроме. того, было написано Наставление родителям, дети которых посещали приюты. В нем сообщались правила приема, гигиенические; требования и ставилось условие сообщать о каждом случае заболевания ребенка.
Оповещение
жителей об открытии приютов возлагалось
на оберполицмейстера и на особых
служителей приютов — старшин.Они
отыскивали бедных детей. Кроме того,
старшины помогали устраивать дальнейшую
судьбу детей: после 10 лет их определяяв
ученики к разным мастерам. На старшин
возлагались обязанность
ним обращение довести до
К помещению приюта предъявлялись особые требования: наличие чистого двора и сада для прогулок детей, комнат которые хорошо проветривались.
Приют посещали дети бедных родителей на время их работы с 7 утра до 8 — 9 вечера. Принимались дети с 3 до 10 лет, разрешалось, если имелись условия, принимать и детей младше 3 лет. Каждый приют имел свою попечительницу, которая приглашала
по своему выбору директора
приюта, как правило, врача.
Утром смотрительница должна была осматривать каждого ребенка, проверялась чистота лица, рук и ног. Хотя целью осмотра не было выявление больных детей, но иногда и этом беглом осмотре можно было выявить некоторые заболевания.
«В
случае болезни ребенка смотрительница
немедленно должна отделить его от
прочих и немедленно извещать о том
родителей, оставляя им на выбор —
вылечить ли ребенка у себя дома
или в детской, или иной лечебнице,
где дитя может быть принято». Лечение
детей в больницах и на дому
было бесплатное. В необходимых случаях
в приют приглашался
С 1837 по 1841 гг. детские приюты существовали только в Петербурге. К концу 1841 г. их было 16 на 2058 детей. С конца 1841 г. началось создание приютов в других городах России. К 1850 г. насчитывалось 73 приюта на 7980 детей.
При
ряде приютов (примерно 10%) были устроены
сиротские и ночлежные
Данные детские приюты можно рассматривать как зачатки будущих детских садов, поскольку основная масса детей в них была в возрасте 3—7 лет. Прием детей осуществлялся по социальным показаниям: по бедности или от «порочных родителей». Образование приютов безусловно представляет важный факт для истории охраны здоровья детей, т. к. за ними в приютах осуществлялось медицинское, хотя и примитивное, наблюдение. Число детей, воспитывающихся в приютах для России было ничточжным. Кроме того, не всегда имелись условия для выполнения всех положений Наказа.
Во всех крупных заведениях закрытого типа (лицей, кадетские корпуса, институты благородных девиц, пансионаты при гимназиях) были врачи и лазареты.
В
конце 20-х и в 30-е годы произошли
изменения в преподавании детских
болезней. В Петербурге по Уставу 1835
г. в Медико-хирургической
После выхода С. Ф. Хотовицкого в отставку в 1847 г. до 1860 г. преподавание детских болезней в МХА вели не педиатры (судебный медик, психиатр, акушер). Преподавание по-прежнему было теоретическим.
В Московском университете на кафедре повивального искусства с 1823 г. по 1846 г. преподавал акушер М. В. Рихтер, детским болезням посвящались единичные лекции.
На протяжении многих лет, особенно с конца 40-х годов XIX в. неоднократно обсуждался вопрос о создании в Московском университете клинической кафедры детских болезней. В 1848 г. главный врач Московской детской больницы А. С. Кроненберг обратился к декану медицинского факультета с предложением сделать больницу детской клиникой Московского университета. По данному обращению никакого решения не последовало.
В 1855 г. акушер А. И. Кох
поднимает вопрос об
Одновременно А. С. Кроненберг вновь повторяет свое предложение. Медицинский факультет на своем заседании обсуждал оба предложения. Мнение профессоров разделилось. Одна группа (Ф. И. Иноземцев, А. И. Овер, А. И. Поль и др.) определенно высказались за создание практического курса детских болезней на базе детской больницы. Другая группа (И. В. Варей некий, И. Т. Глебов, В. А. Басов, А. И. Полунин, Г. И. Сокольский и др.) выступили против. Вопрос о создании кафедры остался открытым.
Непризнание выделения педиатрии ярко продемонстрировано мнением известного и прогрессивного профессора И. Т. Глебова: «...для устройства отдельных кафедр детские болезни наименьшее имеют на то право... Строго детских болезней остается только две: удушье и трудное прорезание зубов. Должно ли следовательно, для двух собственно детских болезней, устраивать собственную кафедру?..»
В
других университетах России несколько
лекций, посвященных детским болезням,
читалось на кафедре акушерства женских
и детских болезней, клиник не было.
Есть указания, что в Казанском
университете профессором А. Е. Лентовским
читались лекции по детским болезням,
которые дополнялись
Таким образом, во 2-й четверти XIX в. в ряде высших учебных заведений был введен специальный курс по педиатрии, в основном теоретический. Клиническое преподавание проводилось эпизодически. Коренных отличий в преподавании педиатрии в учебных заведениях для подготовки врачей в Западной Европе не было: преподавание велось в ограниченном объеме, в основном было теоретическим, лишь иногда демонстрировались амбулаторные больные. Преподаватели чаще всего были не специалисты. Преимуществом Запада было наличие частных курсов по детским болезням при крупных больницах для врачей, которые читались известными специалистами.
В
50-х годах XIX в. в России впервые
появляется подготовка медицинских
сестер. При Петербургском