Хотовицкий Степан Фомич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:23, реферат

Описание работы

Хотовицкий Степан Фомич (1796-1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорождённых и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, включавший физиологию и патологию детей всех возрастных периодов, а также детские инфекции

Файлы: 1 файл

Хотовицкий Степан Фомич.docx

— 67.36 Кб (Скачать файл)

  кожи.

 

В    этот    период    были   уточнены    и    детализированы    многие

  положения   гигиены   детства,   но   без   коренных   изменений   уже сложившихся в конце XVIII — начале XIX вв. правил. Специальных  руководств   по  гигиене детства,   предназначенных  для   врачей,   не имелось.   Большинство   работ  обращены   к   родителям   и   воспитателям   ребенка.   Среди   этих   сочинений   надо   отметить   большой  труд, в основном, по гигиене детей  старшего возраста «Диететика  юношества  или   наука   сохранять  здравие  детей   при   воспитании» (1829),    принадлежащей    Е.    Н.    Смельскому,    и    небольшую,    но содержательную   книгу   А.   Н.   Никитина   «Диететика  беременных, родильниц  и   детей»   (1846).

 

Основным  трудом   по гигиене  является  «Руководство  к  воспитанию, образованию  и сохранению здоровья детей»  (1843—1845) К.   И.   Грума,   представляющее   синтез   всех   знаний   по   гигиене детства   в   России   и   за   рубежом.   Руководство   состоит   из   3-х томов.   I  том — «Возраст  младенческий»   подробно  повествует  об уходе, естественном  и  искусственном   вскармливании доношенных и  недоношенных  детей,   рекомендует   специальные  занятия   с   игрушками   и   гимнастические   упражнения   для   «стройного   образования  всех частей тела и укрепления телесных сил». Два раздела посвящены   развитию   умственных   и   нравственных   способностей младенца   и   формированию  его  характера,   внимания,   памяти.

 

II   том — «Возраст   детский   и   отроческий» — посвящен   физическому и  нравственному  воспитанию детей от  1  года  до  14 лет. Воспитание   К.   И.   Грум   разбирал   в   зависимости  от   возраста  и пола ребенка. Интересно его  замечание о девочке как о  будущей матери;    «В   отроческом   возрасте   при   воспитании   девочек   все  должно   иметь   в  виду   преимущественное  упрочнение  здоровья   и укрепление   тела,   особенно   в   том   отношении,   чтобы   развитие нижней части туловища  могло совершиться надлежащим  образом. Это крайне необходимо  для собственного благополучия  женщины и   для   счастья   ее    потомства    и    семейства.    Помните,    что   для женского   пола   крепкое  сложение   может   быть  еще   нужнее,   чем  для   мужского»,   В   книге   подчеркивается   важность   соблюдения режима  дня и проводится  по годам жизни ребенка распределение  времени на сон, гуляние, принятие  пищи, гигиенические процедуры и  др.

 

III   том — «Образование  физическое,   умственное   и   нравственное»  - является как бы обобщающими  все положения, изложенные в  I и II томах Содержание его более  направлено на воспитание детей  старшего возраста.  Здесь   говорится  о физическом воспитании,   о   гимнастических   упражнениях   для   детей.   Но много   места   отведено   воспитанию   чувств,  долга,   трудолюбия  других  моральных  качеств.  Разбираются  с  критическим  анализом,  существующие   в   то   время   методы   воспитания  детей   в  семье.

 

Особенность взглядов отечественных врачей на воспитание  детей в семье выражена в работе Е. Н. Смельскогос «Цель  воспитания детей — есть образование их умственных способное и   нравственности,   которая   состоит   в   непосредственной   связи

  физическим   их   образованием   или   с   самою  организацией…  Следовательно,    имея    ввиду   образовать    молодых   людей,   могущих составить   некогда   будущую   славу   и   подпору   отечества, равноприятную   и   усладительную  утеху   у   родителей,   воспитание  нравственное   должно   быть   соединено   с   воспитанием   физическим, основанном   на  правилах  диетических».

 

По-прежнему,   большое   внимание   уделялось   вскармливанию  детей.    Новым    явилось   изучение   грудного   молока   посредством химических  и   физических  исследований   (микроскопия).  Были определены   составные   части   молока:   сырные   или  творожные, жировые  шарики, молочный сахар и минеральные  соли. В зависимости  от соотношения  этих частей оценивалось качество молока. Также  проводилось   изучение состава  молока  коров  и  коз  и сравнение  его   с   женским   молоком.

 

Искусственное вскармливание рекомендовалось  в самых крайних случаях. Почти  все врачи приводят одни и те же противопоказания  для грудного вскармливания (К. И. Грум, М. А. Неч С. Ф. Хотовицкий и др.): отсутствие молока у матери, плохое  молоко, мать слабого, нервного сложения, заболевания –груди матери {раны, рак, сыпи и др.), общие  заболевания матери (чахотка, падучая  болезнь, подагра, венерические заболевания, помешательства   и   др.);   врожденные   пороки ротовой    полости   у  детей.

 

В этот период мы встречаемся с попытками  научно определить  продукт для  искусственного питания детей, исходя из особенностей  пищеварения   грудных   детей.   Рекомендовалось   разведенное или  цельное   (мнение  врачей   расходилось)   коровье  молоко,  с  5 месяцев   — каши.   Ни   в   одном   руководстве   не   встречаются  советы  давать    ребенку    протертые    овощи.    Особенно   остро проблема  искусственного    вскармливания   стояла   в   воспитательных домах.  Поэтому именно там проводились опыты по вскармливанию  детей. Изучалось   клиническое   состояние   ребенка   при  разных видах  искусственного    питания    и    исследовался    его    кал.    Так   А.И.  Клементовскнй    изучал   Либиховский    мясной   бульон,   который в    время   широко   пропагандировался   как  за  границей и в России.   На  основании   изучения   были   сделаны  выводы  об  опасности   и   даже   вредности   данного   бульона.

 

Принципы    питания   детей   после   1   года   остались  прежними:  пища должна быть умеренной удобоваримой, доброкачественной, питательной. Наиболее строгие правила питания детей  со 2-го года  до 7 лег предлагал  С. Ф. Хотовицкий. В основном это полужидкие каши, мясные похлебки, для питья  только чистая вода и молоко. Почти  запрещались «сахарные заедки», т. е. сладости. Также указывалось, что  «небезвредны дитяти и сырые плоды  садовые». После 7—8 лет дети переводились на общее питание, только запрещались  горячительные явства и пития. Против пива и вина решительно возражал К. И. Грум, говоря, что они вредны для  здоровья детей и потому ни под  каким предлогом не следует давать им пить вино, а тем более водку. «Как вино, так и водка, нимало не питательны, и возбуждают только на время пищеварительные силы к  большей деятельности, но вместе с  те и сильно волнуют и горячат  кровь». И поэтому вино должно почитаться  ядом.

 

Под влиянием развития естественных наук клиническая медицина к середине XIX века начала приобретать характер естественно-научной дисциплины. Формированию научной базы клинической медицины способствовало развитие физиологии и  особенно патологической анатомии. Педиатрия, являясь одной из отраслей клинической   медицины,   отражала   все  эти   процессы.

 

Коренного изменения взглядов на причины детских  заболеваний не произошло. Но как  и в ряде других отделов педиатрии  встречаемся с уточнением и более  детальным рассказом о факторах,   вызывающих   болезнь.

 

В этот период взгляд на заразительность  таких болезней как оспа, корь, ветряная оспа, скарлатина, краснуха, коклюш уже  окончательно утвердился. Относительно дифтерии продолжались споры  и  большинство врачей склонялись к  ее незаразительности.

 

В связи с улучшением техники и  более целенаправленным применением  микроскопа были открыты возбудители  некоторых паразитарных болезней, в  частности, лямблии.  Душан Федорович  Лямбпь (1824—1895) специально изучал роль открытых им простейших в патологии  детского организма. В отечественной  медицине одна из первых работ, касающихся лямблиоза у детей, написана   П.   Рудановским   (1860).

 

Изучая  вредные факторы воздействия  внешней среды," врачи называли   неправильное   питание,   физическую и  умственную  перегрузку.

 

Понимание болезни, как процесса, связанного с  морфологическими   изменениями, требовало от врачей тщательного  изучения результатов вскрытий. Патологическая анатомия детских болезней в это  время изучалась на макроскопическом уровне.  Полного

  Научного  представления о развитии  патологического процесса в организме  не было в связи с очень  малым числом экспериментальных  исследований по физиологии и  патологии растущего организма.  Нозологические формы еще не  были четко выделены. Например,   диагноз   золотухи   ставился   очень   многим   детям.   Не1гпя на  десятки книг по  этой болезни, написанных к  середине XIX в., она оставалась загадочным  заболеванием и в описанную  в них клиническую картину  золотухи укладываются разные  болезни: туберкулез лимфатических  желез, экземы, диатезы, рахит  и др.

 

В конце 50-х годов XIX в. начинается научное  изучение болезней крови у детей. Интересной является работа В. А.  Голицинского о лейкемии. Автор установил соотношение  белых и красных кровяных шариков  у больных детей, указал, что лейкемия у них имеет более злокачественное  течение. При изучении крови В. А. Голицинский основывался на клинической  картине, многочисленных вскрытиях  и на исследовании крови под

  микроскопом.

 

В этот период постепенно складывается новая методика обследования   больного   как   система   последовательных   действий врача.

 

При исследовании больного ребенка советовалось не довольствоваться однократным осмотром, а осматривать несколько раз  и в разное время суток. Несколько  позднее, чем у взрослых, начали применяться  для диагностики детских заболеваний  методы перкуссии и аускультации. Но в «Педиятрике» С. Ф. Хотовицкого  дано уже подробное описание выстукивания и выслушивание детей, причем, он рекомендовал малых детей выслушивать непосредственно  ухом. Кроме визуального изучения выделений начали  применять примитивные  химические анализы (определение бел  в   моче)   и   микроскопию.

 

Последовательная  система обследования ребенка позволила  начать  разработку  семиотики  детских  болезней.

 

На  основе изучения трудов по клинической  педиатрии можно сформулировать   принципы   лечения   детей   в  середине  XIX   в.:

 

1. При   выборе  между выжидательными  и  деятельными  способами  лечения рекомендуется чаще придерживаться  выжидательного способа.

 

2. Систематическое  наблюдение   за   ребенком.

 

3. Строгий  выбор  лекарств  с учетом  индивидуальных особенностей   ребенка.

 

4. Обязательное   назначение  соответствующей   диеты. 

 

5. Гигиеническое  содержание   ребенка.

 

Кроме спорного первого принципа, остальные  остались верным и   в   наше   время.

 

Ассортимент лекарственных средств был примерно таким же как и в предыдущий период. Чаще чем прежде применялись  минеральные средства. В конце 20—30 гг. при лечении рахита у  детей   начали   применять   ворвань   трески   (рыбий  жир),   но   без

  научного  обоснования.

 

Врачи старались, чтобы лекарства для  детей не имели неприятного вкуса. Так С. Ф. Хотовицкий писал, что надо «стараться о том, чтобы лекарство  имело сколько можно не противный  вкус. Необходимость эта явствует из свойственной детям неохоте и  нередко даже совершенного отвращения от принятия лекарств, которые, следовательно, в известных случаях, смешать  с молоком, либо с сахаром или  медом и т. п., если через такую  примесь   не   изменяется   качество  лекарства».

 

Многие  дети, особенно в воспитательных домах, страдали гонобленнореей, иногда это  даже принимало характер эпидемий. Для лечения применялось селитрокислое  серебро. Одним из первых такое лечение  проводил доктор В. Фребелиус в Петербургском  воспитательном доме и опубликовал  отчет по результатам лечения  в немецком журнале. Имеются указания, что в 1853 г, профессор Киевского  университета А. П. Матвеев в акушерской клинике предложил метод профилактики гонобленнореи 2%-м раствором нитрата  серебра. Данный метод был также  предложен немецким акушером К. Креде  в 1881 г. и в настоящее время  в отечественных руководствах носит  название метода Матвеева— Креде.

 

Хирургические методы лечения в детском возрасте практически не получили большого развития. Существовала установка, что хирургические  вмешательства детям младшего возраста можно производить в исключительных случаях. Проводилось рассечение сросшихся  естественных отверстий, промежностное  камнесечение, удаление дермоидных кист, поверхностных опухолей и др. В  основном, при операциях у детей  не было серьезного учета особенностей детского возраста, обращалось внимание лишь на меньшие  размеры   тела  ребенка.

 

В конце 40-х годов XIX в. при инородных  телах гортани и при крупе  начали проводить трахеотомию, часто, к сожалению, с летальным исходом. В «Педиятрике» С. Ф. Хотовицкий сообщает о 140 трахеотомиях за рубежом, из них 112 окончились смертью ребенка. Постепенно стали разрабатываться показания  и противопоказания  к трахеотомии.

  Примечательно, что в России  довольно рано стал применяться  наркоз пои хирургических вмешательствах  у детей. Уже в начале 1847 г.  в факультетской и госпитальной  хирургических клиниках Московского  университета проводились камнесечения  у детей под эфирным наркозом, а в конце 1847 г. — под хлороформным  наркозом.

Информация о работе Хотовицкий Степан Фомич