Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:47, реферат
Реферат на тему: «Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер-министра» является итогом изучения и исследования данного вопроса.
Имя Маргарет Тэтчер, вошедшей в историю Великобритании как первая женщина премьер-министр, не оставляет равнодушным, о ней написаны десятки
книг. История Британии не знала такого примера, когда бы женщина руководила военными операциями, как это было во время войны с Аргентиной.
Как настоящий большой политик, она не стояла на месте и твёрдо
I Введение
IIОсновная часть:
1.Процесс становления политика
2.Тэтчер в парламенте
3.Тэтчер – премьер-министр
4.Отставка
IIIЗаключение
IVСписок литературы
Тэтчер полагала, что ничем не
обязана феминистскому
Впоследствии, когда она стала лидером консерваторов, по традиции обладавшим неограниченной властью в партии, ее принадлежность к женскому полу уже давала ей в руки определенные козыри. Получив в начальники женщину, коллеги оказались в непривычной обстановке, зачастую просто не зная, как себя вести. Они вынуждены были терпеть ее безапелляционный тон и выходки, не имея возможности поставить ее на место именно потому, что она женщина. Это развязывало Тэтчер руки: в обстановке покорного подобострастия она еще более уверовала в собственную непогрешимость. По иронии судьбы, не назначавшая на министерские должности женщин Тэтчер внесла существенную лепту в так называемую гендерную революцию, открыв им широкую дорогу не только в политику, но и другие области профессиональной деятельности. Ее успешная карьера стала хорошим примером для других. Особенно ощутимым оказался приток женщин в лейбористскую партию, где для них ввели специальную квоту в 40%, что же касается консерваторов, то, несмотря на все разговоры о необходимости шире привлекать женщин, их там пока не так много. После очередного поражения тори на парламентских выборах 2001 г. заместитель председателя партии признала, что женщины до сих пор чувствуют себя в партии неуютно7. В целом же представительницы всех партий в палате общин составляют лишь одну пятую ее состава (что меньше, чем в Мозамбике, Руанде или Северной Корее)8.
Ее избрание в 1975 г. лидером тори было встречено с удивлением и замешательством одними и с восторгом другими. Многие в руководстве консервативной партии не воспринимали ее всерьез и, убежденные, что она продержится на этом посту лишь до следующих парламентских выборов, уже начинали подыскивать кандидатуру возможного преемника. Не случайно хорошо знакомая с закулисной жизнью тори Тэтчер сделала ставку в парламентской фракции на рядовых консерваторов (так называемых заднескамеечников), а к представителям истэблишмента, чьи позиции в партии были еще сильны, всегда относилась с подозрением. Выходец из низов, она часто хвасталась, что ей удалось произвести революцию в британской политической жизни именно потому, что она была аутсайдером и не принадлежала к истэблишменту, по которому ее избрание нанесло "сокрушительный удар" 9. Тот факт, что лидером партии стала женщина, сам по себе означал колоссальный прорыв. К тому же, Тэтчер - личность яркая, обладающая многими редкими не только для женщин, но и для мужчин качествами, которые и сделали ее впоследствии одним из выдающихся британских премьер-министров10.
3.Тэтчер – премьер-министр
1) Внутренняя политика
В мае 1979 года Маргарет Хильда Тэтчер
стала премьер-министром
Вне всякого сомнения, одной из основных проекций политики на плоскость реальной жизни является состояние экономики. Какая же страна с этой точки зрения досталась премьер-министру Маргарет Тэтчер? До пришествия к власти ЭмТи, как для краткости чаще всего называли ее в Великобритании, страна была тяжело больна. США, континентальная Европа и быстро прогрессирующие азиатские государства напористо вытесняли британцев из ранее завоеванных ими торгово-экономических ниш. Регрессия царила во всем, прогрессировал разве что нескончаемый топливный кризис.
Пресса давала полезные советы гражданам о том, как правильнее строить свою жизнь в неотапливаемых месяцами квартирах. В казне не было денег, и государственным служащим начали задерживать зарплату, а некоторых принудительно перевели на трех-четырехдневную рабочую неделю. Инфляция достигала 20—25%. В крупнейших городах страны перестали убирать мусор, и вокруг зловонных отбросов собирались полчища крыс. Впервые за историю Англии в центральных парках появились неухоженные газоны.
Блестящая Британия на глазах деградировала. Но так уж устроена наша жизнь, что благополучные времена, как правило, дают миру самых обыкновенных людей, а титанов, героев и гениев рождают именно трудные. Лекарства, которые Маргарет заставляла принимать свою заболевшую страну, на самом деле состояли из совершенно традиционных ингредиентов.
Казалось бы, все очень просто: не будь иждивенцем; получи практическое востребованное образование; честно трудись и честно плати за труд; по одежке протягивай ножки; уважай закон; плати налоги; не бери в долг, пока не вернул то, что уже задолжал; отложи деньги на случай болезни и на старость. Вот и все незатейливые правила игры! Но за их внедрение в экономику Тэтчер пришлось сражаться такими жесткими, практически военными, методами, что события тех лет были названы журналистами и исследователями исторической битвой за Британию.
К концу 1970-х британский экономический кризис буквально вошел в самоускоряющийся штопор: все проблемы были взаимосвязаны, и одна усугубляла другую. Инфляция заставляла профсоюзы ежегодно требовать очень крупного роста зарплат (одно время вплоть до 30 процентов), и это, в свою очередь, еще более усиливало инфляцию, доходившую в середине 1970-х до 25 процентов. Баланс внешней торговли и обменный курс фунта делали ситуацию еще хуже, и любое сравнение со странами континентальной Европы, особенно с Германией, было удручающим. Британский экономический истеблишмент, представленный Кембриджским университетом, вотчиной Кейнса, не мог предложить особой помощи, но кембриджские эксперты обладали изрядным влиянием в коридорах Министерства финансов и других правительственных департаментов, поэтому новое видение управления экономикой могло прийти только извне. Американские теоретики снижения налогов были влиятельны среди ближайшего окружения Маргарет Тэтчер, да и во всей Великобритании у них нашлись союзники. Институт экономических проблем был основан в начале 1950-х, чтобы формулировать экономику здравого смысла, но на протяжении многих лет его сотрудники считались (как назвал их симпатизирующий лейбористам историк А. Дж. П. Тейлор) почти "староверами", "якобитами при дворе Людовика XIV"11.
В конце 1970-х Маргарет Тэтчер сплотила вокруг себя тесную и преданную группу таких людей. Доктрина, которую они разработали, была названа "монетаризмом".
Ранее нахождение точек соприкосновения являлось основным элементом политического искусства, добиться консенсуса - значит победить. Но Тэтчер придерживалась прямо противоположного отношения к политике: "Добиться консенсуса - значит ничего не сделать". Все требовали консенсуса, она хотела результата. Само слово "консенсус" вызывало у нее презрение: "Кто-нибудь когда-нибудь выигрывал битву, если на его знамени было начертано: "Я хочу консенсуса?"; "Консенсус - это предательство" - вот лишь малая часть тех добрых слов, что сказала эта женщина про консенсус. Политике "сдержек и противовесов" она противопоставила политику убеждения и действия.
На формирование экономических взглядов Тэтчер серьезное влияние оказали книги фон Хайека, но не меньшее влияние оказала жизненная философия отца - хозяина бакалейной лавки в маленьком провинциальном городке, - который в юности, зарабатывая 14 шиллингов в неделю, отдавал за комнату 12, а из оставшихся двух один откладывал. "Нужно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь", "Тратить можно только то, что заработал". Ее не надо было убеждать в правильности монетаризма, за сложными построениями экономистов она видела простой житейский здравый смысл, за философией монетаризма - жизненную позицию английского обывателя. Потому, наверное, Тэтчер редко употребляла термин "монетаризм", предпочитая ему термин "народный капитализм".
Жесткий контроль за денежной массой ("Финансы определяют расходы"), - все остальное - производное. Так можно коротко выразить основную идею этой программы, уточнив, что "производное" не значит "неважное". Предлагались конкретные действия:
-резкое уменьшение государственного аппарата - кроме уменьшения расходов, это должно было вызвать отток талантливой молодежи из сферы управления в сферу реальной экономики из-за снижения перспектив роста;
-сокращение государственных расходов на строительство и социальную сферу (кроме медицины) - важным следствием должны были стать удар по иждивенческим настроениям в обществе, мобилизация деловой активности населения;
-резкое ограничение субсидирования и дотационного стимулирования экономики - правительство должно свести к минимуму свое участие в экономической жизни, тем самым обеспечив свободу предпринимательства;
-сокращение расходов на местные органы власти;
-массовая приватизация (в том числе муниципального жилого фонда) и реструктуризация промышленности - что должно было привести к увеличению эффективности производства и созданию обширного класса мелких акционеров.
Еще одним принципиальным положением программы была налоговая реформа. Существовавшая система налогообложения была практически несовместима с какой-либо деловой активностью - налог на доходы от капиталовложений (например, доходы с акций) достигал 95%, а на доходы от работы по найму - 75%. Поэтому без существенного снижения прямых налогов, и в первую очередь подоходного, не могло быть и речи ни о каких реформах вообще. Решено было, компенсируя потери казны от снижения прямых налогов, увеличить косвенные (в первую очередь НДС).
Иными словами, программа предусматривала произвести системные изменения в английской экономике методами жесткой бюджетной и кредитно-финансовой политики и в конечном итоге изменить жизненный уклад послевоенного английского общества.
Естественно, что основным механизмом осуществления реформ стал бюджет. Первый бюджет был разработан в рекордно короткие сроки (за пять недель) и при непосредственном участии Тэтчер. Он предусматривал снижение налогов и первичное сокращение государственных расходов (на 4 млрд. фунтов), затрагивавшее все министерства, кроме министерства здравоохранения и обороны. Кроме того, большая часть оставшихся после сокращения средств многих министерств должна была пойти на реструктуризацию подчиненных им отраслей и предприятий.
Первая проблема, с которой столкнулись реформаторы еще на этапе формирования бюджета, - попытки министерств всеми правдами и неправдами добиться увеличения выделяемых им средств. И если бы не настоящая война, объявленная лично Тэтчер министерствам и их аппаратам, то принятие бюджета и возможность его выполнения были бы под большим вопросом. Когда же дело дошло до реструктуризации, Тэтчер и вовсе сделала ставку на менеджеризацию - приглашение для выполнения конкретных задач, стоящих перед министерствами, менеджеров частных корпораций, в том числе и не англичан (в частности, руководство модернизацией черной металлургии, а впоследствии и угольной промышленности было поручено легендарному благодаря своим жестким методам американскому миллионеру Макгрегору)12.
Но проблема сопротивления министерств уже в самое скорое время оказалась далеко не единственной. В самой логике монетаристских реформ было заложено, что уменьшение финансирования государственных предприятий, прекращение активного субсидирования приведут к росту безработицы на первом этапе. Частное предпринимательство, на которое в перспективе делало ставку правительство Тэтчер, естественно, развивалось куда медленнее, чем происходило сокращение служащих на государственных предприятиях, особенно это касалось регионов с преобладанием государственного сектора. К тому же, воспользовавшись ослаблением государственного регулирования и получив дополнительные средства, многие предприятия произвели техническую модернизацию, результатом которой стало сокращение численности рабочих.
Еще одним, но уже менее ожидаемым эффектом начавшихся реформ стал рост процентной ставки. В условиях сократившейся денежной массы, "подорожавшего государственного кредита" это было вполне естественно. Но то, что многие предприятия, а также игроки на финансовом рынке, уверенные в том, что жесткая финансовая политика долго продолжаться не может, а если и будет продолжаться, то скорее рано, чем поздно, приведет к смене правительства, начали активно набирать кредиты, ожидая в самом ближайшем будущем лавины бюджетных денег, было некоторой неожиданностью. Еще большей неожиданностью был рост инфляции, борьба с которой была главным приоритетом правительства. Лишние деньги, которые выводили из экономики в дверь, возвращались туда через окно: набранные кредиты, дополнительные доходы, полученные благодаря уменьшению налоговых ставок, не шли в инвестирование недореформированной промышленности, а устремились на потребительский рынок, увлекая за собой частные сбережения граждан. Отчасти запланированный в связи с повышением НДС и первичным спадом в экономике рост цен дал в результате инфляционных ожиданий всех участников рынка весьма ощутимый рост инфляции, а профсоюзы своими соглашениями об уровне заработной платы довершили дело.
Информация о работе Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер - министра