Правление Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение эпохи великих реформ при правлении Александра II.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить Россию в конце XIX века;
- исследовать систему органов государственного управления во время правления Александра II;
- рассмотреть внутренние и внешние реформы периода правления Александра II.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Россия в конце XIX века…………………………………………………5
1.1 Состояние, результаты российского государственного управления к концу XIX века……………………………………………………………………5
1.2 Смена власти и вступление на престол Александра II ……………..7
1.3 Влияние ситуаций на государственное управление Александра II..16
2 Система органов государственного управления во время правления Александра II…………………………………………………………………….20
2.1 Высшие органы государственной власти и управления …………...20
2.1.1 Законодательные органы …………………………………………..20
2.1.2 Органы исполнительной власти……………………………………22
2.1.3 Органы судебной власти …………………………………………...24
2.2 Высшие и центральные государственные учреждения…………….25
2.3 Административно-территориальное управление в империи………27
3 Внутренние и внешние реформы периода правления Александра II.30
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованных источников……………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая Ал 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Рупором правого радикализма стала одна из вышеупомянутых групп влияния, сложившихся в ходе процесса реформ,—группа П. Шувалова, которая отражала интересы земельной аристократии—поместного дворянства, оказавшегося под двойным ударом: со стороны экономически активных групп, «выдавливавших» дворянство из привычной экономической ниши, и со стороны либеральной бюрократии, вытеснявшей земельную аристократию из активной политики.

Благодаря апелляции  к левой угрозе Шувалову удалось  не только добиться выдвижения своих  протеже на ключевые посты в структуре властного истеблишмента (его сторонники заняли посты министров внутренних дел, юстиции, железных дорог, просвещения), но и получить на посту шефа жандармов в 1866-74 гг. чрезвычайно широкие полномочия, что дало основания современникам называть его Петром IV[8].

Таким образом, осуществление  буржуазной по характеру модернизации силами служилой элиты не вывело на политическую сцену естественный субъект  этой модернизации, и существенной трансформации сложившейся ранее  модели элитообразования не произошло. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.        Анализ процессов элитообразования в период реформ 1860—70-х гг. обнажает три фактора, препятствовавшие складыванию плюралистически организованной элиты:

I) слабая эффективность  групп интересов в решении  задач развития государства в  условиях дефицита ресурсов и стратегической нестабильности;

2)отсутствие институциональных  форм для артикуляции и агрегации  разнонаправленных интересов; 

3) отсутствие органичной инновационному развитию политической культуры — культуры диалога, взаимодействия и компромисса.

Анализ противостояния элиты и контрэлиты со всей очевидностью демонстрирует, что попытки форсировать  политическую модернизацию в условиях политической культуры, параметры которой неорганичны избранной в качестве модели модернизации, приводят к противоположному результату: именно левый радикализм способствовал консервативному повороту правительственного курса и, по существу, торпедировал медленный процесс складывания плюралистически организованной элитной структуры.

Между тем значение последней  — не только в том, что она создает  возможности агрегирования и  артикуляции различных позиций  и интересов, но и в том, что  она создает предпосылки для  формирования иной политической культуры — культуры политического диалога вместо традиции войны на уничтожение.

 

 

 

2 Система органов государственного  управления во время правления  Александра II

 

2.1 Высшие органы  государственной власти и управления 

2.1.1 Законодательные  органы

 

 

      Буржуазный принцип в государственности в первую очередь выглядел как появление элементов всесословного представительства во многих сферах жизни, например комплектовании армии и благотворительской деятельности, взамен узкосословного представительства, практиковавшегося до капитализма. Появление нового класса – предпринимателей – привело к появлению его представителей в совещательных государственных органах.

Впервые в органах  государственной власти появляются женщины, число которых на технических должностях аппарата достигло 10% от общего числа управленцев.

Почти вековая целенаправленная деятельность масонских лож по реорганизации  государственных органов власти и ограничению полномочий единоличного органа государственной власти –  монарха, почти увенчались успехом, проект конституции был разработан, и Александр Второй уже готов бел его подписать, но несогласованность действий масонов сорвала этот план – террористическое крыло организации без согласования с ее либеральным политическим крылом убивает Александра Второго, Александр же Третий отказывается от идеи конституции и, напротив, принимает, «Манифест о незыблемости самодержавия». Таким образом, естественное для России государственное устройство вновь было сохранено, а искусственно моделируемые извне процессы вновь были остановлены [15].

Высшим законодательным  органом в стране остается самодержавный монарх. Он сохранил все свои прежние неограниченные права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности.  
      Законосовещательным органом при императоре создается Совет министров. При этом сохраняется, существовавший ранее Комитет министров и Государственный совет, значение которого, правда, ослабевает.

Во второй половине XIX в. продолжали функционировать Государственный совет, Комитет министров, Сенат, Синод, Собственная Е.И.В. канцелярия, некоторые высшие комитеты.

Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного учреждения и прежнее организационное устройство. Особенно велика была его роль в подготовке и проведении реформ 60 – 70-х гг. XIX в. отчасти это объяснялось тем, что его председателем в 1865 –1881 гг. являлся брат Александра II великий князь Константин Николаевич, возглавлявший чиновничью группировку либеральных бюрократов [15].

Другим высшим законосовещательным и административным учреждением являлся Комитет министров. Он был более узким по составу органом. В его ведении находились дела по всем вопросам министерского управления, об учреждении акционерных обществ, по надзору за деятельностью государственного аппарата. В 60 – 80-х гг. XIX в. к Комитету министров был присоединён ряд высших комитетов: Сибирский, Еврейский, Западный, Комитет железных дорог, Комитет по делам Царства Польского и др. На пост председателя Комитета министров назначались опытные чиновники, занимавшие ранее министерские и иные высокие должности: А.Ф. Орлов (1856-1861 гг.), Д.Н. Блудов (1862-1864 гг.), П.П. Гагарин (1864-1872 гг.), П.Н. Игнатьев (1872-1879 гг.), П.А. Валуев (1879-1881 гг.), М.Х. Рейтерн (1881-1886 гг.), Н.Х. Бунге (1887-1895 гг.), И.Н. Дурново (1895-1903 гг.), С.Ю. Витте (1903-1906 гг.).

В период подготовки реформ возник новый высший государственный  орган – Совет министров. Неофициально он заседал с 1857 г., официально же с ноября 1861 г. Совет министров состоял из министров, главнокомандующих, председателей Комитета министров и Государственного совета и ряда близких к императору лиц. Его председателем был сам император. Совет министров определял важнейшие направления внутренней политики: рассматривал проекты реформ и иных преобразований, годовые отчёты министров и т.д. Расцвет деятельности Совета министров приходился на 1857 – 1862 гг., в 1870-х гг. он собирается крайне не регулярно, а с 1882 г. его деятельность была прекращена [2].

 

 

2.1.2 Органы  исполнительной власти

 

Во второй половине XIX века усиливается значение отдельных  министерств. Так, после крестьянской реформы 1861 года большое значение начинает играть министерство финансов, ведавшее выкупными платежами, а с 1880 года – министерство внутренних дел, которое  вобрало в себя 3 отделение Канцелярии е. и. в., корпус жандармов и стало заниматься политическим сыском и борьбой с террористами. МВД с этого года также занимается охраной правопорядка на улицах и ведает тюрьмами. Ранее полицейские функции осуществляли местные органы власти.

Высшим органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. В 1866 г. были открыты кассационные департаменты Сената – Уголовный и Гражданский, рассматривавшие жалобы и протесты по поводу нарушений форм судопроизводства.

Радикальным преобразованиям подвергались и Собственная Е.И.В. канцелярия. 6 августа 1880 г. упраздняется Третье отделение. Второе (кодификационное) отделение было передано в ведение Государственного совета, а Четвёртое преобразовано в самостоятельный высший орган – Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии [1].

Особое место в системе  высших органов государства занимал  чрезвычайный орган – верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Она была образована в феврале 1880 г. после взрыва в Зимнем дворце, организованного С.Н. Халтуриным. Главным начальником комиссии был назначен генерал М.Т. Лорис-Меликов, наделённый фактически диктаторскими полномочиями. Главными задачами Верховной распорядительной комиссии являлись: объединение всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционными выступлениями, экстренный разбор всех политических дел, упорядочение системы административной ссылки. Единственным высшим государственным органом, который совершенно не был затронут реформами, оставался Синод – орган управления делами Русской православной церкви.

В отличии от высшего  аппарата управления система министерств  в пореформенную эпоху подверглась  гораздо меньшим изменениям. Продолжали действовать все прежние министерства. В 1865 г. создаётся Министерство путей сообщения, в ведении которого находились строительство и эксплуатация казённых железных дорог, а также контроль за частными железными дорогами. В 1865 г. в составе Министерства внутренних дел создаётся Главное управление по делам печати, на которое было возложено общее руководство цензурой и надзор за типографиями, книжной торговлей и библиотеками. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ.

До 1880 г. политическая полиция  находилась в ведении Третьего отделения  Собственной Е.И.В. канцелярии. В  августе 1880 г. оно было упразднено, а  его функции переданы Департаменту государственной полиции, образованному в составе Министерства внутренних дел. Позднее происходит объединение Департамента государственной полиции с Департаментом полиции. Его главная задача была определена как «предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка» [1, C.44]. Во главе Департамента полиции стоял директор, однако общее руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра внутренних дел, который одновременно являлся, как правило, и командиром отдельного корпуса жандармов.

Внутри страны Департамент полиции опирается на систему местных органов – охранные отделения, а за её пределами – на заграничную агентуру с центром в Париже, созданную П.И. Рачковским.

 

 

2.1.3 Органы  судебной власти 

 

Судебная реформа 1864 г. изменяла всю судебную систему страны. Она состояла из мировых и общих (коронных) судебных органов.

Мировыми судебными органами являлись мировые судьи и съезды мировых  судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами на трёхлетний срок. К кандидатам в мировые судьи предъявлялись достаточно высокий имущественный и образовательный цензы. Юрисдикция мирового судьи ограничивалась участком. Мировые судьи рассматривали дела единолично.

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов.

В систему общих (коронных) судебных органов входили окружные суды и  судебные палаты. Первую инстанцию составляли окружные суды, состоявшие из председателя и членов, назначавшихся императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов [2].

Судебная реформа 1864 г. по-новому определила положение прокуратуры. Она состояла при Сенате и общих делах. На неё  возлагались обязанности надзора  за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в судебном процессе. Кроме местных и общих судов в России продолжали существовать духовные (консистории) и военные суды со специальной подсудностью, а для крестьян ещё и сословные – волостные суды.

Во второй половине XIX в. продолжался рост численности работников государственного аппарата.

В 1886 г. принимается Устав о службе по определению от правительства.

В XIX в. окончательно сложилась система чинопочитания. Но наиболее ярко она отразилась в титуловании. К чиновникам 1-го (канцлер) и 2-го (действительный тайный советник) классов по «Табели о рангах» обращались – «Ваше высокопревосходительство», 3-го (тайный советник) и 4-го (действительный статский советник) классов – «Ваше превосходительство», 5-го класса (статский советник) – «Ваше высокородие», 6-го (коллежский советник), 7-го (надворный советник) и 8-го (коллежский асессор) классов – «Ваше высокоблагородие», 9-го (титулярный советник), 10-го (коллежский секретарь), 13-го (провинциальный секретарь и сенатский или синодский регистратор) и 14-го (коллежский регистратор) классов – «Ваше благородие» [2].

 

 

2.2 Высшие и  центральные государственные учреждения

 

Местное управление до середины XIX в. строилось на основе актов 1775 – 1785 гг. и включало в себя два звена: коронную администрацию (губернские и уездные учреждения) органы сословного (дворянского и городского) самоуправления. В 1837 г. появилась новая административно-территориальная единица – стан. Он представлял собой административно-полицейский округ, состоял из нескольких волостей и возглавлялся становым приставом. На территории уезда создавалось по два-три стана. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. привели к созданию крестьянского сословного самоуправления, а также к проявлению органов губернского, уездного и городского самоуправления, носивших всесословный характер.

По реформе 1861 г., освободившей помещичьих крестьян от крепостной зависимости, были образованы органы местного крестьянского  общественного управления. Крестьяне одного или нескольких селений образовывали сельское общество, которое должно было иметь свой сельский сход. На сходе избирался сельский староста, раскладывались повинности, осуществлялись земельные переделы. Сельские общества объединялись в волости. На территории волости функционировали волостной сход, волостное правление и волостной суд.

Все выборные органы и  должностные лица крестьянского  самоуправления избирались на трёхлетний срок [14].

Информация о работе Правление Александра II