Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа
Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.
1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43
СОДЕРЖАНИЕ
Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.
Историю политических и правовых учений можно было бы определить как раздел истории философии, предметом которого являются не общие проблемы бытия и сознания, а вопросы государства, власти, политики, права. Желая подчеркнуть юридический характер этой науки, иногда говорят, что она представляет собой историю теории государства и права. С этим можно было бы согласиться, сделав некоторые оговорки. Сугубо технические или технологические аспекты права и политической организации обычно остаются за пределами внимания .историков политической мысли. В учениях о государстве и праве их привлекают прежде всего политико-философские аспекты (можно вспомнить различие, которое Гегель проводит между философским и прикладным пониманием права), характеризующие природу этих явлений и их роль в социальной жизни.
Весьма удачное определение предмета политических учений дал Роджер Скрутон в «Словаре политической мысли»: «Политическая мысль включает теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение».
Исходя из содержания и особенностей данной науки, можно сделать вывод о том, что История политических и правовых учений является Общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право в интерпретации различных ученых,
В обобщенном виде применительно дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:
1) метод как способ
построения определенной
2) метод как способ
интерпретации и оценки, предшествующих
политико-правовых учений (данный
аспект отражает содержание и
характер отношений и
3) метод как способ
и форма выражения
Первым способом изучения политических явлений стал
1) эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.
2) Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa — причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политических категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно- следственного метода во многом опиралось на достижения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.
3) Метод позитивного
и нормативного анализа.
4) метод научной абстракции,
который заключается в
5) методы диалектического и исторического материализма. Главный тезис материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием. Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по отношению к сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются мнения об ограниченных возможностях материалистической диалектики.
6) Функциональный метод.
Для него характерен анализ
всех категорий не в «
При исследовании эволюции политических и правовых идей прежде всего нужна четкая периодизация. Это требование имеет не только методическое, но и научное значение. С методической точки зрения периодизация позволяет лучше организовать, структурировать огромный эмпирический материал.
Научное значение периодизации гораздо существеннее. Периодизация предполагает соотнесение политической теории с исторической эпохой, она позволяет выявить основные идеи и школы, характерные для того периода. Это первый и чрезвычайно важный шаг к научному анализу, к приданию осмысленного характера изучению предмета.
Политическая и правовая мысль вторична. Она формируется всей совокупностью условий жизни общества. В ней отражаются экономическая и социальная структура, государственный строй и правовая система, религия и обычаи, отношения между народами и государствами. В политической и правовой мысли находят выражение интересы различных социальных групп, а следовательно, борьба и сотрудничество между ними. Без учета этих исторических обстоятельств невозможно правильное понимание мыслителей прошлого и настоящего.
Отсутствие периодизации — значительный недостаток учебников по истории политических и правовых учений, появившихся в нашей стране в последние годы.
В настоящем издании используется следующая периодизация: 1) Древний мир; 2) Средние века; 3) эпоха Возрождения и Реформации; 4) эпоха буржуазных революций; 5) эпоха свободной конкуренции; 6) эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, противостояния двух систем, освобождения колоний, кризиса «реального социализма» и формирования «социального государства» на Западе.
Предложенная периодизация почерпнута из исторической науки. Едва ли нужно доказывать правомерность такого заимствования. Ведь политическая и правовая мысль даже в тех случаях, когда она утопична или фантастична, своеобразно отражает реальные социально-исторические условия, порождается ими, хотя и воздействует на них в свою очередь.
Очевидно, что предложенная периодизация не построена по единому принципу Ее первые три части воспроизводят классическое деление мировой истории. Если руководствоваться этим принципом и дальше, за эпохой Возрождения и Реформации должны были бы последовать Новое и Новейшее время. Но вместо них предлагается эпоха буржуазных революций и т.п. Однако это логическое несовершенство оправдывается потребностями учебного процесса. Дело в том, что с течением времени, и особенно с XIX— XX вв., ход истории ускоряется, развитие политической и правовой мысли также становится более интенсивным, происходит быстрое обновление арсенала политико-правовых представлений Это и побуждает начиная с Новою времени прибегнуть к более дробной периодизации, позволяющей непосредственно связать развитие государственно-правовой теории с наиболее важными явлениями социально-экономической и политической жизни.
Предложенная периодизация построена в основном на западном материале и в некоторых частях не может быть полностью или буквально применена к России и странам Востока. Но и в этих случаях она имеет методологическую ценность при сравнительном анализе.
Чем объяснить, что в основу периодизации положена история стран Запада, а не России или Востока9 Начиная с эпохи Возрождений и Реформации Запад развивался быстрее, обгонял Восток. Рывок, осуществленный Западом в сфере производства, в науке и политическом устройстве, привел к его экспансии, к колониализму и империализму В этих условиях и воздействие возникших на Западе идей на остальной мир было несравненно более мощным и стойким, чем влияние восточных традиций на жизнь Запада. Ни Россия, ни Восток не пережили не только в XVI 1-Х VI II вв., но и в XIX в. буржуазных революций. Но они жили под воздействием идей, выдвинутых на Западе в то время.
Периодизация, применимая ко всем странам, возможна только на формально-хронологической основе (Новое и Новейшее время), но она мало что дает для характеристики эпохи.
Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов.
Варна - особая сословная группа.
Даосизм - одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Основатель Лао-цзы.
Дао - независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность.
Дхарма (для брахманизма) - свод обязанностей, которые должны были исполнять каждая из варн.
Каста - обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности, складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.
Кодекс Хаммурапи - фундаментальный свод законов различных областей права.
Мушкенум – свободный, но неполноправный человек в Древнем Вавилоне. По-видимому, так называли людей, не имеющих собственного надела земли в общине.
Талион - принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду ("око за око, зуб за зуб").
Тимократия - вырождение идеальной аристократии, которая приводит к появлению частной собственности и делению людей на свободных и рабов.
Полития - самая правильная форма государства, смешение олигархии (власть немногих богатых) и демократии (власть неимущих). В ней доминирует средний элемент.
1) ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Политико-правовые теории стран Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Вследствие завоевательных войн и ряда других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникавшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Китае и Индии.
Древнекитайское государство — типичная восточная иерархическая деспотия. Глава государства (в третий и четвертый периоды — главы царств, на которые в те времена распался Китай) — наследственный монарх, он же первый жрец и единственный землевладелец. В Китае не было жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками и царями-ванами. Вся земля считалась царской. Если Ван — вершина социального конуса в Древнем Китае, то основание его — подневольные земледельческие общины, члены которых — бесправные шужэнь (простолюдины). Между основанием и вершиной социального конуса находилась наследственная земельная аристократия различных рангов, составлявшая государственный аппарат.
Закона не было, и никто не был защищен он произвола вышестоящего на социальной лестнице. Отношения между китайцами издавна подчинялись сложному ритуалу («китайские - церемонии»), имевшему мировоззренческое значение. Светский ритуал взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношения живых к умершим, к духам предков, явлениям природы, земли, неба. В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся. жизнь живых проходила как непрестанный отчет перед духами предков, которым приносились систематические жертвы, первое время даже человеческие (военнопленные, дети-первенцы). Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только ван, «сын неба». Небо — объект почитания в Китае.