Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа

Описание работы

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Содержание работы

1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

Портфолио ИППУ история политических и правовых учений. Котова. май 2011. Владимирский..doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Он определил три правильные формы государства: монархия, аристократия и полития. У каждой есть свое извращение: тирания, олигархия и демократия соответственно.

Идеальной формой Аристотель считал монархию. Монарх — «сам закон». Высшая добродетель дает ему право «принуждать, не нарушая общей гармонии, так как он правит в интересах всего государства». Все должны с радостью ему повиноваться, видя в этом закон природы. По идее, «царь должен защищать богатых от несправедливостей, а бедных от притеснения».

Аристократия, по Аристотелю, — «правительство, сформированное из самых лучших людей». Это чистая форма «аристократии», основанная только на добродетели. Но есть и такая аристократия, где в расчет берется богатство. В извращенной форме аристократии — олигархии — правят уже только богатые, заботясь о своих личных выгодах.

Третья правильная форма  государства — полития. Здесь  управляет большинство, здесь компромисс между принципами свободы и богатства, попытка «объединить свободу бедных и богатых», не давая никому преимущества.

Размышляя о стабильности государства, Аристотель считал, что нужно думать и о бедных, «ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет полно врагов». Правление «лучших» — идеальный вариант, но требует добродетелей, «недосягаемых для обычных людей», и на практике полития, основанная на ограниченном избирательном праве, — «лучшая форма для большинства государств и лучшая жизнь для большинства людей». Он видит опасность, возникающую, если в конституции преобладает один какой-нибудь принцип, и рекомендует смешанную конституцию, где правительство подбирается по двум принципам — богатства и количества голосов. Подобная система просуществует долго, если только нет чрезмерной бедности и чрезмерного богатства. Аристотель был убежден, что «бедность порождает бунт и преступления», что там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство вскоре гибнет. Понимая, что политическая стабильность зависит от социального и экономического равенства, Аристотель против эгоистического правления как богатой плутократии (олигархии), так и лишенного собственности пролетариата (демократии). Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых (или хотя бы каждый в отдельности), управляется лучше всего, ибо обеспечено равновесие.

Взгляды Аристотеля на собственность  развивались в прямом споре с  Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это четырмя соображениями:

1) «Когда у людей  есть личные интересы, они не  ропщут один на другого, а заняты каждый своим делом. и прогресс ускоряется». В коммунистической системе тот, кто работает много и получает мало, негодует на работающего мало и получающего много.

2) Обладание чем-то  доставляет удовольствие, «ибо все, или почти все, любят деньги и другие подобные вещи». Аристотель резко отделяет такую любовь к -собственности от эгоизма и мелочности, рассматривая ее с точки зрения самореализации и самоуважения.

3) При общественной  собственности никто не может  быть щедрым и великодушным, так  как ни у кого ничего нет.  В системе частной собственности  богатство и неравенство «дают возможность проявлять щедрость и милосердие».

4) Видимо, идея частной  собственности глубоко укоренилась в душе человека, если существует так долго, — «нельзя пренебрегать опытом веков». Что до коммунизма, то «если б он был хорош, то за столько лет примеры его были бы известны».

Концепция Аристотеля о  власти закона оставалась одной из ведущих и в средние века, когда политические отношения строились еще на обычае. Позднее она стала одним из краеугольных камней европейского конституционного здания. Вероятно, это — наиболее важное наследие, оставленное Аристотелем.

 

4) ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Древнеримские учения о  политике и праве имеют сходные  черты с политико-правовыми концепциями  Древней Греции. Связано это с  тесными эллинистическими культурными  традициями. Этот процесс особенно ускорился после завоевания Римом греческих городов. Процесс эллинизации также затронул римское общество, и древнеримские политико-правовые учения испытали влияние философских систем греческих мыслителей.

Политические идеи римских мыслителей были более оригинальными, чем греческие, что объясняется совершенно иными формами политического и экономического устройства. Впоследствии юриспруденция Древнего Рима становится самостоятельной дисциплиной.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был выдающимся римским  политиком, философом и оратором. Цицерон считал, что единственным источником счастья является добродетель (мудрость, справедливость). Он не отделял  искусного красноречия от его  высокого политико-правового и нравственного содержания.

Цицерон полагал, что  государство возникает не в силу установления людьми, а берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство представляет собой  гарант соблюдения всеми гражданами закона. При этом законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку, а охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство Цицерон  определял как respublica (от лат. respublica, т. е. «общественное дело»), а народ  понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства Цицерон определял как:

1) сохранение незыблемости  сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного  порядка;

3) управление присоединенными  к государству территориями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей. Право – основа государства, и все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной – как личной.

Наилучший тип политической власти, по Цицерону, – это аристократическая  сенатская республика. Он выделяет три основные формы государственного устройства:

1) власть царя –  монархию;

2) власть оптиматов  – аристократию;

3) народовластие –  демократию. Известными юристами  в древнеримской истории права  были также Гай, Папиниан, Павел, Модестин, Ульпиан, которые выделяли три части в правовой системе Римской империи:

1) естественное право,  оно распространяется на все  живое вообще, на животных, на  людей. Брак, семья, воспитание  являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

2) право народов, установленное  для людей мировым разумом.  Римляне используют это право  по отношению к завоеванным  народам и другим государствам. Данное право касается войны,  рабства, основания государств  и т. д.;

3) право граждан, которое регулирует отношения между римскими гражданами. Источником этого права юристы считали законы, решения плебеев.

 

 

3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода»

3.1 Терминологический  словарь

Гражданственность – способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Естественное  право - идеальная норма человеческих отношений и одновременно всеобщий закон, вытекающий из неизменного порядка природы и всей вселенной.

Вечный закон - выражение божественного разума и воли, которое определяет естественный порядок и естественное право.

Царская гроза - признак дееспособности и надежности верховной власти для подданных.

Ереси (от греч. háiresis — особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

Манихейство - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.

Патария – религиозного движения обедневших слоёв городского населения Северной Италии, особенно Милана, в XI—XIII вв., одна из ветвей катаров.

Суверенитет государства - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.

Тринитарные споры - полемика по вопросу об истолковании догмата о троичности божества.

3.2 Кроссворд

 

по горизонтали 

4. верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя). (ЛОЯЛЬНОСТЬ)

6. Устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества  или общности.(ЛИЧНОСТЬ)

7. религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви.( СЕКТА)

8. распространение политических, философских,  научных и других идей в  обществе. (ПРОПАГАНДА)

11. применение определенной социальной  группой различных форм принуждения  в отношении других групп с  целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. (НАСИЛИЕ)

12. глава, руководитель политической  партии, общественной организации  и др.; лицо, пользующееся большим  авторитетом, влиянием в какой-либо  группе(ЛИДЕР)

14. сторонник коренных, решительных  мер. (РАДИКАЛ)

15. идеология и политика в  национальном вопросе, основа  которых - трактовка нации как  высшей ценности и формы общности. (НАЦИОНАЛИЗМ)

16. государственный строй, при  котором политическая власть  формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества.( ПЛУТОКРАТИЯ)

17. исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая  и культурная общность людей.( НАРОДНОСТЬ)

18. глубокие качественные изменения  в развитии каких-либо явлений  природы, общества или познания (РЕВОЛЮЦИЯ)

19. историческая общность людей,  складывающаяся в процессе формирования  общности их территории, экономических  связей, литературного языка, этнических  особенностей культуры и характера. (НАЦИЯ) 

 

по вертикали 

1. обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.( СОЦИАЛИЗМ)

2. перемещение, переселение. (МИГРАЦИЯ)

3. симптом расстройства, при котором бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (НЕГАТИВИЗМ)

5. термин введен К. Марксом  для обозначения низших слоев  пролетариата.( ЛЮМПЕН)

9. Концепция, согласно которой  в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев. (МЕРИТОКРАТИЯ)

10. форма правления, при которой  глава государства (напр., президент)  избирается населением или специальной  избирательной коллегией. (РЕСПУБЛИКА)

11. отрицание общепринятых ценностей:  идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (НАСИЛИЕ)

13. в древнегреческих учениях  о государстве (Платон, Аристотель) - господство «толпы»(ОХЛОКРАТИЯ).

3.3 Составить план-конспект

Раннефеодальные политико-правовые учения Запада

Признание христианства государственной  религией не исключало того, что  между императорской властью  и церковью временами возникали  трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и охране церковных богатств.

Притязания церкви на участие в  государственной власти обосновывались так называемыми теократическими  теориями.

Одним из первых теоретиков теократии  был константинопольский епископ  Иоанн Златоуст (345–407 гг.). Из слов апостола “всякая власть от бога”, рассуждал Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом – богом дан лишь общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство.

Информация о работе Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений