Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа

Описание работы

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Содержание работы

1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

Портфолио ИППУ история политических и правовых учений. Котова. май 2011. Владимирский..doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

В "Наказе" содержится ряд декларативных положений, не осуществимых в самодержавно-крепостнической  стране: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные положения "Наказа" должны были свидетельствовать о "просвещенности" российского монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных держав.

"Россия есть европейская  держава", - провозглашается в  самом начале "Наказа". Екатерина  II стремилась дать обоснование самодержавного правления в духе идей Просвещения. Для этого используются ссылки на особенности географического положения страны: "Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей... Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец разорительно".

Воспроизводя в "Наказе" тексты книги Монтескье "О духе законов", Екатерина II местами существенно их искажает, заменяя слово "деспотизм" словом "самодержавие". Искажена и запутана в "Наказе" концепция разделения властей как гарантии политической свободы; оно подменено разграничением компетенции различных ведомств и государственных органов, представляющих "протоки, через которые изливается власть государева". Самодержавное правление, говорится в "Наказе", стремится не лишить людей "естественной их вольности", а направить их действия к "общему благу". В этих целях оно поддерживает промышленность и торговлю, развивает просвещение; в "Наказе" даны торжественные обещания издать законы, улучшающие положение народа. "Самодержавных правлений намерение и конец есть - слава граждан, государства и государя".

Либеральные жесты начала царствования Екатерины II были, помимо сказанного, своеобразным зондированием чувств и настроений дворянства, примеркой к общественному сознанию господствующего класса ограниченно-либеральных идей с перспективой определения политики самодержавного государства; к числу таких положений "Наказа" относились содержавшиеся в его первоначальном тексте предположения определить законом порядок выкупа крепостных либо наделить их участками земли. Именно эти разделы "Наказа" вызвали пристальное внимание екатерининского окружения и подверглись наибольшим сокращениям.

В окончательном тексте "Наказа" крепостничество ("рабство", "неволя") берется как факт, не подлежащий критике; для его обоснования  приспосабливаются даже отдельные  высказывания западноевропейских просветителей. Беглое замечание Монтескье о беспорядках, связанных с освобождением сразу большого количества рабов в Древнем Риме, в "Наказе" превращено в рассуждение о невозможности законодательной отмены крепостного права: "Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение".

В некоторых статьях "Наказа" предлагались отдельные меры по стимулированию труда земледельцев; было сформулировано положение: "Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества".

Это положение "Наказа" весной 1768 г . стало поводом к острой дискуссии в Комиссии. Депутат Коробьин высказал мнение, что причиной крестьянских побегов являются разорение и чрезмерное притеснение крепостных помещиками; для предупреждения побегов и для подъема земледелия он предложил определить законом размер крестьянских повинностей и вообще "какую власть имеют помещики над имуществом своего крестьянина". С поддержкой мнения Коробьина выступило несколько депутатов. Никто из выступавших не предлагал отменить или ослабить господскую власть помещика над крепостным; эта власть, заявлял Коробьин, "остается полная, как и ныне". В процессе обсуждения крестьянского вопроса было даже выдвинуто новое обоснование помещичьей власти как особой государственной службы, заменившей отмененную обязанность службы военной или статской: "Всякий помещик, - рассуждал депутат Козельский, - как член тела или общества, помогая главному правительству, должен по закону быть обязан наблюдать за своими крестьянами, чтобы они прилежнее работали, принуждая ленивых". Однако само лишь обсуждение проблемы отношений между помещиками и крепостными больно затронуло чувства и интересы основной массы крепостников; с яростными выпадами против Коробьина выступили князь Щербатов и другие депутаты.

Развитие  русской политической мысли XVIII века

Во второй половине XVIII в. происходит укрепление сословной структуры российского общества. В результате дворцового переворота в 1762 г. на престол взошла Екатерина II (период просвещенного абсолютизма.).

Задачу самодержца императрица  видит прежде всего в создании всеобщего блага.

Просветительские и  либеральные настроения императрицы  в начале ее царствования были способом исследования общественного мнения. В этот период широко обсуждалось  предоставление некоторых прав крестьянам, однако это вызвало негативную реакцию со стороны дворянства. Эти настроения были выражены в сочинениях А. П. Сумарокова.

Сумароков использует востребованные тогда идеи Просвещения, однако он отрицает утверждение о равенстве всех людей и считает, что освобождение крестьян нарушит создавшееся естественное равновесие.

Воззрения наиболее прогрессивной  части дворянства выражал просветитель Н. И. Новиков (1744—1818). В издававшихся Новиковым журналах рассматривались проблемы социального неравенства, вопросы естественного равенства людей. Резкая сатира журнальной публицистики была направлена против образа жизни помещиков. Однако Новиков не доходит до отрицания крепостного уклада.

Яков Павлович Козельский (около 1728 — около 1793) выпустил хрестоматию «Философические предложения». В ней он раскрывает идеи договорного государства и индивидуальных свобод (в том числе свободы собственности). Идеал общества — такое положение, когда труд в почете и есть место для человеческих добродетелей и справедливых законов.

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) считал, что крепостное право является препятствием для развития сельского хозяйства, промышленности и торговли. Он предлагал освободить крестьян, но постепенно. Голицын выступает противником революционных преобразований.

Примером западного буржуазного либерализма является теория Семена Ефимовича Десницкого (1740—1789). В своих произведениях он использует западные образцы политико-правовых учений. Он рассматривает исторический процесс как последовательную смену четырех стадий: охотничьей, пастушеской, земледельческой, коммерческой. Переход от одной стадии в другую связан с развитием хозяйства и совершенствованием законодательной базы и государственной власти.

Более радикально представлял  себе преобразования России и общества Александр Николаевич Радищев (1749—1802). В своих идеях он основывается на наиболее радикальные направления французского Просвещения, концепции общественного договора и естественного права. Радищев выступает за отмену крепостного права не сверху, а снизу — путем народной революции.

4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века»

4.1 Составить терминологический  словарь

Государство - организация  совокупного множества лиц, связанных  правовыми законами.

Естественное право - имеет своим источником очевидные априорные принципы.

Институционализм —  направление социально-экономических  исследований, в частности рассматривающих  политическую организацию общества, как комплекс различных объединений  граждан — институций (семья, партия и пр.)

Синдикалистский федерализм - политическая система, призванная объединить классы общества в синдикаты, обеспечить их гармонию и солидарность, предотвратить  революцию.

Солидарность - (лат. solidus - прочный) - единство убеждений и  действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.

Справедливость - притязание, не предусмотренное законом и  поэтому не обеспеченное принуждением.

Право - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы.

Политический плюрализм  – множественность взглядов и  точек зрения, возможность социальных групп создавать организации  для выражения интересов.

Позитивисткий нормативизм  – одно из основных направлений буржуазной теории права XX в. Тесно связан с господствовавшим в буржуазной юриспруденции XIX в.

Солидаризм – термин, употребляющийся для обозначения  ряда различных политических теорий.

Социологическая юриспруденция  – социологическая школа права.

Теория институционализма  – одно из направлений государствоведения XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан  «институций» (например, семья, партия, профсоюз и т. п.).

Теория «государства всеобщего благоденствия» - современная буржуазная реформистская и ревизионистская теория, отрицающая классических характер современного буржуазного государства и утверждающая, будто бы это государство обеспечивает интересы всех слоев общества.

Теория элит – идейно-политические концепции6 утверждающие, что необходимыми элементами функционирования общества является активное меньшинство, осуществляющее в государстве власть на основе гегемонии, принимающее в рамках политической системы главные решения, отдающее приказы и контролирующее посредством бюрократического аппарата их выполнение.

Теории технократии  – базирующиеся на технологическом  детерминизме социологические концепции: распространяющие принципы управления производством на весь исторический процесс и утверждающие решающую роль техники и технической интеллигенции в развитии общества.

Чистая теория права - структурный анализ позитивного  права, ее базис - в гипотезе о базисной норме, установленной логическим анализом реального юридического мышления.

4.2 Тест

Вопрос 1. Назовите, кто  был в Германии первым, приступившим к систематическому обоснованию  либерализма?

  • Г. Гегель;
  • И. Кант;
  • И. Фихте;
  • Г. Пухта;
  • К. Савиньи;

Вопрос 2. Какую доктрину и вытекавшие из нее демократические  и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок?

  • методологическую;
  • философскую;
  • естественно- правовую;
  • субъективную;
  • идеалистическую.

Вопрос 3. Назовите основоположника  исторической школы права в Германии.

  • К. Савиньи;
  • Г. Пухта;
  • И. Кант;
  • Г. Гегель;
  • Г. Гуго.

Вопрос 4. В каком произведении Г. Гегеля изложено наиболее цельно и  систематически учения о государстве  и праве?

  • “Философия права“;
  • “Феноменология духа“;
  • “Философия истории“;
  • “Конституция Германии”;
  • “Отчет сословного собрания“.

Вопрос 5. Какое из ниже перечисленных сословий не является субъектом гражданского общества в представлении Г. Гегеля? 

  • Промышленное.
  • Несубстанциальное.
  • Всеобщее.

Вопрос 6. В каком году была написана работа Г. Гегеля “Философия права“?

  • в 1819 г.;
  • в 1861 г.;
  • в 1870 г.;
  • в 1820 г.;
  • в 1822 г.

Вопрос 7. Кто является родоначальником теории элит?

  • Платон и Аристотель.
  • Шан Ян.
  • Г. Моска и В. Парето.

Вопрос 8. Какому мыслителю принадлежит следующее высказывание: «Чтобы не было возможного злоупотребления властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?

  • Г. Гроцию.
  • Ш. Л. Монтескьё.
  • Ж.- Ж. Руссо.

Вопрос 9. Какое из приведенных высказываний принадлежит представителям марксистского учения?

  • «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое».
  • «Там, где начинается политика, кончается мораль».
  • «Политика есть, прежде всего, сфера взаимоотношений между классами».

Вопрос 10. Когда и кем впервые стали сравниваться однотипные политические явления в обществе?

  • М. Острогорским в Х1Х в.
  • Древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем.
  • Т. Гоббсом и Дж. Локком в ХУ11 в.

Информация о работе Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений