Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа

Описание работы

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Содержание работы

1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

Портфолио ИППУ история политических и правовых учений. Котова. май 2011. Владимирский..doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Для истории политических и правовых учений первостепенный интерес представляет конфуцианство, ставшее господствующей идеологией в императорском Китае. Его родоначальником выступил Кун Фу-цзы (латинизированная форма — Конфуций), т. е. учитель Кун. Он жил в 551— 479 гг. до н.э. в царстве Лу. Его отец был правителем одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, и ему в детстве пришлось быть и пастухом, и сторожем, и только в 15 лет, как сообщается, обратил он свои помыслы к учебе. Овладев иероглифической премудростью, он с головой погрузился в изучение древней литературы. «Я любил древних, — говорил он ученикам, — и приложил все усилия, чтобы овладеть их знаниями»1.

Девятнадцати лет Конфуций женился, вскоре у него родился сын. Теперь ему нужно было заботиться не только о матери, но и о собственной семье, поэтому он решил поступить на государственную службу. Получив место надзирателя за продовольственными поставками, Конфуций с воодушевлением принялся задело.

Теперь, когда у него появилось много свободного времени, он посвящал его углубленному изучению отечественной старины. Чем сильнее вызывала в нем протест окружающая жизнь, тем большим ореолом окружал он седую древность.

Конфуцию было около 30 лет, когда он приступил к энергичной проповеди своего учения. Вокруг него стали собираться молодые люди, его  сверстники, видевшие в нем наставника. Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы».

Конфуций не обещал ученикам какого-то высшего сокровенного знания. Он наставлял их в простой земной науке. Все знание, согласно Конфуцию, сводилось к изучению исторического наследия. «Учитель, — говорится в книге Конфуция «Лунь юй» (Суждения и беседы), — учил четырем вещам: письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности». Он не выходил за границы литературы, истории и этики.

Может показаться странной такая приверженность традиции, но в мировоззрении Конфуция она имела глубокий смысл, ибо была залогом порядка. Типичный утопист, он мечтал о таком обществе, в котором все будет предусмотрено до ничтожных мелочей. Верил, что просвещение, пропаганда жизненных канонов сами сделают свое дело.

Эти взгляды имели  в Китае и своих противников. В то время уже зарождалась  политическая философия, которая затем  привела к созданию школы «фа-цзя», или «законников». Согласно этой доктрине, возродить государство можно лишь при помощи законов, соблюдение которых необходимо поддерживать жестокими репрессиями. «Если руководить народом посредством законов, — говорил Конфуций, — и поддерживать порядок посредством наказаний, то хотя он (народ) и будет стараться избегать их.

Конфуцианство требовало  от человека не духовного возрождения, не внутренней перемены всего настроения, а соблюдения известной, раз навсегда утвержденной системы правил, определявших его отношения со всеми общественными кругами, среди которых он жил начиная с семьи.

В своем учении о государстве  Конфуции на первое место ставил так называемое «исправление имен». Каждый человек обязан вести себя в строгом соответствии с занимаемым положением. Плохо, когда правитель лишь по имени государь, а на деле — праздный гуляка или зверолов. «Государство, — говорил он одному князю, — процветает, когда государь бывает государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Каждый должен знать свои обязанности и работать над собой, чтобы быть достойным членом общества.

Главной причиной триумфа  конфуцианства было то, что оно  оказалось наиболее созвучным тем  идеалам, которые китайцы издавна  впитывали с молоком матери. Их привлекала его рациональная этика, лишенная мистицизма, оно покоряло своим духом гуманности, умеренности и «середины». Конфуций был целиком обращен к земле, он не интересовался тем, что такое жизнь человека, а учил лишь тому, как жить, чтобы достичь мира и изобилия. Он не был ни святым, ни пророком, но именно таким, практичным, рассудительным, прозаическим, он был дорог китайцам; он привлекал симпатии всех: простой народ видел в нем защитника своих интересов, имущие классы — поборника их прав, вся нация — великого вождя, который призван дать ей процветание.

2) ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Политико-правовая мысль  Древней Индии зародилась и получила свое развитие в середине I тысячелетия до н. э., в эпоху становления первых государств. В этот период политические и правовые воззрения еще не представляли собой самостоятельной формы общественного сознания и являлись составной частью религиозно-мифологических представлений.

Проблемы происхождения  государства, идеальной формы правления, основы закона нашли свое отражение уже в древнейших письменных памятниках — Ведах («ведение, знание»), ритуальных книгах ариев, племен захвативших Индию в первой половине II тысячелетия до н. э. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты — брахманы. Идеология брахманизма делит общество на четыре варны (сословия). Создатель мира — первочеловек Пуруша — тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий. Он породил Солнце, огонь. Из рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук — воины (кшатрии), из бедер — торговый люд (вайшья), из ступней все остальные (шудры). Это не только модель космоса, но и человеческого общества, отражение его происхождения и устройства, положения различных сословий, их прав и обязанностей.

Ведические тексты получили дальнейшее развитие в другом памятнике древнеиндийской мысли — Упанишадах (IX — VI вв. до н. э.), что в переводе означает «сидеть;, около ног учителя». Основным источником законности, согласно Ведам и Упанишадам, является дхарма — норма благочестивого поведения, закон, долг, обычай. Появились многочисленные правовые сборники — дхармасутры, дхармашастры, составленные различными брахманистскими школами. Идеология брахманизма была направлена на укрепление господства родовой знати. Положснкя брахманизма защищаются в «Законах Ману» (II в. до н. э.), в которых обосновываются кастовый строй, привилегии наследственной знати, подневольное положение низов. Сословная принадлежность являлась пожизненной, и переход в высшие варны допускался лишь после смерти как вознаграждение за праведную жизнь. Огромное значение придавалось идее наказания, государственного принуждения, как главному методу управления государством. «Законы Ману» гласили: «Весь мир подчиняется посредством наказания».

Наряду с идеологией брахманичма; Упанишад. развивались и друше учения, не совместимые с канонами ортодоксальной религии. Их выдвигали и распространяли еретические секты. Крупнейшим проповедником этих учений в VI — начале V в. ло н. э. стал, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаунеама, прозванный Буддой, что означает «познавший истину», «просветленный». Учение Будды явилось своеобразным протестом против жреческой религии брахманизма. Оно отвергает идею бога как верховной личности и первоисточника закона. Были подвергнуты критике система кастового деления общества и принцип неравенства сословий. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Брахман, с позиций буддизма, не является членом привилегированной варны, а всякий человек, независимо от своей сословной принадлежности достигший совершенства путем личных усилий. Религиозному, брахманистскому толкованию дхармы буддизм противопоставил во многом более рационалистический подход, понимая под дхармой управляющую миром природную закономерность, естественный закон.

Будда открыл три истины: 1) Жизнь — есть страдание; 2) Причина страданий лежит в самом человеке, а не во внешнем мире; 3) Главная причина страданий — желание удовольствий, которых человек не всегда может достичь. Буддизм предлагает человеку избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления — нирваны, нравственного совершенствования, душевного спокойствия и безразличия. Подобный путь спасения личности диктует равнодушное отношение к внешнему миру, к политико-правовому устройству общества, однако оппозиционный, антикастовый характер учения способствовал его широкому распространению среди огромной массы низших сословий.

Основой законодательства, наравне с дхармой, признаются и другие источники — договор, обычай, царский указ, судебные решения. Каутилья утверждает, что выше дхармы и всех других руководств стоит царский указ. При отсутствии же разногласий предпочтение следует отдавать религиозному закону. Царь обязан охранять, поддерживать дхарму посредством «данды» — «принуждения, наказания». Беспристрастное исполнение закона приносит царю духовное вознаграждение. Для борьбы с преступлениями Артхашастра предлагает обязательный комендантский час, начинающийся через 2,5 часа после захода солнца и заканчивающий в тот же срок до восхода. С преступниками боролись с помощью местных чиновников и гарнизонных начальников, располагавших многочисленными охранниками, солдатами, секретными агентами, несшими ночную охрану в городе и деревне.

Правосудие осуществлялось судейскими коллегиями. Артхашастра рекомендует назначать для каждых 10 деревень судейскую коллегию из трех членов, а в округе и провинции — высшие суды. В Индии еще до Маурьев была создана регулярная система налогообложения. Основным всегда был налог на землю — «бхага», т. е. «доля». Артхашастра предлагает брать четверть урожая, а с плодородных земель — даже треть. Применялся и подоходный налог, и трудовые повинности. Налогообложение теоретически оправдывалось как вознаграждение царя за защиту подданных.

Однако, несмотря на то, что авторы древнеиндийских памятников основывали свои наставления на существовавшей практике, не следует воспринимать эти тексты как точное отражение действительности. Скорее всего, в текстах об искусстве управления государством и в «священных законах» авторы говорят не о том, что было в действительности, а о том, чему, по их мнению, надлежало быть. Очевидно, что влияние государства не было столь всепро-никающим, как в системе, предусматриваемой Артхаша-строй, и существуют очевидные свидетельства того, что правители отнюдь не всегда следовали советам авторитетных источников.

 

3) ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Платон родился на о. Эгида близ Афин в аристократической семье. Подлинное имя Платона — Аристокл, Платон — прозвище (от «платюс» — широкий, широкоплечий). Платон получил блестящее образование, преуспев во всех сферах античной культуры: изучал философию, имел талант лирического и драматического поэта, увлекался музыкой, живописью, гимнастикой, борьбой, верховой ездой, участвовал в Олимпийских играх и добивался побед. Его учителями были Кратид и Сократ. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, надолго покинул Афины. -Вернувшие!» после странствий, открыл свою школу. Расположенная в роще, связанной с именем аттического героя Академа, она получила название Академии, а ее ученики стали зваться академиками. Просуществовала школа 915лет (386 г. до н. э. — 529 г. н. э.) и была ликвидирована императором Юстинианом в разгар его гонений на все, что относилось к языческой культуре. Из стен Академии вышли виднейшие законодатели, государственные деятели, ораторы (Ликург, Геперид, Демосфен и др.) и, конечно, философы: Антисфен, Аристипп, Аристотель.

Почти все сочинения  Платона дошли до нас целиком. Политико-правовым вопросам посвящены  такие работы, как «Государство», «Политик», «Законы» (последняя осталась незавершенной). Все они написаны в форме диалогов. В каждой (за исключением «Законов») в качестве одного из собеседников фигурирует Сократ, в уста которого Платон вкладывает свои мысли. В последнем диалоге «Законов» от имени автора говорит пожилой афинянин.

В «Государстве» Платон рисует картину идеального государства, отражающего в себе вечные идеи правды и добра. Согласно Платону государство проистекает из многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения груда. Иными сливами, государство создается вследствие неспособности каждого человека в отдельности удовлетворить все свои потребности.

В диалоге «Политик»  философ дает классификацию различных форм правления, разделяя их по двум признакам: а) по числу лиц правящих и б) по характеру правления, законному или произвольному Таким образом, монархии соответствует тирания, а аристократии (тимократии) — олигархия, только демократия остается неизменной. Но критика Платоном государства направлена прежде всего против демократии. Это форма правления, где власть сосредоточивается в руках ^большинства, в состав которого входят и простолюдины, и богачи, представители лживой мудрости, ораторы и демагоги. Основная черта демократии — отсутствие твердых начал, которое оборачивается произволом толпы (охлократия) и ведет к тирании.

Если в «Государстве» Платон сделал попытку создать образец идеального государства, то в «Законах» уделил внимание праву. Согласно Платону, наилучшее законодательство должно подчиняться требованиям высшего абсолютного Первоначала и соответствовать трем главным критериям: 1) ориентироваться не на войну и захват добычи, а на всеобщий мир и справедливость; 2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным благам; 3) иметь своей целью здоровье, разумное и мужественное состояние каждой человеческой души.

Однако самым великим  умом древности считается Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Он пытался разработать науку о политике. Главными трудами, в которых освещалась политико-правовая тематика, были «Политика», «Афинская полития», «Этика».

Аристотель видел в чрезмерном единстве государства — даже если оно возможно, что весьма сомнительно — опасность, грозящую гибелью. Ибо государство составляют люди, многие и разные, и оно должно, естественно, быть плюралистичным. Рассматривая различные формы правительств, Аристотель говорил, что совершенство недостижимо и настоящий законодатель должен знать не только то, что лучше всего в абстрактном смысле, но и то, что более всего подходит по обстоятельствам и легко осуществимо.

Информация о работе Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений