Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа

Описание работы

Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

Содержание работы

1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43

Файлы: 1 файл

Портфолио ИППУ история политических и правовых учений. Котова. май 2011. Владимирский..doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 11. Кто является родоначальником теории элит?

  • Платон и Аристотель.
  • Шан Ян.
  • Г. Моска и В. Парето.

Вопрос 12. Что такое «принцип правления» по теории Монтескьё?

  • Это – «человеческие страсти, которые господствуют в данной форме правления».
  • Это – «правило формирования основных законов общества».
  • Это –  «механизм осуществления власти».

Вопрос 13. К какому из направлений русской политической мысли принадлежал Б.Н. Чичерин?

  • Анархизму.
  • Социализму.
  • Либерализму.

Вопрос 14. Кого И. Кант относил к пассивным гражданам?

  • Граждан, не участвовавших в политической жизни общества.
  • Несамостоятельных граждан, добывающих себе средство к существованию, подчиняясь распоряжению других
  • Граждан, не участвовавших в политическом процессе по причинам протеста.

Вопрос 15. Что, по мнению А. де Токвиля, может угрожать демократии?

  • Чрезмерное стремление к равенству.
  • Индивидуальные свободы граждан.
  • Система сдержек и противоречий.

Вопрос 16. Какое  положение наиболее полно раскрывает сущность права в марксистском понимании?

  • Надстроечное по отношению к экономической структуре общества явление.
  • Определенная ступень развития производства.
  • Элемент структуры способа производства.

Вопрос 17. Продолжите   цитату К. Маркса: «История всех до сих пор существующих обществ была...»:

  • Историей борьбы классов.
  • Стремлением народов к вечному миру.
  • «Войной всех против всех».

Вопрос 18. Кто считается основателем  и теоретиком русского анархизма?

  • Бакунин М.А.
  • Кропоткин П.Н.
  • Ткачев П.Н.

Вопрос 19. Важнейшая идея либерализма утверждает:

  • Необходимость активного участия аристократии в управлении государством.
  • Абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей.
  • Существование универсального морального порядка.

Вопрос 20. Кому принадлежат следующие слова: «Если война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права, а зачинщики должны нести ответственность?»

  • Томасу Гоббсу.
  • Шан Яну.
  • Гуго Гроцию.

4.3 План-конспект

1) ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ  РОССИИ ХIХ ВЕКА

В начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время было крепостное право, которое распространялось на огромную массу крестьян. Крепостное право препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оценивали крепостное право как архаизм, как причину отставания России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непоследовательный и двойственный характер, Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной напряженности в России. Русский историк В.О. Ключевский так оценивал русское общество того времени: «Дворяне страшились крестьян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих». В этот период в России сформировались два направления политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперанский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).

М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической.

Под политической свободой Сперанский понимал возможность, которая закреплена законом: «участия всех государственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами:

  • имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, и не должна быть предоставлена «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной деятельности;
  • культурным.

Противоположностью политической свободы является политическое рабство, когда воля одного лица является законом для всех. Под гражданской свободой Сперанский понимал возможность обладать личными и имущественными правами:

  • собственности;
  • заключения договоров;
  • на уплату налогов, установленных только согласно закону;
  • подвергнуться уголовному наказанию только по решению суда.

Программа государственных преобразований М.М. Сперанского включала проведение следующих реформ:

  • крепостного права;
  • государственного правления;
  • законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать недвижимость в собственность.

Реформа государственного правления. Анализируя политическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность: все государства в своем развитии проходят три ступени и в конце концов приходят к конституционному правлению:

  • первая ступень — феодальная раздробленность государств Запада;
  • вторая ступень — «феодальное самодержавие» государств Запада;
  • третья ступень — конституционное правление.

Реформа законодательства была проведена при непосредственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи». В него вошли расположенные в хронологическом порядке, законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная инкорпорация законодательных актов.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной войны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переустройства России. Эти программы готовились в недрах тайных обществ, действовавших в условиях усиления цензуры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель.

Восстание декабристов стало самым значительным фактом политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего развития России.

 

2) ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ  ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШЕВИЗМА

Идеи К.Маркса начали распространяться в России с 1870-х  гг. В 1898 г. на первом съезде была создана  общероссийская марк­систская партия - РСДРП, расколовшаяся спустя пять лет на два течения - большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В. И.ЛЕНИН российский политический деятель. Его концепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные о классовости государства, о диктатуре пролетариата и др.

Сугубая классовость - врожденная, неотъемлемая и все определяющая черта государства. Она присуща  ему в силу нескольких при­чин:1) воплощение в государстве антагонизма  классов, расколовшего общество со времени  утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетворению потребностей общества в целом глубоко чужда Ленину.

Второе важнейшее положение  ленинского учения о государстве - идея государства как орудия диктатуры  господствующего класса. Конкретное содержание феномена "диктатуры класса" Ленин видит в том, что: 1) диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;

2) такая диктатура  включает в себя ориентацию  власти на насилие, осуществляемое в самых различных формах;

З)  непременным признаком  диктатуры класса является его совершенная  не связанность какими-либо законами. К вопросу о свободе, рассматриваемой  во всех ее аспектах и реализуемой  посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом.

Анализируя проблему государства и революции, Ленин  видел две возможности использовать старую государственную машину или  полностью сломать её. Вслед за Марксом он выбирает второй путь. "Все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать". Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления своих противников.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства  считалось одним из открытий, сделанных  Лениным в области политической теории. Советы - учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами же контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти внизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.

Важнейшим элементом  ленинского учения о государстве  является положение, о руководящей  роли Коммунистической партии в государстве. "Ни один важный политический или  организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии". В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается все таки "однопартийного государства" ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур, компартия, которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.

4.4. Составьте таблицу

Реформистское  направление  в марксизме

Э.Бернштейн

социал-демократическая партия, выражая  интересы рабочего класса, планировала принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством демократических и экономических реформ.

Центристское направление  в марксизме

К.Каутский

Суть состоит в неизбежности социалистической революции, против призывов превратить социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, утверждал Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию общества в целом.

Теория демократического социализма

Б. Каутский,

X. Гейтскелл, Дж. Коул

социализм в современную эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократическое»  течение на базе «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике социалистического, коммунистического строительства, революционной борьбе рабочего класса стал «ветвью, оторвавшейся от социализма»

Теория христианского социализма

Ф. Ламенне,

Ф. Д. Морис,

Ч. Кингсли

направление общественной мысли, стремящееся  придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику). Возник в первой половине XIX века.

Теория 

исламского социализма

Джамаль ад-Дин аль-Афгани

Социалисты-мусульмане полагают, что  учение Корана и пророка Магомета совместимо с принципами социальной справедливости и равенства и  перераспределения богатства. Но некоторые  ортодоксальные Исламские ученые считают  что различные социалистические методы, такие как насильственная конфискация частной собственности идут в противоречие Исламскому учению.

Идеология солидаризма

О. Конт,

Э. Дюркгейм,

Л. Дюги

учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму, солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое "я" нельзя отделить от "мы".

Идеология институционализма

М. Ориу,

Г. Гурвич,

П. Сорокин

Характер и направления экономического развития определяет не только рынок, но и вся господствующая в данное время система экономических институтов. Однако она представляет собой консервативную оболочку общества, которая сковывает его развитие, что вызывает необходимость осуществления структурных реформ.

Неолиберализм

Дж. Кейнс,

А. Хансен,

Дж. Гэлбрейт

Выражают взгляды реформистски настроенных слоев общества — крупных промышленников, связанных с государственным сектором экономики, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций.

Неоконсерватизм

Фридрих Август фон Хайек

Общество с рыночной экономикой по своей природе является плюралистическим. Современное открытое общество, писал он, "выросло из осознания того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу, не имея согласия относительно частных целей, которые каждый из них преследует".

Концепции плюралистической демократии

Гарольд Ласки

Морис Ориу

современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В дальнейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собственников. "Граждане бессильны перед лицом эффективно действующей централизованной власти". Отсюда был сделан общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой".

Информация о работе Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений