Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:59, практическая работа
Объектом исследования истории политических и правовых учений выступает теоретически оформленная часть политико-правового сознания различных типов государств, обществ и даже культур. Как и любая другая наука историко-теоретического цикла, история политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.
1. Представление учебной дисциплины: объект, предмет науки ИППУ, ее основные методы и периодизация истории правовых и политических учений 2
2. Модуль 1: «Политические и правовые учения древнего мира» 7
2.1 Составить словарь терминов 7
2.2 Составить план-конспект по каждой теме 8
3. Модуль 2: «Политические и правовые учения феодального периода» 19
3.1 Терминологический словарь 19
3.2 Кроссворд 20
3.3 Составить план-конспект 21
4. Модуль 3: «Политические и правовые учения 19 века» и «Политические и правовые учения Запада и Востока 20 века» 32
4.1 Составить терминологический словарь 32
4.2 Тест 33
4.3 План-конспект 36
4.4. Составьте таблицу 40
Библиографический список 43
Вопрос 11. Кто является родоначальником теории элит?
Вопрос 12. Что такое «принцип правления» по теории Монтескьё?
Вопрос 13. К какому из направлений русской политической мысли принадлежал Б.Н. Чичерин?
Вопрос 14. Кого И. Кант относил к пассивным гражданам?
Вопрос 15. Что, по мнению А. де Токвиля, может угрожать демократии?
Вопрос 16. Какое положение наиболее полно раскрывает сущность права в марксистском понимании?
Вопрос 17. Продолжите цитату К. Маркса: «История всех до сих пор существующих обществ была...»:
Вопрос 18. Кто считается основателем и теоретиком русского анархизма?
Вопрос 19. Важнейшая идея либерализма утверждает:
Вопрос 20. Кому принадлежат следующие слова: «Если война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права, а зачинщики должны нести ответственность?»
1) ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ ХIХ ВЕКА
В начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических прав.
В России в это время было крепостное право, которое распространялось на огромную массу крестьян. Крепостное право препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оценивали крепостное право как архаизм, как причину отставания России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непоследовательный и двойственный характер, Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.
Такое положение дел приводило к росту социальной напряженности в России. Русский историк В.О. Ключевский так оценивал русское общество того времени: «Дворяне страшились крестьян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих». В этот период в России сформировались два направления политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперанский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).
М.М. Сперанский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической.
Под политической свободой Сперанский понимал возможность, которая закреплена законом: «участия всех государственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».
Политическая свобода должна быть ограничена цензами:
Противоположностью политической свободы является политическое рабство, когда воля одного лица является законом для всех. Под гражданской свободой Сперанский понимал возможность обладать личными и имущественными правами:
Программа государственных преобразований М.М. Сперанского включала проведение следующих реформ:
Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приобретать недвижимость в собственность.
Реформа государственного правления. Анализируя политическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность: все государства в своем развитии проходят три ступени и в конце концов приходят к конституционному правлению:
Реформа законодательства была проведена при непосредственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи». В него вошли расположенные в хронологическом порядке, законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная инкорпорация законодательных актов.
Декабристы — офицеры, участники Отечественной войны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переустройства России. Эти программы готовились в недрах тайных обществ, действовавших в условиях усиления цензуры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель.
Восстание декабристов стало самым значительным фактом политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего развития России.
2) ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ БОЛЬШЕВИЗМА
Идеи К.Маркса начали распространяться в России с 1870-х гг. В 1898 г. на первом съезде была создана общероссийская марксистская партия - РСДРП, расколовшаяся спустя пять лет на два течения - большевистское и меньшевистское. Лидером и идеологом большевизма стал В. И.ЛЕНИН российский политический деятель. Его концепция власти и государства развивала положения Маркса и Энгельса о государстве. Среди этих положений главные о классовости государства, о диктатуре пролетариата и др.
Сугубая классовость - врожденная, неотъемлемая и все определяющая черта государства. Она присуща ему в силу нескольких причин:1) воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной господствующему классу. Рассуждения о том, что государство выполняет множество функций по удовлетворению потребностей общества в целом глубоко чужда Ленину.
Второе важнейшее положение ленинского учения о государстве - идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Конкретное содержание феномена "диктатуры класса" Ленин видит в том, что: 1) диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами;
2) такая диктатура включает в себя ориентацию власти на насилие, осуществляемое в самых различных формах;
З) непременным признаком диктатуры класса является его совершенная не связанность какими-либо законами. К вопросу о свободе, рассматриваемой во всех ее аспектах и реализуемой посредством институтов демократии и права, Ленин на всем протяжении своей деятельности оставался равнодушным. Он был последовательным антилибералом.
Анализируя проблему
государства и революции, Ленин
видел две возможности
Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь, по Ленину, должна быть Республика Советов. Конструирование советского государства считалось одним из открытий, сделанных Лениным в области политической теории. Советы - учреждения, которые одновременно и издают законы, и исполняют законы, и сами же контролируют их исполнение. Строится республика такого типа на основе демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти внизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.
Важнейшим элементом ленинского учения о государстве является положение, о руководящей роли Коммунистической партии в государстве. "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии". В теории партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на кадровом уровне эти структуры переплетаются, сращиваются. В качестве партийных функционеров большевики принимают управленческие решения, в качестве руководящих работников госаппарата они же претворяют их в жизнь. Не получается все таки "однопартийного государства" ибо, по сути, нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Перспектива отмирания государственности обернулась в жизни полной анемией собственно-государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур, компартия, которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами.
Реформистское направление в марксизме |
Э.Бернштейн |
социал-демократическая партия, выражая интересы рабочего класса, планировала принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в преобразовании общества посредством демократических и экономических реформ. |
Центристское направление в марксизме |
К.Каутский |
Суть состоит в неизбежности социалистической революции, против призывов превратить социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализма, утверждал Каутский, реформы временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию общества в целом. |
Теория демократического социализма |
Б. Каутский, X. Гейтскелл, Дж. Коул |
социализм в современную эпоху,
утратив классово-пролетарский характер,
превратился в « |
Теория христианского социализма |
Ф. Ламенне, Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли |
направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику). Возник в первой половине XIX века. |
Теория исламского социализма |
Джамаль ад-Дин аль-Афгани |
Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Магомета совместимо с принципами социальной справедливости и равенства и перераспределения богатства. Но некоторые ортодоксальные Исламские ученые считают что различные социалистические методы, такие как насильственная конфискация частной собственности идут в противоречие Исламскому учению. |
Идеология солидаризма |
О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Дюги |
учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму, солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое "я" нельзя отделить от "мы". |
Идеология институционализма |
М. Ориу, Г. Гурвич, П. Сорокин |
Характер и направления экономического развития определяет не только рынок, но и вся господствующая в данное время система экономических институтов. Однако она представляет собой консервативную оболочку общества, которая сковывает его развитие, что вызывает необходимость осуществления структурных реформ. |
Неолиберализм |
Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт |
Выражают взгляды реформистски настроенных слоев общества — крупных промышленников, связанных с государственным сектором экономики, высшего чиновничества, а также значительной части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства государства в сферу частнопредпринимательской деятельности является отличительной чертой всех неолиберальных программ и концепций. |
Неоконсерватизм |
Фридрих Август фон Хайек |
Общество с рыночной экономикой по своей природе является плюралистическим. Современное открытое общество, писал он, "выросло из осознания того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу, не имея согласия относительно частных целей, которые каждый из них преследует". |
Концепции плюралистической демократии |
Гарольд Ласки Морис Ориу |
современный тип государства зародился в эпоху Реформации, когда светские правители, одержав победу над церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В дальнейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть подверглась бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему управления, обслуживающую интересы частных собственников. "Граждане бессильны перед лицом эффективно действующей централизованной власти". Отсюда был сделан общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой". |