Развитие социального партнерства в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18

4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

В экономической и  социальной политике западных стран, особенно после Второй мировой войны, получили признание и широкое распространение различные формы сотрудничества между наемными работниками (их представителями – профсоюзами) и нанимателями (предпринимателями). Многообразные механизмы согласования интересов между партнерами сверху донизу (т. е. на общенациональном, отраслевом и местном уровнях) касались как распределения доходов, так и налаживания «человеческих отношений» в сфере труда, включая достижение договоренностей по основным критериям и показателям социальной справедливости и мерам по обеспечению и защите интересов субъектов трудовых отношений. Получила признание и развитие охранительная (по отношению к работнику) функция законодательства о труде. Трудовое законодательство направлено главным образом на охрану трудовых и социально-экономических прав, здоровья и жизни наемных работников в процессе труда. В этом контексте немецкие ученые рассматривают трудовое право как «особое право». Его защитная функция обусловлена, по их мнению, тем, что наниматели владеют средствами производства и капиталами, и поэтому они гораздо сильнее наемных работников с экономической точки зрения. Практически на всех уровнях здесь получил признание переговорный характер коллективно-договорного процесса, урегулирования возникающих в социально-трудовой сфере противоречий и разногласий согласительно-примирительными методами. Возникла своеобразная система сдержек и противовесов, предполагающая участие наемных работников в управлении предприятиями, позволяющая упреждать или значительно смягчать остроту социальных конфликтов в социально-трудовой сфере.

Таким образом, одновременно с возникновением социального партнерства началось движение западных стран по пути становления социально ориентированной рыночной экономики. Можно утверждать, что возникновение феномена «социального партнерства» выступает закономерностью общественного развития в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Вместе с тем социальное партнерство содействует созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Некоторые зачатки социальных партнерских отношений в сфере труда в России и Беларуси появились еще во второй половине XIX в. после отмены крепостного права и перехода российской экономики к рыночным отношениям. О социальном партнерстве работников и нанимателей публично стали говорить после заключения первого коллективного договора, подписанного в ходе стачки на Бакинских нефтепромыслах в 1904 г. Законодательное закрепление некоторых элементов социально-партнерских отношений произошло с принятием таких законов Российской Империи, как Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной и Устав о промышленном труде. На волне первой русской революции в Устав о промышленности в 1906 году были внесены дополнения в виде главы III «Об обществах», которая включала «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». Тем самым вводились правила, определяющие деятельность профессиональных объединений – как работников, так и нанимателей (ст. 44–66 Устава). Так, в ст.44 было установлено, что «профессиональные общества имеют целью выяснение и согласование интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий» [16, с.47].

В России коллективные договоры появились  в самом начале XX в., но только после Октябрьской революции законодательство в первом советском Кодексе законов о труде 1918 года признало практику их заключения. 2 июля 1918 г. вступило в силу Положение о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда. Так в российском законодательстве получило признание одно из важнейших слагаемых социального партнерства – возможность коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. КЗоТ РСФСР, принятый в период перехода к нэпу (1922 г.), допускал в качестве субъектов хозяйствования частное предпринимательство и предусматривал социальный диалог между профсоюзами как представителями работников и нанимателями, на основе которого в ходе коллективных переговоров заключались коллективные договоры, устанавливающие условия труда на конкретном предприятии (в организации).

Однако в условиях последующего усиления командно-административной системы управления и возложения на профсоюзы (с 1933 г.) ряда государственных функций коллективно-договорное регулирование трудовых отношений стало приобретать ритуально-формальный характер. Содержание коллективных договоров определялось, скорее, не сторонами, которые их заключали, а государством на основе утверждаемых Правительством и ВЦСПС типовых (примерных) коллективных договоров. Эти акты состояли в  основном из норм законодательства о труде, отраслевых правил, из перечня планово-производственных заданий, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий. Их структура, содержание с годами практически не менялись и они сколько-нибудь существенного влияния на регулирование социально-трудовых отношений не оказывали. В общественное сознание внедрялось представление о том, что социалистический характер общественного строя в СССР, других социалистических странах снимал проблему социального партнерства. Предполагалось, что все вокруг народное и «для действительного социального партнерства не существовало условий антагонизма интересов субъектов социально-трудовых отношений». Конечно, такого рода представления далеко не во всем соответствовали реальности. Даже при очень высоком уровне развития общества всегда существовали и будут существовать различия в структуре интересов и ценностных ориентаций участников социально-трудовых отношений.

При самых благоприятных условиях (экономических, социальных, правовых) немыслимо полностью гармонизировать интересы рабочего, директора, министра, профессионально подготовленного мастера своего дела и начинающего ученика. Вместе с тем необходимо отметить, что общие основы и принципы социального партнерства одинаковы в любой стране, имеющей социально ориентированный вектор развития. Но в каждой стране система социального партнерства имеет свои отличительные черты, детерминированные: 1) конкретно-историческими условиями; 2) направлениями и темпами формирования рыночной экономики; 3) культурой; 4) традициями и обычаями; 5) национальным характером; 6) менталитетом граждан; 7) другими специфическими факторами.

Среди условий и факторов, играющих определяющую роль в становлении социального партнерства, можно выделить следующие группы: 1) экономические, 2) политические, 3) социальные, 4) идеологические, 5) психологические, 6) духовно-нравственные и 7) организационные факторы.

В свою очередь каждая из групп имеет сложную структуру и оказывает различное влияние на характер и направления формирования атмосферы сотрудничества и эффективного социального диалога.

Ключевое значение для возникновения  и развития социального партнерства имеет группа экономических факторов, связанных с развитием капитализма, с его рыночным характером экономики и особенно НТР. Именно в этот период радикально перестраивается система отношений собственности. Эволюция системы этих отношений происходила по нескольким направлениям.

1. Сосредоточение в руках отдельных людей и групп огромных средств в виде средств производства и денег привело к тому, что собственник стал не властен над своей собственностью в полную меру. Его власть ограничена: он лично может выйти из дела, но не может по собственному произволу прикрыть предприятие. Усложнение и укрупнение предприятий привели к возникновению слоя менеджеров и дифференциации функций на функцию собственников и функцию управляющих делом. В результате деперсонификации капитала собственник разделил часть своей власти над делом с несобственником. И в принципе дело уже могло развиваться и функционировать без собственника.

2. Второе направление – это развитие «среднего класса общества» в результате своеобразного растворения собственности в массе населения. Как следствие, у растущей части трудящихся по найму преодолевается психология отчуждения от собственности на капитал. И хотя масштабы накоплений у разных людей варьируют и часто зависят от личных устремлений, а контроль над основной массой средств производства и материального богатства остается в руках нескольких процентов населения, это уже не всегда воспринимается работающими по найму как результат эксплуатации.

3. Третье направление эволюции собственности состоит в том, что значительная часть предприятий стала государственной собственностью и это существенным образом ограничило сферу частной собственности. Разрастание сферы государственности привело также к образованию значительного слоя государственных служащих, охватывающего иногда около половины работающего населения страны. В целом, функционирование и развитие экономически развитых стран Запада осуществлялось по линии распространения различных видов акционерной (ассоциированной) формы собственности и частичного огосударствления экономики.

Важнейшим условием развития социального партнерства стало поддержание и укрепление рыночной конкуренции, отказ от монополизма и попыток решать социальные проблемы путем установления прямого государственного либо частного контроля над рынком и рыночными ценами, в том числе на рабочую силу. Свободный рынок труда стал еще одним значимым условием формирования системы социального партнерства. Вместе с тем переход от преобладания в прошлом стихийного типа развития к регулируемому типу развития социально-трудовых отношений был бы невозможен, если бы отсутствовали для этого необходимые идеологические, психологические, духовно-нравственные и иные условия. Идеологические и психологические факторы социального партнерства должны были способствовать укреплению «национального единства», подразумевая под последним то, что большинство граждан потенциальной демократии не должно иметь сомнений или делать мысленных оговорок относительно того, к какому политическому сообществу они принадлежат.

На психологическом уровне – это определенная общенациональная идентификация личности, социальной группы, общества в целом. Под влиянием научно-технической революции преобразовалась не только социальная структура общества и рабочего класса, но и важные элементы его сознания. Возрастающий уровень образованности масс, повышающийся удельный вес умственных функций в трудовой деятельности внесли важные новые элементы в систему ценностей, в общественные ориентации тружеников, главным образом тех, кто работает в наиболее современных наукоемких отраслях.

Гораздо большее значение, чем прежде, стало придаваться таким ценностям, как творческий труд, свобода выбора и принятия решений, независимое положение в производственном процессе, нетерпимость ко всякого рода бюрократическим ограничениям и т. д. Отсюда особое значение, придаваемое гарантиям демократических прав, индивидуальным свободам. Все это и привело к тому, что партнерские отношения в государствах с рыночной экономикой стали реальным фактором их развития.

Одной из идеологических предпосылок и слагаемых социального партнерства выступает признание того, что труд и капитал – взаимодополняющие элементы, без которых невозможно нормальное развитие общества. Иными словами, социальное партнерство есть процесс взаимодействия социальных общностей, чьи коренные социально-экономические интересы принципиально противоположны, однако их удовлетворение невозможно без определенного согласования позиций сторон.

Важным условием эффективного функционирования социального партнерства является характер политики государства в этой сфере: позитивное государственное вмешательство в отношения между трудом и капиталом, между «богатыми» и «бедными», а в более широком смысле – значительная роль государства в регулировании социальных отношений. Деятельность власти, всех ее ветвей определяет: будет ли обеспечена необходимая правовая база для становления партнерства, для действительного равноправия его субъектов, будет ли государство, исполнительная власть ответственно относиться к заключаемым соглашениям с другими субъектами социального партнерства.

Из организационных факторов выделим изменившийся в результате развития массового профсоюзного движения баланс сил в борьбе между трудом и капиталом. Становление массового профсоюзного движения привело к возникновению новых форм защиты интересов людей наемного труда и способствовало в определенной степени уравниванию власти между нанимателями и трудящимися, между трудом и капиталом. В результате многолетней борьбы наемных рабочих с предпринимателями сформировался новый образ жизни с гораздо более высокими и разнообразными стандартами, который стал нормой для большинства населения.

Таким образом, благодаря усилиям наемных работников и их объединений в отстаивании своих прав сформировались новые параметры качества жизни трудящихся, создающие, в свою очередь, возможности и реальные условия для становления и развития атмосферы согласия и сотрудничества между субъектами социального партнерства.

В настоящее время  в индустриально развитых странах  с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства.

Идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики – от отдельного предприятия до масштабов страны. Например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ – в 1952, в Австрии – в 1957, в странах Северной Европы – в 1970-х гг., во Франции – в 1958 году и т. д. [16, с.76]

Декларирование на конституционном  уровне данной формулы, соответственно, предполагает и проведение государством активной социальной политики. Когда такая политика последовательно проводится, то это, конечно же, расширяет поле социального партнерства в сфере труда.

Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.

В рамках социального  сотрудничества современного западного  общества выделяются два ряда отношений, особенности которых определяют ту или иную модель [фр. modеle – мера, образец]. Это, во-первых, отношения между государственной властью и союзами трудящихся и, во-вторых, отношения профсоюзов с представительными организациями нанимателей.

Модели социального партнерства различаются также по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития. При этом результат в значительной степени определятся отношениями между объединениями нанимателей и союзами трудящихся, хотя не во всех странах наниматели непременно ведут прямые переговоры с представителями трудящихся.

Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь