Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа
Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5
2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14
3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Беларусь в числе первых в СНГ приняла разработанную на трехсторонней основе Концепцию развития системы социального партнерства [12]. Она была подготовлена во исполнение Указа от 15 июля 1995 г. № 278 [10]. Согласованный вариант Концепции и программа мер по ее реализации были одобрены Национальным советом по трудовым и социальным вопросам 12 марта 1997 г. (протокол № 11/42). В п.2 Концепции сказано, что основной целью социального партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.
Важнейшей задачей социального партнерства на данном этапе развития экономики республики является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на преодоление кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.
ТК, в котором приводятся основополагающие правовые положения о социальном партнерстве, исходит из того, что социальное партнерство как форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов, других представительных органов работников в социально-трудовой сфере, имеет целью согласование интересов сторон на договорной основе в рамках (пределах), допускаемых государством.
В современных условиях социальное партнерство объективно становится одним из важных компонентов социальной политики государства в сфере труда, политики, направленной не на бесплодное противостояние работников и нанимателей, а на их взаимодействие, что отвечает целям стабильности и поступательного развития общества.
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в республике получило значительное распространение. Накоплен практический опыт защиты трудовых и социально-экономических прав работников. В стране создана система органов социального партнерства, в т.ч. Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, отраслевые и территориальные комиссии, согласительные комиссии на предприятиях в организациях и учреждениях. Сформирована система трудовых арбитражей, работает Республиканский трудовой арбитраж. В основе созданной системы коллективно-договорного регулирования – Генеральное соглашение между правительством, объединениями нанимателей и профсоюзов. Его выполнение регулярно рассматривается на заседаниях Национального совета. На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. Аналитический обзор действующих договоров и соглашений показывает возросший уровень принимаемых сторонами обязательств, широкое использование республиканскими комитетами, советами профсоюзов возможностей социального партнерства в защите трудовых и социально-экономических прав своих членов.
В Беларуси, идущей по пути формирования социально ориентированной рыночной экономики, осуществляется либерализация различных сфер экономики. Как долго продлится этот процесс и какие тенденции возобладают, предсказать сегодня сложно. Но можно утверждать, что в перспективе альтернативы социальному партнерству, позволяющему гармонизировать интересы субъектов социально-трудовых отношений, судя по всему, не существует.
Таким образом, фундаментом национальной нормативно-правовой базы социального партнерства служат международные правовые акты, в частности, Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» [87]; № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» [4]; № 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностей»; № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм [5]; № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация»; № 154 «О содействии коллективным переговорам» [6] [18, с.894].
Изданы Указы Президента от 15 июля 1995 № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» [10], от 16 декабря 1997 № 639 «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов», от 5 мая 1999 № 252 «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» [11]. Приняты Постановления Правительства от 23 января 1995 № 41 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы», от 24 ноября 1998 № 95 «Об утверждении Рекомендаций по регулированию оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров» и некоторые другие подзаконные акты по вопросам, относящимся к регулированию трудовых и связанных с ними отношений.
4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Принципы социального партнерства – основополагающие идеи, выражающие сущность, смысл социально-партнерских отношений. Впервые эти принципы были закреплены в 1919 г. в Уставе Международной организации труда (МОТ) и Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 г.), получили дальнейшее развитие в конвенциях и рекомендациях МОТ и в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации.
Основными принципами социального партнерства (ст.353 ТК) являются:
1. Равноправие сторон. В Конвенции МОТ № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» [5] предусмотрено, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. Равноправие не означает равенство, а означает равноправное положение. Применительно к партнерским отношениям это выражается в том, что: а) в коллективно-договорном процессе стороны коллективных трудовых отношений для ведения коллективных переговоров создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей; б) примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе; в) Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, советы по трудовым и социальным вопросам, комиссии по коллективным переговорам также формируются на принципах паритета и равноправия; г) каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения).
2. Соблюдение норм законодательства. Субъекты социального партнерства должны руководствоваться актами законодательства, международными нормами права. Нормативными актами для сторон партнерских отношений являются также соответствующие коллективные договоры и соглашения. Нормы коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.
3. Полномочность принятия обязательств. Полномочие – это официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. Полномочный – обладающий какими-либо полномочиями. Рекомендация МОТ № 163 «О коллективных переговорах» [7] предусматривает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих соответствующих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров, с учетом любых положений о консультациях в рамках их соответствующих организаций. При заключении коллективных договоров, соглашений представители сторон должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий. Если будет установлено, что в отраслевых (тарифных) соглашениях предусмотрены иные нормы по сравнению с коллективными договорами, необходимо проверять, заключено ли отраслевое тарифное соглашение в соответствии с компетенцией сторон. В противном случае применяются нормы коллективного договора.
4. Добровольность принятия обязательств. Принцип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем: а) законодательно закреплено право, но не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений, этот вопрос находится в сфере самостоятельного принятия решения сторонами; б) предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора (соглашения). Стороны, при соблюдении требований ТК, самостоятельно решают вопрос о включении в его содержание тех или иных условий. Действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством предпринимателей или организаций предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль предпринимателей или организаций предпринимателей, рассматриваются как вмешательство (Конвенции МОТ № 98) [4].
5. Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств. Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает существующие возможности.
6. Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства. Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь несовпадающие интересы. Они должны действовать добросовестно и не уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договоренности, должна понести ответственность. Согласно п.3 Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах», всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Ответственность сторон за неисполнение норм коллективного договора, соглашения закреплена в ст. 376 ТК: «За неисполнение норм настоящей главы и обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением». В ст.55 ТК [9] предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами. Министерству труда и социальной защиты предоставлено право контролировать выполнение социальных гарантий, коллективных соглашений по вопросам, относящимся к его компетенции.
7. Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности. Поскольку договор – это взаимное согласование воли сторон, не допускается совершение односторонних действий, нарушающих договоренности. Стороны в соответствии с законодательством не имеют права препятствовать ведению коллективных переговоров. Так, в соответствии со ст.9.18 КоАП, непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
8. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Этот принцип конкретизируется в Рекомендации МОТ № 163 «О коллективных переговорах» [7]. В пункте 3 указанной Рекомендации закреплено, что: 1) при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров; 2) предприниматели частного и государственного секторов должны по просьбе организаций трудящихся представлять информацию о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую для компетентного ведения переговоров; 3) если разглашение части этой информации может нанести ущерб предприятию, ее представление может быть обусловлено обязательством считать ее в необходимой мере конфиденциальной. Представление информации может определяться соглашением, заключенном между сторонами, ведущими коллективные переговоры; 4) государственные органы должны представлять необходимую информацию об общем социально-экономическом положении страны и соответствующей отрасли в той мере, в какой разглашение такой информации не наносит ущерба национальным интересам [16, с.71].
В соответствии с Рекомендацией МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии», создание атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией по различным аспектам жизни предприятия и социальным условиям трудящихся.
Основные
функции социального
Социальное партнерство – не только цель, но и средство обеспечения успешного развития экономики и более справедливого распределения создаваемых обществом материальных и духовных благ. Социальное партнерство не исключает, а, напротив, предполагает наличие противоречий и споров. Но споры не должны переходить границ, допустимых законом. Предпочтение в споре отдается не подавлению и уничтожению, а убеждению и согласованию позиций. Практика показывает, что подавляющую часть конфликтов можно направить и перевести в режим конструктивных решений для всех сторон.
Опираясь на юридические нормы и принципы, социальное партнерство выступает как механизм политико-административного управления благодаря реализации своих функций. Не претендуя на завершенность, можно сформулировать следующие функции системы социального партнерства:
1. Функция выявления, координации и гармонизации интересов социальных общностей, слоев и групп или функция представительства интересов. От того, насколько точно представлены интересы субъектов системы социального партнерства, во многом зависит ее стабильность, динамика развития и эффективность функционирования.
2. Функция социального контроля осуществляемой социально-экономической политики. Ее конкретные формы разнообразны: а) сбор и распространение информации о текущем состоянии и перспективах разрешения важных социально-политических и экономических вопросов с точки зрения интересов широких общественных слоев, различных социальных групп; б) внесение, принятие и реализация законодательных инициатив, обеспечивающих экономическую, социальную и правовую защиту трудящихся; в) критика тенденций правительственной политики, направленной на удовлетворение корыстных интересов правящих групп.
3. Функция участия в разработке и принятии социально-экономических программ, в распределении материальных ценностей, создаваемых в обществе. Защищая трудящихся, а не только наемных работников, от заметного неравенства в имуществе, доходах, положении и власти, профсоюзы выступают против свободы накапливать без ограничений экономические ресурсы и организовывать хозяйственную деятельность в ущерб обществу. Они стремятся к тому, чтобы сгладить вредные для демократии и политического равенства результаты экономической свободы, рыночной стихии, порождающей большое неравенство в распределении богатств, а тем самым – прямо и косвенно – и в распределении власти.
Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь