Развитие социального партнерства в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18

4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

4. Функция участия в ускорении научно-технического прогресса, повышении производительности общественного труда. Реализация этой функции опровергает негативные оценки и прямое третирование профсоюзов и других организаций трудящихся как экономически «контрпродуктивной» силы. Экономическая роль профсоюзов исследовалась учеными Гарвардского университета. Полученные результаты оказались в разительном контрасте с широко укоренившимися в США представлениями, выявив позитивную корреляцию тред-юнионизма и эффективности производства. Вывод о том, что общественный характер труда в индустриальном и постиндустриальном обществе – это объективное условие для социального партнерства, а профсоюзы – надежный социальный партнер для организационно-технологической модернизации производства – весьма симптоматичен.

5. Функция развития самоуправления, совершенствования демократического гражданского общества. Конкретные воплощения форм рабочего контроля и участия многообразны: в Великобритании – это институт цеховых старост, в Германии – соучастие, во Франции – самоуправление, в Австрии и Швеции – социальное партнерство. Содержание у них одно – участие представителей трудящихся, нанимателей и государства в управлении производством, а также фондами социального обеспечения и страхования.

6. Функция, связанная с повышением благосостояния трудящихся (борьба за социальную справедливость). Профсоюзы своей деятельностью во многом способствуют укреплению «государства всеобщего благосостояния», обеспечению для каждого гражданина определенной совокупности социальных благ, включая минимальный жизненный уровень, независимо от его возраста, пола, социального статуса и занятий. Минимально достойный человека жизненный уровень вовсе не сводится к прожиточному минимуму, а должен быть не ниже минимального потребительского бюджета. Тем самым сразу же определяются границы возможной дифференциации доходов в обществе.

7. Функция формирования благоприятного климата в обществе, построенного на учете интересов и потребностей сторон, на доверии и уважении. Осуществление примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых конфликтов и противоречий предполагает формирование примирительных и арбитражных органов на трехсторонней основе [16, с.74-75].

8. Функция  моделирования, прогнозирования и регулирования отношений в социально-трудовой и общественной сфере; массового внедрения норм, основанных на уважении закона и прав человека.

9. Функция  предупреждения очагов и проявлений  социальной напряженности; достижения общественного консенсуса по основополагающим вопросам политического и социально-экономического развития.

Последовательная реализация функций социального партнерства  позволяет органам управления, общественным объединениям:

- обстоятельнее познавать глубинные процессы, сущностные связи в сферах социально-трудовых и общественных отношений;

- корректировать стратегию и тактику действий управленческих структур; адекватно реагировать на противоречия и тенденции в сферах труда и общественной жизни;

- грамотно выстраивать стратегию и тактику своих действий;

- гибко маневрировать, проявлять конструктивный подход в согласовании и защите интересов различных социальных групп и слоев.

Система социального  партнерства может быть отнесена к разряду социальных систем с достаточно высоким уровнем сложности и инерционности. Развитие партнерских отношений не может осуществляться по принципу жесткой регламентации. Механизм управления способен влиять лишь на общие тенденции развития, интегральные характеристики процесса, стратегию. А тактика, учет всех деталей – это уже дело отдельных составляющих системы.

Система социального  партнерства должна обладать высокой  степенью децентрализации. Располагая полной информацией о частностях, субъекты партнерских отношений будут лучше раскрывать потенциал социального партнерства применительно к отраслям, регионам, предприятиям и т. д.

 

 

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Социально-экономические реалии переходного периода объективно подталкивают к дальнейшему развитию социального партнерства в Республике Беларусь, упрочению и совершенствованию его нормативной правовой базы.

Особенность нынешнего  этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, относительной неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства [16, с.163].

На  эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства: 1) недостаточно активно протекает процесс становления субъектов партнерских отношений. Не завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. Органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций; 2) на отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. Профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора; 3) в законодательстве Республики Беларусь не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений; 4) слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

Изучение явлений, снижающих возможности социального партнерства, разработка методов и путей их преодоления поможет повысить действенность социального партнерства. Дальнейшее развитие системы социального партнерства в республике будет самым тесным образом взаимосвязано с темпами перехода к рыночной экономике и демократизации общества.

Первейшей задачей социального  партнерства на нынешнем этапе социально-экономического развития является:

- совершенствование нормативной правовой базы;

- формирование сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов;

- развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики.

Необходимо усилить  роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание договоров и соглашений с результатами деятельности отраслей и предприятий.

В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно: 1) постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов; 2) на уровне отраслей и территорий развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов; 3) постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей; 4) уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства; 5) активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями; 6) совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашений и т. п.);  
7) учитывать происходящие интеграционные процессы в рамках СНГ, особенно между Беларусью и Россией, способствовать осуществлению интеграции систем социального партнерства стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

Реализация стратегии социального партнерства требует совершенствования его организационной основы и более четкого определения в законодательстве правомочий и функций субъектов коллективных трудовых отношений.

На государственном уровне в перспективе необходимо решить следующие задачи: 1) максимально использовать в законодательстве Беларуси международный опыт и правовые нормы, принятые Международной организацией труда; 2) продолжить разработку законодательных и нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия нанимателей с профсоюзами и органами исполнительной власти на всех уровнях; 3) внести изменения и дополнения в законодательство по вопросам регулирования коллективных трудовых отношений, повышения ответственности должностных лиц и сторон за точное и безусловное выполнение материальных и процедурных норм, определяющих условия, механизмы и порядок взаимодействия социальных партнеров.

Для успешного выполнения профсоюзами своих защитных функций нужны юридические гарантии, которые бы препятствовали действиям представителей государства или нанимателей, противоречащим интересам наемных работников. Необходимо также отработать и механизмы взаимодействия различных профсоюзов как одной стороны социального партнерства.

В плане совершенствования организационных форм социального партнерства весьма важно: 1) разработать механизмы и процедуры формирования представительства сторон на национальном, отраслевом и местном уровнях; 2) обеспечивать перемещение преимущественно на отраслевой и местный уровни договорное регулирование социально-трудовых отношений; 3) в перспективе в республике создать трудовые суды ля рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров; 4) установить в законодательном порядке ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств [16, с.166].

В целях предупреждения и конструктивного разрешения возникающих конфликтов необходимо продолжить работу по совершенствованию применяемой в республике схемы их разрешения. Необходимо активизировать работу по изучению природы конфликтов, разработке социально-психологических и организационно-правовых механизмов их предупреждения и разрешения.

Интересы развития системы  социального партнерства требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений.

Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений. Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров. Должны быть использованы возможности научных организаций, государственных, негосударственных и профсоюзных учебных и научно-исследовательских заведений, социологических служб, центров.

Весьма актуально создание системы подготовки специалистов, организующих переговоры и разработку соглашений и коллективных договоров, участвующих в оказании посреднических услуг в урегулировании коллективных трудовых споров. Необходима юридическая, экономическая, социологическая психологическая и другая подготовка кадров по специально разрабатываемым для этих целей программам. Требуется также разработка типовых учебных программ и учебно-методических пособий; широкое привлечение консультантов из числа высококвалифицированных специалистов в этой области; проведение семинаров, конференций как по отдельным вопросам социального партнерства, так и по проблеме в целом; введение в учебные программы высших и средних специальных учебных заведений соответствующих курсов.

Развитие  системы социального партнерства  напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. Информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования СМИ. Необходимо широкое распространение идей социального партнерства как одного из важнейших факторов общественной консолидации, разворачивание в СМИ разъяснительной работы о сущности социального партнерства как эффективного демократического метода регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений, утверждения баланса интересов работников и нанимателей. Пропаганда социального партнерства должна стать одним из эффективных средств цивилизованного влияния работников и нанимателей на социальную политику, обеспечения социальной ориентированности проводимых экономических преобразований [22, с.318].

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. Источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, социальное партнерство выступает важнейшим демократическим институтом управления, олицетворяя специфическую систему выражения общественного мнения и волеизъявления участников партнерских отношений по наиболее значимым проблемам социально-экономической и политической жизни.

По итогам курсовой работы сделаны следующие выводы.

Прежде всего, система социального партнерства открывает широкие возможности обеспечения высокой легитимности принимаемых решений и их мобильную корректировку в процессе реализации, способствует достижению политической консолидации по актуальным проблемам социально-экономического и политического развития субъектов хозяйствования, властных структур и общественности.

Кроме того, формирование института социального партнерства тесно связано с процессом  развития социально ориентированной рыночной экономики.

Система социального партнерства служит формой социального контроля за действиями органов власти, управленческих структур субъектов хозяйствования, общественных объединений работников и нанимателей, предоставляет широкие возможности профессиональным, социальным группам и слоям, их объединениям, нанимателям выражать оценочные, критические суждения при выработке решений. Оперативная и адекватная оценка общественного мнения, его учет органами власти являются важнейшим фактором оптимизации политико-административного управления и повышения эффективности деятельности органов власти.

Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь