Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа
Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5
2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14
3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В Беларуси социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются традиционные отношения.
В условиях формирования социально ориентированной экономики социальное партнерство призвано быть одним из инструментов государственной политики в сфере труда. Однако следует согласиться с Ф.П. Витко в том, что юридическая трактовка социального партнерства лишь как формы «взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов...» заметно сужает не только сущность, но и сферу влияния этого исторически обусловленного общественного феномена. Следует толковать социальное партнерство как возникшую на определенном этапе общественного развития систему отношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, основанную на поиске баланса интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
Значение социального партнерства в том, что оно: 1) является важным методом урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства; 2) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК [15, с.68].
Основная цель социального партнерства на уровне общества – достижение общего блага, которое выражается такими показателями: 1) рост производительности труда может превышать рост средней заработной платы; 2) увеличение ВНП; 3) усовершенствование техники, технологии производства, НТП; 4) повышение уровня жизни населения. Достижение этой цели возможно при условии привлечения всех субъектов общественного отношения к управлению и преодоления монополизма в распределении созданного продукта; усиление мотивации к сотрудничеству в обеспечении высоких результатов труда как необходимого условия повышения качества жизни; устранение недоразумений и разногласий относительно намерений, которые представляют законные интересы любой из сторон; достижение взаимного стремления к утверждению социального мира и согласия.
Утверждение и развитие социального партнерства приводят к необходимости принципиальных изменений в системе политико-административного управления, в деятельности институтов государственной службы. Социальное партнерство открывает путь продвижению позитивного имиджа властных структур, поиска наиболее действенных механизмов политической консолидации органов власти и общества, способствует преодолению негативных процессов отчуждения власти, деградационных проявлений как в системе госслужбы, так и в обществе в целом. Социальное партнерство эффективно содействует развитию и активизации деятельности институтов открытого гражданского общества, совершенствованию механизма их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. По своей сути оно нацелено на достижение консенсуса, гражданского мира в обществе; снижение напряженности во взаимоотношениях между различными социальными группами, слоями и классами; политическую консолидацию органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.
В целях развития системы социального партнерства целесообразно:
1) подготовить концепцию взаимодействия органов власти с профсоюзами, общественными организациями предпринимателей, нанимателей, которая способствовала бы преодолению политического отчуждения, совершенствованию организационных форм социального партнерства;
2) совершенствовать систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе современных социальных стандартов и индикаторов;
3) актуализировать принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на различных уровнях, присоединения к заключенным соглашениям, распространения их действия на организации, не участвовавшие в переговорном процессе;
4) расширить правовую базу социального партнерства в Республике Беларусь.
Можно сказать, что определенная правовая база для развития идеологии социального партнерства в Республике Беларусь сформирована. Вместе с тем есть и неурегулированные вопросы. Необходимость принятия законодательного акта, в которым были бы в комплексе урегулированы многообразные аспекты социального партнерства в условиях перехода к рынку, диктуется и сложившейся в республике политико-правовой и социально-экономической ситуацией.
Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Республики Беларусь
Специальная литература
Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь