Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:42, дипломная работа
Квалификационная работа посвящена довольно актуальной проблеме: благодаря дипломатии Россия не раз решала свои сложные проблемы, выходила из кризисных ситуаций.
Источниковую базу составили свидетельства как официального, так и личного происхождения. Из официальных источников использованы различные соглашения, договоры и правовые акты. Широко привлечены дневники и воспоминания Д.А. Милютина и Н.В. Шелгунова, а также переписка А.М. Горчакова с О. Бисмарком.
К работе применялись также и конкретные методы исторического анализа – проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и ретроспективный.
Проблемно-хронологический метод позволяет расширить ряд вопросов по группировке сходных явлений, относящихся к различным временным эпохам. В данной работе этот метод использовался при составлении историографического обзора рассматриваемой проблемы и определении конкретных причин взлёта или падения внешнеполитического курса России того времени.
Сравнительно-исторический метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени, выявлении их сходства и различия. Его применение позволило нам выявить особенности дипломатических шагов А.М. Горчакова на разных этапах реализации поставленных им задач, определить причины и степень их результативности.
Ретроспективный метод, суть которого состоит в изучении процесса движения мысли исследователя от современности к прошлому. Этот метод позволил на основе имеющихся источников и специальной литературы реконструировать портрет А.М. Горчакова, как известного государственного деятеля и дипломата с мировым именем.
Научная значимость квалификационной работы состоит в комплексном исследовании деятельности А.М. Горчакова как на посту канцлера, так и в начальной стадии его дипломатической службы.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования и выводы могут быть использованы как в школьном курсе истории, так и в ВУЗе при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении определяется актуальность темы, анализируется степень изученности проблемы, описывается методология, ставятся цель и задачи исследования, а также определяется научная и практическая значимость работы.
В 1 главе «Становление личности А.М. Горчакова» исследуются этапы его становления как будущего дипломата, ближайшее его окружение, оказавшее так или иначе влияние на формирование личностных человеческих качеств.
Во 2 главе «Дипломатическая деятельность А.М. Горчакова на посту канцлера Российской империи» посвящена анализу его работы в новом качестве, становлению методов его дипломатии и её итогам.
В заключении делаются выводы и предложения.
Глава 1. Становление личности А.М. Горчакова
Изучение процесса становления личности исторического деятеля является одной из важнейших составляющих исторического исследования. Для того чтобы максимально достоверно и полно раскрыть исследуемую личность, историк должен располагать сведениями о биографических данных, уровне образования, формировании морально-нравственных позиций исторического лица.
Александр Михайлович Горчаков родился в городе Гапсале. Днем рождения А.М.Горчакова принято считать 4 (15) июля 1798 г., однако эта дата весьма условна. Метрическая запись о рождении князя в г. Гапсала (ныне - эстонский город Хаапсалу) не найдена, в литературе же встречаются указания и на другие даты его рождения. В обнаруженной недавно в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) формулярном списке полковника Казанского кирасирского полка М.А. Горчакова (отца будущего дипломата), датированном 1 июня 1798 года, значится сын Александр одной недели от роду. Согласно этому документу Александр Михайлович Горчаков родился 25 мая (4 июня) 1798г24.
Генеалогия князей Горчаковых имеет глубокие корни. На родословной таблице25 можно увидеть имя Михаила Всеволодовича Черниговского, замученного Батыем в 1246 г. за отказ поклоняться идолам, и многих других представителей древнего княжеского рода Горчаковых, восходящих к славному Рюрику. Горчаковы происходили от перемышльских удельных князей из Черниговского княжеского дома, потерявших в правление великого князя московского Ивана III Васильевича свои владетельные права. Князь И.Ф. Перемышльский имел (в 23-м колене от Рюрика) сына Ивана, по прозвищу Горчак (горчак, по В. Далю, род травы, а также речная рыба), ставшего родоначальником княжеской фамилии Горчаковых и потерявшего удел. Служили головами, стряпчими, стольниками, воеводами, окольничими, имели знатные чины и жалованы были поместьями и другими царскими «милостями». Существует также мнение, что князья Горчаковы произошли от князей Морткиных, ветви владетельных князей ярославских. Занятие высших должностей на государственной службе сделалось как бы наследственным в роду князей Горчаковых26.
Отец А.М. Горчакова, князь Михаил Алексеевич, был генерал-майором, мать, Елена Васильевна Ферзен, - дочерью полковника. Характер службы отца требовал частых переездов: Горчаковы жили в Гапсале, Ревеле, Петербурге.
Воспитанием детей, а их было в семье пятеро - четыре дочери и сын, занималась мать. В одном из своих писем А.М. Горчаков писал: «С молодости никогда в родительском доме не знал, что такое нужда, однако и к роскоши не привык»27. Начальное образование Александр получил дома, а затем окончил гимназию в Петербурге. В аттестате, полученном по окончании гимназии, значилось, что он обучался «основаниям математики, истории, географии, русской словесности, языкам: латинскому, французскому и немецкому с хорошим успехом, вел себя благопристойно и добропорядочно».
Окончив 30 июля 1811 г. гимназию в Петербурге, Горчаков в том же году «выдержал блистательно» приемные экзамены и поступил в Царскосельский лицей, в задачи которого входило "образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной"28. Лицей находился под особым покровительством царя и непосредственном ведении министра народного просвещения. По окончании лицея воспитанники поступали на гражданскую службу с чинами, в зависимости от успехов от XIV до IX класса, а на военную – на положении воспитанников Пажеского корпуса.
До поступления в лицей Горчаков прочел много книг, превосходно изучил английский, немецкий и французский языки, поэтому неудивительно, что его зачислили среди первых учеников в это привилегированное заведение.
В лицее А. Горчаков отличался большим прилежанием и трудолюбием. В характеристике 14-летнего Александра стояло: «Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей; всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие ко всякому, дружелюбие, чувствительность с великодушием его; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь и все его движения; при всем тон его осторожен, проницателен и скромен»29. Репутация хорошо успевающего ученика сохранилась за Горчаковым в течение всего пребывания в лицее.
Шесть лет, проведенных в самом престижном учебном заведении России того времени, — очень важная веха в жизни будущего дипломата. Здесь он обрел своих первых друзей, здесь получил фундаментальное образование, сформировался как знаток и тонкий ценитель изящных искусств. Лучшие педагоги и воспитатели лицея раскрыли и развили природные таланты юного Горчакова. Среди предметов, преподававшихся в лицее, он особенно увлекался русской литературой и историей. Вместе со своими лицейскими товарищами А.С. Пушкиным, И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером он пытался заниматься литературным творчеством. Эти первые опыты не сохранились, однако изящество и непринужденность слова в деловой и частной переписке свидетельствовали о несомненных талантах их автора30.
Учёба в лицее накрепко связала судьбы А.С. Пушкина и А.М. Горчакова, да и многие другие однокашники по лицею не теряли связи между собой в течение всей жизни.
"Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я, который вас искренно люблю, пишу, чтоб вам сие сказать. А. Пушкин". Это самый ранний из сохранившихся автографов Пушкина: в альбоме Александра Горчакова в 1811 г. Великий поэт посвятил своему однокласснику стихотворение, в котором предсказал ему блестящее будущее: "Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный"31.
Примечательно, что еще в 1814 г. Пушкин адресовал целеустремленному и честолюбивому 16 - летнему Горчакову "стихи на именины":
Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку старость, милый, князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звезд, честей?
Пожелания поэта, как известно, сбылись.
И впоследствии, когда Пушкин жил в Петербурге, они оставались друг для друга теми же милыми друзьями, какими были и в Лицее. Однако их разделило то, что они вращались в разных сферах общества: один был в кругу молодых весельчаков, а другой – в кругу вельмож высшего света. Они надолго расстались32.
Возвращаясь в сентябре в 1825 году в Россию и проезжая через Псковскую губернию, Горчаков встретился с ним, другом юности, отбывавшим ссылку в с. Михайловское, хотя этот поступок был чреват для него неприятностями. А ведь молодой дипломат материально полностью зависел от получаемого им жалованья, так как он отказался в пользу сестер от своей доли наследства. Об этой встрече поэт написал в стихотворении:
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе! Фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Горчаков сохранил с Пушкиным дружеские отношения на всю жизнь. А.С Пушкина Горчаков, по собственному признанию, «весьма любил и был взаимно им любим»33.
Он нравился многим лицейским, им гордились: везде первый, умом хорош, князь - Рюрикович, но свой - не чванится. Кто же не встречал таких первых учеников - красивых повес, лидеров, тех, кто в укромном уголке описывает свои невероятные приключения и фантастические победы - однокашники же посмеиваются, притворяются, будто не верят, и завидуют…
В числа любили играть - всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами. Начальство же любило выстраивать их сообразно успехам: номер первый (из 30 возможных) - Горчаков или Вольховский. Пушкин шел восемнадцатым, девятнадцатым, а иногда и ниже. Но эту табель рангов лицейская "скотобратия" отвергала решительно и демократически34.
Император Александр I уделял особое внимание лицеистам, которые пользовались его милостью. Он называл их своими детьми, отдал им в подарок библиотеку, которая была у него в молодости35.
Горчаков много читал, будучи лицеистом, хотя «несмотря на решительный вкус к чтению, мог похитить лишь очень мало минут для своего любимого занятия: но эти похищенные минуты были тем приятнее». В последствии Горчаков вспоминал, что в интеллектуальном противостоянии того времени ему было приятно, что прозаик Н.М. Карамзин, во зло всем славянофилам, удостоился самого лестного внимания государя императора, был сделан статским советником и получил Анну первой степени через плечо, что еще никакому статскому советнику не давали и, кроме того, получил на напечатание своей Истории 60 000 рублей. В 1815 г. Горчакова обрадовала весть, что выходят столь долго ожидаемые публикой полные сочинения Жуковского в двух частях и цена 20 рублей. Он очень жалел, что финансовое состояние не позволяло в то время подписаться на них36.
В лицее, под неусыпной заботой директора Е.А. Энгельгардта Горчаков получил и первые навыки дипломатической службы. Он активно готовится к карьере дипломата - зубрит, кроме обязательных – французского и немецкого, еще и итальянский и, особенно, английский, что, в отличие от наших времен, в XIX веке было большой редкостью (когда в 1917 г. Временное правительство решило назначить в США своего посла, оно так и не нашло среди царский “карьерных” дипломатов ни одного, кто свободно владел бы английским; пришлось назначить инженера Бахметьева, ранее несколько лет стажировавшегося в Америке). Одновременно с усердным изучением иностранных языков А. Горчаков специально знакомится с приемами русской дипломатии. В начале 1816 года в лицее проводились дополнительные занятия с целью «приготовления к службе тех, кои изберут дипломатическую». В числе лицеистов, занимавшихся изучением «дипломатической переписки», составлением дипломатических депеш, находился и А. Горчаков37.
Горчаков долго колебался в выборе рода службы. Военная служба не представляла для него почти ничего привлекательного в мирное время, кроме мундира, однако он все же имел предрассудок думать, что молодому человеку необходимо начать службу с военной. Но Александр предоставил другим срывать лавры на ратном поприще и решительно избрал светскую, как более сходную с его способностями, образом мыслей, здоровьем и состоянием. Он считал, что так мог стать более полезным38.
За год до окончания лицея А.М.Горчаков окончательно определился в выборе рода будущей деятельности. Большую роль в выборе дипломатической службы сыграл его дядя А.Н. Пещуров. Дядюшке Пещурову он писал: "Без сомнения, если бы встретились обстоятельства, подобные тем, кои ознаменовали 12-й год… тогда бы и я, хотя не без сожаления, променял перо на шпагу. Но так как, надеюсь, сего не будет, то я избрал себе статскую и из статской, по вашему совету, благороднейшую часть - дипломатику"39. И еще через месяц: "Директор наш г. Энгельгардт, который долго служил в дипломатическом корпусе, взял на себя несколько приготовить нас к должности… По сие время нас четыре - он будет задавать нам писать депеши, держать журнал, делать конверты без ножниц, различные формы пакетов и пр., словом, точно будто мы в настоящей службе; приятно знать даже эти мелочи, как конверты и пр., прежде, нежели вступить в должность"40.
Проведя в лицее шесть лет, Горчаков оканчивает его с золотой медалью. В лицейском Похвальном листе А.М.Горчакова было записано: «Примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук, которые оказывали Вы во время шестилетнего пребывания в Императорском лицее, сделали Вас достойным получения второй золотой медали, которая и выдана Вам с Высочайшего Его Императорского Величества утверждения. Да будет Вам сей первый знак отличия, который получаете Вы при вступлении Вашем в общество граждан знаком, что достоинство всегда признается и награду свою получает, да послужит он Вам всегдашним поощрением к ревностному исполнению обязанностей Ваших государству и отечеству»41.