Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:13, курсовая работа
Актуальность. Религиозные войны во Франции - совокупность острых идеологических и социально-политических конфликтов позднего Средневековья. Религиозные противоречия являются одной из основных проблем, сопровождающих человечество на протяжении всей его истории, потому как религия часто служит знаменем для политической борьбы как внутри стран, так и на международной арене. Кроме того, обострение данной проблемы в последние десятилетия, в частности вопрос об участии армии во внутренних общественных конфликтах, говорит сегодня о необходимости изучения религиозных конфликтов прошлого, для того чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.
Объектом исследования стали религиозные войны во Франции второй половины XVI века.
Введение...……………………………………………………………
3
Глава I. Католики и протестанты: этапы противостояния………..
11
§1. От политики веротерпимости до Варфоломеевской ночи……..
11
§2. Апогей противостояния: Варфоломеевская ночь……………….
20
Глава II. Деятельность партий до Нантского эдикта………………
31
§1. Протестанты: государство в государстве……………………...
31
§2. Католическая партия: Лига и лигисты…………………………
33
Заключение…………………………………………………………..
37
Список источников и литературы ………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»
Кафедра Всемирной истории и историографии
Тема: Борьба партий в период религиозных войн
во Франции второй половины XVI века
Курсовая работа
«История» 030401.65
Веселова Е. М.
Научный руководитель:
Введение...………………………………………………… |
3 |
Глава I. Католики и протестанты: этапы противостояния……….. |
11 |
§1. От политики веротерпимости до Варфоломеевской ночи…….. |
11 |
§2. Апогей противостояния: Варфоломеевская ночь………………. |
20 |
Глава II. Деятельность партий до Нантского эдикта……………… |
31 |
§1. Протестанты: государство в государстве……………………... |
31 |
§2. Католическая партия: Лига и лигисты………………………… |
33 |
Заключение…………………………………………………… |
37 |
Список источников и литературы ……………………………… |
41
|
Введение
Актуальность. Религиозные войны во Франции - совокупность острых идеологических и социально-политических конфликтов позднего Средневековья. Религиозные противоречия являются одной из основных проблем, сопровождающих человечество на протяжении всей его истории, потому как религия часто служит знаменем для политической борьбы как внутри стран, так и на международной арене. Кроме того, обострение данной проблемы в последние десятилетия, в частности вопрос об участии армии во внутренних общественных конфликтах, говорит сегодня о необходимости изучения религиозных конфликтов прошлого, для того чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.
Объектом исследования стали религиозные войны во Франции второй половины XVI века.
Предмет исследования – этапы противостояния католической и протестантской партий, периоды эскалации конфликта и деятельность обеих сторон на пути к примирению.
Хронологические рамки определяются 60 – 90 – ми годами XVI века, то есть непосредственно тем периодом, когда проходили все религиозные
Историография проблемы. Религиозные или гражданские войны, которыми обернулось реформационное движение во Франции, стали предметом широкого изучения среди исследователей. Различные аспекты этих конфликтов волновали особенно французских историков, как исключительно национальная трагедия.
Так, в зарубежной французской историографии можно выделить несколько этапов изучения данной проблематики.
В XIX веке историк, представитель романтической школы в буржуазной историографии 1830 – 40-х г.г., Жюль Мишле, создав в 1858 году «Историю Франции»1, где целый раздел посвятил религиозным войнам. Мишле делает своим главным героем народ и потому враждебно относится к католической церкви, и к католикам, виновным в резне.
Наиболее активно религиозно-политический конфликт во Франции изучался в XX веке. 1930 – 60-е г.г. – время плодотворного изучения различных аспектов французской Реформации: от Варфоломеевской ночи в книге «Резня в ночь на Святого Варфоломея»2 до судьбы последнего Валуа в книге «Генрих III», историка и дипломата Филиппа Эрланже, а также знаменитого представителя первого поколения историков «Школы Анналов» - Люсьена Февра3.
В качестве серьезного исследования общего характера о религиозно-политическом конфликте во Франции, созданном в 1960-х г.г. следует назвать Жоржа Ливе и его монографию «Религиозные войны»4.
1970 – 80-е г.г. – период появления новых оценок и взглядов на устоявшиеся факты, Работа Жаннин Гарриссон «Протестанты в 1559-1598 г.г.»5, которая изучала феномен южного протестантизма. Другая ее работа - «Набат призывает к резне»6 Среди английских исследователей, которые занимались проблемами Реформации во Франции, в частности наиболее ее яркого аспекта – Варфоломеевской ночи, можно назвать Н. М. Сютерланд7.
С 1990 – 2000-х г.г. – время выхода новых работ, подвергающих пересмотру старые интерпретации и знаменующих собой разработанность темы в совершенно новом ракурсе.
Так, исследователь Жан Луи Буржон8 в вопросе о всеобщей расправе над протестантами снимает всю ответственность с короля и правительства.
Другие историки, представляющие школу Дени Рише по исследованию социальных структур общества, - французский историк Роберт Десимон и немецкая исследовательница Барбара Дифендорф в своих статьях «Варфоломеевская ночь и парижская “ритуальная революция”»9 и «Варфоломеевская ночь и парижская буржуазия»10 соответственно считают, что антигугенотская реакция была спонтанна, а причины резни кроются в глубоких социальных изменениях в обществе.
Личности Маргариты де Валуа, как непосредственной очевидицы и участницы религиозных войн, исследователи стали уделять внимание сравнительно недавно в рамках нового направления в исторической науке - гендерной истории, в частности, профессор ренессансной литературы в Университете Сент-Этьен Элиан Вьенно выпустившая монографию «Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа»11, изданную в Париже в 1993 г.
В новом ракурсе взглянул на французскую Реформацию историк Дени Крузе, который давно работает над проблемой религиозного насилия в XVI веке. через все работы Крузе: «Ночь Святого Варфоломея: утраченная мечта о Возрождении»12, «Король и насилие: из истории французского абсолютизма»13, «Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне»14 проходит мысль о «преступлении во имя любви» - превентивной акции по устранению вождей гугенотов ради поддержания всеобщей гармонии и мира.
К исследованиям, дающим общую характеристику ситуации во Франции второй половины XVI века, можно отнести «Историю Франции» Ж. Карпантье, Ф. Лебрена15.
Таким образом, французская историография с некоторыми включениями в нее английской по данной проблеме достаточно обширна и продолжает сегодня развиваться, восполняя пробелы и затрагивая новые аспекты.
Отечественная историография религиозных войн во Франции делится на дореволюционную, советскую и современную.
В дореволюционной историографии изучением французской Реформации занимался И.В. Лучицкий. В своем труде «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» он рассмотрел социальный состав гугенотского движения16.
Советская историография представлена рядом обобщающих работ по вопросам социально-экономических, политических и культурных проблем по истории Франции данного периода.
Например, крупнейшей исследовательницей гражданских войн во Франции была А. Д. Люблинская, заслугой которой является собрание и публикация письма современников, рисующих общую социально-политическую ситуацию в королевстве в первый период гражданских войн: с 1562 – 1572 годов17.
Постсоветская историография представлена трудами С. Л. Плешковой: «Екатерина Медичи. Черная королева», в которой смягчает классическую концепцию о виновности Екатерины Медичи в развязывании общенациональной трагедии18. В статье «Реальности и мифы Варфоломеевской ночи»19 исследовательница предпринимает усилие найти и отделить объективную сторону действий в Варфоломеевскую ночь от устоявшейся мифологемы о ней.
Другая исследовательница гражданских войн во Франции – И. Я. Эльфонд боролась с мифами по данной тематике, в частности, в своей статье «Варфоломеевская ночь: рождение мифа»20. А также она затронула аспект - жизни и деятельности адмирала Колиньи21.
Крупнейший исследователь средневековой Франции П. Ю. Уваров в статье «Новые версии старого преступления», открывающей сборник «Варфоломеевская ночь: Событие и споры» делает краткий обзор событий религиозных войн и проводит анализ концепций о Варфоломеевской ночи22. Также в коллективном труде «История Франции» совместно с Арзаканяном М. Ц. и Ревякиным А. В. в главе 4 «Франция в XVI веке. Валуа-Ангулемы» разбираются сами религиозные войны23.
Современный исследователь Артеменков М.И. в своей статье «Религиозная политика королевского двора накануне религиозных войн во Франции (1561 – 1562)» анализирует политику веротерпимости, курс на которую был взят королевской властью24.
Сравнительно недавним исследованием на фоне обширной литературы о различных аспектах французской Реформации выглядит труд Метелкиной
Ж. С. о военном лидере гугенотской оппозиции – Гаспаре де Колиньи,– «Великий план Гаспара Колиньи»25. В другой своей статье «Католики и гугеноты во Франции XVI в.: конфликты и пути их решения» Метелкиной представлен аспект религиозного конфликта во Франции в 60 – 70-х г.г. XVI века – усилия противоборствующих сил26.
Таким образом, отечественная историография в сравнении с зарубежной французской характеризуется не слишком обширным спектром исследований, имея в своем запасе еще много аспектов, оставленных без внимания. Но, тем не менее, проблемы французской Реформации, явления, на первый взгляд, далекого от нас, продолжают волновать российских историков.
Цель работы – исследовать религиозные войны во Франции как следствие реформационного движения с точки зрения рассмотрения содержания и особенностей противостояния католической и протестантской партий.
Исходя из поставленной цели, в исследовании можно определить следующие задачи:
Источники. Все источники, используемые в исследовании, можно разделить по видовому признаку на 3 группы:
I группа – законодательные акты
К этой группе можно отнести:
- эдикты – королевские указы, «Январский эдикт» 1562 г, Амбуазский эдикт 1563 г., Сен-Жерменский эдикт 1570 г., Булонский эдикт 1573 г., эдикты в Болье 1576 г. и в Пуатье 1577 г.27.
- наказы и резолюции Генеральных Штатов, постановления Парижского Совета – Совета девяти и провинциального органа – Совета шестнадцати28.
II группа – делопроизводственная документация
К этой группе относятся:
- деловая переписка, включающая в себя письма королевских особ – Карла IX, Екатерины Медичи королевским наместникам в провинциях и наоборот: письмо Карла IX виконту Жуайезу, письмо графа Танда Екатерине Медичи29; письма духовных лиц – письмо, написанное отцом Иоахимом Опсером, заместителем приора коллежа де Клермон аббату Санкт-Галлена30.
- донесения иностранных послов, их секретарей и агентов,– доклад Хуана де Олеги, секретаря посла Испании, донесение шевалье де Гомикура, агента герцога Альбы в Париже и т.д31.
- мирные договоры, заключенные королевской властью с протестантами внутри страны, мирный договор в Лонжюмо 1568 г., Немурский мирный договор 1585 г., мир во Флеи 1580 г. и т.д.
III группа – документы личного происхождения
- мемуары и воспоминания политич
- рассказы очевидцев событий, в частности свидетелей резни, покушения и убийства Колиньи, дня баррикад в Париже 12 мая 1588 г.: резня глазами австрийского студента, рассказ об убийстве Колиньи капитана Штудера фон Винкельбаха, командира отряда швейцарцев; убийство Колиньи, описанное парижским кюре34, день баррикад в свидетельстве участника, историка де Ту, которые также помогли нам лучше понять историческую обстановку того времени и объективно разобраться в мотивах поступков власти и обеих партий35.
Таким образом, только комплексный и критический анализ источников позволил нам воссоздать объективную внутреннюю ситуацию во Франции в период религиозных войн второй половины XVI века, и, вместе с тем, проследить этапы противостояния католической и гугенотской партий в данный период.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно в дальнейшем использовать в научных исследованиях, а также в школьном курсе региональной истории.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-ух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
Глава I. Католики и протестанты: этапы противостояния
§1. От политики веротерпимости до Варфоломеевской ночи
Религиозные войны во Франции явились затяжным конфликтом, длившимся почти сорок лет с 1562 по 1594 г.г., который носил общенациональный характер, и в то же время был в своем составе политическим, экономическим и социальным кризисом. Современники, а также традиционная историография называли справедливо эти войны гражданскими, поскольку религия здесь была лишь ширмой для политических амбиций враждующих сторон36.
Информация о работе Борьба партий в период религиозных войн во Франции второй половины XVI века