Борьба партий в период религиозных войн во Франции второй половины XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Религиозные войны во Франции - совокупность острых идеологических и социально-политических конфликтов позднего Средневековья. Религиозные противоречия являются одной из основных проблем, сопровождающих человечество на протяжении всей его истории, потому как религия часто служит знаменем для политической борьбы как внутри стран, так и на международной арене. Кроме того, обострение данной проблемы в последние десятилетия, в частности вопрос об участии армии во внутренних общественных конфликтах, говорит сегодня о необходимости изучения религиозных конфликтов прошлого, для того чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.
Объектом исследования стали религиозные войны во Франции второй половины XVI века.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………
3
Глава I. Католики и протестанты: этапы противостояния………..
11
§1. От политики веротерпимости до Варфоломеевской ночи……..
11
§2. Апогей противостояния: Варфоломеевская ночь……………….
20
Глава II. Деятельность партий до Нантского эдикта………………
31
§1. Протестанты: государство в государстве……………………...
31
§2. Католическая партия: Лига и лигисты…………………………
33
Заключение…………………………………………………………..
37
Список источников и литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.20 Кб (Скачать файл)

Агриппа д’Обинье, историк и поэт, убежденный гугенот, был помилован судьбой в том смысле, что когда начались эти события, его не было в Париже, так как в день резни была назначена дуэль его друга, которые уже тогда, правда не повсеместно, задолго до указа Ришелье, были запрещены, и он  поссорился с секундантом и был вынужден во избежание ареста, уехать из столицы, как оказалось, к большому счастью для себя. Однако, и, не будучи свидетелем жестоких расправ, он знал о них не понаслышке, оставив  потомкам свои «Трагические поэмы», созданные  по горячим следам. Он писал о резне в Париже: «Французы спятили. Им отказали разом и чувства, и душа, и мужество, и разум»90. Как видим, бесчинства католиков достигли своей высшей точки, когда стали убивать не только гугенотов, но и всех подозреваемых в приверженности кальвинизму. Масло в огонь подлило одно событие, случившееся на следующий день 25 августа: на кладбище Невинноубиенных младенцев расцвел сухой боярышник, а красный цвет лепестков напоминал кровь. Толпы парижан желали убедиться в этом чуде. Смысл его был очевиден — Бог показывает, что католики начали святое дело. Однако местная парижская милиция поначалу еще пыталась предотвратить резню, пряча гугенотов в тюрьмах и башнях, однако она была бессильна против  всеобщего гнева разгулявшейся толпы, и вскоре сама присоединилась к кровавым погромам.

Третий акт резни -  ночь ужасов в Лувре, о чем  оставила потомкам свой уникальный и захватывающий рассказ Маргарита, поскольку она ничего не знала о резне и поскольку, находясь в самом сердце конфликта,  осталась целиком вне его. Когда готовилось убийство Колиньи, Маргарита находилась вместе со своим мужем Генрихом Наваррским во дворце в своих покоях. Королева-мать прекрасно знала, как пишет Маргарита, о предстоящей бойне, и потому запретила ее сестре что-либо говорить, когда та пыталась ее предостеречь: «Сестра ответила, что нет никакой надобности приносить меня в жертву, поскольку, без сомнения, если что-нибудь откроется, они [гугеноты] выместят на мне всю ненависть. Королева приказала мне идти отправляться спать, дабы не вызвать у них никаких подозрений, которые могут помешать делу»91. Всю ночь королева Наваррская не сомкнула глаз, так как «тридцать или сорок гугенотов, находившихся возле кровати моего мужа, только и делали,  что обсуждали покушение, совершенное на господина адмирала, решив, как настанет день потребовать от короля правосудия»92.  Когда настало утро, Маргарита так и не увидела никакой опасности, думая, что все прошло, и успокоилась, решив вздремнуть, когда король Наварры со свитой дворян пошел к королю Карлу, решив затребовать от него ответ. Но через несколько минут ее разбудил «какой-то мужчина», который «стал стучать в дверь руками и ногами, выкрикивая: «Наварра! Наварра!». Это был дворянин по имени Леран»93. Он спасался от преследования и был сильно ранен, и потому решил найти спасение в спальне Маргариты: «Ища спасения, он бросился на мою кровать. Чувствуя, что он схватил меня, я вырвалась и упала на пол, и он вслед за мной, крепко сжав меня в своих объятьях…Мы оба закричали и были испуганы один больше другого»94. Но благодаря капитану гвардейцев Нансею недоразумение было улажено, и раненому была оказана помощь. Предводителям гугенотов – Генриху Наваррскому и принцу Конде в ту ночь по милости Карла IX  была сохранена жизнь.

Второй акт резни оказался затяжным, а эффект получился прямо противоположный. Резня продолжалась еще неделю, перекинувшись из Парижа в некоторые провинциальные города (Бордо, Тулузу, Орлеан, Лион) – всего 12 провинций, за исключением Дижона, где избиений не было. Причина этого – сознание того, что истребление гугенотов – не лучший способ избавить страну от ереси. В Дижоне было применено иное средство обуздания ереси: тюремное заключение и арест имущества ради сохранения социально-политического порядка95. Полагают, что в Париже погибли около 2 тыс. человек — гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа - начала сентября составляет не менее 30 тыс. человек. уже утром 24 августа король отдает приказ о немедленном прекращении беспорядков. Ведь главной целью вдохновителей резни было устранение вельмож, и метили не столько в гугенотов, сколько в принцев крови, но получилось как всегда.  Затем Карл утверждает, что все случилось по его воле. Но не аннулирует прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтверждает его статьи о религиозной свободе на специальном заседании Парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и собственные войска.

       Таким образом,  Варфоломеевская ночь явилась тем апогеем противостояния, после которого Франция долго отходила, ища сквозь череду новых гражданских войн долгий путь к желанному миру, и осталась ничем не увенчавшимся эпизодом религиозных войн, длившихся во Франции почти тридцать лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Деятельность партий до Нантского эдикта

           §1. Протестанты: государство в государстве

Варфоломеевская ночь ужаснула Европу. Результат ее вопреки желанию  власти полностью искоренить ересь в королевстве был прямо противоположный: количество протестантов быстро росло. Нейтральные гугеноты теперь выступают против короля. Гугеноты-легисты  обосновывают тезис: короля-тирана можно свергнуть, если он не соблюдает свой долг, свои обязанности по отношению к подданным.  Гугеноты вооружаются и начинают открыто выступать против короны, требуя возмездия за кровавую резню, учиненную над ними «добрыми католиками»96.

В 1573 г. гугеноты создали собственное политическое объединение - «Соединенные провинции юга». Раньше они надеялись подчинить себе короля и навязать свою веру королевству, теперь же практически создали независимое государство и отказывались признавать власть короля-тирана.

В том же году королевская армия, в рядах которой был и сам Генрих Наваррский, принужденный к тому своим новым положением, осадила гугенотскую Лa-Poшель, однако командующий армией брат короля герцог Генрих Анжуйский вскоре заключил с гугенотами мир. Он поспешил закончить войну, поскольку получил известие о своем избрании на польский престол. Булонский эдикт завершил в июле 1573 г. четвертую религиозную войну.  По нему свобода совести предоставляется всем протестантам, свобода осуществления культа  разрешена лишь в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане, а также в домах некоторых высокопоставленных сеньоров97.

Протестанты на юге создают свое государство – Гугенотскую конфедерацию в 1575 г., но также не складывают и оружие. На собраниях в Ниме и Монтобане они требуют реабилитации жертв Варфоломеевской ночи, свободы отправления культа во всем королевстве, гарантий со стороны протестантской Европы – главным образом их будущим союзником стала  английская королева Елизавета в ответ на объединение католиков с испанцами. Также гугеноты находят себе союзников в королевской семье. Герцог Алансонский, четвертый сын Екатерины Медичи, руководитель партии «политиков» - новой силы, образовавшейся сразу же после резни, сторонники которой имели свои интересы, направленные на восстановление мира, - подумывает о короне и сближается с гугенотами.  В эту партию входили не слишком убежденные гугеноты и католики: Генрих Навррский, герцог Алансонский, а также многие знатные дворяне, оставшиеся в живых после Варфоломеевской ночи, Однако  смерть больного 24-летнего Карла IX, случившаяся 30 мая 1574 г., положила конец политике равновесия. Массовые убийства разрушают единство нации и создают против правительства союз «политиков» и протестантов, закрепившихся в Ниме и Ла-Рошели.

На протяжении десяти лет, с 1573 г. по 1584 г., три войны следовали одна за другой. Новый король Генрих III был коронован в Реймсе в феврале 1575 г. Его блестящие достоинства вполне уравновешивались бесхарактерностью и дурной наследственностью. На него возлагались  самые лучшие надежды, но он оказался не способен вернуть трону престиж и авторитет98. 15 сентября 1575 г. вождь «политиков» и гугенотов, герцог Алансонский, ставший герцогом Анжуйским, бежит из Лувра, где брат удерживал  его. Пришедшая на помощь немецкая армия угрожает Парижу. Мир брата короля, подписанный в Болье 6 мая  1576 г. был похож на капитуляцию правительства99. По нему  жертвы Варфоломеевской ночи были фактически реабилитированы. Отправление протестантского культа запрещено лишь в   Париже и в городах, являющихся королевскими резиденциями, но разрешено «во всех городах и местностях королевства, страны, покорной королю и находящейся под его защитой, без ограничения времени и личностей». Протестантам предоставлено 8 крепостей, кроме уже имеющихся у них четырех – Монтобана, Ла-Рошели, Коньяка и Ла-Шарите. В это время король Наварры бежит из Лувра и возвращается в протестантизм после своего перехода в католичество в Варфоломеевскую ночь100.

Далее начинается новая  религиозная война, которая ведется без денег. Она отмечена успехами католиков и заканчивается  миром в Бержераке, но ненадежном. Эдикт, подписанный в Пуатье, подтверждает заключение этого мира 8 октября 1578 г. По этому эдикту, свободы, предоставленные «миром брата короля», ограничиваются: отправление протестантского культа разрешается только в предместьях одного города на бальяж, а также в больших и малых городах, пользовавшихся этим правом «до последнего возобновления военных действий Но 8 крепостей были гугенотам  сохранены. Эдикт в Болье 1576 г. и эдикт в Пуатье 1577 г. важны, так как содержат предпосылки будущего Нантского эдикта101.

Таким образом, протестанты, обособившись на Юге, окончательно встали в оппозицию к  центральной власти, привлекая к себе все больше сторонников, и сумели добиться через новые конфликты новых привилегий для своей религии.

            §2. Католическая партия: Лига и лигисты

Приверженцы старой веры после расправы над своими врагами еще более усилились, особенно после компромиссного «мира брата короля» в Болье 1576 г., католическая реакция приобретает более широкий масштаб.

Мощная организация католиков – Католическая лига, созданная в 1576 г., во главе с герцогом Гизом,  спонсируемая испанцами, только начинает создаваться как ответ на организацию протестантов. Генрих III попытался взять это движение под свой контроль, возглавив Лигу. На собрании Генеральных штатов в Блуа он заявил, что не потерпит больше одной веры в своем королевстве «в соответствии с клятвами, которые он принес на коронации»102. Но после того, как Генрих III пытался диктовать Лиге свои условия, она распустилась в 1577 г.  В 1584 г. она вновь возрождается в ходе вновь установленного мира с Испанией. Столицей Лиги становится Париж. Вождь Лиги – отважный и смелый Генрих Гиз по прозвищу «Меченый». Кроме того, Лига выдвигает своего кандидата на трон – кардинала Карла Бурбона, дядю Генриха Наваррского, т.е покушается на права Генриха III, стремясь сместить его.

Король вынужден был идти на уступки. 7 июля 1585 г. он подписывает Немурский договор, отдающий в руки деятелей Лиги власть и судьбу еретиков. Такой шаг короля говорил о возврате к политике репрессий, проводившейся Генрихом II: запрет отправления протестантского культа в любом виде, высылка протестантских деятелей из страны в месячный срок и высылка в шестимесячный срок любого протестанта, который не отречется от своей веры103. Все эти давно не новые введения утверждались эдиктом от 18 июля, а также объявлялось о лишении Генриха Наваррского всех его прав. В своей булле от 9 сентября того же года папа Сикст V лишает его Наваррского королевства и прав на французский трон.

Таким образом, восьмая (последняя) религиозная война имела в отличие от остальных войн свою особенность: под прикрытием религиозных страстей решалась судьба монархии, т.е. на лицо был виден ее династический аспект.

В этой войне, проходившей условно с 1584 по 1594 г.г. можно выделить три этапа104. Первый из них характеризуется успехами Лиги: 12 мая 1588 года – день баррикад в Париже  - одно из важных событий так называемой «войны трех Генрихов»105. Король Генрих III, все время колебавшийся между лигистами и гугенотами, был встревожен появлением Гиза в Париже. Король боялся, что популярный в Париже Гиз захватит его в плен и возьмет власть в свои руки и приказал впустить в Париж наемные. Между тем, парижане, встревоженные появлением в стенах Парижа королевских наемников и слухами о готовящейся резне католиков, которые намеренно распускали люди Гиза, подняли восстание.  Историк XVI века де Ту, очевидец этих событий, писал: «Размещение наемных войск по всем кварталам Парижа навело такое уныние на парижан, что буржуа закрывали свои лавки.  Войскам же был дан приказ не выходить за пределы своих постов и не прибегать к насилию… Войска вызывали презрение народа, он относился к ним как к чугунным тумбам… Мятежный дух распространялся по всем кварталам Парижа, усиливавшийся бездействием короля. Были натянуты цепи, выходы из площадей были завалены баррикадами. Все было готово к тому, чтобы напасть и уничтожить королевские войска…»106. Король в итоге, узнав, что готовится атака на Лувр, бежал из Парижа в пригород -  Сен-Жермен. Де Ту писал: «Он уехал из Парижа…экспортируемый швейцарцами, полком гвардии и сопровождаемый частью своего двора. Было зрелищем поистине достойным сожаления видеть государя, который недавно властвовал над одним из самых больших и самых многолюдных городов мира…»107.

Таким образом, Гиз стал хозяином Парижа. Генрих III не способен был к открытому наступлению, поэтому он идет на прямое преступление. Генеральные штаты собираются в Блуа, и там 23 декабря герцог Гиз, «прекрасный король Парижа», был убит.

Вскоре умирает Екатерина Медичи. Начинается второй этап - революционная стадия108: факультет теологии освобождает всех от присяги на верность королю. Во главе каждого из 16 кварталов Парижа встает совет из девяти членов, выбранных среди фанатичных горожан. Совет шестнадцати берет в свои руки административную власть и распространяет свою власть на все королевство. Генрих III находит  союзника, все более сближаясь с Генрихом Наваррским,  единственным вождем протестантской партии с момента смерти Конде в 1582 г. И две союзные армии начинают осаду Парижа. 1 августа 1589 г.  неожиданно религиозный фанатик Жак Клеман наносит смертельную рану Генриху III, который успел признать Генриха Наваррского своим наследником, призвав его вернуться к католицизму109.

Таким образом, смерть Генриха III, «очень хорошего принца, жившего в неподходящем веке»110, знаменовала собой начало глубокого национального и международного кризиса. Авторитет королевской власти окончательно пал.

Информация о работе Борьба партий в период религиозных войн во Франции второй половины XVI века