Борьба партий в период религиозных войн во Франции второй половины XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Религиозные войны во Франции - совокупность острых идеологических и социально-политических конфликтов позднего Средневековья. Религиозные противоречия являются одной из основных проблем, сопровождающих человечество на протяжении всей его истории, потому как религия часто служит знаменем для политической борьбы как внутри стран, так и на международной арене. Кроме того, обострение данной проблемы в последние десятилетия, в частности вопрос об участии армии во внутренних общественных конфликтах, говорит сегодня о необходимости изучения религиозных конфликтов прошлого, для того чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.
Объектом исследования стали религиозные войны во Франции второй половины XVI века.

Содержание работы

Введение...……………………………………………………………
3
Глава I. Католики и протестанты: этапы противостояния………..
11
§1. От политики веротерпимости до Варфоломеевской ночи……..
11
§2. Апогей противостояния: Варфоломеевская ночь……………….
20
Глава II. Деятельность партий до Нантского эдикта………………
31
§1. Протестанты: государство в государстве……………………...
31
§2. Католическая партия: Лига и лигисты…………………………
33
Заключение…………………………………………………………..
37
Список источников и литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.20 Кб (Скачать файл)

Третий этап последней религиозной войны отмечен вступлением в действие Испании, поддерживавшей Лигу. Несмотря на поддержку Англии, победившей в схватке с «Непобедимой армадой»  в августе 1588 г., Генриху IV приходится дважды бежать из Парижа в Руан из-за наступления испанских войск. В итоге Генрих Наваррский решается на отречение от протестантской веры. Церемония отречения состоялась в Сен-Дени. 17 февраля 1594 г. короля короновали в Шартре. Сама столица Франции капитулировала перед войсками Генриха 22 марта. Новым королем Франции стал Генрих IV Бурбон – основатель династии Бурбонов, последней французской династии, проправившей более 200 лет.

Таким образом, смута, именующаяся гражданскими войнами во Франции, длившаяся сорок лет, закончилась фактически победой в ничью. Французский народ, наконец, понял, что  межконфессиональная рознь на протяжении многих лет только усугубляла положение  страны, что могло грозить ее полным исчезновением и что религиозное сотрудничество гораздо важнее, если на карту поставлена  собственная жизнь и безопасность. Однако, французская нация, как единая в своем составе, только еще начинала формироваться, и ей, как и всей Европе, предстояло проделать долгий путь  к толерантности, решая многочисленные внутренние проблемы после наступления долгожданного мира.

 

                                      Заключение

В начале XVI века во Франции, как и в других европейских странах, началось движение за реформацию католической церкви, которое вылилось в религиозные войны, сотрясавшие государство почти сорок лет.

Французские крестьяне в подавляющем большинстве были свободными людьми, державшими свои участки на правах наследственной аренды. Они не знали английского «огораживания» и немецкого повторного закрепощения. Дворяне жили за счет ренты и постепенно полностью отошли от сельского хозяйства. Постепенно наряду с «дворянством шпаги» - потомственными аристократами, во Франции образовалось «дворянство мантии» - разбогатевшие дельцы из городского сословия, которые покупали Эти категории правящего слоя были  исключительно католиками, поэтому протестантами чаще всего становились бедные ремесленники.

С 1534 года Франциск I начал репрессии против протестантов, получивших прозвище «гугеноты», т.е. соединенные общим делом. Началось массовое бегство протестантов из Франции. В числе других родину покинул и молодой Жан Кальвин, будущий лидер Реформации в Швейцарии. В 1547 году только что вступивший на престол король Генрих II создал специальный карательный орган - «Огненную палату», которая выявляла и сжигала протестантов.

Реформация во Франции приняла оттенок национального сепаратизма, распространяясь в основном на юге страны, в областях, сравнительно недавно присоединенных к короне.

Закончив войну с Испанией, король Генрих II решил раз и навсегда покончить с Реформацией в своей стране. Но едва вернувшись в Париж, он погиб на рыцарском турнире в июне 1559 года, после чего корона перешла к его 15-летнему сыну Франциску II. В этой ситуации впервые четко обозначились политические силы, вступившие через несколько лет в религиозный конфликт. Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех сословий. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить протестантов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и принц Генрих Бурбон. Радикальную католическую партию возглавляло семейство Лотарингских герцогов  Гизов, стремившееся полностью изгнать гугенотов из Франции и ограничить власть короля. Была еще партия "политиков", или умеренных католиков. Они ратовали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

Гизы захватили в свои руки регентство над малолетним Франциском II, разделив его с вдовствующей королевой Екатериной Медичи. В 1560 году протестанты во главе с Конде организовали заговор. Они хотели захватить малолетнего короля, находившегося в замке Амбуаз, сместить Гизов и провозгласить регентом Антуана Бурбона. Однако Гизы узнали о готовящемся мятеже, захватили заговорщиков и казнили. В том же году умер болезненный Франциск II. На трон взошел его 15-летний брат Карл IX, регентшей при котором стала его мать Екатерина Медичи.

В 1562 году отряд Гизов напал на протестантов, совершавших богослужение в шампанском городке Васси, и учинил расправу. Резня в Васси стала официальным поводом для начала религиозной войны. Война закончилась в марте 1563 года подписанием Амбуазского эдикта, который признавал свободу вероисповедания и разрешал протестантам отправлять богослужение в строго определенных местах.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Четвертая война началась в 1572 году после того, как была устроена 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резня гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 2 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. Варфоломеевская ночь перекинулась и на другие города в провинциях: Бордо, Тулуза, Лион, Орлеан и др. В 1573 году было достигнуто перемирие в Сен-Жермене, протестанты получили большую вольность – 4 города-крепости, но в 1574 году боевые действия возобновились и не принесли решительной победы ни одной из сторон.

С 1575 по 1578 г.г. – период оформления католической и протестантской партий, создавших как новый вызов друг другу  свои организации – Гугенотскую конфедерацию и Католическую Лигу с вождями Генрихом Наваррским и герцогом де Гизом соответственно. В 1576 году был выпущен королевский эдикт в Болье, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа и предоставлявший гугенотам еще 4 города-крепости. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая положительных результатов, несмотря на дипломатическую миссию Маргариты де Валуа в Гасконь.

 В 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза. Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже – день баррикад и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом. Законный наследник французского трона Генрих Наваррский был провозглашен Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество. С его восхождением на французский трон смута в стране закончилась. Наступил долгожданное умиротворение королевства.

Таким образом, религиозный конфликт во Франции, имеющий в своей основе политическую сущность, и оттого справедливо называвшийся современниками гражданскими войнами, явился той специфической особенностью Реформации, которая в стране с сильной королевской властью была обречена на поражение и закончилась в ходе кровопролитной борьбы католической и протестантской партий победой в ничью, надолго оставив след в  европейской истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

    1. Источники
  1. Варфоломеевская ночь (24 августа 1572 г.) / Сказкин С. Д. Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. Л.: УЧПЕДГИЗ,1950, 215 с.
  1. День баррикад 12 – 13 мая 1588 г. / Сказкин С. Д. Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. Л.: УЧПЕДГИЗ, 1950, 215 с.
  2. Д’Обинье Т.-А. Трагические поэмы. Мемуары. М.: Присцельс, 1996, 487 с.
  3. Доклад Хуана де Олеги, секретаря посла Испании. / Варфоломеевская резня глазами современников. / В кн.: Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. СПб.: Евразия, 2002, 336 с.
  4. Люблинская А. Д. Документы по истории гражданских войн во Франции. М.-Л., 1962, 345 с.
  5. Маргарита де Валуа. Мемуары. Избранные письма. Документы. / Под. ред. Шишкина В. В., Вьенно Э., Ангар Л. СПб.: Евразия, 2010, 329 с.
  6. Убийство Колиньи, описанное парижским кюре. / Варфоломеевская резня глазами современников. / В кн.: Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. СПб.: Евразия, 2002, 336 с.
    1. Исследования

а)     Книги, брошюры, сборники

  1. Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю.  История Франции. М.: Дрофа, 2005, 474 с.
  2. Артеменков М. Н. Религиозная политика королевского двора накануне религиозных войн во Франции (1561 – 1562).  Калининград, 2005.
  3. Вьенно Э. Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа. СПб.: Евразия, 2012, 528 с.
  4. Гарриссон Ж. Э. Протестанты в 1559 – 1598 г.г. Тулуза, 1980, 428 с.
  5. Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская “ ритуальная революция” / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001, 249 с.
  6. Дифендорф Б. Варфоломеевская ночь и парижская буржуазия / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001, 249 с.
  7. Карпантье Ж., Лебрен Ф. История Франции. СПб.: Евразия, 2008, 607 с.
  8. Кастело А. Королева Марго. М.: Астрель, 2009, 582 с.
  9. Клулас И. Екатерина Медичи. М.: Дрофа, 1997, 483 с.
  10. Констан Ж. М. Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн. М.: Молодая гвардия, 2005, 341 с.
  11. Крузе Д. Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI. / Французский ежегодник. М., 2005.
  12. Он же. Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне. / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001, 249 с.
  13. Он же. Ночь святого Варфоломея: утраченная мечта о Возрождении. Париж, 1994, 423 с.
  14. Ливе Ж. Религиозные войны. М.: АСТ, 2004, 160 с.
  15. Мишле  Ж. История Франции. Париж, 1858.
  16. Плешкова С. Л. Екатерина Медичи. Черная королева. М.: Дрофа, 1994, 573 с.
  17. Уваров П.Ю. Новые версии старого преступления.  / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001, 249 с.
  18.   Холт М. П. Почему избиений не было больше? Пример Дижона. / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ,  2001, 249 с.
  19. Эльфонд И. Я. Варфоломеевская ночь: рождение мифа.  / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.,  2001, 249 с.
  20. Она же. Гражданские войны во Франции. Челябинск, 1982, 317 с.
  21. Эрланже Ф. Генрих III. Последний из Валуа. М.: ЭНАС, 2008, 336 с.
  22. Он же. Резня в ночь на Святого Варфоломея. СПб.: Евразия, 2002, 320 с.

 

 

 

б)    статьи

  1. Ангар Л., Шишкин В. В. Наваррский двор глазами Маргариты де Валуа: реальность и представление. // Средние века. 2011. № 72.
  2. Дубровский И. Кровавая месса. // Вокруг света. 2003. № 1.
  3. Метелкина Ж. С. Великий план Гаспара Колиньи. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 93.
  4. Она же. Католики и гугеноты во Франции XVI века: конфликты и пути их решения. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 8.
  5. Плешкова С. Л. Реальности и мифы Варфоломеевской ночи. // Вопросы истории. 1998. № 8.
  6. Эльфонд И. Я. Адмирал Колиньи: жизнь и легенда. // Вопросы истории. 2000. № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ж.Мишле. История Франции. Религиозные войны  XVI в. Париж., 1858.

2 Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. СПб, 2002.

3 Февр Л. Неверно поставленная проблема: истоки французской Реформации и ее причины // Бои за историю. М.,1991

4 Ливе Ж. Религиозные войны. М., 2004.

5 Гарриссон Ж. Э. Протестанты в 1559-1598 г.г. Тулуза, 1980.

6 Она же. Набат призывает к резне. Париж., 1968.

7 Сютерланд Н. М. Резня в ночь на святого Варфоломея и европейский конфликт, 1559 – 1572. Лондон, 1973.

8 Буржон Ж. Л. Убийство Колиньи. Париж, 1992.

9 Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская “ритуальная революция”./ Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001.

10 Дифендорф Б. Варфоломеевская ночь и парижская буржуазия. / Варфоломеевская ночь: Событие и споры. М.: РГГУ, 2001.

11 Вьенно Э.Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа. СПб, 2012.

12 Крузе Д. Ночь святого Варфоломея: утраченная мечта о возрождении. Париж, 1994.

13 Он же.  Король и насилие: из истории французского абсолютизма XVI века // Французский ежегодник, 2005.

14 Крузе Д. Монархическая власть и таинство смысла: сообщение о Варфоломеевской резне. / Варфоломеевская ночь: событие и споры. М.:РГГУ, 2001.

15 История Франции / Под. ред. Ж. Карпантье, Ф. Лебрена. СПб, 2008.

16 Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. Ч.1. Киев, 1871.

17 Люблинская А. Д. Документы по истории гражданских войн во Франции. М.-Л., 1962.

18 Плешкова С. Л. Екатерина Медичи. Черная королева. М., 1994.

19 Она же. Реальности и мифы Варфоломеевской ночи // Вопросы истории. 1998. № 8.

20 Эльфонд И. Я. Варфоломеевская ночь: рождение мифа. / Варфоломеевская ночь: событие и споры. М.:РГГУ, 2001

21 Она же. Адмирал Колиньи: жизнь и легенда // Вопросы истории. 2000.  № 10.

Информация о работе Борьба партий в период религиозных войн во Франции второй половины XVI века