Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:20, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении динамики когнитивной системы отечественных исследований, освещающих различные аспекты деятельности Х. Ботева.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. охарактеризовать проблематику исследований, посвященных Х. Ботеву;
2. показать преемственность в изучении деятельности Х. Ботева, разными поколениями отечественных исследователей.
Введение 3
Глава I Революционер и поэт Христо Ботев в оценках российской дореволюционной историографии 10
Глава II Советская историография: Христо Ботев – предтеча болгарского коммунизма 19
Глава III Современная российская историография о Христо Ботеве 41
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложение № 1 72
Приложение № 2 73
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории России и зарубежных стран
Л.А. Максудов
Лютов Димитр Васильев
Деятельность Христо Ботева в освещении отечественной историографии
(Выпускная квалификационная работа по специальности «История»)
Научный руководитель:
к.и.н. доц. Трифон Е.К.
Содержание
Актуальность темы обусловлена спецификой научно-исторического факта, который является результатом исследовательской деятельности историка. Как отмечал выдающийся советский ученый И.Д. Ковальченко, научно-исторический факт – это отражение историком фактов исторической действительности на основе фактов источника. Научно-исторический факт – в целом дважды субъективированное отражение прошлого. Существенной особенностью научно-исторического факта являются его содержательная незавершенность и изменчивость, способность к обогащению в процессе исторического познания1. Факторами, влияющими на этот процесс, являются изменения научной методологии, политические и идеологические трансформации, изменение международных отношений. Данные закономерности ярко прослеживаются на примере истории отечественного славяноведения в частности болгаристики.
Историография о деятельности Х. Ботева (Приложение № 1; 2) представлена работами, которые характеризуют общее развитие отечественной болгаристики2, словарными изданиями3, статьями историографического характера, посвященными изучению различных аспектов болгарского национально-освободительного движения в СССР и Болгарии. К последним, относятся работы С. И. Сидельникова4, Б.Н. Билунова5, В.И. Злыднева6, Л.Г. Гориной7 и других8. Они представляют ценность с точки зрения обозначенных основных этапов в изучении наследия Христо Ботева дореволюционными и советскими исследователями, а также болгарскими учеными. В них обозначен широкий круг дискуссионных проблемы, связанных с оценкой различных аспектов деятельности Х. Ботева как революционера, поэта, публициста, литературного критика, формирования и развития его мировоззрения. Вне их поля зрения остался вопрос о факторах, повлиявших на динамику когнитивной системы исследований, посвященных Христо Ботеву9.
В постсоветской российской историографии появился целый блок исследований, показывающих роль политического фактора в истории советского славяноведения10. Большой вклад в разработку этих проблем внесла М.Ю. Досталь. Изучение этих работ позволило прийти к заключению о необходимости дополнения уже имеющихся в отечественной историографии выводов о трансформации когнитивной системы исследований наследия Х. Ботева в советской болгаристике.
В работах известных отечественных историков российского дореволюционного славяноведения А. С, Мыльникова11, Л.П. Лаптевой12, М.А. Робинсона13, посвященных истории дореволюционного российского славяноведения, отсутствует информация о вкладе таких выдающихся славистов как А.Л. Погодин и П.А. Лавров в изучение Христо Ботева14.
О необходимости изучения новой истории Болгарии говорил выдающийся российский литературовед А.Н. Пыпин15.
В постсоветском российском славяноведении отсутствуют исследования, в которых дается характеристика изучения деятельности Христо Ботева в освещении современной отечественной болгаристике16.
Таким образом, изучение темы данной выпускной квалификационной работы позволяет восполнить пробел, существующий в отечественной историографии посвященной деятельности Х. Ботева.
При рассмотрении темы выпускной квалификационной работы, важную роль играли работы теоретического характера17 и труды, характеризующие специфику исследований различных этапов развития отечественной историографии второй половины ХХ - начале ХХI вв18.
В качестве источников для данного исследования были использованы работы отечественных болгаристов.
Источники по теме нашего исследования следующих типов: статьи в универсальных и отраслевых энциклопедиях19, обобщающие работы страноведческого характера20, обобщающие работы по истории литературы21, отдельные монографии, посвященные Христо Ботеву22, а также национально-освободительному движению в Болгарии в 70е гг. XIX в.23, статьи в периодических изданиях24, интернет ресурсы25, рецензии26, учебники и учебные пособия27.
В монографиях, научных статьях, непосредственно отражаются особенности когнитивной системы. В энциклопедических очерках, обобщающих изданиях учебниках и учебных пособиях, где историческая информация представлена в более кратком виде, можно определить принципы отбора материала, походы при характеристике тех или иных исторических источников.
Таким образом, степень изученности темы выпускной квалификационной работы в историографии и информации, содержащейся в источниках, позволяет сформулировать цель данного исследования.
Она заключается в выявлении динамики когнитивной системы отечественных исследований, освещающих различные аспекты деятельности Х. Ботева.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
Объект исследования - процесс развития отечественной историографии.
Предмет - деятельность Христо Ботева в освещении отечественной болгаристики.
Хронологические рамки курсовой работы ограничены следующим периодом – 90-е гг. XIX – первое десятилетие XXI вв.
Теоретико-методологической
основой выпускной
При написании следовали принципам историзма, научной достоверности, применяли такие методы, как логический, аналитический, сравнительно-исторический.
Структура работы соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Научный интерес к славянской проблематике возник во время Отечественной войны 181229: патриотический подъем, охвативший тогда всю страну, победы, заграничные походы (до Франции добирались через славянские земли), а также идеи Александра I о славянском царстве. Российские ученые в этот период интересовались историческим прошлым и культурной жизнью славян. Так славянская тема превратилась важный фактор не только научного, но и общественно-культурного развития России. Так декабристы, петрашевцы и конечно славянофилы, активно занимались славянской проблематикой.
Славяноведение в России интенсивно начало развиваться в период активной борьбы славянских народов за свое социальное и национальное освобождение. На протяжении своей истории оно неразрывно было связано с общественной жизнью в России. Это отражалось, например, в выборе темы исследования, но более всего, пожалуй, отражалось в восприятии и политических интерпретациях идеи славянской солидарности, которая существенно повлияла на становление и дальнейшее развитие славистики.
Наибольшее внимание российские слависты уделяли истории и литературе средневековой Болгарии. Русскими учеными был написан ряд важнейших работ. Первая работа – это «История сербов и болгар» А. Ф. Гильфердинга. Средневековую историю Болгарии изучали также такие выдающиеся слависты как: В.В. Макушев, М.С. Дринов, Ф. И. Успенский30.
Об актуальности обращения к проблемам новой истории Болгарии для российских славяноведов во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. писал выдающийся русский славист А. Н. Пыпин. Он являлся сторонником идей Н.Г. Чернышевского о равноправных отношениях России и славянских народов. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он выступал за равноправный характер отношений между ней и новыми славянскими государствами. Он считал, что основой укрепления союза славянских народов должны были стать преобразовании России, исходящее из ценностей западноевропейской цивилизации и выступал за расширение либеральных реформ31. Логика расширения проблематики изучения истории славян, предложенная А.Н. Пыпиным, предполагала обращение к проблемам национально-освободительных движений, в частности болгарского. Цикл статей А.Н. Пыпина, посвященных гайдуцкому движению на Балканах, был опубликован на страницах журнала «Вестник Европы» в период 1877-1878 гг. Таким образом, А. Н. Пыпин, наиболее приоритетной темой исследований, считал вооруженную борьба балканских славян против османского ига.
Изучение Апрельского восстания начинается именно в Болгарии с конца 70-х гг. ХIХ века. В период до начала Первой мировой войны ведущей тенденцией в исследованиях по этой тематике, являлась позитивная оценка этого события32. Среди историков и авторов воспоминаний было много участников этого восстания. Один из них, З. Стоянов в биографии Х. Ботева, вышедшей в начале 90-х гг. XIX в., доказывал значимую роль М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева и других русских народников на идеологию и практическую деятельность, как Х. Ботева так и других болгарских революционеров. Со второй половины 80-х гг. XIX в. в Болгарии складывается марксистская традиция интерпретации Апрельского восстания и роли Х. Ботева. По мнению Д. Благоева, основоположника болгарского марксизма, Христо Ботев был социалистом-утопистом, сформировавшимся под влиянием Прудона, Бланки, М. Бакунина. Вероятно, такой вывод, является следствием влияния З. Стоянова. В своих первых оценках Д. Благоев подчеркивал общность взглядов Л. Каравелова и Х. Ботева. С 1887 г. он выступал против утверждений, что Х. Ботев был учеником Л. Каравелова, противопоставляя их как либерала-прогрессиста и крайнего социалиста-революционера. Для последнего главной задачей является «уничтожение экономического рабства народа и организация общественной жизни на таких началах, при которых экономическое порабощение одних другими было бы невозможно»33. Тем не менее, он подчеркивал различие взглядов Х. Ботева и болгарской социал-демократии. Классовая борьба как закономерность исторического развития, оставалась для Христо Ботева непонятной. В своих работах Д. Благоев доказывал, что только социал-демократическое движение являются «естественным и законным наследником и продолжателем дела великих революционеров эпохи национального Возрождения»34.
Эта традиция была продолжена в начале ХХ в. в работах болгарского историка И. Клинчарова, в частности в жизнеописании Х. Ботева. По мнению известного советского болгариста, специалиста по истории национально-освободительного движения в Болгарии, С.И. Сидельникова, этот болгарский историк «необычайно преувеличил степень воздействия М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева на всю теоретическую и практическую деятельность Х. Ботева, Л. Каравелова и других деятелей БРЦК»35.
В 1907 г. в Пловдиве была опубликован трехтомная монография крупнейшего историка национально-освободительного движения болгарского народа, Д.Т. Страшимирова. Эта работа стала итогом всего предшествующего изучения истории Апрельского восстания. Она не имела себе равных по объему фактического материала, его систематизации. Автор в основном положительно относился к вооруженной борьбе против османского ига. Он рассматривал Апрельское восстание как исключительно национальное движение36. По мнению Д. Т. Страшимирова, противоречия между болгарскими революционерами и болгарами-туркофилами, были вызваны различиями в их представлениях о степени готовности массового народного восстания. Стремясь примирить свое преклонение перед подвигом восставших с одобрением политики либеральных группировок, выступавших против восстания, он утверждал, что ход событий оправдал поведения обоих направлений. Военно-организационная слабость восстания свидетельствовала, по его мнению, о правоте либералов, доказывавших, что восстание не подготовлено. В то же время Д.Т. Страшимиров считал, что освобождение Болгарии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., оправдало расчет руководителей восстания, которые понимали, что оно недостаточно подготовлено, но добившихся самим актом своего выступления вмешательство России на стороне Болгарии.
В российском славяноведении деятельность Х. Ботева начинает освещаться позднее, чем в Болгарии.
В конце XIX века новая история Болгарии, а именно национально-освободительное движение, в частности деятельность Х. Ботева, начинают освещаться в статьях энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона37. Доступная литература не позволяют ответить на вопрос кто является автором этих статей.
В биографической статье «Христо Ботев»38 приводятся годы жизни Х. Ботева, упоминается о его учебе в одесской семинарии, о работе учителем в Бессарабии и Румынии, о работе в газете революционной направленности Любена Каравелова. Затем говорится, что Ботев принимал участие в восстании 1876 года: высадился вместе с повстанцами на турецкий берег и пал в одной их первых битв. Автор оценивает политическую деятельность Х. Ботева: называет его «патриотом». Очень лаконично написано о его поэтическом творчестве: автор называет его стихи «хорошими».
Информация о работе Деятельность Христо Ботева в освещении отечественной историографии