Деятельность Христо Ботева в освещении отечественной историографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в выявлении динамики когнитивной системы отечественных исследований, освещающих различные аспекты деятельности Х. Ботева.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. охарактеризовать проблематику исследований, посвященных Х. Ботеву;
2. показать преемственность в изучении деятельности Х. Ботева, разными поколениями отечественных исследователей.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Революционер и поэт Христо Ботев в оценках российской дореволюционной историографии 10
Глава II Советская историография: Христо Ботев – предтеча болгарского коммунизма 19
Глава III Современная российская историография о Христо Ботеве 41
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложение № 1 72
Приложение № 2 73

Файлы: 1 файл

Лютов Д.В. - 551 ВКР.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность Х. Ботева в 60-80-е гг ХХ в. стала предметом изучения историков не только Москвы, но и Ленинграда, Харькова, Кишинева. Этому выдающемуся революционеру были посвящены отдельные монографии, а также разделы в работах по истории революционного движения в Болгарии.

Среди монографических  исследований, самой объемной и по масштабу стало исследование К.Н. Державина. Сын известного болгариста, он обращался к изучению широкого круга вопросов: им исследовалось поэтическое публицистическое творчество Х. Ботева, деятельность Х. Ботьева как идеолога и организатора Апрельского восстания86. К.Н. Державин, в отличие от своего отца – Н.С. Державина, предложил свое решение дискуссионной проблемы о роли различных направлений на формирование мировоззрения и революционную деятельность Х. Ботева. По его мнению, являлось ошибкой преувеличение степени влияния М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева, но нельзя отрицать возможность воздействия на Х. Ботева «сильной, волевой и фанатичной личности» русского террориста в организации «конспиративной работы и нескольких экспроприаторских актов»87.

Роль вненаучных факторов, а именно болгаро-югославских  противоречий по поводу этнической принадлежности славянского населения Македонии, отразилась в интерпретации К.Н. Державина взгляда Х. Ботева о Балканской федерации. Эта идея утратила свою политическую актуальность для Болгарии и Югославии после советско-югославского конфликта 1948 гг. Следствием этого стала конфликтность болгаро-югославских отношений. Именно после 1948 г. болгарские коммунисты и историки отказались от прежней точки зрения, что славянское население Македонии – это особый славянский народ. В выступления болгарских коммунистов и в трудах болгарских историков доказывалось, что славянское население Македонии является болгарским88. К.Н. Державин утверждал, что для Х.Ботева Балканская федерация должна была стать объединением независимого государства болгар «в естественных этнографических границах», а также сербов и «македонских славян»89.

По мнению специалистов по истории советской  исторической науки марксистская концепция получила наиболее широкое воплощение в крупном обобщающем труде – «Всемирная история» и масштабном отраслевом энциклопедическом издании «Советская историческая энциклопедия»90.

Деятельность  Христо Ботева характеризуется в главе «Освободительная борьба балканских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и образование национальных государств на Балканах». Х. Ботев упоминается в связи с краткой характеристикой Апрельского восстания 1876 г. Действия его четы рассматриваются как эпилог восстания91.

В Советской  исторической энциклопедии представлена точка зрения Л.В. Воробьева, которая была рассмотрена выше в его монографии92.

Конец 60-х  гг. ХХ века ознаменовался вступлением  в число историков занимающихся исследованием деятельности Х. Ботева, кишиневского историка, К.А. Поглубко. Его вклад в дискуссию о роли М.А. Бакунина и С.Г. Нечаева в формировании мировоззрения Х. Ботева, по мнению С. И. Сидельникова, заключался в том, что на основе нового фактического материала, была доказана несостоятельность точки зрения В.З. Волкова и Г. Бакалова93. Тем не менее следует отметить, что в монографическом исследовании «Ботев и Россия», К.А. Поглубко показал, что контакты Х. Ботева с С.Г. Нечаеввым играли определенную роль в организационной практике этого болгарского революционера94.

В третьем издания Большой советской энциклопедии95 деятельность Христо Ботева освещается в статьях-персоналиях, страноведческих и литературоведческих очерках. Следует отметить, что  объем статей несколько меньше чем во втором издании БСЭ. Это можно объяснить тем, что авторы третьего издания уделили больше места статьям о современном развитии общества96.

  Наследие  Христо Ботева освещается в биографической статье «Ботев97», автор статьи литературовед, И.М. Шептунов. Он показывает Х. Ботева как многогранную личность: поэта, публициста, литературного критика и революционера. Шептунов называет его национальным героем Болгарии.

В разделе  «Исторический очерк» статьи «Болгария», упоминается Христо Ботев, автор статьи также как его предшественники называет Ботева героем, поэтом-революционером, упоминает его членство в болгарском революционном комитете, о его сотрудничестве с Л. Каравеловым. Автор акцентирует внимание на роль восстания под предводительством Христо Ботева в деле освобождения Болгарии от турецкого ига. По его утверждению, Ботев своим поступком, вдохновил тысячи людей на борьбу, вдохновил русский народ прийти на помощь братскому болгарскому98.

В разделе  «Литература»99, Христо Ботеву уделили чрезвычайно мало внимания, по сравнению с аналогичными статьями в других предшествующих изданиях. Автор статьи специалист по истории славянских литератур - Д.Ф. Марков лишь констатирует, что Ботев, наряду с Д. Чинтуловым, П.Р. Славейковым, В. Друмевым, Л. Каравеловым и другими выдающимися мужами, был одним из зачинателей национальной болгарской литературы.

Х. Ботев характеризуется  в работе  А. А. Улуняна100. Отличительной особенностью данного исследования является привлечение широкого круга источников (публикации революционеров, газетные вырезки, письма). Что касается Христо Ботева, Улунян, также как и все историки-марксисты (за исключением Дмитрова) не вдается в подробности биографии Ботева, не рассматривает также и его литературное наследие. Автор ограничивается подробным исследованием событий Апрельского восстания. Новым является, прикрепление цитат из публицистики Х. Ботева. Например, его обращение в газете «Знамя» к болгарскому народу по случаю восстания в Боснии. А.А. Улунян приводит свою точку зрения на причину выхода Ботева из Центрального комитета после неудачного восстания 1875 года. По его мнению, Ботев был недоволен действиями Стамболова, в доказательство приводит его слова: «Я говорил Стамболову, - рассказывал Ботев Андонову, - что не согласен на частичное восстание, так как турки быстро потушат его, и в тоже время мы не произведем эффекта перед Европой. Именно поэтому я отказался от дальнейшей работы и вышел из состава комитета»101. На наш взгляд, стоит обратить внимание на приведенное Улуняном письмо Т. Минкова Х. Ботеву, в котором он предлагает поджечь Стамбул, тем самым гарантируя дополнительные шансы готовящемуся восстанию на успех. Ботев был  категорически против: «Мы болгары упадем через этот поступок нравственно в глазах Европы»102. Этот поступок говорит не только о высоких моральных качествах Ботева, но и о его прагматизме, Европа играла не последнюю роль в судьбах балканских народов.

Деятельность Христо Ботева характеризуется в исследованиях  доцента кафедры южных и западных славян МГУ, видного специалиста  в области истории зарубежных славян, преимущественно Болгарии в период ее национального возрождения в ХIX веке - Б.Н. Билунова (1946-1992 гг.)103.

В его работах с  одной стороны прослеживается преемственность с позицией Л.В. Воробьева и С.А. Никитина, доказывавших значимость только революционно-демократической мысли России для идеологии Х. Ботева. в то же время, в отличие от С.А. Никитина он доказывал, что другим источником революционно-демократических идей были взгляды Л. Каравелова. Таким образом, Х. Ботев являлся преемником двух, ранее противопоставлявшихся друг другу, лидеров болгарского освободительного движения – В. Левского, Л. Каравелов104.

Такая точка зрения о  революционно-демократической сущности деятельности Х. Ботева представлена в учебном пособии по истории южных и западных славян, подготовленным кафедрой истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова. Деятельность Христо Ботева освещается в разделе, посвященном национально-освободительной борьбе болгарского народа. Его автором был представитель послевоенного поколения болгаристов, профессор Харьковского университета, С.И. Сидельников. Как уже указывалось выше он в своих исследованиях подчеркивал революционно-демократический характер деятельности Х. Ботева. Привлечение его к работе над этим учебным пособием соответствовало традиции, (в интерпретации идейных истоков мировоззрения болгарских революционеров 60-70-х гг. XIX в.)  заложенной многолетним руководителем московской университетской болгаристики, С.А. Никитиным105. С.И. Сидельников подробно повествует о деятельности Х. Ботева в период подготовки восстания, о событиях Апрельского восстании106.

В учебном пособии  по истории болгарской литературы Христо Ботеву посвящен специальный раздел в рамках характеристики болгарской литературы эпохи Возрождения. В.Д. Андреев рассматривает Христо Ботева не только как поэта и публициста и литературного критика, но и дает развернутую оценку его революционной деятельности и мировоззрения. При освещении его мировоззрения В.Д. Андреев, опирается на выводы ведущих советских историков-болгаристов. Он подчеркивает революционный демократизм как доминанты не только его политических, но и эстетических воззрений. Она определяет целостность его личности, находящей выражение в многогранном характере его деятельности. По мнению автора, истоки революционно-демократических взглядов  относятся к идеям русских революционных демократов. В.Д. Андреев подчеркивает единство национального и социального аспектов в деятельности Х. Ботева. Так же внимание уделяется стилистическим особенностям его поэзии. Особенностями являются: творческое осмысление болгарского фольклора, романтизма, реализма107.

В отличие от дореволюционной  историографии, советские историки, упоминают имя Христо Ботева в связи с оценкой роли Апрельского восстания 1876 г. в контексте истории восточного вопроса 2-й половины 70-х гг. XIX в108. Автор этого раздела - И.В. Козьменко, ученица С.А. Никитина, которая занималась изучением проблем болгарского национально-освободительного движения в балканской политике России 50-70-х гг. XIX в. в России. В исследовании И.В. Козьменко, Х. Ботев отнесен к представителям левого крыла БРЦК. Христо Ботев показан как инициатор вооруженного восстания, организатор поставок оружия, лидер четы во время Апрельского восстания 1876 г.109

Завершающим трудом страноведческого характера для советской исторической болгаристики  можно считать такое издание как «Краткая история Болгарии»110. В данном труде деятельность Христо Ботева освещается Б.Н. Билуновым в разделах, посвященных изучению БРЦК и Апрельского восстания 1876 г. Структура изложения призвана конкретизировать постулат Д. Благоева111 о том, что Х. Ботев - преемник   В. Левского.    Автор актуализирует информацию о деятельности Х. Ботева до 1873 г.  только в связи изложением событий о подготовке Апрельского восстания. Он обращает внимание на то, что ключевую роль в формировании убеждений Х. Ботева сыграли российские революционные демократы. Подчеркивается тот факт, что в деятельности этого болгарского революционера  происходит «соединение опыта российского революционного движения и практики освободительной борьбы болгарского народа». Последнее проявляется в преемственности с революционно-демократическими взглядами Л. Каравелова и В. Левского. Влияние западноевропейских революционеров лишь констатируется. Другой характерной чертой мировоззрения Х. Ботева, по мнению автора, является развитие социально-утопических идей.  Б.Н. Билунов определяет ключевую его идею – «незамедлительная, отчаянная революция». Для  позиций Х. Ботева, характерно его отрицательное отношение к капиталистической эксплуатации112.

 Б. Н. Билунов  не ограничивается характеристикой  революционного аспекта, кратко  характеризует поэтическое творчество  Х. Ботева. Стилистика его поэзии  определяется следующим образом:  «революционная романтика в сочетании с тончайшим лиризмом»113. Автор отмечает, что его поэтические произведения были популярны в народе114.

Революционная деятельность Христо Ботева, Б.Н. Билуновым освещается в контексте характеристики событий Апрельского восстания 1876 г. Автор восхищается героизмом самопожертвования четы Х. Ботева.  Тот факт, что после гибели Х. Ботева, отряд перестал быть единым целым и рассеялся115, косвенно свидетельствует о выдающихся лидерских качествах этого болгарского революционера116.

Концепция деятельности Х. Ботева представленная в учебном пособии по истории болгарской литературы, в основных постулатах стала основой в академическом обобщающем исследовании, по истории всемирной литературы. Автором раздела по истории болгарской литературы являлся известный специалист в этой области, сотрудник института славяноведения АН СССР, В.И. Злыднев117.

Таким образом, деятельность Христо Ботева в советский период стала предметом исследований нескольких поколений советских болгаристов. Это прослеживалось в росте специальных исследований, которые нашли отражение, как в статьях, так и в монографиях и в обобщающих трудах различного типа. Эта работа строилась на введение в научный оборот новых источников по истории болгаро-российских революционных связей 60-70-х гг. XIX века. Интерпретация их проводилась, с учетом критического изучения работ болгарских исследователей. Это приводило к детализации освещения деятельности Х. Ботева. Главным для советских болгаристов, являлась проблема определения идейной сущности деятельности Х. Ботева. В 20-е начале 30-х гг. ХХ в. были сформулированы две основные точки зрения. Представители этих направлений опирались на позиции приверженцев революционного крыла болгарской социал-демократии (Д. Благоев, Г. Ьакалов) или на их преемников (Г. Димитров). Начиная с 50-х гг. ХХ века доминирующей становится точка зрения о исключительной роли русских революционных демократов, особенно Н.Г. Чернышевского, в формировании убеждений Х. Ботева. Решающую роль сыграли политические факторы - трансформация политической системы Болгарии,  системы международных отношений. Ключевым являлся общий постулат о том, что представители болгарской революционной социал-демократии и болгарских коммунистов - это законные преемники Х. Ботева.  Он являлся общей методологической базой исследований советских и болгарских историков. Христо Ботев представлен как образец идеального, с точки зрения советской исторической науки и идеологии, политика: революционер, коммунист, атеист, прекрасно-образованный поэт и публицист, интернационалист.

Информация о работе Деятельность Христо Ботева в освещении отечественной историографии