Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:20, дипломная работа
Цель работы заключается в выявлении динамики когнитивной системы отечественных исследований, освещающих различные аспекты деятельности Х. Ботева.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1. охарактеризовать проблематику исследований, посвященных Х. Ботеву;
2. показать преемственность в изучении деятельности Х. Ботева, разными поколениями отечественных исследователей.
Введение 3
Глава I Революционер и поэт Христо Ботев в оценках российской дореволюционной историографии 10
Глава II Советская историография: Христо Ботев – предтеча болгарского коммунизма 19
Глава III Современная российская историография о Христо Ботеве 41
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 63
Приложение № 1 72
Приложение № 2 73
Для современной отечественной, наследие Х. Ботева представляет интерес в контексте дискуссий, которые ведутся в современной болгарской историографии по проблемам этногенеза болгар. Взгляды Х. Ботева на этот вопрос становятся актуальными для интерпретации взглядов деятелей болгарского Возрождения о славянском происхождении болгарского народа. М.М. Фролова указывает на то, что Х. Ботев, также как и Л. Каравелов, отрицал точку зрения П.Й. Шафарика и А.Ф. Гильфердинга, согласно которой славяне Балканского полуострова были покорены угро-финской ордой Аспаруха. Логика рассуждений М.М. Фроловой, свидетельствует о том, что именно взгляды этих революционеров отражают сущность болгарского Возрождения166. Таким образом, размышления автора, в неявной форме, выходят на проблему национальной идентичности и исторических взглядов болгарских революционеров, в том числе Х. Ботева.
Наследие Х. Ботева представлено в рамках такого важного информационного ресурса, каким является интернет. Значимость Х. Ботева для современной Болгарии нашло отражение в существовании двух болгароязычных сайтов, посвященных его деятельности. Структура сайтов представлена следующими компонентами: краткая биография Х. Ботева, изобразительные источники167.
В русскоязычном интернете деятельность Х. Ботева освещена в рамках, сайтов, которые представляют собой воспроизведение из советских энциклопедических изданий (3-е издание БСЭ). Исключение составляет статья в наиболее востребованном на сегодняшний день интернет ресурсе. Статья снабжена краткой биографией Х. Ботева, в которой освещаются основные вехи его жизни. Также как и в постсоветской историографии, лишь упоминается о влиянии русских революционных демократов. Большая часть статьи, содержит подробное повествование о его подготовке к Апрельскому восстанию 1876 г, и о его участие в нем. Характеризуя политику памяти в Болгарии в отношении Х. Ботева, автор отмечает, только начало традиции - отмечать день гибели Х. Ботева как день памяти героев павших в борьбе против турецкого ига. Автор ничего не говорит о трансформации этой традиции после прихода к власти коммунистов. Кроме того, дается краткая характеристика его поэтического творчества. Ценным является наличие изобразительных источников – фотографий168.
Таким образом, в постсоветской российской историографии деятельность Христо Ботев не относится к приоритетной теме исследований. Об этом свидетельствует отсутствие специальных работ посвященных этой теме, В учебниках и обобщающих работах страноведческого характера, сохраняется преемственность с предшествующей традиции отечественной болгаристики: указание на влияние русской революционно-демократической мысли, а также в разной степени подробности, освещение его значимой роли как организатора и участников Апрельского восстания 1876 г. Признание значимости советской болгаристики проявляется в ссылках на труды Н.С. Державина, К.Н. Державина, А. А. Улуняна.
Разрыв с традициями советского периода, наиболее ярко проявляются в отказе от прежней марксистской методологии, игнорировании социального аспекта взглядов Х. Ботева – критика общества, основанного на социальной несправедливости, базирующийся на эксплуатации человека человеком. Вслед за историографией балканских стран, переходят к рассмотрению национально-освободительных движений в рамках теории модернизации. Наиболее ярко разрыв с традициями предыдущего периода, проявляется в резкой критике идеологов и организаторов Апрельского восстания.
Актуализация проблем новой истории славянских народов Балканского полуострова для российского славяноведения была обозначена в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. К числу приоритетных, требующих специального изучения тем, была отнесена проблем вооруженной борьбы балканских славян против османского ига. Значимость этой проблемы обуславливалась не только последствиями этого способа политического действия в сфере международных отношений, но и для внутриполитической жизни России 70-х гг. XIX в., охваченную террором. Постановка и разработка этой проблематики осуществлялась славяноведами либерального направления. Христо Ботев упоминался лишь в общих страноведческих работах и статьях в энциклопедиях. В российской дореволюционной болгаристике, освещалась роль Х. Ботева в Апрельском восстании, его поэтическое наследие. Эти аспекты его деятельности оценивались положительно. Либеральные взгляды российских славяноведов определили выбор именно немарксистской интерпретации значения Апрельского восстания 1876 г. и его организаторов в судьбе болгарского народа.
Системообразующая идеологема советского периода - представление о том, что конечной целью развития человечества является построение коммунизма, определила приоритетность исследований тех событий, которые рассматривались как вехи на пути достижения этого идеала. Приоритетной для советских историков являлась проблема сущности мировоззрения Х. Ботева. Динамика изменения когнитивной системы в советской историографии, посвященной Христо Ботеву, была обусловлена сменой ориентиров в оценках структуры его идеологии. Период 1920-30-х гг. характеризовался полемикой о соотношении революционного демократизма и революционного народничества в системе взглядов Х. Ботева. Во второй половине ХХ века в советской исторической науке происходила интенсивная критика представлений об эклектичности его мировоззрения. Это происходило в условиях утверждения советской модели общественного устройства в Болгарии. Основой стал постулат лидера болгарских коммунистов Г. Дмитрова об исключительно революционно-демократическом характере истоков и сущности мировоззрения Х. Ботева. Такая трактовка использовалась для легитимации власти болгарских коммунистов
Ботева в борьбе за коренное переустройство болгарского общества. Обосновывалась необходимость с советскими коммунистами, которые являются преемниками русских революционных демократов. Несколько поколений советских историков создали большую фактологическую базу, которая должна была подтверждать научность этой идеологемы.
На исходе советского периода, трансформируется представление о структуре идеологии Х. Ботева. Революционный демократизм признается в качестве основы, не исключающей воздействие западноевропейских традиций. Разработка ключевых проблем мировоззрения Х. Ботева, включала в себя детализацию его деятельности как идеолога, пропагандиста, организатора вооруженной борьбы не только против национального, но и социального угнетения, гениального поэта и публициста. Это нашло отражение в сотнях работ. В современной российской болгаристике деятельности Хрсто Ботева находится на периферии научных исследований. В научно-просветительской и учебной литературе сохраняется преемственность с советской историографией в трактовке характера мировоззрения Х. Ботева как революционера-демократа. Однако разрыв, прослеживается в умолчании о нем как о последовательном борце против различных форм социального угнетения, что фактически приводит к искажению исторической правды. В научной литературе наблюдается наиболее полный разрыв с традициями не только с советской, но и дореволюционной историографии, высоко оценивавшими позитивную роль идеологов и организаторов Апрельского восстания 1876 г.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Деятельность Христо Ботева в освещении отечественной историографии