Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:14, курсовая работа
Что мы думаем, выбрав тему курсовой работы? О ее актуальности? О ее целях? Нет. Мы выбираем ту тему которая нас интересует. Взгляды Ивана Грозного на царскую власть – что может быть интереснее чем отдельный взгляд отдельно взятого человека? Что может быть проще? Но начав читать понимаешь насколько эта тема широка. И все дело даже не в самом Иване Грозном. Хотя его личность сама по себе и то что он сделал оказало огромное влияние на дальнейший ход истории, но по прочтении некоторой литературы у меня сформировалось мнение, что Иван Грозный – это скорее «выражение века». Он воплощение 16 века, он соединил в себе все основные тенденции этого времени, все его, если можно так выразиться, признаки.
Введение………………………………………………………………………..с 4
Глава 1. Формирование взглядов Ивана Грозного…......................................с 10
Глава 2. Избранная Рада и Стоглавый Собор………………………………. с 17
Глава 3. 1554 – 1583…………………………………………………………...с 22
Заключение…………………………………………………………………….с 29
Список литературы и источников………………
Возможность очищения путем смерти была наиболее традиционной. Согласно церковной традиции, Божье праведное наказание, приводящее к смерти в конечном счете ведет к спасению души85.
Таким образом, появление опричнины было предопределено русской историей.
Существует теория (Дворкин) по которой опричнина – не что иное как попытка копировать Западный образец монашеских орденов. Вряд ли это было так в смысле духовном, но в плане организации вполне могло быть. Монашеские ордена были орденами духовно-светскими, что не могло не импонировать Грозному. Объединение светской и духовной власти в одном лице.
Опричники и сам царь одевались как монахи и вели формально вполне монашескую жизнь – постились, молились… Но вот функции у них были разные. Целью опричнины было не просто создать монашеский орден или зло спародировать монастырскую жизнь, стремясь показать ее развратность, целью было наказание грешников. Грозный от преддверия Страшного Суда решил устроить его самостоятельно и причем верил, что те, кого он наказал сейчас не обретут спасения в Царстве Божьем. «Я же знаю и верю что те, кто живет злой жизнью и преступает Божьи заповеди, не только там получают кару, но и здесь испивают Чашу ярости Господней за свои злодейства и испытывают многообразные наказания…»86
Можно предположить, что опричнина задумывалась царем как «место чистое», свободное впоследствии от грехов и которое должно было, путем очищения от скверны, затем включить в себя всю Русскую землю. Недаром Грозный часто говорил, что земля его погрязла во грехе. Как царь, несущий ответственность за своих подданных, он был обязан их спасти. Возможно впоследствии он рассчитывал включить в опричнину все «очищенное» государство. Своеобразный рай на земле. Земля, свободная от грешников. Такие эсхатологические настроения ввиду близкого Страшного Суда вполне представляемы. О том, что опричнина задумывалась как Божье царство говорит даже сама символика опричнины. Недаром в опричников набирали отъявленных негодяев – они легко приближались к царю но так же легко их было и заменить. Чем Бог наказывает людей? Силами зла. Так и опричники вероятно представлялись силой ада – злой, но очищающей через страдания.
Сами опричные казни были очень символичны. Все они связаны с водой или огнем или и тем и другим – образы огненной реки довольно часто встречаются в русском апокалипсическом сознании. При внимательном чтении источников не найти в них хаоса и алогичности, равнодушия к символической форме уничтожения человека. Удивляет повторяемость жестоких форм того, что мы называем «опричным террором». Эта типологичность до некоторой степени определяется эсхатологической семантикой87. Царские казни не воспринимались как бессмысленная жестокость. Язык этих казней был всем понятен и ясен.
О представлении опричнины как Царства Божьего на земле говорит и строение «опричного дворца». В нем было только трое ворот. Причем в восточные не имел права входить никто, кроме самого царя. В Граде Божьем тоже ворот только трое.
Так или иначе мы никогда достоверно не узнаем как представлял себе Грозный конец опричнины и для чего он вообще ее создал. Пожар, уничтоживший дворец, стал тем толчком, который заставил царя отменить опричнину. Люди Средневековья в нашествиях врагов, эпидемиях, усматривали проявления Божьего гнева. Уничтожение опричного дворца, построенного по образу града Божьего, - сильнейшее потрясение для царя, ибо в этом он увидел знак того, что Бог не благословляет опричнину88.
Видимо это и заставило его раскаяться в своих грехах. Вступительная часть его завещания проникнута покаянием и перечислением своих грехов, где он не обошел вниманием и опричнину. И хотя Костомаров оценил это лишь как словоблудие, обычное для царя, в нем имеется смысл. Грозный по прежнему видел себя наместником царя. Его взгляды на пределы царской власти вряд ли изменились но он уверовал также и в возможность своего наказания. Наверное каждый из нас в приближении смерти будет думать о том, что его ждет. Почему царь должен быть исключением ведь он верил в Бога больше, чем кто либо из современных людей. Грозный перестал казнить с 1579 года. Синодик опальных, составленный им незадолго до смерти в полной мере показывает его покаяние. Смысл в прощении стал ему понятен.
Заключение.
Времена Ивана Грозного. Они вошли в историю России не как 16 век, а именно как время Ивана Грозного. Да, он был воплощением своей эпохи. Все его взгляды, все воззрения отражают это время. Религиозность, которой пронизана вся Средневековая жизнь, казалось, достигла апогея в 16 веке.
Задачей курсовой было определить взгляды царя на пределы царской власти и выяснить как они отражались на его политике. Выяснив, кто влиял на оформление взглядов Ивана Грозного мы проследили как его взгляды влияли на всю дальнейшую жизнь царя. Его политика может показаться необоснованной и непродуманной. Жестокой. Кровавой – если учитывать период опричнины – но только в том случае если смотреть на нее не учитывая собственно взгляды Ивана Васильевича. Это идеи Страшного Суда, и его наместничества на земле от Бога. Из того, как понимал царь свою миссию вытекают все его действия. Защитить своих подданных, очистить их от греха в преддверии Страшного Суда и самому пострадать за них.
Исходя из того что написано в работе политика царя видится вполне логичной. Он следовал своим убеждениям, поражая своих современников и удивляя своей противоречивостью исследователей. Но чем больше становилось известно о личности царя тем больше приходило понимание насколько вера и убеждения влияют на политику.
Взгляды Ивана Грозного на царскую власть представляются вполне традиционными для его эпохи, но к тому же они являют в себе еще и много новых черт, черт людей нового типа, которые будут присутствовать в истории 17 века. Недаром его сравнивают с Петром I.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы были выполнены.
Список использованной литературы и источников.
Источники:
Литература:
1 А. А. Зимин, А. П. Хорошкевич. Россия времени Ивана Грозного. С 6
2 А. А. Зимин, А. П. Хорошкевич. Россия времени Ивана Грозного. С. 7
3 А. А. Зимин, А. П. Хорошкевич. Там же.
4 А. А. Зимин, А. П. Хорошкевич. Там же.
5 А. А. Зимин, А. П. Хорошкевич. Там же.
6 Павлова-Сильванская М. П. Проблема русского абсолютизма в современной буржуазной литературе. - История СССР. 1969. - № 6. - С. 226
7Павлова-Сильванская М. П. Проблема русского абсолютизма в современной буржуазной литературе. - История СССР. – 1969. - № 6. - С. 218
8 Платонов С. Смутное время. С 89-90
9 Платонов С. Там же. С 76
10 Платонов С. Там же. С 76
11 Платонов С. Там же. С 77
12
Карамзин. Н. М. История государства Российского.
http://www.kulichki.com/
13 Платонов С. Тем же. С 80
14 Платонов С. Там же. С 80
15 А. А. Зимин А. П. Хорошкевич. Там же. С 6
16
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. http://www.hrono.ru/libris/
17 Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе.
http://www.vostlit.info/Texts/
18 Генрих Штаден. «Записки о Московии»
http://www.vostlit.info/Texts/
19 Антонио Поссевино. «Московия» http://www.vostlit.info/Texts/
20
Марко Фоскарино. «Донесение о Московии» http://www.vostlit.info/Texts/
21 Иван Грозный. Сочинения.
22 Дворкин А. Иван Грозный как религиозный тип. С 53
23 Дворкин А. Там же. С 54
24 Дворкин А. Там же. С 56
25 Дворкин А. Там же. С 58
26 Иван IV Грозный. Сочинения. С 47
27Антонио
Поссевино. «Московия». http://www.vostlit.info/Texts/
28 Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. С 51
29 Вальденберг В. Е. Там же. С 49
30 Вальденберг В. Е. Там же. С 52
31 Вальденберг В. Е. Там же. С 53
32 Дворкин А. Там же. С 63
33 Иван IV Грозный. Там же. С 120
34 Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. С 14
35 Успенский Б. А. Там же. С 22
36 Иван IV Грозный. Там же. С 48
37 Иван IV Грозный. Там же. С 50
38 Иван IV Грозный. Там же. С 52
39 Успенский Б. А. Там же. С 28-29
40 Вальденберг В. Е. Там же. С 54
41 Дворкин А. Там же. С 82
42 Дворкин А. Там же. С 83
43
Челобитная Ивана Семеновича Пересветова.http://old-rus.
44 Дворкин А. Там же. С 73
45 Платонов С. Смутное время. С 105
46Марко
Фоскарино. «Донесение о Московии» http://www.vostlit.info/Texts/
47
Марко Фоскарино. Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
48 Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя) С 227
49 Иван Грозный. Там же. С 66
50 Иван Грозный. Там же. С 67
51 Вальденбрг В. Е. Там же. С 244
52 Калугин В. В. Там же. С 173
53 Иван Грозный. Там же. С 54
54 Дворкин А. Там же. С 100
55
Челобитная Ивана Семеновича Пересветова. http://old-rus.narod.ru/07-24.
56 Платонов С. Там же. С 113
57 Платонов С. Там же. С 116
58
Челобитная Пересветова. http://old-rus.narod.ru/07-24.
59
Стоглавый собор. http://kopajglubze.boom.ru/
60Альшиц Л. Н. Происхождение и особенности источников, повествующих о боярском мятеже 1553 года. Исторические записки. – 1948. - Т. 25. - С 270
61 Иван Грозный. Там же. С 70
62 Альшиц Д. Н. Происхождение и особенности источников…Там же. С 274
63 Платонов С. Там же. С 133
64 Платонов С. Там же. С 139
65 Иван Грозный. Там же. С 127
66Антонио
Поссевино. Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
67Антонио
Поссевино. Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
68 Иван Грозный. Там же. С 54
69 Иван Грозный. Там же. С 53
70 Иван Грозный. Там же. С 81
71Антонио
Поссевино. Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
72 Иван Грозный. Там же. С 53
73 Иван Грозный. Там же. С 36
74 Иван Грозный. Там же. С 75
75 Иван Грозный. Там же. С 53
76 Послание Таубе и Крузе.
77 Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 430
78 Звезда. А. П. Панченко. С 121
79
Послание Иоганна Таубе и Эллерта Крузе.
Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
80
Генрих Штаден. Там же. http://www.vostlit.info/Texts/
81Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. - С 409
82 Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 425
83Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 437
84 Иван Грозный. Там же. С 81
85 Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 434
86 Иван Грозный. Там же. С 81
87 Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 412
88 Юрганов А. А. Опричнина. - Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. С 453