Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
Жаназа
Ритуальный обряд проводов по усопшему. Мулла отпускает умершему все грехи, дается подаяние, посвящается "??ран". Спрашивают о его прошедшей жизни, а также были ли у него долги. Если он должен был кому-то, то человек мог потребовать долг или простить. "Жаназа" - одна из последних почестей, оказываемых умершему.
Дауир айналдыру
Религиозный обряд, совершаемый перед похоронами. Чтобы облегчить грехи умершего на том свете, мулла перед похоронами отпускает грехи, что и называется "дауир айналдыру".
Суйекке киру
Обмывание покойного. Процесс обмывания совершают люди одного возраста с покойным, могут быть и старше. Покойный может как в завет определить, кто его будет обмывать. По шариату этот процесс выполняется людьми из разных родов в количестве 5-ти ,7-ми человек. В их обязанность входит обмыть тело. Если покойный женщина, то ее заворачивают в саван пятикратно, а если мужчина - трехкратно.
Сыйыт
Раздача одежды покойного. По древнему обычаю дорогие, памятные вещи умершего раздают выполнившим похоронный ритуал, родным, ровесникам, близким людям. По примете, если не выполняется данный ритуал, то покойный на том свете останется без одежды.
Аманат кою
Временное захоронение умершего. Зимой, если невозможно было довезти тело умершего до родных или до священных мест (например, мечети Кожа Ахмет Яссауи), покойного хоронили временно по дороге, то есть "аманат кояды". Раньше "аманат кою" было частым явлением. К примеру, любимого сына Абая Абдрахмана сперва похоронили по обычаю "аманат кою", а затем уже на родине.
Топырак салу
Горсть земли. Во время похорон положить в могилу горсть земли - немаловажный ритуал. Обычно близкие родственники, не положившие горсточку земли, не успевшие по каким-либо причинам, очень сожалели об этом. Положить горсть земли близкому родственнику, другу-это дань уважения, знак прощания с покойным. При этом покойному желают: "Пусть земля ему будет пухом".
Бата жасау
"Бата жасау" (букв, бата - молитва; жасау - читать, произносить). В знак уважения к умершему его семье преподносят лошадь, корову, барана, а в нынешнее время оказывают денежную помощь. Это знак почитания и материальная помощь семье усопшего. По обычаю родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и преподносят "жасау". Не выразить сочувствие, соболезнование считается позором. "Бата жасау"- знак человечности, взаимоуважения, внимания.
Дуга (куран) оку
Посвящение молитвы покойному. Огромным человеческим долгом считается чтение молитвы в память об усопших дедах, прадедах, родственниках, близких у могилы. Ведь очевидно, что рано или поздно каждого постигнет такая участь. Если так, то почитание умерших - священный долг каждого. Вместе с этим, проходя или проезжая мимо кладбища, необходимо по традиции прочитать "дуга" (куран) и провести ладонями по лицу. Это знак человечности, уважение живыми усопших.
В казахских степях есть множество кладбищ святых, мимо которых нельзя пройти или проехать без "дуга".
Пидиа
Оплата долга умершего. Неоплаченный долг умершего, невыполнение обязательства или вина перед кем-то искупается, то есть выплачивается, что и называется "пидиа". По шариату ислама она дается малоимущим, сиротам, калекам.
Осиет
Завещание. "Осиет"-последняя просьба, завещание, совет умирающего своим детям, родным, близким. По традиции дети, родные и близкие обязаны выполнить его.
Как было указано в "Жети жаргы", "осиет" освидетельствуется в присутствии родных и муллы.
Аруакты еске алу
Поминки. После кончины кого-либо по истечении 7-ми, 40 дней устраиваются поминки. В некоторых регионах отмечают 3 дня и 100 дней. Специально режут живность, съезжаются родственники, близкие посвящают "дуга". Исполняется плач-песня по умершему "жоктау", вспоминают хорошие дела, лучшие черты умершего.
Выражают сочувствие детям, родным. Когда исполняется ровно год со дня кончины, отмечается годовщина (жылы). Это последний почет покойному, далее семья может устраивать поминки в тесном кругу. После годовщины снимается траур, и семья живет обычной жизнью. Младенцу такие ритуальные обряды не устраиваются. Устраивают только в семейном кругу. Состоятельные люди организовывают поминальный "ас" (угощение в честь умершего) по умершим родным. "Ас" отмечался как большое событие, той с обильным угощением.
Ас
Поминальный той в связи с годовщиной со дня смерти знаменитых, уважаемых людей. "Ас" дается уважаемым, известным людям и проходит, как большой той. Это особый почет, оказываемый памяти умершего. Из всех жузов приглашают известных аксакалов, батыров, акынов, борцов, певцов-импровизаторов. Ставятся сотни юрт для гостей. Затраты на ас были огромны. Победителей состязаний, а это были скачки, борьба и т.д., ждали ценные подарки и крупные призы.
"Ас" могли давать только состоятельные люди. Об асах Абылай хана, отца Кунанбая Оскенбая и других известных людей ходят легенды. "Ас"-показатель богатства и единства данного жуза, рода, благородства и щедрости, выражение сплоченности народа. "Ас" также имеет государственное, экономическое, дипломатическое значение.
Тул аудару
После годовщины покойного его семья должна снять траур. Данный обряд выполняется традицией "тул аудару". Снимают черный флаг (знамя), который был поднят в знак траура, наизнанку вывернутая одежда покойного приводится в порядок. Конную сбрую с седлом отдают самому близкому другу или передают сыну в наследство. Жена, дочери снимают "буркей"(накидки). При проведении обряда присутствуют дети, родные, друзья покойного, посвящается "куран". Аксакалы дают советы и благословляют. С этого дня, после "тул аудару", семья начинает жить обыденной жизнью.
Кара жыгу
Снятие знака траура (флага, знамени). Знак траура, черный флаг, знамя снимается только после годовщины, поминального аса. Снимают черный флаг, древко и знамя ломают и сжигают, предварительно истоптав его ногами. После этого близкие родственники и родные, дети, жена, аксакалы аула посвящают "куран" и дают благословение. Исполняют последний "жоктау". "Тул аудару" означает снятие траура.
5. Свадебные обряды
Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали равную семью, семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если в роду были больные (генетическая наследственность), то таких девушек не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.
Кыз айттыру
Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали равную семью, семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если в роду были больные (генетическая наследственность), то таких девушек не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.
Существуют различные виды "кыз айттыру". Если дети (мальчик, девочка) маленькие, или даже еще не родились, обе стороны договариваются в будущем стать сватами. Такие люди обычно очень хорошо знают друг друга, давно дружат семьями. До рождения малышей, если, конечно, позже один из них будет мальчиком, а другая - девочкой - договариваются стать сватами ("атастыру"). Вышеназванное сватанье называется "бел куда" (до рождения детей). Ну, а если сватают детей с колыбели - "бесик куда" (бесик - колыбель). Иногда женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата, и их так и называют "карсы куда" - "взаимный сват". Люди, продолжившие свое сватовство, то есть ставшие дважды сватами, называются "суйек жангырту". Женитьба взрослых детей осуществляется после "куда тусу" (сватовства).
Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, если женщина старше мужчины на 8 лет, а мужчина старше женщины на 25 лет, на такой брак разрешения не дается.
"Кыз айттыру" служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.
Кору
Смотрины. "Кыз кору" иногда называли и "Кыз тандау". По обычаю дети знаменитых людей или искусные люди народа, джигиты устраивали смотрины девушек для женитьбы. Прослышав, что в дальнем ауле есть хорошая, красивая девушка на выданье, джигиты со своими друзьями по искусству отправлялись выбирать себе суженую. Казахская народная пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейд?" - "кто кумыса не пьет, тот к девушке не сватается" открывает все дороги для джигитов.
Таким джигитам не высказывались обиды и запреты на смотрины девушек. Людей, прибывших с такой целью, старались встретить торжественно. Смелые, свободолюбивые девушки аула, достигшие возраста на выданье, выражали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик" - "такие смотрины и мы хотим устроить" и начинали состязания в искусстве. Смотрели на джигитов оценивающе и высказывали свои мысли открыто. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и джигитами. После чего понравившиеся друг другу девушка и джигит, договорившись, объяснялись в чувствах, и джигит отправлял сватов. Если так, то и раньше выбор оставался за влюбленными.
Не всегда разрешалось выбирать молодым людям себе пару. Этого могли достичь дети влиятельных людей или прославленные джигиты. Обычай "кыз кору" подробно описывается в романе Т. Жомартбаева "Кыз корелик".
Шеге-шапан
"Шеге-шапан" - подарок. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносят друг другу подарки. Со стороны джигита это каргыбау. А отец девушки на плечи жаушы (доверенное лицо жениха) накидывает шеге шапан (шеге - гвоздь, шапан - чапан). Увидев на жаушы новый чапан (шеге шапан), встречающие осыпают его шашу.
Каргыбау
Подарок. Перед тем, как сосватать девушку, со стороны жениха едет жаушы для предварительного разговора. После соглашения двух сторон обговариваются размер калыма, дата свадьбы и т.д, (калым - калын мал, букв, много скота). Жаушы вручает отцу девушки "каргыбау" (каргы - ошейник, здесь - уздечка; бау - шнур, здесь - поводья) - скакуна или иноходца. Затем отец юноши сам едет сватать девушку с группой людей, в которую могут входить родственники предыдущего свата, племянник и т.д.
Куда тусу
Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.Отец юноши с близкими родственниками едет (могут ехать и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название "куда тусер".Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, оповещает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того, как отец девушки дает "добро", обе стороны преподносят друг другу полагающийся презент по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. Самый главный представитель из сватов называется "бас куда" (бас - главный). В свою очередь отцы жениха и невесты - бауыздау куда, т.е. самые близкие.
"Бас куда" (главный сват) всегда дорог девушке после замужества. Она будет называть его "агатеке" (дядя), который будет обязан всегда заботиться о ней. Девушка (невестка) всю жизнь почитает его.
"Куда тусу" - самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый колорит национальной традиции.
Бата аяк
Окончательный договор между сватами. После соглашения стать сватами отец жениха едет в аул девушки и окончательно обговаривает вопрос о сроке свадьбы, о количестве калыма, каде-жора (презенты, подарки). Это и называется "бата аяк", в некоторых местах - "сырга тагар" или "баталасу". Есть два вида бата:
1. Кесимди бата - окончательное решение - конкретно назначаются дата проведения свадьбы, объем затрат, количество скота.
2. Кесимсиз бата - точное количество скота, объем затрат не уточняются. Определяются с учетом обстоятельств и времени.
Между состоятельными, знаменитыми людьми при сватовстве бывали крупные презенты: бес жаксы, орта жаксы, аяк жаксы. "Бес жаксы"-верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, ценная вещь или слиток золота, серебра. "Орта жаксы"-лучший верблюд или лошадь. "Аяк жаксы"-лошадь, корова, баран и т.д.
Куда тартар
Как было отмечено, традиций и обычаев, касающихся сватовства, очень много. Во время увеселений исполняется интересный обычай, называемый "куда тартар" (букв. теребить сватов). Заключается он в том, что аульные женщины (среди них могут быть и молодые парни) устраивают различные проделки над сватами. Когда сваты после угощения наслаждаются беседой, женщины врываются, бросаются на сватов и начинают проделывать над ними разные каверзы: сажают задом наперед на быка и возят по аулу или же укладывают на большой ковер и, ухватившись за края, подбрасывают вверх. Бывает и так: свату к ногам привязывают аркан, другой конец которого забрасывают через шанырак, на аркане свата поднимают вверх ногами, теребят или же его одежду незаметно пришивают к кошме, и, когда сват встает, кошма тянется за ним, тащат обливать водой или же наряжают в женское платье. Сваты должны откупаться от женщин подарками, но они в свою очередь позволяют себе разные вольности по отношению к женщинам. Сваты не должны обижаться. Таким образом, свадебный обряд превращается в удивительное представление, в своего рода театр, где на суд зрителей выставляются изобретательность одной и изворотливость другой стороны, которые волею судеб должны стать родственниками.
Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века