Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
Туйемурындык
Проезжающую свадебную процессию (молодежь, женщины) имели право задержать и разрешали ей ехать дальше лишь после получения "каде" (положенный презент по обычаю). Когда мать девушки вручает "каде", получившие благословляют процессию и она продолжает путь в аул жениха.
Шанырак туйе
Транспорт для передвижения в аул жениха, где находится невеста со своей свитой, называется "шанырактуйе" (повозка и т. п.). На "шанырак туйе" могут садиться мать, сестры, женге невесты. Случайные попутчики или другие люди обычно не садятся, так как над ними потом долго сторону отцовского очага. В дом (юрту) молодых старшие по возрасту без приглашения не входят. Ну, а молодежь и дети всегда находятся вблизи этого дома. Аулчане и близкие наблюдают за молодой семьей, оценивают сноровку, хозяйственность снохи. Молодая невестка рано утром открывает "тундик" (часть кошмы, покрывающей шанырак) не только своей юрты "отау", но и "тундик" соседей, свекра и свекрови, что показывает ее учтивость, уважение.
Шанырак котеру
"Шанырак котеру" ( шанырак - купол юрты, котеру - поднять). "Шанырак" является семейной реликвией - хранителем очага, символом продолжения рода. Поднятие шанырака молодой семьи при отделении от отцовского очага - еще один красивый обряд. Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции:"... у казахов "шанырак" молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять". Для выполнения этого важного обряда за зятем едут специально. Для большой юрты (отау) "шанырак" поднимается на шесте сидящего на лошади зятя. За поднятие шанырака зять получает лошадь или верблюда. Презент дает сторона, поднимающая отау.
Обычно купол юрты поднимают мужчины. Лежит глубокий смысл в том, что именно старый зять поднимает "шанырак" молодой отау. Потому что зять уважаемый человек и чем старше возрастом, тем дороже родственникам жены и авторитетней. Приезд старого зятя радует всех аулчан, с ним могут шутить взрослые и дети, мужчины и женщины. В обряде видны смысл уважения родственных чувств к старому зятю.
Атбайлар
"Атбайлар" (букв. Ат - лошадь, байлар - привязать). "Атбайлар" бывает двух видов:
1. После поднятия шанырака, родные и близкие осыпают дом молодых шашу и поздравляют: "Да будет ваш "шанырак" высоким! Пусть "шанырак" ваш будет прочным и на долгие годы!". Преподносят "байгазы". Самые близкие к порогу привязывают лошадь "атбайлар".
2. Еще один вид "атбайлар" - презент. Лошадь приехавших сватов или лошадь жениха, прибывшего за невестой, встречает "женге" и привязывает. За что получает презент "атбайлар". Это традиция тоя. По традиции с этого "каде" (презент) еще одна женщина просит "таберик", получившая "атбайлар" охотно делится. .
Уй корсету
Знакомство невесты с родственниками мужа. Молодую невестку после свадьбы родственники мужа, соседи приглашают в гости для знакомства, сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение идет не с пустыми руками. Тут по обычаю полагается "илу" - от глагола вешать. Свекровь должна определять размеры "илу" (подарка), ведь каждый очаг занимает определенное положение. Вместе с этим хозяева испытывают молодую невестку (характер, манеры поведения), насколько она воспитана и учтива. Об этом должны помнить все девушки, так как этот обычай существует и в наше время.
Есик ашар
После свадебного тоя зять вместе с молодой женой и близкими друзьями (джигиты) в назначенное время едут к родителям жены - к тестю и теще. Первый визит зятя в дом родителей жены называется "есик ашар" (есик - дверь, ашар - открывать). В этот день зять проходит испытание, ведь его видят первый раз после тоя. Зять привозит все положенные презенты, подарки по обычаю и соблюдает все приличия: терпит всяческие колкости со стороны снох, однако и сам не молчит. Для казахского аула, которому не сидится без тоя, смеха, праздника приезд зятя (есик ашар) также является весельем. .
Илу
"Илу" (букв. вешать). Как было отмечено, молодую невестку для знакомства приглашают родственники мужа. В таких случаях "келин" по традиции дает "илу", т.е. в знак признательности дарит ковер, украшения, отрез на платье и т.д. Здесь она прислушивается к советам свекрови. Невестка, отвесив поклон (салем), проходит в дом и у порога вешает принесенный "илу". Зять тоже оставляет "илу" в доме родственников своей жены.
Немеурин
Материальная помощь. Получив свой положенный имущественный надел (енши), молодожены отделяются от отцовского очага. После чего родные, близкие приходят с поздравлениями, обмазывают порог, косяки маслом (босага майлау) и выполняют по традиции обряд "немеурин". Дарят молодым ковры, скот, красивую посуду и т.д.
Итаягына салу
Молодой женщине, гостившей у кого-либо, старшие по возрасту женщины, бабушки дарят кольца, браслеты, серебряные монеты. Эти вещи из чистого серебра опускают в воду после рождения ребенка, при первом купании младенца (шилде суы). После купания ребенка присутствующие женщины делят между собой эти украшения и монеты. Дальновидные бабушки дарили украшения будущей молодой маме - "итаягына салады".
Кимешек кигизу
"Кимешек"- головной убор замужней женщины. Молодая невестка до года в новом доме носит на голове небольшую накидку. "Саукеле" (головной убор невесты) может надевать на тоях, на сборищах. (Казашки саукеле носят только до свадьбы, а после свадьбы снимают). После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову "кимешек". В северных областях это называют "жаулык салды".
Курсак той
Когда становится очевидным, что молодая сноха в положении, обрадованная свекровь (ене) и снохи (жены братьев - абысын) приглашают близких родственников, соседей и устраивают вечеринку с богатым дастарханом, во время которого будущую мать осыпают шашу. Этот обряд выполняли женщины почтенного возраста. Обычно осыпают виновников торжества и гостей конфетами и мелкими монетами, произнося при этом добрые пожелания. "Шашу" олицетворяет льющийся дождь, что по поверью, должно принести счастье. Обряд выполняется и при других радостных событиях (рождении ребенка, приезде сватов и так далее).
Жарыс казан
"Жарыс казан" применяется во время родовых схваток женщины. Эта интересная примета в ожидании радостной вести. Бабушки и близкие родственницы со стороны мужа, быстро собравшись возле роженицы, веря в силы дочери Газирета Гали (близкий сподвижник Мухамбета Пайгамбара), Биби Фатимы и, прося ее помощи, устраивают "жарыс казан" (букв, жарыс - соревнование, казан - казан). В казан кладут мясо с зимы(сур) или что-нибудь вкусненькое и стараются приготовить раньше, чем появится на свет ожидаемый малыш. По поверью, малыш, являясь участником такого соревнования, старается первым появиться на финише. После рождения ребенка женщины вместе угощаются.
6. Основные ремесла
Ювелирное искусство В конце XIX и начале XX вв. одну из развитых отраслей ремесла представляла обработка драгоценных металлов. Изготовление ювелирных изделий издревле было одной из наиболее развитых отраслей ремесленного производства Казахстана. С. Мадуанов в своей работе отмечает о взаимовлиянии между казахами и узбеками в ювелирном производстве: "Казахские мастера переняли у узбекских зергеров отдельные приемы ювелирного дела и инструменты, некоторые элементы орнаментального искусства. Узбекские специалисты под влиянием ювелирного искусства казахов, в свою очередь совершенствовали орнамент своих изделий". Ювелирные украшения создавались в основном из серебра, которое мастера приобретали у местных торговцев. Ювелирные изделия весьма разнообразны. Изделия народных ювелирных мастеров- зергеров - широко внедрялись в быт в виде всевозможных женских серебренных украшений, мужских и женских поясов, а также седел и конской сбруи . Особенно много, производилось женских серебренных украшений, таких как серьги (сырга), браслеты (билезик), накосные украшения (шолпы, шашбау), перстни (жузик), кольца (сакина), нагрудные украшения (алка), женский головной убор (саукеле), оправленный серебром, позолоченный и украшенный разными драгоценными камнями и т.д. Саукеле - женский головной убор с накидкой в виде платка, который казахские женщины носили со дня свадьбы и до рождения первого ребенка. Спереди шапку украшали рядами кораллов, бус и серебряных бляшек. Формы блях для саукеле были довольно разнообразны, от простых штампованных фигур в виде квадратов, лепестков до объемных позолоченных пластин сложной конфигурации со вставками сердолика. К нижнему краю саукеле прикрепляли два ряда металлических позолоченных фигурных блях с ниткой коралловых бус между ними. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески, прикрепляемые по бокам убора, доходящие до пояса девушки. Они состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей и т.д. Число и длина этих подвесок зависели от имущественного положения родителей девушки. В исследуемый период были распространены ювелирные нагрудные украшения (алка, тумарша, бойтумар), которые носили девушки и надевали их в торжественных случаях. Ониржиек состоит из трех подвижных соединенных по вертикали цепочками серебряных пластин прямоугольной формы, реже овальной, к пластинам на ажурных цепочках прикреплялись подвески. Распространенным украшением женского костюма были серебряные застежки с крючками и петлей. Чаще всего их украшали штамповкой, вставными камнями - сердоликом, бирюзой, реже чеканкой, филигранью, гравировкой, сквозной резьбой. У казахов наибольшее распространение имели украшения для кос - шолпы и шашбау. Это подвески к косам, которые делали из серебряных блях и пластинок ювелирной работы со вставками из камня или стекла, иногда из монет разной величины. Женские украшения - кольца, серьги, браслеты, перстни - были литые, ажурные, кованые, украшенные чернью, гравировкой, чеканкой, штампованным, узором, вставками из камней и стекол, зернью и т.д. Таким образом, казахские ювелиры создавали великолепные изделия из металла. Ювелирные инструменты переходили из поколения в поколение. Каждый ювелир имел весы. Однако, ювелирное ремесло не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, ввозимыми из России, в начале XX века пришло в упадок. Еще в 1901 г. газета "Туркестанские ведомости" писала, что ювелирный промысел "падает, так как многие туземные изделия начинают вытесняться нашими". И лишь благодаря творческой энергии искусных мастеров-ювелиров не угасла древняя традиция этого художественного ремесла. Бытовое ремесло Ножовщики Металлообрабатывающий промысел занимал значительное место в жизни населения Южного Казахстана. Кузнечное дело - один из широко распространенных видов занятий. Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей, необходимые в быту вещи, а также некоторые виды сельскохозяйственных орудий. Ножовщики выделывали ножи особой формы, вкладывавшиеся в кожаные ножные. Потребность в таких ножах была велика, неотъемлемым атрибутом национального костюма коренного населения, был и ремесло ножовщиков процветало. Помимо темир-уста (кузнец) обеспечивал инструменты и инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы. Из железа изготавливались серпы нескольких типов, железные подковы, ил кольца от цепей, крючья, гвозди, топоры-шоты, для крепления которых к рукоятям делали специальные зажимы. В исследуемый период кузнечное дело оставалось самым распространенным из ремесел, производящих металлические изделия. Значительное развитие получило производство кетменей. Ремесло кетменщика Ремесло кетменщика, как и другие профессии, переходило по наследству отца к сыну. Существовали крупные и мелкие мастерские, где работали только члены семьи. Они сохраняли характер ремесленных заведений и производили изделия по заказу. В крупных же мастерских использовался труд наемных мастеров. В кетменных мастерских изготавливались также сошники для плугов, серпов, ножи для рубки тутовника, для обработки садов, виноградников и др. Железную руду обрабатывали на местах добычи, здесь же производили плавку металла. В кузницы железо попадало в виде заготовок и железного лома. Существовали крицы двух вид, так называемая спецкрица, неоднородная по составу. Сильно загрязненный шлаками пористый слиток металла - это еще сырой материал. Такую крицу необходимо дополнительно обработать - выжать шлак, сварить железо в монолитный кусок, поддающийся ковке, т.е. получить вторичную крицу, из которой уже можно делать полуфабрикаты: пруты, бруски-заготовки будущих изделий. Всё это входило в производство кетменщика зачастую кетменщики строили железную дорогу т.к знали из чего состоит железо и какого качества оно бывает. Посуда и её производство Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы "шыныкап", например для чашек -- большей частью из войлока, реже -- деревянные и плетеные. Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях. Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда. Военное ремесло Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли -- кылыш, мечи -- селебе, палаши -- семсер. Широко использовались шпаги -- сапы, кинжалы -- канжар, длинные ножи с изогнутым клинком -- жеке ауыз, длинные узкие ножи -- бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук -- садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья -- найза -- имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи -- сауыт -- стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами. С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром -- билтели мылтык, без насечки -- кара мылтык, с коротким стволом -- самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кош". Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины "сойыл" и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись. Оружие было резное и позалочено часто вырезали рисунки охоты или национальный орнамент. Работа была ручной работы и долгой поэтому стоило очень дорого и позволить такую роскошь мог себе бай или приезжие иностранцы.
Асар
Трудовая помощь. Один из древних казахских обычаев, согласно которому аулчане, собравшись, выполняли вместе работу, требующую больших сил. Это могли быть постройка дома, загона, кошение сена, стрижка овец. Помогающие не брали плату за свою работу. Хозяин дома готовил для них специальное угощение, оказывал всяческие почести. "Асар" - показатель сплоченности казахского народа, заботы о ближнем. Этот обычай широко распространен в наше время, что очень отрадно.
Аншылык
Охота. Охота - древний обычай. Охотились не только для пропитания. Охота для казахов была развлечением, испытанием ловкости, смелости, владения оружием и вместе с тем физической закалкой. На охоте прививается множество удивительных качеств. Охота - искусство. Охотник, возвращающийся с добычей, аксакалам аула преподносит в презент часть своей добычи-"байлау" по обычаю. Еще один показатель почитания старших. После охоты охотника можно и нужно восхвалять. Охота - особое искусство, охотник один из уважаемых людей, и это доказательство его высокой оценки. "Аншылык", можно сказать, особое явление.
Колкесер
По традиции нашего народа за оказанную помощь в хозяйстве плату за работу не просят. Однако хозяин дома не оставляет без внимания людей, оказавших помощь в каком-либо деле. Он преподносит, учитывая по объему выполненного труда, хоть и немного, полагающуюся оплату за труд, как "кели туби", "кол уздик". "Колкесер"- полагающаяся плата мяснику за оказанную помощь при резке и разделывании туши, согыма. "Колкесер" дается резчику в виде мяса, за якобы порезанную руку. Резание согыма для казахов является одним из немаловажных дней для семьи. Первым блюдом с зарезанного согыма является куырдак. Это одна из традиций согыма.
Казык майлау
"Казык майлау"--буквально смазывание колышка. Весной, после удачного окота, когда скот выпускают на подножный корм, кобылиц привязывают для доения к привязи. В этот момент хозяева подходят к месту дойки с пожеланиями, чтобы народ был сытый, чтобы было изобилие молочных продуктов и приумножался скот, обмазывают привязные подуздки, колышки и привязь маслом и обливают молоком, айраном и т.д. Этот ритуал для лошадей называется "биебау", а для другой живности "казык майлау". При этом аксакалы дают благословение.
Назир
Благословение на трудовое начинание. Перед тем, как начать постройку нового дома, перед посевными и другими сложными работами, каждый человек, желая удачи в начинании, устраивал "назир", т.е. приглашал своих аулчан, резал барана, оповещал о своих намерениях, посвящал "куран" умершим и просил у присутствующих благословения. Собравшиеся благословляли, желали удачи во всем, выражая благодарность и признание. Добросовестное отношение к каждому начинанию, преданность делу- особая черта народа, что и подтверждает данная традиция.
Сабан той
Осенний праздник хлеборобов, праздник труда. После уборки урожая накрывают богатый дастархан, старейшины аула дают "бата"(благословение с пожеланиями), после угощения той продолжается национальной борьбой, играми, песнями. Одним словом, после горячей страды люди с облегчением вздыхают, пожинают плоды своих трудов. Здесь же, на "сабан тое", раздают людям "кеусен" - излишки урожая, пшеницы, муки и т.д.
Саятшылык
Охота с ловчими птицами. "Саятшылык"-искусство и умение охотиться с ловчими птицами. Такого охотника называют "кусбег?"- человек, который обладает природным даром, воспитывая, тренируя ловчих птиц, и понимает все приемы и методы охоты. Таких людей было много и есть поныне, однако встречаются они все реже. В основном для охоты приручают таких птиц, как сокол, беркут, орел и пр. В этом есть свои секреты неповторимых, азартных качеств. Охотники и "кусбег?" в основном приручали беркутов. В зависимости от внешности и бойцовских качеств птиц их нарекают. Делят по возрастным категориям: тастулек, музбалак, кок тубит, май тубит, баркын, баршын и т.д. Ловчих птиц оценивали очень высоко. Для таких птиц специально приготовляется снаряжение: "кундак"-покрывало; "томагтаколпак", "тугыр" -ложе; "балак бау", "жели бау" - привязь. Воспитание, приручение, тренировка ловчих птиц, можно сказать, целая наука. Готовый, тренированный беркут в зимнее время пускается на волков, лисиц, корсаков, сайгаков и т.д. В летний, осенний период - на гусей, уток, фазанов и на прочих птиц. Для охотников самый долгожданный и удачный момент для охоты-день "сонар". "Сонар"-тихий, безветренный, ясный, зимний день. В такую погоду ясно видны все следы зверей. "Сонар" делится: 1)"уузак сонар" - длинный сонар; 2) "келте сонар"- короткий сонар; 3)"кан сонар" - самый удачный для охотников. В "кан сонар" охотники всегда возвращались с добычей. Возвращение охотников с охоты издавна считалось праздником, аулчане гордились своими охотниками. "Саятшылык" не только развлечение, это и искусство.
Салбурьн
Охотничье зимнее развлечение. Охотники (джигиты) с ловчими птицами (саятшы) выходили несколько дней подряд на охоту. Охотничий праздник, где испытывались меткость, ловкость, смелость джигитов, а также их ловчие птицы. Охотники зимой с нетерпением ждут "сонар". Великий Абай слагал стихи именно про такую зимнюю погоду: "Кан сонарда буркитши шыгады анга". Самое интересное то, что волки, лисы в такую погоду остаются у себя в норах. Заядлые охотники, зная об этом, с шумом выгоняют из нор лис, волков, и начинается охота. После охоты дичь делится поровну. Причитающаяся для аксакалов часть откладывалась отдельно, по прибытии торжественно вручалась. Воспитательная роль этого обычая значительная: испытание джигитов, почитание старших.
Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века