Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
Отголоски «Золотого века» законности и правосудия, еще были живы и XIX и ХХ веках в кочевых и полукочевых регионах громадного Степного края казахов. Они так крепко запали в сознании и памяти народа, как бесценная картина жизни, что освободиться от них пришлось с затяжным трудом, постепенно и то под направленными дубинками и «пряниками» новых хозяев-колонизаторов. В то же время, и в эти же периоды «благородный дух общностей и радения о чести», характерный для «Золотого века» законности и правосудия в древней и недавней истории Казахстана, становился идеей ориентации в умах просвещенной части населения и общественного сознания в Казахстане.
Почти все российские и русские чиновники, служившие в колониальной администрации края в XIX и в начале ХХ веков независимо друг от друга единодушно отмечали особую роль в прошлом независимых биев-судей в степных регионах казахов. Так, Алекторов А.Е назвал одну из своих статей «Суд биев - суд народный» и в ней писал: «Каждый бий и старик при разбирательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость»4. Другой чиновник Д'Андре, хорошо знавший быт и изучавший внутреннее устройство степного населения казахов, в одном из официальных донесений по инстанции отмечал, что «Природный ум, особые душевные качества с присоединением к тому опытности и примерной приветственности есть качества и вместе с тем все достояние, посредством которых бий может иметь право носить это почетное имя… Кроме всеобщего уважения, бий никакими особыми правами и привилегиями в Орде не пользуется. Хорошая молва в народе о беспристрастном суде бия по сути единственные отличия его от простолюдина»5 Баллюзек К.Л., автор ряда специальных работ, в том числе отдельных изданий, посвященных судебно-правовой организации в казахских жузах и как очевидец, заставший отдельных и редких представителей биев-судей старого типа во второй половине XIX века, писал: «Обязанность судьи лежит на так называемых биях. Это звание в сознании народном принадлежит тем немногим, которые с природным умом и даром красноречия соединяют в себе глубокие познания в коренных обычаях народа и в исторических о нем преданиях»6.
В массовом сознании народа «древний суд биев», что ассоциировался с «Золотым веком» законности и правосудия в степи казахов-кипчаков, оставался и живым воспоминанием и реальной картиной ушедших, но еще памятных, веков до недавнего времени - до начала ХХ века. Их влияние на умы народа было впечатляющим и сильным, что никакие другие формы права и правосудия, навязываемые даже силой кнута и нагайки были бессильными их стереть. Взгляды и суждения видных деятелей общественной мысли, национальной культуры и науки, как правило, расходившиеся между собою по ряду важных вопросов жизнеописания народа, были удивительным образом единодушны в оценке казахского права в его «древней форме» и в бесспорности реальности «Золотого века» законности и правосудия в истории казахов. Букейханов А., европейски образованный, один из выдающихся национальных общественных и политических деятелей, живший на рубеже XIX и ХХ веков, казахское правосудие ставил выше, чем распространенное в его время и эпоху судопроизводство. Он писал: «Б?л биді, билікті жо?алтып, ?аза?ты орыс судьясына ?арату керек деп орыс айтады, шари?ат?а ?арату крке деп бізді? молдалар айтады. Біз м?ны? екеуіне ?ол ?оймаймыз»7 - «Нам царские чиновники навязывают российскоесудопроизводство, а среди нас - религиозные деятели - муллы, наоборот, навязывают казахам шариатные мусульманские суды. Мы не поддерживает эти оба предлагаемые судебные нововведения». Известные исследователи Торекулов Н., Казыбеков М. проводят параллель между судами биев и современными культурными представлениями о правосудии: «Осы к?нгі айтып ж?рген жариялы?, демократиялы? адамгершілік пен гуманистік дегенні? ?зі осы емес пе»- «Разве не тоже самое воплотилось в бийском суде: гласность, демократичность, человечность и гуманизм, о чем часто говорят сегодня». Высокого мнения о бийском правосудии в «древней форме» придерживался и академик Сатпаев К.И., всемирно известный ученый и первый Президент Национальной академии наук. Он в своей брошюре «Ер Едіге», посвященной судебно-правовой системе у казахов и опубликованной в 1927 году в Москве, объяснил своеобразие и превосходство бийского суда тем, что судьи были народно-образованнейшими в свою эпоху и мудрыми представителями народа. По его словам, это адекватно отражено и выражено в оценочном умозрении народа: «Ханда ?ыры? кісіні? а?алы болса, биде ?ыры? кісіні? ары, білім бар» -- «Если сказать, что хан обладает умами сорока простолюдин, то бий несомненно обладает совестью и знанием сорока людей». Далее он писал: «?аза? сия?ты к?пшіл елде ?ашан да ханнан г?рі биді? ?адір-киесі басым болды» - «В сообществе кочевых казахов авторитет биев-судей всегда был намного выше и больше, чем авторитет хана - верховного правителя».
Казахское правосудие в «древней форме», вошедшее в историю как его «Золотой век», строилось и основывалось на следующих фундаментальных принципах, составлявших его незыблемые основы: а знание и постижение бием-судьей основных и трансфертных норм и логику обычно-правовой системы кочевого общества казахов, б неподкупность суда и судьи, в справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений, г гласность, доступность и публичность суда, д владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения, е направленность и ориентированность суда на установление гражданского мира и достижение мирового соглашения между сторонами.
II
ХХ век в истории многих народов, входивших в состав Союза ССР, в том числе Казахстана, был глубоко противоречивым и символичным. С одной стороны, у них активировалась познавательная, научно-поисковая деятельность. А с другой стороны, развитие историко-познавательной деятельности было поставлено в жесткие и узкие идеологические рамки, имевшие императивное значение. Историю народов было принято делить на два периода: досоветский и советский, или на дореволюционный и послереволюционный, что было одно и тоже. Главным водоразделом между ними считали большевистскую революцию в октябре 1917 года. Она действительно проложила новый путь в исторических судьбах народов, но только в стороне от столбовой дороги общечеловеческого прогресса. С нее действительно начиналась новая эпоха, полная пота и крови, нечеловеческих усилий против самого человека, не относившегося к государствующей расе. Так говорим и пишем сейчас, когда «послереволюционный период» «советский» распался, оставив на месте одни воспоминания, да и настальгию у его ревнителей. Тогда за такое откровение непременно надо было расплачиваться положением и жизнью.
Согласно советской идеологической концепции дореволюционная история народов, тем более тех из них, которые не имели фундаментальных исторических памятников, рисовалась отсталой и мрачной, вечным противостоянием бедных и богатых, борьбой между ними из-за жизненного пространства. Еще в большей степени «не повезло» Центрально-азиатским регионам и их народам, досоветскую историю которых считали архиотсталой и патриархально-феодальной. Не допускалась мысль о наличии каких-то социальных и культурных ценностей, тем более общечеловеческих, которые могли иметь место в истории этих народов. Так закрылась дверь в тайники «Золотого века» правосудия на древней казахской земле. У каждого народа, в его истории и современном развитии и всегда имеются примечательные устойчивые явления, составляющие его достояние и в тоже время его гордость. Такое представление может иметь место в национальных рамках или в отношениях с соседними странами и этносами ближнего зарубежья. Они, во многих случаях, носят локальный, рамочный характер. Они могут касаться областей искусства и литературы, музыки и песнопения, живописи и архитектуры, технологии и науки, особенностей народного и национального менталитета и др. В редких случаях может быть такое, когда локально-национальное по значимости перерастает национальное, становится общечеловеческой ценностью. Нечто такое было и в Казахии и оно вошло в историю как «Золотой век» законности и правосудия как наследие кочевой цивилизации, простиравшейся на огромном пространстве Центральной Азии.
Мы исследователи были неотзывчивы в течение многих десятилетий ХХ века на зов неординарного явления с человеческим лицом в канувшей истории казахов. Скорее, мы проявляли робость перед ним, хотя оно постоянно маячило в подсознании ученых, не только национальных. Существовало табу и ограничение на историческое познание. Такова была господствовавшая идеология, навязанная правящей политикой. Времена теперь изменились. «Золотой век» законности и правосудия, когда-то являвшийся достоянием поколений на древней земле казахов, становится теперь неотъемлемой частью нашей истории и допускаю, вполне возможно станет достоянием цивилизации вообще. «Изюминка», заложенная в «Золотом веке» законности и правосудия на древней земле казахов является феноменом кочевой цивилизации общечеловеческого значения. Уверен, что пройдет немного времени, когда Казахское право займет свое место в ряду общепризнанных правовых систем и учреждений прошлых веков, созвучных с современной нашей эпохой. Глава 6.
КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ 1. Социально-экономическое положение края в начале века
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей:
Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского
генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская,
Уральская, Тургайская -- в состав Степного (центр г. Омск). Территория
Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская
-- в Закаспийскую область.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в
пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс.
или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила
5910,0 тыс. чел., из них казахов -- 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост
населения края помимо других источников происходил в основном за счет
переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым
потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В
начале XX в. население края становится еще более многонациональным.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось
полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая
система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи
разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз.
В конце XIX -- начале XX в. в Казахстане все большее
распространение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов
среди населения, занятого земледелием, составлял -- 55,4%'.
Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской
области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В
Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81%
казахских хозяйств, а в Верненском -- 79,3%2. В Кустанайском уезде
земледелием занималось -- 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес.,
а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3.
Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое
распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых
сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на
зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в
посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса,
бахчевых и огородных культур.
В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения.
Во всех областях городское население в 1897--1914 гг. выросло более чем в
полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) ,
Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4.
Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались
в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торговая буржуазия --
20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли --
33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским
хозяйством и промыслами5.
В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а
также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и
в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных
металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности,
производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных
обществ. Так, англо-французское акционерное общество Спасских медных руд,
возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский медный рудник и
завод, Саранско-Карагандинские каменноугольные копи, железные рудники.
Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г.
началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого
завода, строилась железная дорога.
Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в.
была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные
месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в
Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие
города края.
В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают
соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном
регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее
крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс.
казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской
области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и
обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой
нефтяных месторождений в 1912--1914 гг. занимались «Западно-Уральское
нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое общество» и «Северо-Каспийская нефтяная
компания», владельцами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая
сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической
эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке
сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные,
винокуренные, маслобойные и др.
В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие
шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую
заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная
промышленность.
В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и
хлопкоочистительная промышленность. В начале XX в. в Шымкенте было
построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане -- два.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском
крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической
промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале
XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог -- Оренбург --
Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной
железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была
Орен-бургско-Ташкентская, построенная в 1901--1905 гг.
Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни
края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и
втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились
различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край
ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары.
Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания
войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане
было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были
дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения6.
В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным
Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века