Инженерно-техническая мысль в России конца XIX - начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:38, реферат

Описание работы

Указанный период в России характеризуется подъемом научно-технической мысли, увеличением количества специальных образовательных учреждений, повышением престижа профессий, связанных с инженерным делом. Эти факторы создали предпосылки для дальнейшего развития науки и техники и для индустриализации уже в период советской власти.

Содержание работы

Введение
Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века
Русское техническое общество
Контингент российских инженеров в конце XIX – начале XX века
Российское инженерное предпринимательство
Сословная принадлежность инженеров-предпринимателей
Инженеры-промышленники
Положение инженеров в обществе
Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева

 

 

Кафедра Отечественной истории

 

 

 

Реферат на тему

Русская инженерно-техническая мысль конца XIX – начала ХХ века

 

 

 

Выполнил: студент 31 группы 3 курса исторического факультета Бебриш Игорь Сергеевич

Проверила: Федорова В.И., профессор, д.и.н.

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

  1. Введение
  2. Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века
  3. Русское техническое общество
  4. Контингент российских инженеров в конце XIX – начале XX века
      1. Российское инженерное предпринимательство
      1. Сословная принадлежность инженеров-предпринимателей
      2. Инженеры-промышленники
      3. Положение инженеров в обществе
  1. Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
  2. Заключение
  3. Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Развитие мировых  производительных сил в конце XIX—начале XX вв. происходило необычайно высокими темпами, вследствие чего увеличился объем  мирового промышленного производства. Количественные изменения сопровождались бурным развитием техники, новшества которой охватывали различные сферы производства, транспорта, быта. Радикальные изменения произошли в организации промышленного производства, его технологии. Возникло много новых отраслей промышленности, которых мир ранее не знал. Произошли существенные сдвиги в размещении производительных сил как между странами, так и внутри отдельных государств.

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х  годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Все эти факторы  способствовали развитию инженерно-технической  мысли в России, подъему промышленности и появлению ряда изобретений  и открытий. В условиях современной  России, когда условия постиндустриального  общества не создают предпосылок  для развития промышленности, важно учитывать исторический опыт XIX – начала XX века для интерпретации его на современные условия.

Объектом данного  исследования является инженерно-техническая мысль в России. Хронологические рамки определены концом XIX – началом XX веков. Цель исследования – рассмотреть путь развития инженерно-технической мысли в России в указанный период, и для более качественного раскрытия объекта исследования и достижения цели ставятся следующие задачи:

  • Проследить вектор развития технического образования в России
  • Ознакомиться с историей и значением для инженерной интеллигенции Русского технического общества
  • Рассмотреть контингент российских инженеров в указанный период
  • Ознакомиться с основными достижениями русской технической науки в указанный период
  •  

Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века

Развитие промышленности, внедрение новых способов работы, производства, усовершенствование технических  средств труда определяли создание различных уровней технического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства. Положение промышленности требовало специалистов, которые могли не только управлять техникой, но и совершенствовать ее, управлять промышленными предприятиями. Все это актуализировало целенаправленную подготовку специалистов в области промышленности.

Техническое образование  в России середины XIX - начала ХХ века представлено различными уровнями - высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.

Высшие технические  учебные заведения в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров - руководителей в технических и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для замещения правительственных технических должностей. Поступление в эти учебные заведения предусматривало получение среднего общего образования.

С 1865 года полный курс обучения составлял пять лет. Первые три года преподавались общие дисциплины. К таким дисциплинам относили аналитическую механику, строительное искусству, высшую математику, начертательную геометрию, черчение, ботанику, зоологию, физику, минералогию, кристаллографию, политическую экономию, законоведение, языки: французский, немецкий, английский. Последние два курса разделялись на два направления: горное (маркшейдерское искусство, горное искусство, геология, палеонтология) и заводское (металлургия, пробирное искусство, неорганическая и аналитическая химия). Во время каникул учащиеся посещали горные заводы, рудники, производили минералогические, палеонтологические наблюдения и т.д. В институт принимались лица окончившие курс гимназии без древних языков.

К экзамену на звание инженера допускались и лица, не слушавшие курс в институте. Эти  лица должны были предоставить свидетельство  о том, что они работали на горном заводе не менее одного года, а затем  они сдавали экзамены по всем дисциплинам, которые существовали в институте особой комиссии.

Другим высшим техническим учебным заведением являлся Санкт-Петербургский Практический Технологический Институт, который  был учрежден в 1828 году с целью  подготовки людей, имеющих достаточные  теоретические и практические познания, для управления фабриками и заводами или отдельными отделами таковых. В институт принимались дети купцов, мещан, цеховых и разночинцев в возрасте от 13 до 15 лет, умеющих читать и писать по-русски. Среди изучаемых предметов можно выделить следующие: Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, арифметика, геометрия, прикладная механика, курс технологии (красильное дело, строительство различных машин).

В 1862 года было утверждено новое положение об институте, которым определялось, что Санкт-Петербургский технологический институт является специальным высшим учебным заведением с четырехлетним курсом с разделением на два отделения - механическое и химическое. В институт допускались лица выдержавшие экзамен по физике, математике и окончивших курс гимназии или реальных училищ с дополнительным классом. На первом курсе обучения дисциплины были одинаковы для всех отделений (богословие, высшая математика, физика, неорганическая химия, начертательная геометрия, элементарная механика, иностранные языки, черчение и рисование). На втором курсе для механического отделения преподавались интегральное исчисление, теоретическая механика, а для химического отделения - минералогия, интегрирование функций. Остальные предметы были общими. На третьем курсе к общим предметам относились - механическая теория теплоты, геодезия, технология строительных материалов, технология металлов. На механическом отделении добавлялись - гидравлика, детали машин, металлургия, проектирование по механике, а на химическом - органическая и неорганическая химия, химическая технология (производство минеральных веществ), анатомия и физиология. На четвертом курсе обучения преподавали политическую экономию, статистику, электротехнику, технологию обработки волокнистых веществ, гидравлические сооружения и дополнительно на механическом отделении - механическая технология (обработка металлов, дерева, устройство заводских машин, подвижного состава железных дорог), строительная механика и проектирование по механике, а на химическом отделении - химическая технология (производство органических веществ), проектирование по производству минеральных веществ.

Впоследствии  был введен и пятый курс, предназначенный  для выполнения проектных работ  по строительной механике, механическому производству для слушателей механического отделения; проекты заводов или фабрик по производству органических веществ, для слушателей химического отделения. Следует отметить, что работы слушателей института принимались к участию на всероссийских и международных выставках.

Еще одним из показательных высших технических  учебных заведений рассматриваемого периода являлось Рижское политехническое  училище, учрежденное Рижским биржевым комитетом в 1861 году с целью предоставления практического и теоретического образования лицам ,специально посвящающих себя промышленности во всех ее видах (гражданская архитектура, инженерное искусство, сельское хозяйство и торговля). В училище принимались лица всех сословий не моложе 16 лет, за установленную плату. Политехническое училище состояло из следующих отделений: сельскохозяйственное, химико-техническое, межевое, инженерное, машиностроительное, архитектурное, коммерческое. В училище преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, история, география, зоология, минералогия, ботаника, опытная физика, общая химия, математика (элементарная и высшая), начертательная геометрия, черчение, промышленная статистика и политическая экономия, история торговли, товароведение, торговое, вексельное и морское законодательство, торговое делопроизводство, агрономия, механическая и химическая технология, теоретическая и практическая механика, геодезия, строительное искусство и архитектура, проектирование по механике, физике, технологии, а также языки: русский, немецкий, французский и английский. Эти предметы разделялись в зависимости от избранной учениками специальности на обязательные и дополнительные. В качестве практики ученики должны были посещать различные фабрики, заводы, постройки, производить разнообразные технические работы, заниматься производством съемок.

Характеристика  только этих высших учебных заведений  дает представление о качественной подготовке специалистов в интересах  промышленности. Анализ содержания обучения в высших технических учебных  заведениях, их целевого назначения, нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что подготовка в рамках высшего технического образования в России середины XIX века была ориентирована преимущественно на освоение механической и химической технологии, наблюдалась практическая направленность в обучении.

Для развития промышленного  потенциала страны было недостаточно развития только высшего технического образования. В дальнейшем требовались  не только "хорошие управленцы", но специалисты среднего и низшего  звена.

Средние технические  заведения, как отмечает Н.Н. Кузьмин, имели целью предоставить общее и среднее специальное образование, срок обучения составлял от 6 до 8 лет. Некоторые из этих учебных заведений предоставляли право своим выпускникам поступать в высшие специальные (технические) учебные заведения. К средним техническим учебным заведениям следует отнести, прежде всего, ремесленное училище в городе Лодзи, Иркутское техническое училище, Комисаровское техническое училище в Москве, но этих учебных заведений было мало, что подтверждает данные Энциклопедического словаря Брокгауза, где говорится, что средних технических учебных заведениях в России было 18. Это было вызвано тем, что высшие правительственные круги не были заинтересованы в данных технических учебных заведениях как базы для поступления молодежи в высшие учебные заведения.

В указанные  выше средние технические учебные  заведения принимались лица с  вступительными экзаменами не моложе 10 лет, окончившие курс начального училища.

Показательным является устройство Лодзинского высшего  ремесленного училища, которое было создано в 1869 году с целью предоставления научных сведений, необходимых для успешного производства ремесленной и промышленной деятельности, соответствующим местным условиям. Курс обучения составлял 6 лет, причем последние три года преимущественно для специальных дисциплин. В училище принимались дети умеющие писать, читать по-русски, знающие основы молитвы, четыре арифметических действия. В работах И.А. Анопова, Н.Н. Кузьмина отмечается, что в училище преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, история, география, зоология, немецкий язык, тригонометрия, начертательная геометрия, ботаника, минералогия, арифметика, алгебра, бухгалтерия, физика и химия, химическая и механическая технология, прядильное и ткацкое искусство, учение о машинах, красильное искусство, рисование и черчение, организуются поездки учеников за границу для усовершенствования ремесла.

В училище наблюдается  увеличение количества часов на изучение физики, химии, механической и химической технологии, географии, чистописания. В тоже время снижено количество часов на изучение иностранных языков. Ученики проходили практики на фабриках и заводах, после которой представляли обстоятельный отчет. Существенным недостатком является чрезмерная перегрузка и многопредметность, что сказывалось на здоровье учеников.

Другим не менее  значительным средним техническим  учебным заведением являлось Иркутское  училище, созданное в 1873 году на базе реальной прогимназии. Училище готовило сведущих лиц по различным техническим производствам, в соответствии с потребностями Восточной Сибири. В училище принимались лица не моложе 10-13 лет, а курс обучения составлял шесть лет, не считая подготовительного класса. Изучаемые предметы делились на общие (Закон Божий, русский язык, география, история, чистописание, рисование, черчение, арифметика, алгебра, тригонометрия, начертательная геометрия, зоология, космография, физика, ботаника) и специальные (химия, химическая технология, технология металлов, технология дерева, строительное искусство, минералогия, геология, металлургия, землемерие, счетоводство). К этому добавлялись занятия в мастерских и лабораториях. Ученики обучались столярно-модельному, слесарному, токарному, кузнечному, литейному делу.

Информация о работе Инженерно-техническая мысль в России конца XIX - начала XX века