Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:38, реферат
Указанный период в России характеризуется подъемом научно-технической мысли, увеличением количества специальных образовательных учреждений, повышением престижа профессий, связанных с инженерным делом. Эти факторы создали предпосылки для дальнейшего развития науки и техники и для индустриализации уже в период советской власти.
Введение
Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века
Русское техническое общество
Контингент российских инженеров в конце XIX – начале XX века
Российское инженерное предпринимательство
Сословная принадлежность инженеров-предпринимателей
Инженеры-промышленники
Положение инженеров в обществе
Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
Заключение
Библиографический список
Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
Во второй половине ХІХ в., когда в промышленности все шире и шире стали распространяться первые двигатели, перед инженерами встал вопрос о создании надежно работающих регуляторов, способных точно и безотказно реагировать на малейшие изменения нагрузки на паровую машину. К плеяде выдающихся ученых-механиков принадлежит Иван Алексеевич Вышнеградский (1831–1895): он положил начало теории автоматического регулирования. Этот труд явился ответом русского ученого на настоятельные требования инженерной практики. От качества точности изготовления регулятора, его расчета и исполнения зависела работа машины. Неоднократные попытки создать методы предварительного расчета регулятора не давали результатов. Вышнеградскому удалось решить эту важнейшую научную и техническую задачу: в отличие от своих многочисленных предшественников он рассматривал движение регулятора не изолированно, а во взаимодействии с движением самой машины. Он вывел ряд математических уравнений и блестяще их проанализировав, создал знаменитые «неравенства Вышнеградского». «Неравенства» и «диаграммы Вышнеградского» стали основой расчета чувствительных, безотказно работавших в свое время регуляторов. И сегодня теория, созданная Вышнеградским, помогает инженерам создавать различные автоматические устройства.
Крупные успехи были достигнуты российскими исследователями и в изучении трения в машинах. Борьба с трением, правильно разработанный режим смазки имеют огромное значение в технике. В конце ХІХ в., когда промышленность развивалась особенно бурно, от правильного решения этих проблем зависел дальнейший прогресс техники, успех борьбы за высокие скорости и большие мощности. Русский ученый Николай Павлович Петров (1836–1920) опубликовал в 1883 г. в «Инженерном журнале» работу о трении в машинах. Большое внимание ученый уделил проблеме смазывания трущихся поверхностей. Он доказал, что правильно смазанные твердые поверхности не приходят в соприкосновение: их разделяет жидкая пленка. Труд Петрова «Трение в машинах» положил начало классической гидродинамической теории трения. Формула Петрова, позволяющая определить силу трения в зависимости от качеств смазочной жидкости, скорость движения и давления на единицу трущейся поверхности, – одна из важнейших инженерных формул, которой пользуются механики.
Существенный вклад в науку в ХІХ в. внесла первая русская женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891). В области механики особенно велик ее вклад в теорию гироскопов: в 1888 г. она опубликовала «Задачу о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», в которой указала на новый случай гироскопа. Впервые после Эйлера и Легранжа было сказано новое слово в теории волны. Своим вкладом в эту область механики Ковалевская продвинула теорию далеко вперед, оставив блестящие исследования вращения твердого тела вокруг неподвижной точки.
Говоря о развитии инженерных наук, нельзя не сказать о заслугах отечественных ученых в создании теоретических основ одного из важнейших производственных процессов – процесса резания. Резание – один из старейших способов придать изделию нужную форму. Но до середины ХІХ века, когда на заводах всего мира работали уже десятки тысяч металлорежущих станков, сущность процесса резания оставалась неизвестной. По-научному подошел к проблеме резания ученый Иван Тиме, опубликовавший в 1870 году труд «Сопротивление металлов и дерева резанию». Русский ученый дал научно обоснованные таблицы резания и формулы, которые перешли затем во все руководства по металлообработке. Большое значение для продвижения вперед науки о резании металлов имели работы К. А. Зворыкина, А. А. Брикса, Я. Г. Усачева, А. М. Игнатьева.
Многим обогатил механику и «создатель кораблестроительной науки» Алексей Николаевич Крылов (1863–1945). Разрабатывая метод подобия, основы которого заложил еще Кулибин, он дал теорию моделирования кораблей. Крылов оставил глубокие исследования в труднейшей отрасли механики, изучающей гироскопы. Его труды по теории гироскопа, стали настольными книгами конструкторов навигационных приборов. Теория Крылова помогает строить морские и авиационные гирокомпасы и автопилоты.
Новое слово
в машиностроении сказал академик Василий
Прохорович Горячкин (1868–1935). С его
именем связано рождение науки о
сельскохозяйственных машинах. Возраст
плуга исчисляется многими
Заключение
Человечество вошло в XX век с ощущением предвосхищения великих научных открытий, в ожидании удивительных изобретений. Нельзя говорить об однозначной оценке грядущего технического прогресса, встретившего человека в дальнейшем, однако на момент начала века сложно было поверить в неспособность человека объяснить или улучшить хоть что-нибудь в этом мире.
Россия, хоть и относилась к странам второго эшелона, но все же не могла избежать общемировых тенденций. Бешеное техническое развитие, захлестнувшее рубеж веков, привело к значительным переменам и в российском обществе. Бурная индустриализация, повышение значения науки для промышленности, рост милитаристских настроений европейских держав – все это создавало чрезвычайно благодатную почву для роста и развитии инженерно-технической мысли не только в России, но и во всем мире.
Прежде всего этот процесс отразился на образовании, и, прежде всего, на техническом образовании, чья актуальность резко возросла в пореформенный период и особенно на рубеже веков. Техническое образование стало внедряться на самых различных уровнях, что значительно повышало качество знаний и квалификацию выпускников.
Создание русского технического общества имело огромное значение для инженерно-технической интеллигенции. В лице русского технического общества русское инженерство увидело тот орган, который мог защитить их профессиональный интерес не только в обыденной жизни, но и на государственном уровне. А объединительные тенденции способствовали формированию определенных стереотипов поведения, выработке норм и этики профессиональной деятельности, повышению общей культуры.
С повышением качества технического образования и созданием русского технического общества повышается престиж русского инженера, его положение в обществе резко идет вверх. Профессия инженера стала социальным лифтом, позволяющим каждому, у кого есть талант к деятельности инженера, фактически сделать себе состояние и статус своими руками.
Все эти факторы привели к увеличению численности русского инженерства, повышению качества их образования и квалификации, позволило им поверить в завтрашний день, и это не могло не привести к подъему технической науки в России.
Подобный подъем активности русской технической интеллигенции показывает, что верная политика в отношении научного сообщества, поддержка его, создание перспектив для дальнейшего развития, подъем материальной базы русской интеллигенции – все это повышает интерес молодых специалистов, стимулирует приток новых сил, разжигает интерес к профессиональной деятельности, и, как следствие, создает предпосылки для развития технического и научного сектора.
Библиографический список
Информация о работе Инженерно-техническая мысль в России конца XIX - начала XX века