Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:38, реферат
Указанный период в России характеризуется подъемом научно-технической мысли, увеличением количества специальных образовательных учреждений, повышением престижа профессий, связанных с инженерным делом. Эти факторы создали предпосылки для дальнейшего развития науки и техники и для индустриализации уже в период советской власти.
Введение
Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века
Русское техническое общество
Контингент российских инженеров в конце XIX – начале XX века
Российское инженерное предпринимательство
Сословная принадлежность инженеров-предпринимателей
Инженеры-промышленники
Положение инженеров в обществе
Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
Заключение
Библиографический список
Еще одним популярным средним техническим учебным заведением было Комисаровское училище в Москве, основанное в 1865 году, где с 1886 года устанавливался семилетний срок обучения. Целью училища выступало предоставление среднего технического образования по механическому делу. Выпускники училища, проработав три года на предприятии, могли получить звание "Техник по механическому делу" . В училище преподавали дисциплины: Закон Божий, русский язык, географию, тригонометрию, историю, немецкий язык, черчение, алгебру, начертательную геометрию, геометрию, механику, физику, технологию. Также ученики проходили практику в мастерских: слесарно-модельной, токарных по дереву, слесарной.
В качестве основных недостатков данного типа учебного заведения Н.Н. Кузьмин называет отсутствие единых программ по специальным предметам. В тоже время отмечается ограниченность спектра специальностей в средних технических учебных заведениях: обычно готовили слесарей, столяров, токарей, кузнецов, оставляя без внимания металлургию, электротехническое производство. Специалисты данных производств готовились в процессе практической работы у мастера на предприятии.
Другой частью технического образования выступали низшие технические учебные заведения. Которые по своей сущности не являлись однородными, как по общему образованию, так и по специальному, которое они предоставляли.
Существует несколько классификаций низших технических учебных заведений. Одна из них предложена Н.Н. Кузьминым, который выделяет следующие типы низших технических учебных заведений:
Учебные заведения, в которые принимались подростки, окончившие начальные училища. За время обучения ученики получали общеобразовательные знания на уровне городского училища. Кроме этого они получали теоретическую подготовку по избранной специальности;
Училища, которые принимали лиц, окончивших начальную школу. В этих училищах общеобразовательные дисциплины не преподавали, а обучали только специальным дисциплинам;
Учебные заведения,
при поступлении в которые
не требовалось
Несколько иная классификация низших технических учебных заведений предложена А.Н. Веселовым. В частности он отмечает, что основные низшие технические учебные заведения можно распределить по следующим группам:
Низшие технические училища, готовившие младший технический персонал, мастеров, механиков, машинистов и т.д. К ним относились низшие технические училища, железнодорожные, мореходные, горные училища, художественно-промышленные школы, промышленные школы;
Ремесленные учебные заведения, готовившие квалифицированных рабочих, ремесленников. К этой группе относились ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные заведения, ремесленные заведения с особыми уставами.
В основу данной
классификации положен
Согласно этому документу промышленные училища предназначались для мужского населения и предоставлявшие образование техническое (среднее) и ремесленное (низшее). Средние технические училища предназначались для сообщения знаний и умений, необходимых техникам (помощникам руководителей промышленных предприятий). Низшие технические училища, наряду с обучением приемам какого-либо определенного ремесла или производства, сообщают знания и умения, необходимые руководителям (непосредственным) труда рабочих. Ремесленные училища имели цель - практическое обучение приемам работы, используемых в различных производствах, и сообщение знаний и умений, необходимых для осознанной в этом производстве работы. В училище принимались лица, имеющие общее образование не ниже двухклассного начального училища или сдавшие экзамен в рамках данного курса, при этом продолжительность обучения была не менее трех лет. В программу ремесленного обучения в общем случае включались такие предметы как: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, технология столярного отделения, технология металлов, рисование, чистописание, техническое черчение, пение, использовались практические занятия в мастерских.
В низшие технические училища принимались подростки не моложе 13 и не старше 15 лет с образованием на уровне начального училища, уездного или сельского училища. В этих училищах существовало три отделения: механико-техническое, химико-техническое, строительно-техническое. Преподаваемые дисциплины: Закон Божий, арифметику, геометрию, физику, химию, механику, химическое производство, строительные материалы, счетоводство и землемерие, рисование, техническое черчение, чистописание. Также проводились практические работы в мастерских и лабораториях при училище и на заводах.
Положением о промышленных училищах также регламентировалась деятельность средних технических учебных заведений, в рамках которых существовало три отделения: механико-техническое, химико-техническое, строительно-техническое. На этих отделениях изучали предметы: Закон Божий, математику, естественную историю, физику, химию, механику, устройство машин, механическое и химическое производство, строительное искусство, съемку местности, политическую экономию, черчение (техническое, строительное, геометрическое), рисование, а также проводились практические занятия в мастерских (технико-химических и химических).
Среди низших технических
учебных заведений можно
Общее образование предоставлялось только в таком объеме, который применим в практике ремесленника. Как отмечает Н.Н. Кузьмин, общее образование, предоставляемое в учебных заведениях этого типа представляло из себя отрывочные сведения по отдельным дисциплинам, необходимые для освоения работы слесаря, токаря, столяра. Практическая подготовка велась по двум направлениям: токарная, столярная, паяльная, кузнечная, что было вызвано потребностями производства и сравнительной легкостью организации мастерских при училище.
Вскоре возникают новые типы ремесленных заведений: в 1893 году утверждено положение о школах ремесленных учеников, в 1895 году - о низших ремесленных школах, в 1897 году - о сельских ремесленных учебных мастерских.
Трехгодичные школы ремесленных учеников должны были сообщать знания и умения, необходимые для успешного изучения, по выходе из школы, какого-либо ремесла у частного мастера. В школе изучались первоначальные приемы ремесла, совершенствование которого проходило уже на практике.
Низшие ремесленные школы имели целью подготовку рабочих по определенным профессиям или специальностям, причем обучение велось преимущественно практическим путем.
Сельские ремесленные
мастерские ставили перед собой
задачу подготовить рабочих по ремонту
сельскохозяйственного
Кроме самостоятельных технических учебных заведений, специальную подготовку давали ремесленные отделения и классы при общеобразовательных училищах (городских, начальных, уездных и т.д.), а с 1912 года и при высших училищах. Ремесленные отделения при общеобразовательных учреждениях, которые стали возникать с середины XIX века, представляли собой упрощенный тип низших ремесленных школ. Ремесленные отделения предназначались для обучения ремеслам обработки дерева, металла, других видов материалов. В этих отделениях кроме практических занятий по ремеслу преподавались такие дисциплины: черчение, рисование, технология изучаемого ремесла или производства. Срок обучения не оговаривался отдельным положением. Это определялось потребностью ремесла и степенью готовности ученика. Специальная подготовка осуществлялась по: столярному, слесарному, кузнечному, портновскому, белошвейному ремеслам, реже по - сапожному, ювелирному и др. ремеслам. Отделения предоставляли образование необходимое мелкому ремесленнику.
В начале ХХ века
произошли изменения в
Можно говорить
и об общей программе практических работ по ремеслам для
низших технических учебных заведениях:
столярные работы (квадратный, трехгранный
брусок, прямое соединение брусков, прямого
угла, угол, и шип, цилиндр, конус, ручки
для слесарных пил, стол, табурет, шкаф),
слесарные работы (рубка и опиловка плит,
линейка, ручник, отвертка, сверла, угольник
простой, кронциркуль, нутромер, болт,
ключ), слесарно-токарные и паяльные работы
(обрубка, обточка изделия, медный кран,
патрон, плашки), кузнечно-кровельные и
сборочные работы (преобразование квадратного
железа в круглое, преобразование круглого
в шестигранное, ковка, изготовление ручника,
угольника, гаечного ключа, зубила, трубы,
совка, ведра, котелка, линейки и др.; сборка
различных частей станков и машин).
Русское техническое общество
Вследствие относительной малочисленности и разброса по периферийным предприятиям русские инженеры долгое время страдали от разобщенности. Только в начале XX в., с промышленным развитием страны, их общественное положение меняется. Созданная система высшего образования, а к 1914 г. в России насчитывалось 10 университетов, около 100 высших учебных заведений, в которых обучались около 127 тысяч человек, позволила быстро формироваться отечественным школам и особенно школам технического знания. На весь мир заявила о себе школа механики (Чебышев П.Л., Петров Н.П., Вышеградский И.А., Жуковский Н.Е.), математики и физики, химии и металлургии, мостостроения и транспорта. Особенно сильное воздействие на процесс единения инженерного корпуса оказала революция 1905-1907 гг. и первая мировая война. Ощущая потребность в профессиональном и духовном определении среди инженерного корпуса, в социальном плане, возникают профессиональные группы.
Так, русское техническое общество, возникшее еще в 1866 г., занималось технической пропагандой, распространением технических знаний и практических сведений, развитием технического образования, осуществляло помощь научным изысканиям, премировало лучшие научные и технические разработки, устраивало технические выставки, исследовало заводские материалы, изделия и способы. Оно учредило техническую библиотеку, химическую лабораторию, технический музей, помогало изобретателям, содействовало сбыту малоизвестных изделий. Русское техническое общество стремилось связать науку с производством, а рабочих вооружить технической грамотой.
С помощью русского технического общества Д.И. Менделеев провел исследования упругости газов, Н.Е. Жуковский - опыты по сопротивлению жидкой среды, Н.П. Петров - изучение смазочных масел. Общество поощряло предпринимателей за полезное для России расширение производства, улучшение качества изделий, механизацию работ, освоение нового производства.
В лице русского технического общества русское инженерство увидело тот орган, который мог защитить их профессиональный интерес не только в обыденной жизни, но и на государственном уровне. А объединительные тенденции способствовали формированию определенных стереотипов поведения, выработке норм и этики профессиональной деятельности, повышению общей культуры.
Задачи, которые приходилось решать российским инженерам в начале XX в., требовали, по мнению современников, не только технического знания и мышления, но и экономического, социологического, юридического, политического, этического, а стало быть и философского мышления. Его отсутствие вело к тому, что инженеры не могли ни себе, ни другим разъяснить, что в современном мире функции инженера необходимо рассматривать гораздо шире, чем это было раньше, что с развитием машинного производства функции инженера лежат в самом центре государственного механизма.
Сформированная в России система подготовки инженерных кадров, начало которой было положено Петром I, позволила России занять достойное место в мировой инженерной школе. Всему миру стали известны выдающихся русских инженеров: В. Г. Шухова и А.С. Попова, П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби, Н.И. Лобачевского и П.Л. Чебышева, Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова и многих других.
Российское инженерное предпринимательство конца XIX - начала ХХ вв
Модернизация России в середине 19-начале 2О веков тесным образом связана с ускоренной эволюцией российского общества. С середины 19 века началось интенсивное вовлечение профессионально подготовленных инженеров в сферу предпринимательства, что в свою очередь, влияло на деловую элиту страны.
В связи с экономическим подъемом и развитием научно-технического прогресса в пореформенное время в отечественной промышленности осуществлялись кардинальные изменения: "век пара, угля и железа" сменялся "эпохой электричества, стали, нефти". Начиная с середины 19 века, традиционные отрасли предпринимательства (текстильная, переработка сельскохозяйственной продукции) стали уступать место тяжелой индустрии, связанной с передовыми технологиями. Кроме того, в это время происходит бурное развитие банковской системы и делаются серьезные шаги в развитии российского транспорта.
Информация о работе Инженерно-техническая мысль в России конца XIX - начала XX века