Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:38, реферат
Указанный период в России характеризуется подъемом научно-технической мысли, увеличением количества специальных образовательных учреждений, повышением престижа профессий, связанных с инженерным делом. Эти факторы создали предпосылки для дальнейшего развития науки и техники и для индустриализации уже в период советской власти.
Введение
Техническое образование в России в конце XIX-начале XX века
Русское техническое общество
Контингент российских инженеров в конце XIX – начале XX века
Российское инженерное предпринимательство
Сословная принадлежность инженеров-предпринимателей
Инженеры-промышленники
Положение инженеров в обществе
Достижения инженерной науки в конце XIX – начале XX века
Заключение
Библиографический список
Однако к концу 19 века под
влиянием экономической заинтер
В
конце 19 - начале 20 веков традиционная
предпринимательская среда,
Итак,
несмотря на сословную
Индустриализация страны повлияла на социальную мобильность инженеров. Техническая интеллигенция заняла видное местно не только в структуре отечественного предпринимательства, но и в общественной жизни России. Инженеры-предприниматели лидировали в представительных организациях буржуазии, находились на ответственных постах в органах местного самоуправления. Техническая интеллигенция принимала деятельное участие в Совете съездов горнопромышленников Юга России, игравшем ведущую роль среди торгово-промышленных организаций. Инженер-предприниматель Н. С. Авдаков, председатель совета синдиката "Продуголь в течение пяти лет (1900-1905 гг.) возглавлял Совет съездов горнопромышленников Юга России. В 1907-1915 гг. он являлся председателем постоянного органа всеросссийской организации крупной буржуазии - совета съездов представителей промышленности и торговли. Другой известный инженер-предприниматель А. Н. Ауэрбах, основавший в 1880-х гг. первый в России ртутный завод, избирался уполномоченным от съездов горнопромышленников Юга России для участия в различных правительственных совещаниях и комиссиях по делам горной промышленности. Совместно с Н. С. Авдаковым, А. Н. Ауэрбах стал инициатором создания в 1904 году Совета по горным делам при Министерстве земледелия и государственных имуществ.
Заметным деятелем Совета съездов был горный инженер, председатель съезда горнопромышленников Царства Польского, В. В. Жуковский. Он состоял членом Второй и Третьей Государственных Дум, где возглавлял группу "Польское коло". В. В. Жуковский, близкий к умеренно-либеральной оппозиции ратовал в Думе за более активную роль промышленников в экономической жизни страны. В. В. Жуковский упрекал Думу, так и все русское общество в неприязни к предпринимательству и призывал к увеличению представительства буржуазии в Думе, настаивал на том, что "классы буржуазные всегда были самыми конституционными, так как парламентаризм более всего отвечает их интересам". В. В. Жуковский принимал живейшее участие в выпуске изданий съездов "Промышленность и торговля в законодательных учреждениях".
Свидетельством общественного престижа инженеров-предпринимателей было их вхождение в состав Государственного Совета для избрания в который требовался образовательный ценз. Кроме того, правительство довольно часто привлекало к разработке государственных мероприятий технических специалистов, занятых практической предпринимательской деятельностью. Так, директор Николаевского общества судостроительных и механических заводов К. П. Боклевский являлся представителем председателя Совета министров П. А. Столыпина на межведомственном Совещании по судостроению. Довольно высокий социальный статус отдельных инженеров-предпринимателей к 1914 году, вне зависимости от происхождения, свидетельствовал о постепенном становлении гражданского общества в России.
Однако, несмотря на важные структурные сдвиги, затронувшие инженерный корпус, в российском обществе начала 20 века сохранялся "социальный нарыв". К началу первой мировой войны процессы индустриализации и урбанизации в стране оставались незавершенными. В результате обострившихся в годы войны противоречий в России произошла социальная катастрофа, повлекшая за собой прекращение инженерного бизнеса.
Инженеры-промышленники в конце XIX-начале XX века
Промышленные предприятия России в конце XIX - начале XX века почти целиком находились во власти иностранцев. Подчеркивая засилие иностранных специалистов, экономист прошлого века профессор П.К. Худяков писал: “До тех пор, пока промышленность будет в руках нетехников и в особенности иностранцев, самостоятельного, правильного и прочного развития у нее не может быть”.
О той же особенности русской промышленности пишет и М. Горький в своем очерке о всемирной выставке 1896 г.: “ Прежде всего машинный отдел поражает отсутствием в нем русских фамилий, факт, уже не однажды отмеченный печатью. Производителями русских машин и работниками на поприще этой отрасли русского труда являются французы, англичане, немцы и затем поляки. Русские же фамилии совершенно не заметны в массе таких, как Лильпоп, Бромлей, Поле, Гампер, Лист, Борман, Шведе, Пфор, Реппган и так далее”.
С целью преодолеть сильную зависимость русской промышленности от иностранных специалистов, русское правительство в конце XIX в. обратило пристальное внимание на развитие системы высшего технического образования. В разработанном “Проекте общего нормального плана промышленного образования в России” отражена та ситуация, которая связана с засилием иностранных специалистов: “Нельзя не принять в соображение, что у нас и поныне технические руководители в больших промышленных заведениях и мастера, заведующие отдельными частями производств, большею частию суть иностранцы, которые лишь в самых редких, исключительных ситуациях благосклонно относятся к коренным русским, желающим приобрести в мастерской практические познания, могущие сделать их способными заменить иностранцев”.
Промышленность России делилась в это время на два сектора: отечественный и концессионный. Предприниматели-иностранцы не брали на свои заводы русских специалистов, не доверяя их квалификации и стремясь сохранить секреты технологии. Инженеры на такие предприятия выписывались, как правило, из-за границы.
Положение русских инженеров, которые не пользовались ни правительственной поддержкой, ни монополией профессии (т.е. на должности, которые по своему характеру требовали научно-технической подготовки), ни особым сочувствием общества, оставалось в конце XIX - начале XX вв. сложным. Многие промышленники не осознавали необходимости широкого применения квалифицированного труда, не видели его преимуществ перед практическим опытом. Поэтому на производстве часто преобладали практики, особенно из числа иностранцев. Они были основными конкурентами русских инженеров. Свое мнение откровенно высказал инженер И.П. Бардин: “Обычный мастер старого времени был самым противным существом. Это был человек, который знал дело детально, но не был способен к глубокому анализу. В лучшем случае он сообщал кое-кому секреты своего умения, обычно же он никому ничего не говорил, считая их своим капиталом. Такими мастерами был забит весь Дон и Урал”. Инженер же, при всей слабости практического умения, обычно за два месяца осваивал производство, а затем начинал двигать его вперед, активно используя свои научные знания. Не случайно столь успешно развивалась конкуренция отечественных инженеров с практиками и иностранцами в сахарной промышленности, в ситцевом производстве, паровозостроении, мостостроении и других отраслях. Примером этому может служить хотя бы такой факт. Когда граф А. Бобринский устраивал образцовые свеклосахарные заводы в Киевской губернии, для управления пригласил истинно русских инженеров, поскольку они прошли испытания успешнее иностранных специалистов. И через несколько лет русская свеклосахарная промышленность вышла на второе место в Европе, после Австрии. А по уровню использования квалифицированного труда она заняла первое место: инженеры и техники составляли 15% от числа служащих, в то время как в других отраслях их число не превышало 2-3%.
Добросовестные
иностранцы высоко ценили высокую подготовку
русских технических
Положение инженеров в обществе
Характеризуя положение инженеров в обществе России накануне октября 1917 г., когда престиж инженерной деятельности постоянно рос, необходимо остановиться и на материальном их положении.
Наиболее высокооплачиваемыми среди инженеров были инженеры-путейцы. Средняя зарплата на строительстве железных дорог составляла 2.4 - 3.6 тыс. рублей в год. Они пользовались экипажем и получали проценты с прибыли. На частных дорогах, как правило, оплата была еще выше.
Высоко оплачивался и труд горных инженеров. Если начальствующий состав получал 4 - 8 тыс. рублей в год, то средние чины - 1.4 - 2.8 тыс. рублей. Горные инженеры тоже пользовались экипажем, казенной квартирой и процентной прибавкой за выслугу лет.
Значительно более
низкой была заработная плата инженеров,
занятых в промышленности. Положение
работавших там специалистов зависело
от степени конкуренции с
Если сравнивать материальное положение инженера и рабочего средней квалификации, то можно отметить, что инженер зарабатывал примерно в 5-6 раз больше рабочего. Подтверждением этого может служить герой романа Н.Г. Гарина-Михайловского “Инженеры”, который в первый же год своей работы после окончания института зарабатывает 200-300 рублей в месяц, т.е. примерно в 10 раз больше рабочего. Нижние инженерные должности (например, мастер) оплачивались в 2-2.5 раза больше рабочего.
Таким образом,
мы видим, что материальное положение
инженеров дореволюционной
Конец XIX - начало XX вв. в России ознаменовались бурным ростом промышленного производства, внедрением в производство новых технологий, машин и механизмов, а также созданием системы высших учебных заведений, породившей отечественные школы русской инженерной мысли. На арену общественной деятельности выходят профессиональные группы инженеров, объединенные общей идеей дальнейшего технического развития промышленного производства, культурного развития отечества, освобождения России от полуграмотных и не всегда заинтересованных в техническом прогрессе иностранных специалистов.
К 1917 г. профессиональные
организации инженеров
Инженеры все в большей мере проникались осознанием своей моральной миссии - технического и социального развития страны, у них появилось чувство самоуважения - “профессиональная честь”. Инженеры готовы были возглавить производство, управление экономическими процессами. В 1915-1916 гг. авторитет инженеров возрастал в глазах правительства, представителей промышленности, в народе.
Престиж инженеров в обществе постоянно рос. Это было вызвано целым рядом причин:
Были и другие
факторы высокого авторитета инженеров,
связанные с развитием
Выстраданный инженерами процесс консолидации, к сожалению, был надолго прерван после октября 1917 года.
Информация о работе Инженерно-техническая мысль в России конца XIX - начала XX века