Ислам в волжской булгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат по теме ислам в волжской булгарии.docx

— 422.26 Кб (Скачать файл)

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный университет

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

                    Реферат на тему: « Ислам

 

в волжской булгарии»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила студентка гр. О-106: Тихонова Я.О.

                                                                                                              Проверил: доцент Минниханов Ф.Т.

 

 

 

 

 

                                                                      Казань, 2010

                                         План


 

 

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3

2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7

3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11

       2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14

       2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15

       2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16

       2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18

4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19

        3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20

        3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20

5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22

6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24

 

                      Введение


 

 

 

Выбранная мною тема во многом отвечает желанию больше узнать о  религиях мира. Так как я живу на территории многонационального Татарстана, здесь мои корни, здесь я выросла  и здесь похоронены мои предки, мне хотелось бы как можно больше узнать об истории родного края, об истории возникновения культуры и религии на родной земле. В данном случае, говоря о Волжской Булгарии, изучив основы ислама, можно узнать о жизни народа на территории данного  государства.

                                                                                                          

                                                                                                           «Для полного счастья человеку

                                                                                           необходимо иметь славное Отечество»

 

                                                                                                              Симонид Киосский, 5 в. до н.э.

 

        Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.

         Задачами работы являются: донести  до читателя историю возникновения  ислама на территории Волжской  Булгарии, рассказать об изменениях  во всех сферах жизни и общества  с принятием ислама, как государственной  религии и, наконец, подвести  итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.

          Итак, известно, что ислам вместе  с православием и иудаизмом  образуют тройку мировых религий.  Проработав различные источники,  я выяснила некоторые данные  об исламе.

          Ислам (араб. الإسلام‎‎ англ. Islam) — монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.

          С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

          С точки зрения ислама, последователи  древних пророков отошли от  первоначального пути, который был  указан им Богом, a священные тексты  древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления  истинной веры (ислама) Господь отправлял  к разным народам своих посланников,  в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.

           Понятие «ислам» тесно переплетено  и неразрывно связано с понятием  «вера» (иман). Под обобщающим названием  «Столпы веры» понимают идеологические  основы религии. В исламском  вероучении существуют шесть  основополагающих постулатов:

  • Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
  • Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
  • Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
  • Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Столпы  ислама сводятся к следующим пяти постулатам:

  • Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расуулюх» («Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммед — его раб и посланник»). В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
  • Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
  • Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.


  • Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
  • Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

          Перечисленные пять столпов составляют  фундамент, на котором построена  жизнь мусульман.

            Ислам преследует цель сформировать  добродетельную личность, здоровую  семью и гармоничное общество.  Каждый мусульманин обязан постоянно  очищаться и совершенствоваться  духовно, нравственно и физически,  стремясь стать безупречным человеком.  Мусульмане должны воздерживаться  от поступков, способных развратить  и уничтожить личность. Даже в  часы, свободные от религиозных  обрядов, приверженцам ислама  следует избегать всего, что  может нанести ущерб душе и  телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и остальные наркотики. Запрещены азартные игры.

            Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

            Нравственные нормы, предписываемые  исламом, весьма многочисленны.  Ниже приводится перечень некоторых  норм нравственности, которые мусульманину  надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надёжность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

       Каждое из перечисленных выше  достоинств описано в Коране  и Сунне либо прямо, либо  посредством примеров, притч и  изречений пророков.

       Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства. 

При написании работы использовались учебники истории авторов: Фахрутдинова Р.Г., Мифтахова З.З., Мухамадеевой Д.Ш., Хузина Ф.Ш., энциклопедии и сборники, а так же интернет-сайты с информацией на данную тему.

На основании полученных сведений, я и приняла решение изучить  историю возникновения ислама в  Волжской Булгарии, находившейся на современной  территории моего родного Татарстана.

 

 


   Глава первая

« И было Посольство Великое в  сердце ислама…»


                                                    “Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам”     

                                                                                                                                        ал-Балхи 

 

                            

          В 922 году произошло событие, которое  коснулось всех булгар, савир,  аскел, барсил и баранджар.  В Волжской Булгарии состоялась  официальная церемония принятия  ислама в качестве государственной  религии. Ислам – одна из  трех (наряду с буддизмом и  христианством ) мировых религий.  Возник ислам в 7 веке на  Аравийском полуострове. Людей,  которые исповедуют эту религию,  называют мусульманами.                                                                                          


          Когда  и как волжские булгары приняли  ислам и стали мусульманами?                                                                                                  В середине 921 года в далекий  арабский город Багдад ( тогдашнее  арабское название – Медина  – ас-салям ) прибыло посольство  из Волжской Булгарии.  Главой  посольства был человек по  имени Абдаллах ибн-Башту.  Он  привез подарки и письмо повелителю  правоверных мусульман багдадскому  халифу Джаффар  аль-Муктадиру  от правителя Булгарии по имени  Алмас (другой вариант имени  Алмуш).  В письме, кроме приветствия  и пожелания доброго здоровья  халифу содержалась просьба. Эльтебер  Алмас просил халифа прислать  в Булгарию знатока мусульманского  права и оказать содействие  в строительстве   крепости.      Еще задолго до этого события  большая часть булгар, все баранджары, небольшая часть савир и барсил  исповедовали ислам. Остальные были язычниками. В селениях, где жили мусульмане, существовали мечети, медресе. Правитель Булгарии эльтебер Алмас был мусульманином. Мусульманство проникло в среду булгар и родственных им племен еще в те времена, когда они жили в районах Северного Кавказа и общались с арабами. В то же время поволжские мусульмане нуждались в хорошо подготовленных знатоках  ислама и мусульманского права. Поэтому правитель Волжской Булгарии и просил прислать таких специалистов.

Информация о работе Ислам в волжской булгарии