Ислам в волжской булгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат по теме ислам в волжской булгарии.docx

— 422.26 Кб (Скачать файл)

       У булгар был и не совсем  обычный способ обращения с  телом умершего. Тела преступников, а так же великанов-богатырей  и людей с необыкновенным умом  они не предавали земле. Тело  умершего великана (алпа) оставляли  на поверхности земли. Тело  казненного преступника вешали  на дерево. Если булгары встречали человека с необыкновенным умом и глубокими знаниями, то говорили: «Ему в пору служить богу». После чего они внезапно на него набрасывались, надевали на шею веревку и вешали на дерево. В таком состоянии он «служил богу» до тех пор, пока труп полностью не разлагался.

 

После принятия ислама у булгар установился новый  обряд захоронения. Похоронный обряд  в исламе называется «джиназа». Основные правила джиназы таковы:

       ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. Мусульманин, почувствовав приближение смерти, должен произнести текст 36-ой суры Корана (название суры-Йа-Син). Если сам умирающий не может этого сделать, то другой мусульманин должен прочитать эту суру у его постели.

       ПРАВИЛО ВТОРОЕ. После наступления смерти тело покойника поворачивают лицом к кибле. Кибла - направление на Мекку. В наших краях это юго-западное направление.

      ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. Нужно совершить ритуальное омовение и надеть на покойника погребальные одежды.

     ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ. Нужно прочитать молитвы за умершего. Читают или в его доме, или в мечети.

      ПРАВИЛО ПЯТОЕ. Захоронение умершего должно состоятся в день смерти или на следующий день. Тело укладывают на специальные носилки (джиназа). Затем везут или несут в сопровождении погребальной  процессии на кладбище.

      ПРАВИЛО ШЕСТОЕ. Могила делается по возможности просторной, обычно с нишей (ляхет) в боковой стене или углублением на дне. По убеждению мусульман, это делается для того, чтобы умерший мог «сесть» при появлении ангелов смерти Мункара и Накира. Голова покойника должна бить направлена в сторону киблы. Во время погребения читают суры Корана и отрывки из поэмы аль-Бусири «Касидат-аль-Бурда». Эта поэма была сложена в честь пророка Мухаммеда.

      ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ. Поминовение усопшего происходит на третий, седьмой и сороковой дни после смерти. Траур ближайших родственников продолжается год.

 

Таким образом, по правилам мусульманского захоронения  нельзя класть в могилу оружие, пищу и различные предметы. Нельзя громко плакать там, где находится покойник. Нельзя так же громко разговаривать.

      

Могильники  в информативном отношении стали  бедными. Если раньше по предметам, найденным  в могилах, можно было судить об образе жизни и определить этническую принадлежность похороненного, то с принятием ислама археологам это стало делать труднее. Обряд захоронения стал единым для  всех мусульман независимо от этнической принадлежности.

       У булгар, ставших мусульманами, изменились представления о загробной  жизни. Согласно мусульманским  представлениям, загробный мир делится  на две части. Одна часть-это  ад (тамук) , другая-рай (жэннат). Мусульмане  полагают, что после смерти все  люди будут проходить по очень  тонкому, как волос или как  острие меча, мосту (сират купере) над пропастью ада. Но грешники  пройти через этот мост не  смогут. Они свалятся в ад-тамук  (джаханнам).

       Тамук –это ад, место, куда  после смерти попадают грешники. Джаханнам охраняется ангелами. Главный стражник его носит  имя Малик. Грешники прикованы  друг к другу цепями. В зависимости  от совершенного греха, они  разделены на категории и принимают  муки в разных частях ада.  Грешники входят туда через  разные ворота. Пройдя через одни  ворота, они попадают туда, где  жгучий холод. Пройдя через  другие, попадают в стихию огня. Здесь грешники, связанные цепями, горят в огне.

        Если человек жил по правилам  мусульманской религии, не грешил, то он спокойно проходит по  мосту и попадает в рай.

       Джаннат (женнат)- это райский  сад, место, куда якобы после  смерти попадают праведники. Это  тенистые сады, где поют райские  птицы. Здесь текут реки из  молока и вина, реки из очищенного  меда. Растут пальмовые и гранатовые  деревья. Обитатели едят, что пожелают, пьют необыкновенные напитки, одеваются в богатые одежды. Здесь растет главное райское дерево –сидр. Оно являлось в видениях пророку Мухаммеду.

   

                                             2.4. ПРОСВЕЩЕНИЕ


        Еще в 10 веке в булгарских  селах и городах существовали  начальные школы. В этих школах  детей учили читать и писать. Учащиеся читали хадисы, книги  религиозного содержания, заучивали  отдельные аяты, т.е. небольшие  отрывки из Корана. 

          Научившиеся хорошо читать и  писать ученики продолжали свое  образование в медресе. Медресе-это  высшие учебные заведения. Они  существовали при крупных мечетях,  обычно существовали в столице  государства и в крупных городах.  Учащиеся медресе (шакирды) изучали  богословие, получали знания по  географии, математике, истории,  астрономии и медицине. Много  внимания уделялось изучению  арабского и персидского языков. Наиболее способные выпускники медресе могли продолжить свое образование в научных и культурных центрах Востока: учились в Самарканде, Бухаре, Багдаде, Балхе и других городах. Они следовали заповеди мусульман: «За знаниями не ленись идти даже в далекий Китай, потому что приобретение знаний есть главная обязанность мусульманина».   

          Исламская религия не препятствовала, а, наоборот, способствовала получению  верующими знаний. Так, например, в хадисах сказано: « Час,  затраченный на получение знаний, аллаху угодней, чем целая ночь, проведенная в молитве». Мусульмане считали, что путь в рай открывают знания.

          Завершив свое образование в  научных и культурных центрах  Востока, многие специалисты, ученые, писатели и поэты, историки, врачи, врачеватели возвращались в родные края. Некоторые оставались в городах средней Азии и Ирана.

          Наибольшую известность получили  булгарские ученые:

Эш-шейх Ходжа Ахмед Булгари: знаменитый ученый, лекарь и богослов. Он жил  в 11 веке. Родился и вырос в  Волжской Булгарии. Здесь он окончил  начальную школу, а затем медресе. После этого переехал в город Газна (находится в современном Афганистане). Здесь он продолжил свое образование. Написал несколько книг. Из них наиболее известными являются: «Всеобъемлющий», «Полезные сущности», «Булгарский путь, метод». К его трудам обращались многие ученые, богословы мусульманского мира. Прожил он всего 39 лет. Умер в Газне. Похоронен в поселке Рауда приблизительно в 5 км от современного центра города Газны. Его похоронили с почестями недалеко от комплекса султанских дворцов. С древнейших времен здесь находится источник с чистой минеральной водой. Этот источник люди стали называть «источник Ходжи Булгари». Люди по сей день приходят сюда, стремясь исцелиться от разных болезней. В 1971 году над могилой Ходжи Булгари воздвигли мавзолей из белых мраморных плит. Надпись на его надгробии гласит о том, что здесь покоятся останки самого уважаемого ученого и богослова.

Якуб  Ибн Нугман: жил в 11 веке, родился  и вырос в волжской Булгарии. Образование  получил в городе Нишапуре. После  возвращения в Булгарию работал  судьей (кади). Он переписал от руки «Историю Булгара». Эту книгу пока не удалось обнаружить.

Абдул-л-Аля  Хамид Ибн Идрис ал-Булгари: жил  в 12 веке, родился в городе Сувар. Он написал несколько книг по философии и богословию. Его ученики отзывались о нем как о великом ученом, которому не было равных на Востоке. Он очень хорошо разбирался в тонкостях мусульманского богословия. На память цитировал труды многих авторов 12 века из Бухары, Нишапура, Несефа и других городов мусульманского мира. У него было много талантливых учеников. Одним из них был Сулейман ал-Сувари.

                                        Глава третья

Ислам в современном мире.


 

Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость  к вам и одобрил для вас  в качестве религии Ислам.

Именно  на этих словах основывается главная  идея мусульман, что Ислам религия  всеобъемлющая и религия Аллаха до дня Конца света (кыямата), то есть до конца существования человечества и вообще всей жизни на Земле.

Роль  Ислама в современном мире очень  велика, так как эта религия  является образом жизни четверти всего населения земного шара. Предназначение Ислама на протяжении вот уже 14 веков не изменилось. Это  указать человеку дорогу, которая  приведет его к довольству Всевышнего Творца, и показать человеку дорогу, которая уведет человека от довольства Всевышнего.

По  мере роста круга людей, соблюдающих  Ислам, он завоевывает симпатии все  большей и большей части людей  всего мира. В раскрытии знаний, Ислам занимает лидирующее место  среди всех религий мира. В Коране содержаться очень много научных  феноменов, которые указывают на те или иные данные, которые свидетельствуют  о том, что Коран действительно  не имеет земного происхождения, а ниспослан Всевышним.

Необходимо отметить, что  Ислам занимает огромный пласт и  в иных средствах массовой информации. Это естественно печатные СМИ, программы  радио- и телевизионных вещаний. Каждый день в тысячах газетах  и по сотням каналов звучит призыв к Исламу и исламскому образу жизни. Исламу посвящаются тысячи статей и  тысячи телевизионных программ, рассказывающие об Исламе, о его культуре, нормах и истории. Таким образом, мусульмане и не мусульмане имеют огромную возможность  получать исламские знания, не выходя из своих домов или рабочих  мест.

В современном  мире ислам занимает второе место по численности последователей  (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране.  Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения        (Северная Африка, страны Аравии,  Турция, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан и другие). В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в  их название.

Во многих странах, где  распространен ислам, действуют  мусульманские политические партии и общественные организации, нередко  играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных  исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной  - культурной сфере, часть – в политической, некоторые в сфере экономики.

В  XVIII веке в Аравии возникло религиозно – политическое движение, названное по имени его основателя  Ал – Ваххабы -   ваххабизмом. Ваххабиты считают, что мусульмане отошли от норм первоначального ислама, стали поклоняться не только Аллаху, но и многочисленным святым. Последователи Ал – Ваххабы  призывают мусульман вернуться к скромной жизни времен раннего ислама, отказаться от роскоши и измениться в быту. 

Ваххабиты часто проявляют  фанатизм в вопросах религии и  непримиримость в борьбе со своими политическими противниками.  

 

3.1. ИСЛАМ В РОССИИ


Ислам распространен и  среди значительной части населения  нашей страны. При этом подавляющая  их часть  - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных  духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд  средних учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане отправляются для паломничества в Мекку.

В России, в ее современных  пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.

Самый многочисленный народ  на территории России исповедующий ислам, - татары их насчитывается в нашей  стране больше семи  миллионов человек.  

Второй по численности  народ России,  исповедующий ислам, - башкиры. Большее число башкир исповедующих ислам, расселено в Башкортостане и на территории Челябинской области. Всего их насчитывается около двух миллионов человек.


Много мусульман живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ  - чеченцы. Их насчитывается более одного миллиона человек. Ислам в Чечне распространился около двухсот лет тому назад в форме мюридизма, что означает полное подчинение мусульманина своему наставнику – шейху. Это требование мюридизма сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время.

Рядом с чеченским народом живет близкородственный ему по языку и культуре народ – ингуши. Среде них исповедуют  ислам около трехсот тысяч человек.  Исторические судьбы и религии этих народов тесно переплелись между собой.

Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам  в этой республике исповедают более 90% населения, что составляет около миллиона восьмисот тысяч человек.

Ислам исповедают часть жителей Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево–Черкесии, Адыгеи. В этом же регионе РФ живет много азербайджанцев – мусульман шиитского направления.

Информация о работе Ислам в волжской булгарии