Ислам в волжской булгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат по теме ислам в волжской булгарии.docx

— 422.26 Кб (Скачать файл)

После этого  события многие путешественники  и авторы, писавшие о булгарах, характеризуют  их как истинных мусульман, «крепче  держащихся закона Магометова, чем  кто-нибудь другой». Анонимный автор  «Худуд ал-алам»а назвал жителей Булгара  и Сувара мусульманами, «борцами за веру», ведучими войны с кафирами, «неверными». Великий азиатский  ученый-энциклопедист ал-Бируни говорил  о булгарах как о мусульманах, оторванных «от коренных стран ислама». О булгарах, исповедующих ислам, в  разное время писали  ал-Мукаддаси, ал-Истахри, ал-Масуди, ал-Гарнати и  многие другие авторы.

         Булгарская феодализирующая верхушка была кровно заинтересована в распространении ислама не столько в своей среде, сколько среди эксплуатируемого и свободного еще рядового  населения, ибо только  тогда религия могла служить решающей силой в идеологическом обосновании и укреплении власти булгарских царей. Более того, булгарская аристократия  активно исламизировала не только собственное население, но и разными путями стремилась экспортировать ислам в соседние народы. Источники сообщают, что еще в 10 в. булгары ходили так называемыми «священными войнами»-«джихад»- на соседние племена. Они в 986 г. дипломатическим путем, своей дальновидной политикой пытались даже князя Владимира, а в его лице и все население Руси, склонить к своей вере.

         Относительно быстрое распространение ислама в Булгарском государстве объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурном отношениях было уже готово для принятия новой религии. Еще до прихода на Волгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразный языческий монотеизм. Они поклонялись Кок-Тэнгре – небесному богу Тэнгре. Вообще до принятия ислама булгары почитали множество богов. У древних булгар была вера в 17 божеств. Главным среди них был вышеупомянутый бог Тэнгре. Булгары считали, что Тэнгре является «хозяином неба» и создателем всех других божеств. Они одухотворяли весь окружающий мир. Булгары полагали, что различными явлениями природы (например громом, молнией и т.д.) управляют отдельные божества. В их честь строили святилища, совершали жертвоприношения.

         Представление об этих божествах  дает изображение «древа жизни». На попарно расходящихся ветвях  «древа» располагались божества, управляющие противоположными явлениями  природы. 

                                                         

                       ТЭНГРЕ 

  

Бог Солнца

------------------

Бог Луны

Бог Огня

------------------

Бог Воды

Бог Дня

------------------

Бог Ночи

Бог Воздуха

------------------

Бог Земли

Бог Грома 

------------------

Бог Молнии


                    и так далее.

 

        Представления у булгар об  устройстве мира отражены наиболее  ярко на найденных археологами  височных кольцах. Внутри височного  кольца, изготовленного из золота, находится фигурка уточки. В клюве  уточка держит небольшой шарик.  На красиво изготовленной цепочке  подвешены три яйцевидные бусины. Какую же тайну скрывает это  ювелирное украшение? Оказывается,  булгары, как и другие тюркские  народы, верили, что Солнце, Земля,  Луна возникли из трех яиц,  снесенных уткой. Есть и другой  вариант объяснения этого символа.  В легендах рассказывается, что  суша образовалась из комочка  земли, который утка достала  со дна океана.

       Такими были представления древних  булгар об окружающем мире, управляемом  многочисленными языческими богами  и духами.

    

       Теперь посмотрим: какими стали эти представления после принятия ислама.

     

      Языческому многобожию ислам противопоставил единобожие. Имя этого единственного и единого бога Аллах. По мусульманским представлениям Аллах один и нет у него никаких «сотоварищей», «сотворцев». Он сам сотворил мир, небеса и землю,  ангелов и демонов, людей, растения и животных. В Коране сказано: «Он - Аллах -един, Аллах –вечный; не родил и не был рожден; и не был ему равным ни один».

       По мусульманским представлениям, Аллах доводил свои мысли о  настоящей вере до сознания  людей через пророков. Последним   пророком был Мухаммед. Это было  реально историческое лицо. Он  родился около 570 года в городе  Мекка на Аравийском полуострове.  В настоящее время этот город  находится на территории Саудовской  Аравии. Умер Мухаммед в 632 году.

       Детство Мухаммеда было трудным.  Он рано осиротел. Воспитывался  в доме деда. Вырос человеком  умным и справедливым. Около 610 года ему стали являться видения:  ангел, требовавший от него  читать какую-то книгу, таинственные  деревья и т.д. Затем  ангел  Джабраил сказал ему, что Аллах избрал его своим посланником к людям. Ночью 27 числа месяца рамазан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) было ниспослано Мухаммеду первое откровение Аллаха о настоящей мусульманской религии. Тем самым было положено началу Корану. Эти слова Аллаха Мухаммед должен был донести до людей. Он должен был донести людям, что Аллах есть единственный творец, поэтому нет и быть не может никаких других божеств, управляющих явлениями природы. Ничто и нигде не может совершаться без его воли и знания. Он всемогущ и велик. Кратчайший символ веры гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед-посланник Аллаха».

       Постепенно такой переход от  языческого многобожия к исламскому  единобожию совершился и среди  волжских булгар.

     

       Замена одного языческого бога другим богом – мусульманским Аллахом была поэтому актом, не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тэнгре и привнесенный извне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который в конечном счете решился своеобразным компромиссом: Тэнгре стал синонимом Аллаха. В этом, кстати, проявилась одна из важнейших черт ислама, а именно, его чрезвычайная гибкость, динамизм. Он вобрал в себя и удачно приспособил под свои каноны многие языческие элементы, породившие известный синкретизм булгарской культуры.  Коренные перемены в сфере социально-экономических отношений и социально-политических структур неизбежным образом привели к кардинальным изменениям в области идеологии и культуры. Сложилась качественно новая, мусульманизированная культура. Архитектура и система просвещения, наука и художественная литература, метрология и календарь, нравы и обычаи свидетельствуют о глубоком проникновении ислама во все сферы жизни булгарского народа.  

 

2.1. ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ


 

       Произошли изменения во взаимоотношениях  между людьми. До принятия ислама  взаимоотношения между людьми  строились на основе обычаев  предков. Такие обычаи назывались  гэдэт. На смену отношений,  регулируемых законами предков,  пришли отношения, предопределенные  Аллахом. Теперь поведение булгар-мусульман  предопределялось шариатом.

       По языческим представлениям, булгарин мог попасть в загробный мир, если родственники хоронили его по традиционному обряду погребения. С принятием ислама булгарин  должен был своей праведной жизнью обеспечить себе месть в раю. Для этого он должен был выполнять шесть обязательных правил:

       Первое: булгарин должен был платить налог в пользу бедных. Этот налог назывался закят. Его платили ежегодно. Земледельцы - после сбора урожая, скотоводы, ремесленники, купцы и другие слои населения – в конце года. Весь собранный закят булгары-мусульмане распределяли между бедными. В этом проявлялось милосердие народа к неимущим.

       Второе: булгары - мусульмане были обязаны пять раз в день совершать молитву. Первый раз перед восходом солнца, затем в полдень, далее перед закатом, после заката и поздно вечером. Есть исключение из этого правила. Особо благочестивые люди могли совершать дополнительную молитву ночью или днем.

       Третье: по мусульманским правилам молящийся должен был перед совершением молитвы обеспечить чистоту тела, а также одежды и места совершения молитвы.

       Четвертое: ежегодно в месяц рамазан мусульманам предписывалось соблюдать уразу. В светлое время суток запрещалось пить, есть, курить. С наступлением темноты эти запреты снимаются. От уразы освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, престарелые, дети, люди, находящиеся в пути, а также воины, участвующие в военных действиях.

       Пятое: каждый мусульманин обязан приложить максимуму усилий для точного выполнения мусульманских законов, обычаев, проявлять усердие в усвоении истинной веры.

       Шестое: хотя бы один раз в жизни булгарин  должен был совершить паломничество (хадж) в далекую Аравию, в город Мекку, на родину пророка Мухаммеда, чтобы поклониться мусульманским святыням.

 

       С принятием ислама изменилось  общественное положение женщин. У древних булгар женщины принимали  активное участие в решении  важных для рода или племени  вопросов. Наравне с мужчинами  они скакали на конях, а иногда  участвовали в сражениях. При  приеме гостей жена сидела  рядом с мужем. В присутствии  мужчин женщины не закрывали  свое лицо.

       С принятием ислама положение  дел существенно изменилось. Прежде  булгарин, чтобы получить разрешение  на женитьбу, отдавал правителю  лошадь. За разрешение провести  свадьбу ему нужно было заплатить  эльтеберу определенное количество  меда. После принятия ислама брак  стали заключать в соответствии  с требованиями новой религии.  Он считался законным при совершении  обряда никах. После заключения  брака муж обязан был предоставить  родителям жены брачный подарок,  выкуп (калым, салым). Выплачивали  калым или целиком, или, если  договорятся, по частям.  Муж  обязан был предоставить жене  жилье, обеспечить питанием, одеждой.  В свою очередь, жена была  обязана повиноваться мужу и  выполнять его требования. Женщинам  не позволялось появляться в  мужском обществе. Она не могла  присутствовать при приеме гостей-мужчин. Женщины ели отдельно. Обычно  они принимали пищу в углу  комнаты за шторами (чаршау), чтобы  мужчины не видели, как они  кушают.

       В домах появилась так называемая  «женская половина». В эту часть  дома не допускались посторонние,  она предназначалась для женщин (мать, жена, дочери, родственницы, женская  прислуга) и малолетних детей.  Сюда входить имел право только  хозяин дома.

       У булгар-язычников ребенка воспитывали  не отец и мать, а дед по  материнской линии. Ребенок рос  у него до совершеннолетия.  После смерти отца сыновья  не наследовали имущество родителей.  Оно переходило к брату отца, т.е. к дяде. С принятием ислама  установился новый порядок. Дети  воспитывались у родителей, а  наследство отца стало переходить  к старшему сыну. За воспитание  детей в семье отвечал отец.

 2.2.ЗАПРЕТЫ В ИСЛАМЕ


 

       Коран осуждает убийство. Но с  убийцами очень сурово обходились  и булгары-язычники. За нечаянное  убийство соплеменника убийцу  живьем помещали в ящик наподобие  гроба. Рядом с ним клали  три лепешки и ставили сосуд  с водой. После чего ящик  прочно заколачивали и вешали  на дерево.  Преступник был  обречен на медленную и верную  смерть. За подобное преступление  Коран предусматривает менее  суровое наказание. За непредумышленное  убийство убийца мусульманина  должен был уплатить семье  убитого штраф. 

 

       Коран осуждает и запрещает  прелюбодеяние. За прелюбодеяние  булгары-язычники наказывали очень  строго как мужчин, так и женщин. Виновных привязывали за руки  и за ноги к четырем столбам.  Топором рассекали тело от  шеи до бедер. Затем каждую  половину тела вешали на дерево. Там они висели до полного  разложения. По Корану за прелюбодеяние  предусматривалось менее суровое  наказание. Обоим виновным предписывалось  сто ударов кнутом. Сверх того, женщине - пожизненное заключение. У некоторых народов виновных  в прелюбодеянии забрасывали  камнями.

 

       До принятия ислама за воровство  карали очень строго. Воров наказывали  так же, как и виновных в  прелюбодеянии. С принятием ислама за кражу отсекали кисть руки. Но если кражу совершал голодный, чтобы спасти свою жизнь, то его не наказывали.    

 

          У мусульман считается тяжким  грехом употребление свинины  и алкогольных  напитков.

 

2.3. ИЗМЕНЕНИЕ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ


       До принятия ислама у булгар  и их сородичей был свой  погребальный ритуал. Кладбища они  располагали за какой-либо естественной  преградой. В качестве преграды  могли быть река или овраг.  Тем самым они ограждали себя  от умерших. Покойников хоронили  в деревянных ящиков наподобие  гробов. У некоторых женщин связывали  ноги. Булгары думали, что если  так не сделать, то они явятся  с того света в виде «албасты»  (ведьмы). Покойников хоронили в  одежде. Рядом клали оружие, пищу. В качестве пищи оставляли  мясо, кашу и напиток из ягод  и фруктов. В могилу нередко  клали конскую сбрую и часть  туловища лошади. Булгары полагали, что умерший сможет въехать  в загробный мир на лошади.

       Во время похорон у булгар  плакали не женщины, а мужчины.  Они собирались у двери дома, где был покойник, и громко  рыдали. У дома водружали знамя.  Траур ближайших родственников  по умершему продолжался два  года. По истечении этого срока  устраивали поминки. После этого  считалось, что траур закончился.

Информация о работе Ислам в волжской булгарии