Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат
Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24
После этого события многие путешественники и авторы, писавшие о булгарах, характеризуют их как истинных мусульман, «крепче держащихся закона Магометова, чем кто-нибудь другой». Анонимный автор «Худуд ал-алам»а назвал жителей Булгара и Сувара мусульманами, «борцами за веру», ведучими войны с кафирами, «неверными». Великий азиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни говорил о булгарах как о мусульманах, оторванных «от коренных стран ислама». О булгарах, исповедующих ислам, в разное время писали ал-Мукаддаси, ал-Истахри, ал-Масуди, ал-Гарнати и многие другие авторы.
Булгарская феодализирующая верхушка была кровно заинтересована в распространении ислама не столько в своей среде, сколько среди эксплуатируемого и свободного еще рядового населения, ибо только тогда религия могла служить решающей силой в идеологическом обосновании и укреплении власти булгарских царей. Более того, булгарская аристократия активно исламизировала не только собственное население, но и разными путями стремилась экспортировать ислам в соседние народы. Источники сообщают, что еще в 10 в. булгары ходили так называемыми «священными войнами»-«джихад»- на соседние племена. Они в 986 г. дипломатическим путем, своей дальновидной политикой пытались даже князя Владимира, а в его лице и все население Руси, склонить к своей вере.
Относительно быстрое распространение ислама в Булгарском государстве объясняется тем, что общество в социально-экономическом, политическом и культурном отношениях было уже готово для принятия новой религии. Еще до прихода на Волгу булгары унаследовали от своих древнетюркских предков своеобразный языческий монотеизм. Они поклонялись Кок-Тэнгре – небесному богу Тэнгре. Вообще до принятия ислама булгары почитали множество богов. У древних булгар была вера в 17 божеств. Главным среди них был вышеупомянутый бог Тэнгре. Булгары считали, что Тэнгре является «хозяином неба» и создателем всех других божеств. Они одухотворяли весь окружающий мир. Булгары полагали, что различными явлениями природы (например громом, молнией и т.д.) управляют отдельные божества. В их честь строили святилища, совершали жертвоприношения.
Представление об этих
ТЭНГРЕ
Бог Солнца |
------------------ |
Бог Луны |
Бог Огня |
------------------ |
Бог Воды |
Бог Дня |
------------------ |
Бог Ночи |
Бог Воздуха |
------------------ |
Бог Земли |
Бог Грома |
------------------ |
Бог Молнии |
и так далее.
Представления у булгар об
устройстве мира отражены
Такими были представления
Теперь посмотрим: какими стали эти представления после принятия ислама.
Языческому многобожию ислам противопоставил единобожие. Имя этого единственного и единого бога Аллах. По мусульманским представлениям Аллах один и нет у него никаких «сотоварищей», «сотворцев». Он сам сотворил мир, небеса и землю, ангелов и демонов, людей, растения и животных. В Коране сказано: «Он - Аллах -един, Аллах –вечный; не родил и не был рожден; и не был ему равным ни один».
По мусульманским
Детство Мухаммеда было
Постепенно такой переход от
языческого многобожия к
Замена одного языческого бога другим богом – мусульманским Аллахом была поэтому актом, не слишком болезненным. Естественно, древнетюркский Тэнгре и привнесенный извне Аллах пришли в определенный конфликт в сознании людей, который в конечном счете решился своеобразным компромиссом: Тэнгре стал синонимом Аллаха. В этом, кстати, проявилась одна из важнейших черт ислама, а именно, его чрезвычайная гибкость, динамизм. Он вобрал в себя и удачно приспособил под свои каноны многие языческие элементы, породившие известный синкретизм булгарской культуры. Коренные перемены в сфере социально-экономических отношений и социально-политических структур неизбежным образом привели к кардинальным изменениям в области идеологии и культуры. Сложилась качественно новая, мусульманизированная культура. Архитектура и система просвещения, наука и художественная литература, метрология и календарь, нравы и обычаи свидетельствуют о глубоком проникновении ислама во все сферы жизни булгарского народа.
Произошли изменения во
По языческим представлениям, булгарин мог попасть в загробный мир, если родственники хоронили его по традиционному обряду погребения. С принятием ислама булгарин должен был своей праведной жизнью обеспечить себе месть в раю. Для этого он должен был выполнять шесть обязательных правил:
Первое: булгарин должен был платить налог в пользу бедных. Этот налог назывался закят. Его платили ежегодно. Земледельцы - после сбора урожая, скотоводы, ремесленники, купцы и другие слои населения – в конце года. Весь собранный закят булгары-мусульмане распределяли между бедными. В этом проявлялось милосердие народа к неимущим.
Второе: булгары - мусульмане были обязаны пять раз в день совершать молитву. Первый раз перед восходом солнца, затем в полдень, далее перед закатом, после заката и поздно вечером. Есть исключение из этого правила. Особо благочестивые люди могли совершать дополнительную молитву ночью или днем.
Третье: по мусульманским правилам молящийся должен был перед совершением молитвы обеспечить чистоту тела, а также одежды и места совершения молитвы.
Четвертое: ежегодно в месяц рамазан мусульманам предписывалось соблюдать уразу. В светлое время суток запрещалось пить, есть, курить. С наступлением темноты эти запреты снимаются. От уразы освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, престарелые, дети, люди, находящиеся в пути, а также воины, участвующие в военных действиях.
Пятое: каждый мусульманин обязан приложить максимуму усилий для точного выполнения мусульманских законов, обычаев, проявлять усердие в усвоении истинной веры.
Шестое: хотя бы один раз в жизни булгарин должен был совершить паломничество (хадж) в далекую Аравию, в город Мекку, на родину пророка Мухаммеда, чтобы поклониться мусульманским святыням.
С принятием ислама изменилось
общественное положение женщин.
У древних булгар женщины
С принятием ислама положение
дел существенно изменилось. Прежде
булгарин, чтобы получить разрешение
на женитьбу, отдавал правителю
лошадь. За разрешение провести
свадьбу ему нужно было
В домах появилась так
У булгар-язычников ребенка
Коран осуждает убийство. Но с
убийцами очень сурово
Коран осуждает и запрещает
прелюбодеяние. За
До принятия ислама за
У мусульман считается тяжким грехом употребление свинины и алкогольных напитков.
До принятия ислама у булгар
и их сородичей был свой
погребальный ритуал. Кладбища они
располагали за какой-либо
Во время похорон у булгар
плакали не женщины, а мужчины.