Ислам в волжской булгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат по теме ислам в волжской булгарии.docx

— 422.26 Кб (Скачать файл)

         Халиф благосклонно  отнесся к просьбе правителя  Волжской Булгарии. Он распорядился  отправить посольство в Булгарию  и выделить 4000 динариев для оказания  помощи в строительстве крепости.

         В июле 921 года посольство халифа выехало  из Багдада. Главой посольства  был назначен Сусан ар-Расси.  В качестве наставника религиозных  богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника.

         «…Дорога  была тяжелая и опасная. И  вот, наконец, в прекрасный  воскресный день 12 мая 922-го года  Багдадское посольство прибыло  в Булгарию. Когда до ханской  ставки оставался двухдневный путь, Алмуш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмуш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».

 Кроме того, в составе посольства  были факих- знаток мусульманского права, муаллим – учитель и два проповедника. Из Багдада посольство прибыло в столицу Северного Хорезма город Джурдания (Ургенч). Здесь перезимовали. В Джурджании глава посольства должен был получить обещанные халифом 4000 динариев. Деньги получить не удалось. Факих и муаллим отказались ехать дальше, так как им не выплатили жалование.


С наступлением весны посольство вновь двинулось  в путь. Это был путь в составе  большого торгового каравана под  надежной  охраной. Тем не менее, когда проходили через земли, когда проходили через земли  огузов, живших в районе плато Устюрт, их чуть не ограбили и не убили. Спас их начальник огузского войска, мать которого была  дочерью правителя  Булгарии Алмаса. Пройдя через земли печенегов, подошли к реке Яик (Урал). Здесь пути посольства и торгового каравана разобщились. Караван  ушел к низовьям реки Яик, а посольство двинулось через земли башкир к владениям Булгар.

Почетных  гостей встретили  на  расстоянии  одних  суток пути до летней резиденции правителя Булгарии. Это произошло  в районе нынешнего села Три Озера  Спасского района Татарстана. Встретить  почетных гостей прибыли братья эльтебера  Алмаса, его сыновья Мемектай и  Микаил, а также четверо подвластных  эльтеберу князей. Гостям поднесли хлеб, мясо и просо. Таков был    обычай у булгар. Дальше отправились  в сопровождении встречавших. Когда  до летней резиденции эльтебера оставалось около 8 км, гостей встретил сам правитель  Алмас. Посольство  прибыло в район  современного села Три Озера 11 мая 922 года. Путь от столицы Хорезма до Трех Озер протяженностью свыше 2 тысяч  километров был преодолен за 70 дней.

15 мая,  в четверг, члены посольства  стали готовиться к встрече  с булгарской знатью. На прекрасного  арабского скакуна накинули богато  украшенное седло. Коня должны  были подарить эльтеберу. Приготовили  два вышитых золотом коврика  (намазлык), используемые при чтении  намаза. После этого арабы стали  готовить эльтебера Алмаса к  торжественной церемонии оглашения  послания халифа. На него надели  чапан черного цвета, а на  голову намотали белоснежную  чалму. Это была торжественная,  официально обязательная   форма  одежды правителя мусульманского  государства.

Церемония началась на поляне недалеко от озера. Эльтебер громко прочитал послание халифа и письмо его великого визиря. После  этого глава посольства Сусан  ар-Расси преподнес эльтеберу  арабское знамя, а так же ценные подарки  от халифа. На жену Алмаса надели прекрасную соболью шубу. После окончания  официальной церемонии оглашения  послания халифа и встречи членов арабского посольства в юрте эльтебера  устроили трапезу. Во время трапезы  Алмас стал сетовать на то, что не привезли тех денег, о которых  было написано в послании халифа. Ибн-Фадлан утешал его словами: «Государство твое обширно, и средства твои изобильны, и доход твой многочислен. Сам  справишься.»

15 мая  был последний день официального  использования титула «эльтебер»  и имени «Алмас». Суть дела  в следующем. 

По  прибытии багдадского посольства в  хутбе правителя Булгара стали  поминать таким образом: «Господи, дай  благоденствие рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру Булгара и  помощнику повелителя правоверных».

Что же произошло в пятницу, 16 мая, во время чтения утреннего намаза? Хутба - это еженедельная пятничная утренняя молитва в соборной мечети с упоминанием  имени правителя и его наследника. Но ведь имя правителя Булгарии только еще в четверг было Алмас, а  в пятницу утром в хутбе  называют его именем Джафар.

Дело  в том, что в четверг вечером  правитель Булгарии Алмас изменил  свое имя и назвал себя Джафаром. Так звали Багдадского халифа. По мусульманскому обычаю в хутбе  нужно было назвать не только имя  правителя, но и имя его отца. Отца Алмаса звали Силки (варианты его имени – Шилки, Сулки). Он был правителем булгар с 865 года до 882 года. К моменту приезда арабского посольства его уже не было в живых. Поэтому новое имя отцу дал его сын Алмас. Так Силки (древнетюркское слово «силки» означало «благородный», «изящный») стал Абдаллахом. Слово «абдаллах» переводится как «раб божий», «раб Аллаха».

Правитель Булгара получил не только новое  имя, но и новый титул. Его стали  величать эмиром.

Что означали эти изменения? Все это  означало, что с 16 мая 922 года перестал быть зависимым от хазарского кагана и поступил под опеку правоверных  мусульман багдадского халифа. Отныне он становился формально наместником  халифа, а фактически самостоятельным  правителем Волжской Булгарии.

В середине 922 года состоялся расширенный съезд  вождей булгар, барсил, аскел, савир, баранджар, родоплеменной знати с приглашением лучших, авторитетных людей этих племен. Съезд проходил на берегу реки Яуширма, на том место, где сейчас располагается  деревня Яуширма Чистопольского района Татарстана. На этом съезде ислам  был официально принят в качестве государственной религии. При принятии этого решения присутствовали представители  багдадского посольства. 

 

О распространении  у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно  найти интересные сведения и в  русских летописях в связи  с историческим событием 986 года, когда  к киевскому великому князю Владимиру  прибыли булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина... По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”. После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. Короче, не понравилось киевлянам у мусульман, приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

   

  Авторы XI века также знают Волжскую Булгарию как страну мусульманскую. Именно так назвали булгарскую землю, а самих булгар – мусульманами великий Бируни из Средней Азии и выдающийся арабский ученый-естествовед рубежа XI– XII веков ал-Марвази. Известный испано-арабский путешественник XII века ал-Гарнати, посетив Волжскую Булгарию в 1135 и 1150-е годы, передает следующий рассказ, который прочитал там в книге местного историка Йакуба ибн-Нугмана “История Булгарии”. Согласно этому рассказу, один факих – проповедник мусульманства, приехавший из Бухары, хорошо знавший также медицину, взялся лечить булгарского царя и его жену при условии, что они примут его веру; “они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны”. Имя этого проповедника и годы его прибытия не указаны в этой книге (работа Ибн-Нугмана не сохранилась до нашего времени). Судя по тому, что речь идет о проповеднике, приехавшем из мусульманской страны, а также о принятии ислама всем народом вслед за своим царем, можно предположить, что этим факихом был Ибн-Фадлан; к тому же именно он приехал в Булгарию через Бухару. А период пребывания самого ал-Гарнати в Волжской Булгарии – это время еще более сильного распространения мусульманства в этой стране. Более того, сами булгары и жители Сувара даже держали в Саксине, городе на Нижней Волге, отдельные кварталы с соборными мечетями. В целом, ислам утвердился в Волжской Булгарии в качестве общегосударственной, господствующей идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава вторая.          

                                                                                                                  Последствия принятия новой религии.


 

Покорность  и благодарность Богу — это  Ислам, которым завершается поиск, и начинается прямой путь. Но и на этом пути человек ищет, как угодить  Богу: свидетельствует, молится, постится, дает милостыню, творит дела милосердия и совершая паломничество. Пока человек  жив, в любом возрасте искать не поздно. Главное, успеть до смерти

Валид ИВАНОВ

В конце 9 - начале 10 вв. в процессе оформления раннефеодальной государственности  у булгар наблюдается коренной перелом  во всех сферах экономической, общественно-политической и культурной жизни общества, завершается  переход населения к полной оседлости, основываются города и села, начинается интенсивное развитие пашенного  земледелия и различных ремесел, расширяются  торговые и внешнеполитические контакты  с соседними областями, далекими государствами Востока  и Запада. Формирующееся феодальное  государство нуждалось в идеологии, соответствующей новой общественно-экономической  формации, ибо старое язычество уже  не могло служить интересам поднимающейся  булгарской аристократии во главе с  лидирующим царем Алмушем, выступившим  приверженцем создания мощного государства  путем объединения разрозненных племен и племенных союзов. Этой цели могла служить только идеология  в виде одной из мировых монотеистических религий. Такой идеологией стал ислам, т. е. мусульманство, пришедшее на смену  язычеству.                              

Возникает  вопрос: почему же Булгары приняли  ислам, а не другую мировую религию, например, христианство или иудаизм? Ответ, кажется, прост. Христианство не могли принять потому, что мало контактировали с государствами  и народами, исповедующими эту  религию. Древняя Русь еще не была крещена. Правда, нам известны эпизодические  случаи знакомства булгар с христианством, когда они обитали в степях Причерноморья в составе Хазарского каганата в соседстве с Византией. В конце 7 в. в христианство был  обращен Алп-Илитвер со своей  свитой; через сто лет в Крыму  была учреждена Готская метрополия с епархиями, находившимися на хазарской  земле. Однако булгарские племена в  массе оставались еще язычниками.                          

        Более вероятным было обращение булгар к иудейской религии, принятие которой в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии в конце 8-начале 9 вв. Однако булгары, вся история и культура которых была связана со среднеазиатским и арабским Востоком, не стали иудеями.  Как известно, Волжская Булгария вплоть до 956 г., т.е. до разгрома Хазарии князем Святославом, была подчинена кагану и платила ему дань. Принятие иудаизма означало бы только упрочение подчиненного положения.

Обратимся к бесценным запискам Ибн Фадлана, содержащим интересные факты о принятии булгарами ислама, вызвавшие, однако, неоднозначную интерпретацию ученых. К таким фактам относится, например, состоявшаяся в середине июня 922 г. перекочевка  подчиненных Алмушу племен в район  р. Джаушыр. Как известно, Алмуш и  его многочисленные подданные оставались на этом месте два месяца. Что  же произошло на р. Джаушыр?

Большинство ученых считает, что на упомянутой реке, расположенной к востоку от первоначального  места встречи посольства, царь Алмуш  собрал съезд предводителей всех булгарских племен вместе с их подданными, на котором был официально принят ислам в качестве новой государственной  религии. Другая группа исследователей, опираясь на известные высказывания арабского географа Ибн Русте ( 903-913 гг.) о том, что большая часть  булгар и их царь исповедуют ислам, а в селениях их имеются мечети и начальные школы с имамами  и муэдзинами, относит начало мусульманизации  булгар к концу 9- началу 10 вв.

         Внимательный анализ письменных  источников и новейших археологических  материалов убеждает в правильности  последнего предположения.  В  самом деле, можно ли считать  оправданным и таким уж необходимым  сбор огромного количества людей  со всех концов страны для  «официального» принятия  новой  религии? Целых два месяца, в течение которых царь и его подчиненные оставались у р. Джаушир, как отмечали  еще сами издатели сочинения Ибн Фадлана, «срок слишком долгий для того, чтобы завершить дело принятия ислама» (А.П.Ковалевский).  Кроме того, непонятно, почему, собственно,  эта небольшая, почти полностью пересыхающая летом речка, расположенная к тому же на окраине Булгарского государства (речка Гауширма, приток р. Бахта в современном Чистопольском районе, по локализации сторонников этой точки зрения).  Для этой цели вполне подошло бы и место ставки царя Алмуша в районе Итиля. Кажется более вероятным, что Алмуш собрал своих подчиненных вовсе не для принятия ислама, а в целях заложения новой крепости, города, ставшего в скором времени столицей государства. Если же еще раз обратимся к запискам Ибн Фадлана, то увидим, что он никогда не приписывал себе заслуги в исламизации  населения  Булгарии, напротив  неоднократно подчеркивал, что царь булгар был уже мусульманином до его прибытия. Основываясь на самых ранних булгарских монетных находках, нумизматы  пришли к выводу, что Алмуш сын Шилки принял мусульманское имя Джафара ибн Абдаллаха по крайней мере до  908 года.   

       В свете вышеизложенного, убеждаемся, что в 922 году не произошло  официального принятия ислама, тем  более окончательного  и всенародного, в той форме, как это обычно  представлялось. Однако  роль Багдадского  посольства в деле исламизации  повышения международного престижа  молодого государства трудно  переоценить. 922 год вошел в историю  как год официального признания  Волжской Булгарии со стороны  халифата в качестве одного  из государств исламского мира.

Информация о работе Ислам в волжской булгарии