Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:36, реферат
Целью моей работы является исследование истории развития ислама на территории Волжской Булгарии.
Задачами работы являются: донести до читателя историю возникновения ислама на территории Волжской Булгарии, рассказать об изменениях во всех сферах жизни и общества с принятием ислама, как государственной религии и, наконец, подвести итог, рассказав, как данная религия меняет общество в наши дни.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2. Глава первая: « И было Посольство Великое в сердце ислама…»…………………………..7
3. Глава вторая: « Последствия принятия новой религии»……………………………………….11
2.1. Изменения во взаимоотношениях между людьми………………………………………...14
2.2. Запреты в исламе…………………………………………………………………………………………....15
2.3. Изменение погребального обряда и представлений о загробной жизни……...16
2.4. Просвещение…………………………………………………………………………………………………..18
4. Глава третья: « Ислам в современном мире»………………………………………………………...19
3.1. Ислам в России……………………………………………………………………………………………….20
3.2. Ислам сегодня………………………………………………………………………………………………..20
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….22
6. Список литературы………………………………………………………………………………………………...24
Халиф благосклонно
отнесся к просьбе правителя
Волжской Булгарии. Он распорядился
отправить посольство в
В июле
921 года посольство халифа
«…Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмуш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмуш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».
Кроме того, в составе посольства были факих- знаток мусульманского права, муаллим – учитель и два проповедника. Из Багдада посольство прибыло в столицу Северного Хорезма город Джурдания (Ургенч). Здесь перезимовали. В Джурджании глава посольства должен был получить обещанные халифом 4000 динариев. Деньги получить не удалось. Факих и муаллим отказались ехать дальше, так как им не выплатили жалование.
С наступлением весны посольство вновь двинулось в путь. Это был путь в составе большого торгового каравана под надежной охраной. Тем не менее, когда проходили через земли, когда проходили через земли огузов, живших в районе плато Устюрт, их чуть не ограбили и не убили. Спас их начальник огузского войска, мать которого была дочерью правителя Булгарии Алмаса. Пройдя через земли печенегов, подошли к реке Яик (Урал). Здесь пути посольства и торгового каравана разобщились. Караван ушел к низовьям реки Яик, а посольство двинулось через земли башкир к владениям Булгар.
Почетных гостей встретили на расстоянии одних суток пути до летней резиденции правителя Булгарии. Это произошло в районе нынешнего села Три Озера Спасского района Татарстана. Встретить почетных гостей прибыли братья эльтебера Алмаса, его сыновья Мемектай и Микаил, а также четверо подвластных эльтеберу князей. Гостям поднесли хлеб, мясо и просо. Таков был обычай у булгар. Дальше отправились в сопровождении встречавших. Когда до летней резиденции эльтебера оставалось около 8 км, гостей встретил сам правитель Алмас. Посольство прибыло в район современного села Три Озера 11 мая 922 года. Путь от столицы Хорезма до Трех Озер протяженностью свыше 2 тысяч километров был преодолен за 70 дней.
15 мая,
в четверг, члены посольства
стали готовиться к встрече
с булгарской знатью. На прекрасного
арабского скакуна накинули
Церемония
началась на поляне недалеко от озера.
Эльтебер громко прочитал послание халифа
и письмо его великого визиря. После
этого глава посольства Сусан
ар-Расси преподнес эльтеберу
арабское знамя, а так же ценные подарки
от халифа. На жену Алмаса надели прекрасную
соболью шубу. После окончания
официальной церемонии
15 мая
был последний день
По прибытии багдадского посольства в хутбе правителя Булгара стали поминать таким образом: «Господи, дай благоденствие рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру Булгара и помощнику повелителя правоверных».
Что
же произошло в пятницу, 16 мая, во
время чтения утреннего намаза? Хутба
- это еженедельная пятничная утренняя
молитва в соборной мечети с упоминанием
имени правителя и его
Дело в том, что в четверг вечером правитель Булгарии Алмас изменил свое имя и назвал себя Джафаром. Так звали Багдадского халифа. По мусульманскому обычаю в хутбе нужно было назвать не только имя правителя, но и имя его отца. Отца Алмаса звали Силки (варианты его имени – Шилки, Сулки). Он был правителем булгар с 865 года до 882 года. К моменту приезда арабского посольства его уже не было в живых. Поэтому новое имя отцу дал его сын Алмас. Так Силки (древнетюркское слово «силки» означало «благородный», «изящный») стал Абдаллахом. Слово «абдаллах» переводится как «раб божий», «раб Аллаха».
Правитель Булгара получил не только новое имя, но и новый титул. Его стали величать эмиром.
Что означали эти изменения? Все это означало, что с 16 мая 922 года перестал быть зависимым от хазарского кагана и поступил под опеку правоверных мусульман багдадского халифа. Отныне он становился формально наместником халифа, а фактически самостоятельным правителем Волжской Булгарии.
В середине
922 года состоялся расширенный съезд
вождей булгар, барсил, аскел, савир, баранджар,
родоплеменной знати с
О распространении
у булгар ислама в качестве официальной,
общегосударственной религии
Авторы XI века также знают Волжскую Булгарию как страну мусульманскую. Именно так назвали булгарскую землю, а самих булгар – мусульманами великий Бируни из Средней Азии и выдающийся арабский ученый-естествовед рубежа XI– XII веков ал-Марвази. Известный испано-арабский путешественник XII века ал-Гарнати, посетив Волжскую Булгарию в 1135 и 1150-е годы, передает следующий рассказ, который прочитал там в книге местного историка Йакуба ибн-Нугмана “История Булгарии”. Согласно этому рассказу, один факих – проповедник мусульманства, приехавший из Бухары, хорошо знавший также медицину, взялся лечить булгарского царя и его жену при условии, что они примут его веру; “они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны”. Имя этого проповедника и годы его прибытия не указаны в этой книге (работа Ибн-Нугмана не сохранилась до нашего времени). Судя по тому, что речь идет о проповеднике, приехавшем из мусульманской страны, а также о принятии ислама всем народом вслед за своим царем, можно предположить, что этим факихом был Ибн-Фадлан; к тому же именно он приехал в Булгарию через Бухару. А период пребывания самого ал-Гарнати в Волжской Булгарии – это время еще более сильного распространения мусульманства в этой стране. Более того, сами булгары и жители Сувара даже держали в Саксине, городе на Нижней Волге, отдельные кварталы с соборными мечетями. В целом, ислам утвердился в Волжской Булгарии в качестве общегосударственной, господствующей идеологии.
Покорность и благодарность Богу — это Ислам, которым завершается поиск, и начинается прямой путь. Но и на этом пути человек ищет, как угодить Богу: свидетельствует, молится, постится, дает милостыню, творит дела милосердия и совершая паломничество. Пока человек жив, в любом возрасте искать не поздно. Главное, успеть до смерти
Валид ИВАНОВ
В конце
9 - начале 10 вв. в процессе оформления
раннефеодальной
Возникает
вопрос: почему же Булгары приняли
ислам, а не другую мировую религию,
например, христианство или иудаизм?
Ответ, кажется, прост. Христианство не
могли принять потому, что мало
контактировали с государствами
и народами, исповедующими эту
религию. Древняя Русь еще не была
крещена. Правда, нам известны эпизодические
случаи знакомства булгар с христианством,
когда они обитали в степях
Причерноморья в составе
Более вероятным было обращение булгар к иудейской религии, принятие которой в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии в конце 8-начале 9 вв. Однако булгары, вся история и культура которых была связана со среднеазиатским и арабским Востоком, не стали иудеями. Как известно, Волжская Булгария вплоть до 956 г., т.е. до разгрома Хазарии князем Святославом, была подчинена кагану и платила ему дань. Принятие иудаизма означало бы только упрочение подчиненного положения.
Обратимся
к бесценным запискам Ибн Фадлана,
содержащим интересные факты о принятии
булгарами ислама, вызвавшие, однако,
неоднозначную интерпретацию
Большинство ученых считает, что на упомянутой реке, расположенной к востоку от первоначального места встречи посольства, царь Алмуш собрал съезд предводителей всех булгарских племен вместе с их подданными, на котором был официально принят ислам в качестве новой государственной религии. Другая группа исследователей, опираясь на известные высказывания арабского географа Ибн Русте ( 903-913 гг.) о том, что большая часть булгар и их царь исповедуют ислам, а в селениях их имеются мечети и начальные школы с имамами и муэдзинами, относит начало мусульманизации булгар к концу 9- началу 10 вв.
Внимательный анализ
В свете вышеизложенного,