Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:45, реферат
Исторические источники являются носителями информации, на основе которой историк реконструирует изучаемую им общественно-историческую реальность…
Информация может быть выражена, как явствует из общественной практики, описательно, измерительно, изобразительно (графически, художественно и фотографически) и фоно- и свето-сигнально. Социальная информация теми или иными техническими средствами фиксируется на определенных материальных носителях в виде тех или иных знаковых систем или натурального (фото- и кино-) и художественного воспроизведения действительности. Это позволяет хранить и передавать информацию. Для содержательного восприятия и целевого использования социальной информации наиболее удобна информация, выраженная в знаковых, прежде всего языковых (естественных и искусственных) системах.
Исторические источники являются носителями информации, на основе которой историк реконструирует изучаемую им общественно-историческую реальность…
Информация может быть выражена, как явствует из общественной практики, описательно, измерительно, изобразительно (графически, художественно и фотографически) и фоно- и свето-сигнально. Социальная информация теми или иными техническими средствами фиксируется на определенных материальных носителях в виде тех или иных знаковых систем или натурального (фото- и кино-) и художественного воспроизведения действительности. Это позволяет хранить и передавать информацию. Для содержательного восприятия и целевого использования социальной информации наиболее удобна информация, выраженная в знаковых, прежде всего языковых (естественных и искусственных) системах.
…социальная информация возникает в результате взаимодействия объекта и субъекта ... важной особенностью информационного процесса является возникновение двух видов информации – об объекте и о субъекте. Применительно к субъекту прежде всего появляется информация о той цели, которую преследует субъект, и о принципах и методах получения информации…
Возникновение в информационном процессе сведений о субъекте, о цели, принципах и методах получения им информации открывает путь к установлению степени ее объективности…
Важен вопрос о фиксированной и нефиксированной социальной информации. Из всей циркулирующей в обществе в тот или иной момент информации часть оказывается зафиксированной на различных материальных носителях, а часть – незафиксированной (устной). Соотношение той и другой изменялось по мере общественного прогресса. Доля специально фиксированной информации возрастала.
Далее, при передаче информации от ее получателя к потребителю, особенно в тех случаях, когда такая передача проходит через ряд звеньев, как правило, происходят потери исходной информации в результате проведения ее сводок, обобщений, выборки и т. д. В процессе перекодировки, повторного фиксирования и передачи информации могут появиться и ошибки. Особенно значительны потери, ошибки и искажения при передаче нефиксированной, устной информации, так как возникает больше возможностей для таких потерь и ошибок. В передаче нефиксированной информации сильнее проявляется субъективное воздействие на нее передающего.
При практическом использовании информации весьма актуален вопрос о ее ценности и достаточности. Одна и та же информация может иметь различную ценность в зависимости от той цели, для которой она используется. Поскольку невозможно определить все цели, для которых та или иная информация может оказаться необходимой, постольку всякая информация обладает определенной ценностью и нет – в семантическом отношении – информации полезной и бесполезной…
Понятие «информация» употребляется в исторической науке и источниковедении в разных смыслах. В самом широком плане под информацией понимают всю совокупность сведений, которые содержатся в исторических источниках, или, говоря иначе, информация – результат отражения современниками объективной действительности... Вместе с тем под информацией в исторической науке нередко понимается та совокупность сведений и данных источников, которая вовлечена в научный оборот и используется для изучения тех или иных конкретных явлений и процессов, т. е. информация выступает как действующее знание…
Возникновение большинства исторических источников представляет собой информационный процесс, в котором фигурируют объект – отражаемая реальность, субъект – творец источника, и информация – результат отражения объекта субъектом. Этот процесс, как и всякий информационный, всегда имеет прагматический аспект, т. е. творец источника всегда преследует определенную цель, выявляя сведения об объективной действительности. Эти сведения требуются для решения тех или иных общественных или личных задач. То, что потом стало исторической информацией, зафиксированной в исторических источниках, первоначально являлось информацией, необходимой для удовлетворения практических нужд. Это в одинаковой мере относится и к законодательству, и к правовым актам, фиксировавшим и регулировавшим те или иные отношения, и к личной переписке, и к мемуарам, которые преследовали цель самовыражения, самоосознания и самоутверждения личности.
Целевая заданность исторических источников в момент их возникновения обусловливает то, что всякий исторический источник не только отражает деятельность, но и сам является неотъемлемым компонентом ее...
Принципиально важным для источниковедения является тот факт, что субъект, создатель источника, не просто отражает реальность, но и сам выступает как отражающийся объект. В итоге источник несет в себе двойную информацию. Источник, с одной стороны, опосредованно, через сознание субъекта отражает объект, а с другой – непосредственно характеризует субъект, прежде всего отражает его цели и методы восприятия объективной реальности. Например, мемуары содержат опосредованную информацию о действительности и непосредственную – о мемуаристе. Поэтому, если даже источник не содержит никакой объективной информации об объекте, в нем будет какая-то объективная информация о его творце, т. е. о субъекте...
Говоря об объективности отражения источниками исторической действительности и путях установления степени этой объективности, следует обратить внимание на давно выявленный источниковедами факт большей субъективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок и переработок первоначальных сведений. Все извлечения и сводки не только ведут к той или иной потере первичной информации, но и являются дважды субъективизированным отражением деятельности. К субъективному фиксированию первоначальной информации здесь еще прибавляется субъективность извлечения, сводки или иной переработки исходной информации...
В этой связи очевидна и особая ценность для историков тех источников, в которых зафиксирована первоначальная иинформация и которые поэтому являются первоисточниками.
Таким образом, исторические источники, несмотря на целевое происхождение и субъективное отражение действительности, не только объективно отражают историческое прошлое и поэтому делают возможным его научное изучение, но и сами содержат информацию, необходимую для их критический оценки, для выявления соотношения в них объективного и субъективного...
Существенным для решения ряда проблем источниковедения является разрабатываемый в учении об информации и в семиотике синтактический аспект информации. Он касается прежде всего способов и форм отражения в источниках объективной реальности. Поскольку язык – действительное выражение сознания, материальная форма мысли и средство человеческого общения, универсальной формой выражения информации оказываются естественные языки. В силу этого именно письменные источники – основная категория исторических источников. В письменных источниках наряду с естественными языками социальная информация часто выражается и в других знаковых системах.
Особой формой выражения социальной информации отличаются источники изобразительные, т. е. графически-изобразительные и художественно-изобразительные. В содержательном плане зафиксированная в них информация об исторической действительности имеет специфические методы и формы выражения и в этом смысле в значительной мере является как бы закодированной, а поэтому и скрытой. Для ее «прочтения» и использования в историческом исследовании необходима дешифровка, своеобразное «снятие» прикрывающей ее системы изобразительных принципов и методов, присущих эпохе создания этих источников. Задача эта особенно важна применительно ко всякого рода нереалистическим отражениям действительности. Это же относится и к письменным литературно-художественным источникам...
Таким образом, для любых изобразительных и художественно-литературных источников важнейшей проблемой является выделение выраженной в изображенном и литературном образе информации, адекватно воспроизводящей действительность. В силу этого источниковедческий анализ этих источников оказывается значительно более сложным, чем обычных письменных источников...
Особую, с точки зрения фиксирования информации, категорию исторических источников составляют и вещественные памятники. Будучи остатками, реликтами действительности, они, несомненно, содержат обширную и разнообразную информацию о ней. Однако эта информация выражена как результат практической деятельности людей и в этом отношении выступает в объективно-синтактическом смысле, т. е. как следы практической деятельности, которые должны быть переведены в синтактически-субъективную форму, или, говоря иначе, выражены в той или иной знаковой системе. Она может быть естественно-описательной, графически-изобразительной или иной…
Хорошо известно, какое большое место в источниковедении занимает проблема классификации источников... К классификации источников можно подходить с позиций трех аспектов информации – прагматического, семантического и синтактического. Наиболее общим из них является синтаксический. Исходя из него, можно выделить первый, наиболее общий уровень классификации исторических источников. По методам и формам отражения действительности вся совокупность исторических источников четко делится на четыре категории (или типа): вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные и изобразительно-натуральные) и фонические...
Выделение указанных четырех категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности позволяет определить тот круг проблем, которые возникают в связи с источниковедческим анализом и использованием каждой из них, и разработать соответствующие методы их решения.
Выделение категорий исторических источников является, хотя и важным, но лишь первым этапом в их классификации. Еще большее значение имеет классификация источников каждой из этих категорий. В источниковедении широко распространена видовая классификация, в основе которой лежит единство происхождения, общность содержания и назначения определенного круга источников той или иной категории...
Видовая классификация, как и всякая другая, относительна. Но это не умаляет ее значения как важного эвристического средства и в источниковедении и в конкретно-историческом анализе.
Выделение типов и видов исторических
источников, кроме разработки единых принципов
и методов источниковедческого изучения,
обработки и анализа информации, открывает
возможности и для выявления эволюции
источников. Как методы и формы отражения
сознанием людей объективной действительности,
которые лежат в основе выявления типов
источников, так и цели, для достижения
которых собирается информация и которые
обусловливают выделение видов источников,
историчны по своей сути и поэтому изменяются
с ходом общественного развития. Это ведет
и к изменению типов и видов исторических
источников. Причем эволюция методов и
форм отражения действительности и изменение
целей выявления информации зависели
прежде всего от социально-экономической
и социально-политической структуры общества,
а также от его культурно-познавательных
возможностей. Например, очевидно, что
вещественные источники оказываются основными
при изучении древних эпох потому, что
для той поры была характерна нефиксированная
социальная информация и ее передача от
поколения к поколению осуществлялась
в процессе непосредственного общения
и деятельности
людей, а для далеких потомков она могла
сохраниться, прежде всего будучи зафиксированной
в вещественных памятниках и отчасти в
изображениях. Появление письменности,
книгопечатания, распространение грамотности
открывали принципиально новые возможности
для фиксирования и передачи информации.
Развитие науки и техники в новое время
породило такие формы отражения действительности
и передачи информации, как кино-, фото-,
фонометоды, а в современную эпоху – методы,
основанные на разного рода искусственных,
машинных языках...
Характерной чертой эволюции источников является не столько исчезновение тех или иных видов источников, сколько появление новых их видов и разновидностей, что обусловлено усложнением по мере исторического прогресса общественной жизни, появлением все новых и новых общественных функций.