История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

   Карлукское государство в 9-10 веках  состояло из многочисленных родоплеменных  групп. В состав корлукского  государство входило 9 племен. Наиболее  крупные племена: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население также включало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и ЦентАзии.

   В 766-775 г. карлуки захватили  Кашгарию, а в конце 8 века распространили  свое влияние на Фергану. На западе вили борьбу с арабами. Арабы пытались распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказали сопротивление.

 В 840 г. Енисейские  кыргызы разгромили уйгурский  каганат.В этой ситуации карлуки  объявили о своеймнезависимости  и курлукский ждабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, объявил себя – каганом.

В конце 9 века арабы  вновь продолжали свои походы против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, а население  приняло ислам.

   Карлукские  племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже 9-10 века. Происходит ослабление каганата.

 

15. Огузское государство. Расселение, социально-политическая история, хозяйство и культура.

  Огузское  гос. (9-нач 10 веков). Территория –  от среднего течения Сырдарьи  до низовьев Волги. Границы Огузов достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Кочевья Огузов были разбросаны по рекам Иргиз, Урал, Эмба, Уил, в предгорьях Каратау. Столица- Янгикент. Групные города: Жент,Сауран,Карнак, Суткент,Фараб,Сыгнак.

   Жабгу  – титул правителя; Иналы – наследники престола, их воспитатели – атабеки; Кюль-еркины – заместители жабгу; Сюбаши – главный предводитель войска. Основная религия- язычество, шаманизм, позднее ислам. Основа имущественного неравенства в огузском обществе – это частная собственность на скот.

 В состав  огузского населения вошли полукочевые  и кочевые племена Семиречья  и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, каи.  Огузы  делились на 24 племени, из них  12 племен – бузуки, 12 племен –  учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.

Огузы играли важную роль в политической и военной  истории Евразии. В 965 г. Огузы в  союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. В 985 г. этот союз нанес поражение Волжским Булгарам, что привело к политической мощи огузской державы.

На рубеже 10-11 веков в государстве произошло  народное восстание, направленные против хищнических сборов налогов.

   Во время  правления последнего жабгу Огузов  Шахмалике государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнен.

  Держава Огузов  окончательно пала под ударом  кыпчакских племен.

 

16. Государство  Караханидов. Социально-политическая  история, хозяйство и культура.

(942-1210 гг.). Родоначальником  династии Караханидов был –  Сатук Богра-хан, который в 942г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.

  Территория- Семиречье, Мавереннахр, Кашга

Столица –Баласагун.

В конце 30-х гг. 11 века государство распалось  на 2 части: Западное ханство и Восточное  ханство.

Хан –титул правителя; Илак, тегин – правители уделов. Отличия от других государств – военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.

Икта- право сбора  налогов.

 В 960 г. при  Мусса хане, сыне Сатука Бограхана караханиды впервые объявили ислам государственной религией. Появлялась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были – Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари. В 10-11 вв. получило развитие архитектура – мавзолей Бабаджи-хатуна, Айша-биби, Карахана, Каменный мост на р. Талас, баня в Таразе.

   Постоянные междоусобицы между  потомками Али Арслан хана (сына  Муссы хана) и Хасана Богра  хана (сына Сулейман хана, брата  Муссы хана). Этими междоусобицами  воспользовались кочевые племена кидании, владевшие ЦентрАзией. В 1017 г. кидании вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель караханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.                                                                                                                                                            

   В 1089 г. Караханиды попали в  вассальную зависимость к сельджукскому  султану 

В первой половине 12 века многочисленный народ  – каракитаи (кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству.

 

17. Кимакское государство. Расселения, политическая история, хозяйство  и культура.

(9-нач11века). Первые сведения о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в китайских источниках. Первоначально кимаки в начале 7 века жили в северо-западной Монголии. Территория – от среднего Иртыша до Джунгарских ворот, занимая земли Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. Столица – Кимакия на р.Иртыш. В легенде от происхождении кимаков в трудах персидского историка Гардеза говорится что кимаки происходили от татар. В состав кимакских народов входили: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар.

Жабгу – титул правителя, с 10 века –  каган. В каганате формировалась удельно-племенная система. Это вызвало становленение партиархально-феодальных отношений. Каганат делился на 12 улусов. Шад-тутук – правитель племени. Существовала налоговая система.

Жатаки  – обедневшие кочевники, переходяшие  на оседлый образ жизни у кимаков. Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюрского алфавита. Религиозные  верования – язычество, шаманизм, манихейство, ислам.

Кимаки  вели торговые связи с Волжской Булгарией, Сред. Азией, Огузами, карлуками и кыргызами.     

  В начале 11 века кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.

 

18. Кипчакское ханство. Формирование  этнической общности, социально-политическая  история.

  Кипчакское ханство (нач 11 в. - 1219) – территория – от Алтая и Иртыша на востоке, до Волги и Южного Урала на западе, от Балхаша на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере. Территория условно делилась на: Восточный и Западный Дешт-и-Кипчак. Столица – Сыгнак.

  Формирование этнической общности делится на 3 этапа:

- 7-8века  – кыпчаки населяли земли от  северного Алтая и Иртыша, составили  этническую основу кимакского  племенного союза. 

- 8-9 века – кыпчаки сложились как  этнос в Центр и Восточном  Казахстане.

- 11-13века  – установление господства кыпчакских ханов, в основном в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. В русских летописях кыпчаков называли половцами.

Хан – титул правителя, избирались з  династийного рода – ель-борили. Ставка хана – Орда. Строго соблюдалась  иерархическая система господствующей верхушки – ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Рабы – самые бесправные группы. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность на скот. Богатство мерилось количеством лошадей.

  Кыпчакская знать находилась  в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. В 1065 г. правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе районы Мангыстау. К концу 11в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом районе. В конце 11-нач12 века жент, Янгикент и др.города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине 12 в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями. Под предлогом распространенная ислама Хорезм шах Атсыз в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кипчака. С этого времени началась раздробленность Кыпчакского ханства.

 

19. Найманы и кереиты на территории  средневекового Казахстана.

Найманы: (10-13века)

Первоначально в 8 в. племена найманы занимали земли  в междуречье Орхона и верхнего Иртыша (Западная Монголия), а с 10в. они оформились в самостоятельное политическое образование – улус.

Хан – титул правителя найманов и  киреитов.ханская ставка ведала двумя важными статьями – ханским имуществом и армией хана. Основа войска – десятичная система. В государстве действовало обычное право. В 1007 году приняли христианство несторианского толка.  У найманов и кереитов было распространено – делопроизводство на уйгурском алфавите. Документы скреплялись печатью хана.

  В 1204 г. Чингисхан с 45 тыс  войском разгромил улус найманов. Часть найманов присоединилось  ему, а другая часть во главе  Кучлук ханом бежали в район  Черного Иртыша и Алтая. В  1211 г. на Иртыше Чингисхан вторично разбивает найманов. В 1211г. найманы во главе Кучлук-ханом захватили власть в Семиречье и образовали свое ханство. В 1218г. ханство найманов пало под натиском монгольского войска под предводительством Жебе-нойона. После монгольского нашествия найманы вошли в состав улуса джучи, а позднее в состав Ср. жуза.

Кереиты:

Первоначально кереиты жили в Восточной Монголии. Во второй половине 12в. политический улус кереитов простирался от реки Селенги  до реки Хуанхэ и от гор Хангай до озера Халкин-гол. Имели 2 столицы: северная резиденция – Харун-балык на р.Орхон; Южная резиденция – на р. Хуанхэ.

Государство кереитов значительно укрепилось при  хане Тогруке, В 1200г. Тогрук хан разбил татар. В походе с ним участвовал Темучин. к-рый в 1202 г. объединив несколько монгольских племен под своей властью предпринимает самостоятельные походы. Началось соперничество между усилившимся Темучином и Тогрук ханом. В 1203г. в результате завоевательнго похода Чингисхан государство кереитов пало. Часть кереитов подчинилась монголам, значительная часть ушла в Северный Казахстан и поселились в районах рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушли в пределы западной Сибири. В 12в. кереиты объединив тюркоязычные племена Западной Сибири образовали новое государство – Сибирское ханство. Столица – Чимги-тура (Тюмень). Основатель – Тайбуга хан. Государство кереитов окончательно пало под натиском монголов и вошло в состав улуса Джучи-хана, а позднее в Ср. жуз.

 

20. Великий шелковый путь на  территории Казахстана и его роль в культурно-экономическом развитии региона.

Великий шелковый путь – трансконтинентальный путь древности и средневековья  между Востоком и Западом, начало функционирования с середины 2 в. до н.э. и существовал вплоть до 14 века. до открытия морских путей.

  В распространении шелка участвовали  кочевые племена саки и скифы. В 6-7 века наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на Запад через Семиречье и Южный Казахстан. Основные причины: - В Семиречье находились ставки тюркских каганатов, к-рые контролировали торговые пути через Ср.Азию; - дорога через Фергану в 7 века стала опасной из-за междоусобиц местных правителей; - богатые тюркские каганаты и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.

  Великий Шелковый путь через Казахстан проходил по Юж. Казахстану и Семиречье и разделилась на 4 направления: - направление с запада на восток; - илийское направление; - европейское направление; - направление ведущее в Центральный и Восточный Казахстан.

   крупные города на Великом шелковом пути: Испиджаб, Джувикат (город в Талаской долине), Джамукат (рядом с Тараза), Кулан, Икиогуз (в долине р.Коксу), Каялык, кедер, Отрар и Шаугар.

   Главный  предмет торговли  – шелк. Товары такие как: витые  браслеты, бляшки, плетеные браслеты, бронзовые зеркала, бронзовые медальоны, бронзовая чернильница, стеклянные графины, фарфоровые китайские чаши.

  При раскопках памятников на  шелковом пути найдены многочисленные  материальные подтверждения развития  и взаимообогащение культур. По  великому шелковому пути распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления. Музыканты, танцоры, укротители диких зверей объединялись в бродящие трупы.

   По Великому Шелковому пути  распространялась также религиозные  идеи: Буддизм, христианство, манихейство, зороастризм, ислам.

 

21. Аль-Фараби – выдающийся деятель  тюркской культуры.

Абу Насыр аль Фараби (870-950) – ученый энциклопедист. Родился в г. Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), в семье тюркского военачальника. Первоначальное образование он получил в родном Отраре, дальше продолжил обучение в Бухаре, Шаше, Самарканде, Багдаде и умер в г. Дамасе. Автор свыше 50-ти научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», в основном труды по философии. Аль-Фараби –основатель арабской философии, изучал и развивал идеи древнегреческих философов Аристотеля, Пифагора, Архимеда, Евклида, Плотона на Востоке, за что его назвали «Муаллим ассана»-«Второй учитель» после Аристотеля. Аль Фараби подразделял науки на теоретические (философия, логика, математика, естествознание) и практические (этика, политика, медицина, астрономия, музыка).

  Аль-Фараби был поистине человеком  мирового уровня, он сблизил и  синтезировал в своем творчестве  ценнейние достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской, культуры. Рукописи Фараби разделились по многим библиотекам мира. Именно на его работах формировала арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайама, Роджера Бэкона, Леонарда да Винча и других мыслителей.

Информация о работе История казахстана