Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.
22. Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Югнеки. Их вклад в развитие тюркской культуры.
Жусуп Баласагуне (11в.) – в 1069 г. написал поэму «Кудатгу билиг» (Знание приносящее счастье) – памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Ср.Азии. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра хана. Общий объем произведения – 85 глав и 13 тыс двустиший. Сохранились 3 рукописи поэмы: венская, каирская и наманганская. Основное идейное содержание заключается в том, что знание – единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором, по мысли Юсуфа, должен основываться «счастливые» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.
Махмуд Кашгари (11в) –
Ахмед Югнаки (12в)- родился в селении
Жугнек вблиз Иассы. Владел
арабскими, персидскими
23. Кожа Ахмед Яссауи- основоположник суфизма в Казахстане.
Родился в г. Сайрам и жил в г. Туркестане. Он был проповедником суфического направления мусульманской религии. Ему принадлежит сборник стихов «Диуан-и-Хикмен» (книга о премудрости) на тюркском языке. В книге проповедуется любовь к Всеышнему смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций: 1. Шариата- законы, традиции, обряды мусульманской религии; 2. Тарихата- идея суфизма;
3.Хакихата- приближение, объединение с Богом;
4. Магрифата- познание религии.
Построенный в 14 в. в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан) в Туркестане является местом паломничества мусульман.
Суфизм- это религиозно- мистическое течение в исламе, это компромисс. каждый мусульманин должен: 1. Не презновать иного бога кроме Аллаха и Муххамеда его пророка.
2. Молится 5 раз в день.
3. Давать милостыню бедным.
4. Поститься в рамадан 9 месяц мусульманского календаря.
5. Совершить поломничество в Мекку.
А суфизм позволял казахом немного упростить это, так как не всегда из-за хозяйства удавалось например читать намаз 5 раз в день в степи и пасти скот.
24. Города раннего средневековья на территории Казахстане (11-12вв.). Их роль в политике, экономике, культуре.
Южный Казахстан и Семиречье – два района формирования городской культуры.
Причины формирования городов: - на месте оседлых поселений, расположенных в долинах озер и рек, восходящее к эпохе саков, усуней и канглов. Такая традиция характерна для городов Южного Казахстана.
- На
пересечении торговых
- города
возникали у стен феодальных
замков- ставок, где строились дома
и дворы для знати, торгово-
Функции городов:
1. Города- административные центры
2. Города- центры земледелия, торговли и ремесла
3. Города- центры культуры.
Районы города.
1. Цитадель-
адм-ный район, где жил
2. Шахристан- центральный район, где жили знатные люди, военоначальники, духовенство.
3. Рабат- хозяйственные районы, где жили ремесленники, земледельцы, торговцы.
Города имели округлую планировку.
В период 10-13 и наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляются новые районы городской культуры Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В 10-12 в. наблюдается территориальный рост городов за счет увеличение рабадов, оседания кочевников.
Крупные города:
Испиджаб (с 13 в Сайрам)- самый крупный, торговый и ремесленный центр. В городе 1700 рабадов, есть крупные рынки, соборная мечеть.
Отрар- крупный адм-ный, торговый, ремесленный и культурный центер. его называют «Музей под открытым небом».
Тараз- самый крупный политический и экономический центр. Город купцов.
Баласагун- политический и культурный центер на берегу реки Чу.
Коялык- ставка карлукских жобгу.
25. Культура Казахстана 6-12 веков.
Язык и письменность:
Язык – с середины 1 тыс. на
территории Казахстана
- бугларско-хазарская;
- западно-тюркская (огузская);
- карлукская.
В 8-10 века из западно-тюркского направления отделяется – кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье распространялись – иранские, согдийские, сирийские языки.
В 9-12 вв. в связи с распространением ислама широко употребляются арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
Письменность – с развитием
государства, подъемом
Литература и наука: В 6-7 вв.
среди тюркоязычных племен
Основные памятники:
- В
8-10 вв. в долине Сырдарьи среди
кыпчако-огузских был
- Эпос «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза.Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (13в) и Абулгази (18в).
В Казахстане с 7 в. складывается
письменная литература, а с 9 в.
появляется литература на
Основные памятники:
- Юсуф Баласагун «Кудатку билиг» - поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Бограхана.
- Махмуд
Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк»
- Ходжа Ахмед Ясави «Диуан-и-Хикмет» - книга о премудрости.
- Ахмед Югнаки «Хибат ул-хакайк» - сведения о нормах морали.
- Аль
Фараби «Энциклопедия наук», «
Верования и религия: В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками.
Они поклонялись: культ неба (тенгри); культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай – женское божество, покравительница очага и детей; культ священных гор – Хантайские горы.
Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.
Наряду с собственными
26. Монгольское завоевание
Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине 12в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и Верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы распростанялись на терр от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью.
Семиречье было занято
- В 1218 г. монгольское войско во главе Жебе-нойоном разгромило ханство найманов в Семиречье.
- В 1210-1211 гг. под власть Чингисхана перешел владетель карлуков в Коялыке Арслан-хан.
- В
1217 г. правитель карлукской
- В 1218 г. без боя сдался монголам г. Баласагун.
Летом 1218г. Чингисхан
В сентябре 1219г. с Иртыша начался поход Чингисхана. Он направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир хан 5 месяцев держал оборону, лишь предательство одного из военачальников Хорезма привело к падению города.
Для завоевания городов в
Отрицательные последствия
- разрушений производительных сил
- упадок городов и городской культуры
- упадок земледелия и ремесла
- демографический кризис
- притормозило завершающий этап формирования казахской народности
- упадок духовной культуры
- покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями.
- надолго задержало экономический и культурный процесс.
Положительные моменты:
- Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей.
- Централизованная власть
- Нормы
кочевой жизни стали
27. Улусы чингизидов на
После завоевания территорию
Казахстана Чингиз-хан
1. Джучи – большая степная часть от Иртыша до Волги, северная часть Семиречья, весь Восточный Дешт-и-Кипчак до Нижнего Поволжья, Хорезм и западные еще не завоеванные земли; 4 тыс воинов.
2. Шагатай
– Южный и Юго-Восточный
3. Угедей – Северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, районы верхнего Иртыша и Тарбагатая; 4 тыс воинов.
4. Тулуй
– Собственно монгольские
При жизни Чингисхана земли отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, они оставались подчиненными главе империи. Чингизхан умер 1227 г. На ханский трон согласно воле Чингизхана был избран его третий сын Угедей.
После смерти Чингизхана
В 1241 г. после смерти Угедея,
в монгольской империи начался
смутный период. В 1246 г. на курултае
Великим ханом провозглашен