История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

 

22. Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари,  Югнеки. Их вклад в развитие  тюркской культуры.

  Жусуп Баласагуне (11в.) – в 1069 г. написал поэму «Кудатгу билиг» (Знание приносящее счастье) – памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Ср.Азии. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра хана. Общий объем произведения – 85 глав и 13 тыс двустиший. Сохранились 3 рукописи поэмы: венская, каирская и наманганская. Основное идейное содержание заключается в том, что  знание – единственный источник благополучия как правителей, так и народа. Основной принцип, на котором, по мысли Юсуфа, должен основываться «счастливые» и «праведный государь», это твердое соблюдение закона в союзе с разумом, счастьем, праведной жизнью.

  Махмуд Кашгари (11в) – родился  в г. Барысхан на берегу озера  Иссык-КУЛЬ, ПОТОМ ПЕРЕСЕЛИЛСЯ В  Кашгар. В 1072-1074 гг. после многолетних  путешествий составил на арабском  языке «Диуани лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) – энциклопедия тюркских народов, о истории быта, нравов и языка, большой вклад в историю языкознания. Этот большой трехтомный труд содержит богатый фактический материал о жизни тюрков 11в: о предметах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплеменных делении, о терминах родства, о титулах и наименованиях различных должностных лиц, названиях пиши, о терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрономии, о народном календаре, название месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезней и лекарствах, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.

  Ахмед Югнаки (12в)- родился в селении  Жугнек вблиз Иассы. Владел  арабскими, персидскими языками. Его книга «Хибат улхакайк» (Подарок истины) состоит из 14 глав, 235 песен о пользе знании, труда. Книга содержит много сведений о нормах морали, существовавших в это время в среде оседлых жителей Южного Казахстана.            

 

23. Кожа Ахмед Яссауи- основоположник суфизма в Казахстане.

  Родился в г. Сайрам и жил  в г. Туркестане. Он был проповедником  суфического направления мусульманской религии. Ему принадлежит сборник стихов «Диуан-и-Хикмен» (книга о премудрости) на тюркском языке. В книге проповедуется любовь к Всеышнему смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций: 1. Шариата- законы, традиции, обряды мусульманской религии; 2. Тарихата- идея суфизма;

3.Хакихата- приближение, объединение с Богом;

4. Магрифата-  познание религии. 

 Построенный в 14 в. в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан) в Туркестане является местом паломничества мусульман.

  Суфизм- это религиозно- мистическое течение в исламе, это компромисс. каждый мусульманин должен: 1. Не презновать иного бога кроме Аллаха и Муххамеда его пророка.

2. Молится  5 раз в день.

3. Давать  милостыню бедным.

4. Поститься  в рамадан 9 месяц мусульманского  календаря. 

5. Совершить  поломничество в Мекку.

   А суфизм позволял казахом немного упростить это, так как не всегда из-за хозяйства удавалось например читать намаз 5 раз в день в степи и пасти скот. 

 

24. Города раннего средневековья  на территории Казахстане (11-12вв.). Их роль в политике, экономике, культуре.

  Южный Казахстан и Семиречье  – два района формирования  городской культуры.

Причины формирования городов: - на месте оседлых  поселений, расположенных в долинах  озер и рек, восходящее к эпохе  саков, усуней и канглов. Такая традиция характерна для городов Южного Казахстана.

- На  пересечении торговых караванных  путей

- города  возникали у стен феодальных  замков- ставок, где строились дома  и дворы для знати, торгово-ремесленные  постройки.

Функции городов:

1. Города- административные центры

2. Города- центры земледелия, торговли и  ремесла

3. Города- центры культуры.

  Районы города.

1. Цитадель- адм-ный район, где жил правитель  города

2. Шахристан-  центральный район, где жили  знатные люди, военоначальники, духовенство.

3. Рабат-  хозяйственные районы, где жили ремесленники, земледельцы, торговцы.

Города  имели округлую планировку.

  В период 10-13 и наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляются новые районы городской культуры Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В 10-12 в. наблюдается территориальный рост городов за счет увеличение рабадов, оседания кочевников.

  Крупные города:

Испиджаб (с 13 в Сайрам)- самый крупный, торговый и ремесленный центр. В городе 1700 рабадов, есть крупные рынки, соборная мечеть.

Отрар- крупный адм-ный, торговый, ремесленный  и культурный центер. его называют «Музей под открытым небом».

Тараз- самый крупный политический и  экономический центр. Город купцов.

Баласагун- политический и культурный центер на берегу реки Чу.

Коялык- ставка карлукских жобгу.

 

25. Культура Казахстана 6-12 веков. 

Язык  и письменность:

      Язык – с середины 1 тыс. на  территории Казахстана складываются  несколько древнетюркских языковых  групп:

- бугларско-хазарская;

- западно-тюркская (огузская);

- карлукская.

В 8-10 века из западно-тюркского направления  отделяется – кимако-кыпчакская языковая группа. В Южном Казахстане и Семиречье  распространялись – иранские, согдийские, сирийские языки.

  В 9-12 вв. в связи с распространением  ислама широко употребляются арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.

         Письменность – с развитием  государства, подъемом экономики  приобретает большое значение  письменность. Наиболее древние  памятники древнетюркской письменности  найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги – каменные стены в честь Бильге-кагана, Кюль-тегин и Тоныкука. Впервые древнетюркские памятники открыты на р.Енисее в 20-е гг. 18в. – рунические. В 1893г. датский ученный Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские рунические памятники обнаружены в Таласской долине.

          Литература и наука: В 6-7 вв. среди тюркоязычных племен существовала  устно-поэтическая традиция, восходящая  к еще более ранней эпохе.

Основные  памятники:

- В  8-10 вв. в долине Сырдарьи среди  кыпчако-огузских был распространен  эпос «Коркут-ата» - знаменитый жырау,  мыслитель, родился в Кармакчинском  районе Кызыл-ординской области.  Впервые «Книгу Коркыт ата»  исследовал немецкий ученный  Диц. 

- Эпос  «Огуз-наме», в нем описывается о жизни и борьбе хана Огуза.Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (13в) и Абулгази (18в).

  В Казахстане с 7 в. складывается  письменная литература, а с 9 в.  появляется литература на арабском  языке. 

  Основные памятники:

- Юсуф  Баласагун «Кудатку билиг» - поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Бограхана.

- Махмуд  Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк»  - словарь тюркских наречий. 

- Ходжа  Ахмед Ясави «Диуан-и-Хикмет»  - книга о премудрости.

- Ахмед  Югнаки «Хибат ул-хакайк» - сведения о нормах морали.

- Аль  Фараби «Энциклопедия наук», «О  происхождении наук».

         Верования и религия: В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками.

Они поклонялись: культ неба (тенгри); культ  Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай – женское божество, покравительница очага и детей; культ священных гор – Хантайские горы.

    Умерших тюрки хоронили по  древнему шаманскому ритуалу. 

    Наряду с собственными верованиями  среди населения Казахстана получило распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам.

 

26. Монгольское завоевание Казахстана  и его последствия.

Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к  середине 12в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и Верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы распростанялись на терр от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.

  Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью.

   Семиречье было занято монголами  без сопротивления:

- В  1218 г. монгольское войско во  главе Жебе-нойоном разгромило  ханство найманов в Семиречье.

- В  1210-1211 гг. под власть Чингисхана  перешел владетель карлуков в  Коялыке Арслан-хан. 

- В  1217 г. правитель карлукской области  Алмалык Бузар также стал вассалом  монгольского хана.

- В  1218 г. без боя сдался монголам  г. Баласагун.

     Летом 1218г. Чингисхан направляет  в Отрар торговый караван из 450 чел. и 500 верблюдов, везший  огромные ценности и подарки.  Правитель Отрара Каир хан, заподозрил купцов в шпионаже, приказал их убить и разгромил караван. В ответ на требования Чингисхана выдать Каир хана хорезмшах Мухаммед убил монгольских послов. Это событие получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для второжения Чингисхана на терр Казахстана.

       В сентябре 1219г. с Иртыша начался  поход Чингисхана. Он направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем. Правитель Отрара Каир хан  5 месяцев держал оборону, лишь предательство одного из военачальников Хорезма привело к падению города.

       Для завоевания городов в нижнем  течении Сырдарьи Чингисхан направил своего старшего сына Джуч. 7 дней оборонялся г.Сыгнак. Монголы силой захватили – Ашнас, Жент, Узгенд, Барчынлыкент.

      Отрицательные последствия монгольских  завоеваний:

- разрушений  производительных сил

- упадок  городов и городской культуры

- упадок  земледелия и ремесла

- демографический  кризис

- притормозило завершающий этап формирования казахской народности

- упадок  духовной культуры

- покоренное  население облагалось тяжелыми  податями и повинностями.

- надолго  задержало экономический и культурный процесс.

      Положительные моменты:

- Монгольские  власти стимулировали развитие  торговли, международных связей.

- Централизованная  власть 

- Нормы  кочевой жизни стали регулироваться  «Ясы»

 

27. Улусы чингизидов на территории Казахстана в 13 веке: государственное устройство, социально-экономическая история.

    После завоевания территорию  Казахстана Чингиз-хан разделил  его на улусы между сыновьями,  и она вошла в состав трех  объединений:

1. Джучи  – большая степная часть от  Иртыша до Волги, северная часть Семиречья, весь Восточный Дешт-и-Кипчак до Нижнего Поволжья, Хорезм и западные еще не завоеванные земли; 4 тыс воинов.

2. Шагатай  – Южный и Юго-Восточный Казахстан,  Восточный Туркестан и Мавереннахр; 4 тыс воинов.

3. Угедей  – Северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, районы верхнего Иртыша и Тарбагатая; 4 тыс воинов.

4. Тулуй  – Собственно монгольские земли  – 101 тыс воинов.

     При жизни Чингисхана земли  отведенные сыновьям, служили для  них только источником дохода, они оставались подчиненными главе империи. Чингизхан умер 1227 г. На ханский трон согласно воле Чингизхана был избран его третий сын Угедей.

      После смерти Чингизхана положение  изменилось. Обширность державы,  удаленность улусных владетелей  от общеимперского центра на Орхоне вели, к тому, что действительной властью стала только власть на местах.

      В 1241 г. после смерти Угедея, в монгольской империи начался  смутный период. В 1246 г. на курултае  Великим ханом провозглашен Гуюк, старший сын  Угедеяю. Но в скорее после смерти Гуюка в 1248 г. началась борьба за власть между потомками Угедея и Тулуя. При поддержке Батыя в 1251 г. главой империи стал сын Тулуя Мунке. В 1259г. после смерти Мунке началась междоусобная борьба между братьями Мунке Ариг-бугой и Хублаием, к-рые в 1260 г. одновременно были провозглашены ханами.

Информация о работе История казахстана