- Предмет и задачи истории Казахстана.
История – наука,
находящаяся в постоянном развитии. История,
прежде всего, это открытие мира, его прошлого.
С помощью истории мы путешествуем в пространстве,
и разумеется, во времени. История позволяет
узнать и то, как общество оценивает себя,
и то, как изменяется его положение с течением
времени. История это не только сумма знаний
о прошлом, но и всегда историческое мышление,
позволяющее ясно осознавать свою гражданскую
позицию, свое отношение к происходящим
событиям и явлениям, глубоко понимать
и раскрывать их сущность и направленность.
История, безусловно, воспитывает национальную
гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч
события, кот. находятся в постоянном развитии.
Ист позволяет узнать как общество оцен.
себя, и то, как изм. его полож-ение с теч.
t. Ист это наука о прош-лом и реш. задачи:
1.Гносеологичую–
изучение прош- лого по этапам до современности
2.Аксеологичую–
изуч. проблем, связ. с формир. гражд. Позиций
3.Праксеологичую-
необходимость самост. анализа сложных
историч. Явлений
4.Прогностичую-
история это прош-лое, устремл-ое в буд,
она не заве-ршена, она таит в себе огр.
возмст-и, в ней все время откр. истины,
не-замеченные раньше.
История помогает
осмыслить важ -нейшие периоды
с древ. времен, п-омогает усвоить
традиции, культур-у этноса. И.К. изучается
на основа-нии памятников матер.(все, что
соз-дано руками человека) и дух. (обы-чаи,
традиции, УНТ) культуры.
2. Каменный век на территории
Казахстана. Палеолит и мезолит
на территории древнего Казахстана.
Эпоха
камня территории Каз-на – это
самый длительный период в истории
человека.
Древнекаменный
век (палеолит) (2 млн. л – 12 тыс
до н.э.)- это борьба человека за существование,
в которой выживает сильнейший. Это эпоха
становления человека, его мышления, производственной
деятельности и культуры.
Ранний (нижний, древний) палеолит
его особенности: - первые следы
человека на терр. Каз-на относятся
к раннему палеолиту; - в 1958г.
Археологическая экспедиция Х.
Алпысбаева раскопала серию стоянок
раннего палеолита – Таниказган,
Бориказган, Шабакты; - древние люди жили
стадами; - основные занятия – собирательство
и охота. Первые каменные орудия труда
– рубящие орудия дисковидной формы: ручные
рубила, остроконечники, отщепы (каменные
пластины), топоры, ножи и др. Первое грубое
рубящее орудие труда – чоппер, чопинг.
Основное сырье – речная галька, кремель,
кварцит. Чоппер – основной вид
орудия раннего палеолита. Они имеют крупную
симметрическую форму. Длина 10-20 см, вес
от 0,5 до 2 кг.
Средний палеолит. Был более высоким этапом
развития человека и его культуры: - люди
этой эпохи жили большими общинами (матриархат);
- основные занятия – охота и собирательство;
- открытие способа добывания огня трением;
- строились жилища из костей крупных животных;
- совершенствование орудий труда (изготовление
орудий из дисковидных ядрищ, ведущий
тип орудия - резцы).
Поздний палеолит. С эпохой позднего
палеолита связанно: - человек –разумный,
формирование рас; - формирование
родовой общины с возникновением
рода; - люди жили в построенных
жилищах; - развитие искусства (находки
живописи с изображением животных, особенно
популярным был образ женщины-матери);
- появление обряда захоронения, вместе
с умершим на могилу клали украшения; -
орудия-совершенствовалась техника обработки
камня.
Мезолит
(12-5 тыс до н.э.) – своеобразный мостик
между дневне-каменным веком и
ново-каменным веком: - освоил огромные
пространства; - основном расселились
в северном и центральном Каз-не
в долинах рек Иртыша, Ишима, Тобола,
Тургая и Урала; - изобретение лук и
стрел, бумеранга; - развитие рыболовства;
- появляется лодка и рыболовная снасть;
- изменения техники обработки камня –
шлифование, свирление, пиление.
3. Неолит на территории Казахстана.
Природно-климатические условия,
общественные отношения,
стоянки.
Неолит
(5-3 тыс до н.э.) особенности: - «неолитическая
революция» - переход от присваивающих
форм хозяйства к производительному
труду, как земледелие и скотоводство;
- техника обработки камня достигла
высочайшего уровня (миниатюрные
каменные пластины, зернотерки,
ступки, песты, топоры, мотыги); - из глины
научились лепить и обжигать на кострах
прочную посуду – керамику., основной
орнамент – геометрический.; - началось
освоение металла (меди, золота, свинца);
- из шерсти и растительных волокон люди
стали ткать и шить одежду; - родовые общины
– материнский род; - возникновение обрядов
захоронения (неолитические погребения
у села Железинска – обряд сожжения (кремация)
трупа). В социальном отношении неолит
был временем родовых общин, господства
коллективного труда и общей собственности
на средства производства. Образование
племен или племенных объединений. Племена
состояли из нескольких родовых общин,
объединенными кровно-родственными узами
и однородным характером хозяйства. Известно
свыше 500 неолитических памятников. Неолитические
стоянки по характеру расположения на
местности делятся на 4 типа: родниковые,
речные, озерные и пещерные. Неолитическая
стоянка в пещере Караунгур находится
на правом берегу одноименной реки, в 1,5
км к северу от с. Караунгур., стоянка Кульсары,
стоянка Кыз-Емшек, Сарымкамыс, Шаянды
4. Эпоха
бронзы на территории Казахстана. Андроновская
и Бегазы-Дандыбаевская культура.
В 2 тыс
до н.э. в жизни племен Казахстана
произошло важное событие – была
изобретена техника обработки бронзы – сплава
меди и олова. Эпоха бронзы делится на
3 периода: - раняя бронза 18-16 вв. до н.э.;
- Средняя бронза 15-13 вв. до н.э.; - Поздняя
бронза 12-8 до н.э. Особенности: - производственное
освоение металла; - появление пастушеского
хозяйства – отгон скота на летние пастбища;
- развитие мотыжного земледелия; - зарождение
первого общественного разделения труда
(земледелие и скотоводство); - развитие
скотоводства и земледелич требовали
больше мужского труда. Происходит крушение
матриархального рода и на смену прищли
патриархальные семейно-родовые отношения.
Андроновская культура в 1914 году
экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала
первый памятник Андроновской
культуры у села Андронова,
под г. Аченск в Южной Сибири. Большинство андроновских
поселений распологалось на берегах маленьких
степных рек или ручьев, стекавших с гор.
Более существенную роль играло в жизни
андроновцев скотоводство. Животные давали
пищу, шерсть, кожи, кость для поделок,
топливо в виде кизяка. Основной пищей
было молоко. Основными животными были
овцы, коровы и лошади. Они разводили двугорбых
верблюдов-бактрианов.
Поздний этап бронзы в Центральном
Казахстане знаменуется формированием
новой культуры – Бегазы-Дандыбаевской.
Для нее характерно: сохранение
андроновских традиций и появление новых
элементов (особого типа надгробных сооружений,
своеобразного погребального обряда,
новых форм глиняной посуду). Наряду со
скорченным трупоположением встречаются
трупоположения вытянутые на спине. К
раннему этапу этой культуры относятся
могильник Аксу-Аюлы. Археологическая
культура эпохи поздней бронзы Центрального
Казахстана. Первые раскопки культуры
были проведены археологической экспедицией
во главе Маргуланом А.Х.
5. Бегазы-Дандыбаевская
культура в трудах А.Х. Маргулана.
В четверной главе
монографии «Бегазы-Дандыбаевская культура».
Автор пытается представить питательную
основу религиозных направления: язычно-шаманиского
ареала у племен Казахстана. В монографии
отчетливо описаны культурные формы: поклонение
небесным светилам и иглам природы. Устройство
поминальных трапез и жертвенных приношений
у многих предков. Данные формы культа
были присущи патриархально – родовым
общинам до возникновения буддизма, христианства,
исламства. Некоторые формы культа сохранились
в традициях казахов вплоть до наших дней.
А.Х. Маргулан выделяет это как наиболее
интересное проявление культурных форм
получившее дальнейшее развитие у племен.
6. Письменные источники
по истории сакских племенных союзов.
В первом тысячелетии
до н. э. на территории Средней Азии,
Ближнего и Среднего Востока сформировались
государства Ассирия и Мидия. В VI в. на
смену Мидийской державе приходит государство
Ахеменидов. Основателем его был царь
группы персидских племен Кир II, который
в 550 г. до н. э. разгромил и подчинил себе
Мидию и создал огромную державу, включавшую
в себя и южные районы Средней Азии. В состав
Ахеменидского государства (в промежутке
между 530 и 522 гг. до н. э.) входили Парфия,
Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака, а народы,
которые находились на территории Средней
Азии и Казахстана, были завоеваны Ахеменидами,
либо подчинены им.
Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев,
в степях Казахстана, по сведениям древних
источников, обитали кочевые «туры с быстрыми
конями». Туры в персидских источниках
именуются саками, что значит «могучие
мужи», а в сочинениях греческих авторов
фигурируют под именем скифов, которое
широко вошло в обиход, как синоним кочевникоТЦ
Древнеримский ученый I в. н. э. Плиний Старший
писал: «По ту сторону Яксарта (древнее
название Сырдарьи) живут скифские племена.
Персы вообще называют их саками... Количество
скифских народов бесконечно... Знаменитейшие
из них саки, массагеты, дай, исседоны...
аримаспы»'. !Саки, судя по дошедшим до
нас описаниям, были скотоводами, занимались
разведением лошадей, крупного и мелкого
рогатого скота, были великолепными наездниками
и стрелками из лука.Под именем скифов
и саков греки и персы подразумевали, скорее
всего, многочисленные союзы родственных
племен. Самым многочисленным из них был
союз массагетов, о которых Геродот писал:
«Народ этот считается многочисленным
и воинственным, живет на востоке по ту
сторону реки Араке (видимо, Сырдарья)
напротив исседонов... По одежде и образу
жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются
они верхом на лошадях и пешие. Знают оба
способа войны; сражаются луками и копьями;
вооружены обычно и секирами. Все предметы
у них из золота и меди... Они ничего не
сеют, питаясь домашними животными и рыбой,
которую в изобилии доставляет им река
Араке. Они пьют молоко».Другие авторы
упоминают о том, что «за Согдом, по течению
Яксарта (Сырдарьи) обитали саки».В персидских
клинописных надписях говорится о трех
группах саков: парадарайя (заморские
саки), саках-хаомаварга (саки, изго-тавливающие
напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие
остроко-нечные шапки). Где располагались
эти племена, сказать сейчас трудно, поскольку
точных научных географических привязок
древ-ние авторы не оставили. По мнению
ряда исследователей, саки-парадарайя
расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи
и Аму-дарьи или в Северном Причерноморье;
саки-тиграхауда — в районе средней Сырдарьи
и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга — в долине
Мургаба. По мнению К. А. Акишева, сакам-тиграхауда
иранских письменных источников соответствуют
скифы ортокарибантии, поскольку и то
и другое слово значат «саки в остроконечных
шапках». Кроме того, саки, изображенные
на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе,
имеют монголоидные черты и носят высокие
остроконечные шапки, скорее всего, полагает
ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку
одним из центров распространения монго-лоидов
мог быть район Семиречья, он делает вывод
о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье.
Это предположение подтверждается и тем,
что похороненный в кургане Иссык сакский
царь носил на голове высокую остроконечную
шапку. По мнению исследователя, в племенной
союз этих саков входили также аксатаги,
аристеи и, возможно, аргиппеи. М. К. Кадырбаев
считал, что аорсы — одно из савроматских
племен, обитавшее в Южном Приуралье. Севернее
жили будины, земля которых «покрыта густым
лесом разной породы», а еще севернее —
фиссагеты и йрки, занимавшиеся охотой.
Аргиппеи, жившие «у подножья высоких
гор», скорее всего, размещались в юго-восточном
Приуралье. Сакские племена аримаспов
и «стерегущих золото грифов», располагались,
возможно, на Алтае, где находились золотые
рудники. Исседонов М. К. Кадырбаев помещает
на просторах Централь-ного Казахстана.
Окончательное решение вопроса о том,
где жили разные племена саков, зависит
от исследований археологов, ибо только
на археологических памятниках можно
выявить отличия в материальной культуре.
7. Сакские племенные
союзы: общественный строй, хозяйство,
культура.
Археологические
памятники 8-4 вв. до н.э. – саки. В
истории Казахстана в тысячелетии
начинается новый рубеж. В 8-7 вв. до н.э.
– эпоха открытия и широкого использования
железа племенами Каз-на. Особенности:
- изготовление орудия труда из железа;
- объединение крупных родов и племен в
племенные союзы; - зарождение государственного
строя.
Племенные союзы саков (7-4 вв. до
н.э.). Расселение: -в южных районах
и Семиречье жили массагеты
и даи; - на севере-востоке-
аримасты, их называли стерегущие золото;
- в юго-восточном Приаралье – аргипеи;
- в центральных районах – исседоны; - на
западе Каз-на – сарматы.
Основные группы сакских племен:
- Саки- тиграхауды (носящие остроконечные
шапки, проживали в районе Сырдарьи,
Семиречнья, на Тянь-Шане); - Саки – хаомоварги
(изготовляли напиток хаом, проживали
в долине Мургаба (Туркестане)); - Саки –
парадараи (живущие на море, проживал и
в районе Приаралья, в северном побережье
черного моря, район нижней Сырдарьи и
Амурдарьи).
Хозяйство: Скотоводство – основной
вид хозяйства в сочетании
с земледелием. Скотоводство у
саков имело множество вариантов:
кочевое, полукочевое, оседлое
скотоводство. Основные направления
скотоводства- коневодство, овцеводство,
верблюдоводство,
крупный рогатый скот. Развивалось – земледелие,
ремесло и торговля.
Общественный строи: Сакское время
– это время высшего развития
военной демократии как типа
общественного устройства, основные
черты которого сложились еще
в эпоху бронзы. Происходит формирования
государства. Во главе племенного союза
–царь, гос дела обсуждаются на народном
собрании, выделяют три группы населения
(воины, жрецы, общиники), существовало
рабство.
Культура: религия имела ярко
выраженную военную окраску. Главными были – культ
вождя и царя(избранник бога). Поклонились
силам природы – солнцу, ветру, грозе,
грому. Искусство – возник звериный стиль
(изображение зверей и мифологических
чудовищ в движении). Саки принадлежали
к европейской расе, говорили на восточно-иранском
языке. Ярким представителем сакской духовной
культуры является – мыслитель Анахарсис
живший в 4 в. до н.э.
8. Политическая
история сакских племен.
- Греческий
ученный Геродот и другие авторы
древности повествуют о войнах
саков с персами. В 4 в. до н.э. против
саков выступил царь ахеменидов Кир, подчинивший
до саков себе страны от Ирана до Средиземного
моря, считавший себя равным богам и непобедимым.
Армия персов была разгромлена сакским
войском во главе с царицей массагетов
Томирис, а сам царь Кир был убит.