Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);
- железный век (с 1 тысячелетия
до н.э.). Первобытно-общинный строй
– наиболее ранняя стадия
- ранний палеолит (дошелль, шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов до 140 тысяч лет назад;
- Средний палеолит (поздний ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч лет назад;
- Поздний палеолит (ориньяк, соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч лет назад.
На территории Казахстана
очень много памятников эпохи
палеолита. Два миллиона лет
назад на территории
Инвентарь стоянок
позднего палеолита
2. Во 2 т. – появление бронзы (сплав медь + олово). Первые памятники культуры андроновцев – село Андроново, город Ачинск, южная Сибирь, 1914г. Археологи Андрианов и Грязнов. Культуры эпохи бронзы: Ранняя бронза (18в - 14в) - нуринская, федоровская. Средняя (14в -12в) - алакульская, атасуйская. Поздняя (12в - 8в) - бегазы-дандыбаевская (центральный Казахстан, изучена ученым Маргуланом), замараевская.
Андроновская культура (18в - 8вд; от Енисея до Урала) признаки: серьги (медные кольца), подвески, обряд погребения, металлургия, глиняная посуда, селекционерство. Большинство поселений на берегах рек. Центральный К: медь, 30 поселений, 150 могильников. Образ жизни – оседлый (до 1т) , хозяйство – смешанное: скотоводство (главное), рыболовство, земледелие – вспомогательная роль (в горах и степи – 5-4т\д), ремесла, металлургия. Типы скотоводства: пастушеское, полукочевое (яйлажное 50 -80км ; отгонное 80-100 км), кочевое (в поздний период). Появление кочевого и переход к нему → увеличение стада. Основные животные: лошади (3 типа), овцы (особенно в степных районах), козы, КРС (при кочевом нет, в лесостепи). Разводили двугорбых верблюдов (бактрианов) (приручен во 2т\д). Свиноводства нет. В 10в - 9в преобладает коневодство. Мотыжное земледелие играло вспомогательную роль. Пища: молоко, мясо. Обработка металла: ковка, литье, шлифовка, чеканка, теснение. Плавильные печи – река Атасу. В рыхлых породах земли – кайлованеплотных – «огневая проходка» (подбой). Инструменты: молоты, отбойники, лопаты, ступы, песты. Ремесла: ювелирное (2т), гончарное (символы, магический смысл на керамике, орнамент против порчи, ребро-уступ), ткачество (краситель – фиолетовый, ярко-красный; станок, веретено). Головной убор – шапочка с наушниками. Защитные амулеты из клыков и раковин. Крушения матриархата. Появились племена на смену родам (2т – 1т). Зарождение семейной, частной собственности и имущественного неравенства. Особая роль – жрецам (традиции, знания). У жрецов деревянная чаша и особая шапка. Народное собрание решало важные вопросы. Символ плодородия – домашний бык. Культ предков (мертвых соплеменников) - представление о загробной жизни. Политеизм (многобожие): Яма – бог смерти, Анги – бог огня (козла в жертву), Митра (бык) – бог солнца. В ранней бронзе – кремация (сожжение) трупов (культ огня), поздней – погребение в согнутом, скорченном виде. Возможно сожжение вместе с мавзолеем (мавзолей Тегискен: сырцовый кирпич). Этим отржаетя их сложная религиозная система. Умерших ориентируют головой на запад и юго – запад. Хоровод – символ солнца. Изображали сцены охоты, поклонения Митре, колесницы, геометрический орнамент. Палица – священное оружие. В Семиречье (то же что Жетысу) много петроглифов. Популярный андроновский наскальный сюжет – бык-тур*. Боги на колесницах. Для хорошего урожая – обряд первой борозды (её делал царь). Аркаим – прототип древних городов (на границе кустанайской области и челябинской). Жилье: землянки. Для строительства: в лесостепи – дерево, степи – камень. Священное место в доме – очаг (для огня брали кизяк, дрова, кустарник). Округлое жилище – прототип юрты. Самые большие жилища бронзы – Бугулы и Акбаур. Андроновцы – европеоидный тип, по происхождению – индоиранцы. Стоянки: Алексеевская и Садчиковская (р. Тобол) – северный Казахстан, в Приишимье, восточный Казахстан. Памятники: Атасу, Канай, Алексеевское. Знай: Череп лошади – в Айдабол. Кумыс - молоко кобыл (лошадей). Тебеневка – добыча животными корма из-под снега. Скань – крученая проволока. Инкрустация – врезка камней. В Тамгалы (крупнейшее скопление петроглифов, Семиречье) – рисунки 49 колесниц. * «Излюбленный сюжет эпохи бронзы в наскальном искусстве» - двугорбый верблюд. Наскальное изображение быка – символ могущества и силы. Альтернативные названия:
Сырдарья: Яксарт, Сейхун
Амударья: Оксус, Джейхун Волга: Итиль, Едиль Урал: Жаик, Яик
Эмба: Жем Дешт-и-Кипчак: позже Сарыарка, Токмак (у монголов)
Семиречье: Жетысу
4. Сарматы населяли западные регионы
нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н.э. Памятники
сарматов сосредоточены в Западном Казахстане,
в долинах Урала, Илека,Эмбы. Название
племени «сармат» встречается в трудах
древних авторов с III в. до н.э., когда сарматы
начали распространять власть на соседние
племена. В начальный период истории, с
VIII в. до н.э., их называли савроматами.
Сарматы связывали культуры Центральной
Азии и Причерноморья. Они установили
связь с соседним Боспорским царством
и совершали походы в страны Передней
Азии, на Кавказ и в Парфию. Во II веке до
н.э. савроматы дошли до Северного Причерноморья.
О них оставили письменные свидетельства
древнегреческие и древнеримские историки
Диодор, Плиний Стaрший, Полибий. По мнению
Геродота, савроматы говорили на языке,
схожем с языком скифов. Савроматы были
родственны даям, массагетам и исседонам.
Из записей Геродота и персидского царя
Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до
н.э. Арало-Каспийский регион был населен
племенами дахов (даев), саков-массагетов.
В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), из дайского
племени апарн, завоевал часть Парфии
и Гиркании, основал династию Аршакидов.
По некоторым гипотезам, дай являются
предками адаев - одного из племен Младшего
жуза На берегах Каспия жили племена каспиев.
В древние времена Каспийское море называли
«Гирканское», поэтому каспиев иногда
называют гиркани. Резкое уменьшение численности
сарматов в III в. до н.э. -I в. н.э. ученые объясняют
усилением засушливости климата и повышенной
суровостью условий жизни. Это вынудило
савромаго-сарматов присоедиениться к
гуннам. При раскопках археологических
памятников Устюрта - Байте, Терен - найдены
погребения людей, каменные жертвеники,
30-40 каменных столбов с антропоморфными
изображениями (идолы). Даи-массагеты поклонялись
огню и Солнцу. Во время расцвета военной
демократии важнейшие вопросы внутренней
и внешней политики решались вождями и
старейшинами. В сарматском обществе женщины
были равны в правах с мужчинами, входили
в военное сообщество племени. Военная
Демократия сарматов была равна как для
мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались
как кочевым скотоводством, так и земледелием.
Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савроматов является могильник Сынтас, в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках позднесарматского могильника Аралтобе в Атырауской области были раскопаны 3 кургана.
5. История народа хунну (в Европе их стали называть гуннами) уходит своими корнями в третий век до х. э., когда их вождь, шаньюй Модэ, создал хуннскую империю, бывшую на протяжении 200 лет главным врагом Китая. Однако последнему в первом веке х. э. удалось разгромить хунну, часть взяв в плен, а другую часть вынудив бежать далеко за пределы своей родины. Эти-то «бежавшие» хунну и образовали в дальнейшем государство гуннов в Европе. В 433 году, по смерти гуннского вождя Ругилы, власть в племени перешла к детям его брата Мундцука — Аттиле и Бледе, которые получили равные полномочия [13]. Однако такое положение вещей не устраивало Аттилу, не желавшего с кем бы то ни было делить власть. Будучи весьма хитрым и коварным, он ждал удобного случая, чтобы расправиться с братом. Такой случай ему представился только через 12 лет, в течение которых он внушил к себе ужас и уважение своим умом и храбростью, как врагам, так и друзьям. В 445 году, пригласив брата на пир, Аттила умерщвляет его, причем телохранители Бледы побоялись отомстить за смерть своего господина, хотя Аттила и был короткое время в их руках [38, 17]. Захватив верховную власть, новый правитель приступает к завоевательной политике. Всего за несколько лет он создает огромную империю, включающую в себя все племена славян и хазар на востоке, тюрингов и остготов на западе. Зверским опустошениям подверг Аттила Восточную Римскую империю, дойдя до самого Константинополя и вынудив его императора к уплате громадной дани с предоставлением ему в собственность всех имперских земель на юг от Дуная (447 год). Вскоре после этих событий в семье Западно-Римского императора Валентиниана Третьего происходит скандальная история, связанная с его сестрой Гонорией, которая была выслана к императору Византии Феодосию и его жене Пульхерии, доводившихся ей родственниками. Томясь в ссылке, Гонория решает освободиться из нее, для чего посылает письмо Аттиле, умоляя спасти ее и обещая ему свою руку [52]. Гуннский правитель понял, что благодаря этому браку он сможет официально претендовать на половину имперских земель, поэтому требует от Феодосия, а затем и от Валентиниана отдать ему Гонорию в жены. На это Валентиниан отвечает категорическим отказом, выдав сестру за одного из консулов. Воспользовавшись этим предлогом, Аттила начинает военные действия против Западно-Римской империи (450 год) [25, 48]. Во главе громаднейшего войска в пятьсот тысяч человек он, пройдя Германию и переправившись через Рейн, подобно урагану прошел по имперским городам Мецу, Триру, Аррасу, превратив их в дымящиеся развалины. Решающее сражение произошло в июне 451 года на Каталаунских полях, между Мери и Труа в Галлии. На стороне Западной Римской империи выступили вестготы во главе с королем Теодорихом. Битва длилась несколько дней, в ходе которой было убито до трехсот тысяч человек, а реки, протекавшие неподалеку, окрасились на многие дни в красный цвет, будучи завалены десятками тысяч трупов людей и лошадей. Эта битва, вошедшая в историю под названием «битвы народов», вынудила Аттилу остановить свое шествие по империи и возвратиться в Германию. Несмотря на огромные потери, понесенные гуннами, Аттила уже в следующем году начинает новый поход, целью которого теперь становится Рим. Перейдя через восточные Альпы, гунны в 452 году вторгаются в Италию, предавая огню ее жителей и города. Но уже недалеко от Рима в войске гуннов вспыхнул мор, отягощенный к тому же и недостатком провианта. В это время к Аттиле пребывает римское посольство, во главе с папой Львом Первым, которому ценой уплаты громадной дани удается заключить с гуннами мир. После этого войска уходят из опустошенной ими же Италии в Паннонию. В последней Аттила замышляет новый поход уже против Византии, но внезапная смерть, постигшая его в день свадьбы с Ильдико, положила конец его замыслам (453 год) [52, 13]. Тело Аттилы было зарыто в устье Тиссы, для чего вода была отведена из русла, а затем вновь впущена в него. Слуги, участвующие в его погребении, были убиты, а место могилы великого завоевателя и по сей день остается не найденным. Спустя совсем короткое время, в несколько месяцев, государство гуннов распалось и было завоевано близлежащими странами, и только память о свирепых завоевателях еще долго сохранялась у европейских народов [35, 25].
6. Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.
Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.
Политическая
история усуней. С начала образования
усуньское государство
Китайские
эмиссары стали открыто