История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:53, творческая работа

Описание работы

1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:
- каменный век (2,6 миллиона лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);
- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до н.э.);

Файлы: 1 файл

История казахстана.docx

— 109.58 Кб (Скачать файл)

1.Периодизация истории человечества достаточно сложна, имеет несколько вариантов – археологический, геологический и другие. В истории чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней вся история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда:

- каменный век (2,6 миллиона  лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.);

- бронзовый век ( с II тысячелетия до 1 тысячелетия до  н.э.);

- железный век (с 1 тысячелетия  до н.э.). Первобытно-общинный строй  – наиболее ранняя стадия развития  человеческого общества и приходится  на каменный и бронзовый века. Древнейший человек в своей  эволюции прошел несколько последовательных  этапов. В основе их лежит совершенствование  техники обработки камня и  связанный с этим рост производительности  труда, материальной и духовной  культуры.  Каменный век занял  значительный временной отрезок,  который делится, в свою очередь  на три крупных периода –  палеолит, мезолит, неолит. Именно  тогда человек собственно и  стал человеком – мыслящим, разумным  существом, способным к абстракциям,  преодолевшим животные инстинкты.  Эпоха палеолита – это эпоха  древнего камня. Именно тогда  совершился переход наших предков  к прямохождению, а руки, освобожденные  для новых операций, создали первые  примитивные орудия труда из  камня.  Древний каменный век,  или палеолит делится на 3 длительных  хронологических периода: 

- ранний палеолит (дошелль,  шелль, ашелль) – с 2,6 миллионов  до 140 тысяч лет назад; 

- Средний палеолит (поздний  ашелль и мустье) – 140 – 40 тысяч  лет назад; 

- Поздний палеолит (ориньяк,  соллютре, мадлен) – 40 – 10 тысяч  лет назад. 

 На территории Казахстана  очень много памятников эпохи  палеолита. Два миллиона лет  назад на территории Казахстана  сложился новый тип климата,  начался период антропогена, сформировался  рельеф, в чем-то похожий на  нынешний мелкосопочник. Климат  был теплым и влажным, что  способствовало росту богатой  субтропической растительности. На  основе геологических находок  мы знаем животный мир, населявший  территорию Казахстана в эпоху  палеолита: верблюды-пребактерианы,  мастодонты, шерстистые носороги, южные  лесные слоны, лошадь Стенона,  олени-маралы, бизоны, сайгаки. Таким  образом, появление человека на  нашей территории пришлось на  ранний или нижний палеолит, судя  по находкам археологов в Южном  Казахстане (в районе хребта Каратау), у поселков Конырдек, Борыказган, Танирказган. В это время отступали  льды первого оледенения, которые  при таянии превращались в  реки, несшиеся вниз с гор, прокладывая  русла в толще галечника. Речная  галька стала одним из первых  источников для изготовления  первых простейших каменных орудий  – рубил, скребков и других. Именно в нижнем палеолите  техника обработки камня получила  название «техника оббивки» или  «галечная культура», поскольку  сырьем в большинстве случаев  служила обыкновенная речная  галька.  Археологические находки  дают основания считать, что  редкое в палеолите население  Казахстана распадалось на десятки  замкнутых общин. На территории  Казахстана памятники позднего  палеолита находятся в районе  северного Прибалхашья, на склонах  горы Каратау (стоянка Ачисай), в районе Бухтармы, Иртыша (Новоникольское). На раскопанных стоянках изучены  инвентарь, жилища, захоронения.  В большинстве общин умерших  хоронили прямо между жилищами, в других случаях покойников  зарывали в стороне от поселений.  Захоронение сопровождалось обрядами, такими, как осыпание праха охрой,  украшение его ожерельями из  раковин, клыков животных и  т.п. 

 Инвентарь стоянок  позднего палеолита представлен  скребками, резцами, остроконечниками. Каменные орудия позднего палеолита  представлены такими инструментами  как нуклеус, рубила, отщепы, скребла,  резцы, ножи, наконечники копий.  Из кости человек изготавливал  шила, иглы, лопатки и т.д. Основным  способом добычи пищи оставалась  охота – загонная и облавная, возможная только при больших  коллективах. Не теряло значения  рыболовство, собирательство растительной  пищи.  В палеолитическое время  человек уже жил достаточно  сложной духовной жизнью, у него  появляются объекты поклонения  – культы. Один из древнейших  зафиксированных культов – культ  женщины родоначальницы, хозяйки  очага. Изображения палеолитических  женщин покажутся нам несколько  грубыми – зачастую голова  только намечена, основной акцент  делался на отличительные женские  признаки. В это же время получает  распространение культ охотничьей  магии, в основе которого лежала  вера в то, что через образ  животного, воплощенного в рисунке,  можно завладеть самим животным. Очень яркое отражение этот  культ получил в первобытном  искусстве. Росписи и гравировки  на скалах, скульптуры из камня,  глины, кости посвящены как  правило либо женщине, либо  промысловым животным. Какой бы  памятник мы не взяли – всюду  чувствуется мастерство художника.  Многие палеолитические навыки  изобразительного искусства утеряны  человечеством.

2. Во 2 т. – появление бронзы (сплав медь + олово). Первые памятники культуры андроновцев – село Андроново, город Ачинск, южная Сибирь, 1914г. Археологи Андрианов и Грязнов. Культуры эпохи бронзы: Ранняя бронза (18в - 14в) - нуринская, федоровская. Средняя (14в -12в) - алакульская, атасуйская. Поздняя (12в - 8в) - бегазы-дандыбаевская (центральный Казахстан, изучена ученым Маргуланом), замараевская.

Андроновская культура (18в - 8вд; от Енисея до Урала) признаки: серьги (медные кольца), подвески, обряд погребения, металлургия, глиняная посуда, селекционерство. Большинство поселений на берегах  рек. Центральный К: медь, 30 поселений, 150 могильников. Образ жизни –  оседлый (до 1т) , хозяйство – смешанное: скотоводство (главное), рыболовство, земледелие – вспомогательная роль (в горах  и степи – 5-4т\д), ремесла, металлургия. Типы скотоводства: пастушеское, полукочевое (яйлажное 50 -80км ; отгонное 80-100 км), кочевое (в поздний период). Появление  кочевого и переход к нему →  увеличение стада. Основные животные: лошади (3 типа), овцы (особенно в степных  районах), козы, КРС (при кочевом нет, в лесостепи). Разводили двугорбых  верблюдов (бактрианов) (приручен во 2т\д). Свиноводства нет. В 10в - 9в преобладает  коневодство. Мотыжное земледелие играло вспомогательную роль. Пища: молоко, мясо. Обработка металла: ковка, литье, шлифовка, чеканка, теснение. Плавильные печи – река Атасу. В рыхлых породах  земли – кайлованеплотных – «огневая проходка» (подбой). Инструменты: молоты, отбойники, лопаты, ступы, песты. Ремесла: ювелирное (2т), гончарное (символы, магический смысл на керамике, орнамент против порчи, ребро-уступ), ткачество (краситель  – фиолетовый, ярко-красный; станок, веретено). Головной убор – шапочка  с наушниками. Защитные амулеты из клыков и раковин. Крушения матриархата. Появились племена на смену родам (2т – 1т). Зарождение семейной, частной  собственности и имущественного неравенства. Особая роль – жрецам (традиции, знания). У жрецов деревянная чаша и особая шапка. Народное собрание решало важные вопросы. Символ плодородия – домашний бык. Культ предков (мертвых  соплеменников) - представление о  загробной жизни. Политеизм (многобожие): Яма – бог смерти, Анги – бог  огня (козла в жертву), Митра (бык) – бог солнца. В ранней бронзе – кремация (сожжение) трупов (культ  огня), поздней – погребение в  согнутом, скорченном виде. Возможно сожжение вместе с мавзолеем (мавзолей Тегискен: сырцовый кирпич). Этим отржаетя их сложная  религиозная система. Умерших ориентируют  головой на запад и юго –  запад. Хоровод – символ солнца. Изображали сцены охоты, поклонения Митре, колесницы, геометрический орнамент. Палица – священное оружие. В Семиречье (то же что Жетысу) много петроглифов. Популярный андроновский наскальный сюжет – бык-тур*. Боги на колесницах. Для хорошего урожая – обряд первой борозды (её делал царь). Аркаим – прототип древних городов (на границе кустанайской области и челябинской). Жилье: землянки. Для строительства: в лесостепи – дерево, степи – камень. Священное место в доме – очаг (для огня брали кизяк, дрова, кустарник). Округлое жилище – прототип юрты. Самые большие жилища бронзы – Бугулы и Акбаур. Андроновцы – европеоидный тип, по происхождению – индоиранцы. Стоянки: Алексеевская и Садчиковская (р. Тобол) – северный Казахстан, в Приишимье, восточный Казахстан. Памятники: Атасу, Канай, Алексеевское. Знай: Череп лошади – в Айдабол. Кумыс - молоко кобыл (лошадей). Тебеневка – добыча животными корма из-под снега. Скань – крученая проволока. Инкрустация – врезка камней. В Тамгалы (крупнейшее скопление петроглифов, Семиречье) – рисунки 49 колесниц. * «Излюбленный сюжет эпохи бронзы в наскальном искусстве» - двугорбый верблюд. Наскальное изображение быка – символ могущества и силы. Альтернативные названия:

 Сырдарья: Яксарт, Сейхун 

 Амударья: Оксус, Джейхун   Волга: Итиль, Едиль Урал: Жаик, Яик 

 Эмба: Жем Дешт-и-Кипчак: позже Сарыарка, Токмак (у монголов)

 Семиречье: Жетысу

4. Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н.э. Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане, в долинах Урала, Илека,Эмбы. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э., когда сарматы начали распространять власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. Сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. Во II веке до н.э. савроматы дошли до Северного Причерноморья. О них оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Стaрший, Полибий. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Савроматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев), саков-массагетов. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), из дайского племени апарн, завоевал часть Парфии и Гиркании, основал династию Аршакидов. По некоторым гипотезам, дай являются предками адаев - одного из племен Младшего жуза На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море называли «Гирканское», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Резкое уменьшение численности сарматов в III в. до н.э. -I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Это вынудило савромаго-сарматов присоедиениться к гуннам. При раскопках археологических памятников Устюрта - Байте, Терен - найдены погребения людей, каменные жертвеники, 30-40 каменных столбов с антропоморфными изображениями (идолы). Даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. В сарматском обществе женщины были равны в правах с мужчинами, входили в военное сообщество племени. Военная Демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием.                                      

Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных  памятников савроматов является могильник  Сынтас, в кургане захоронены сразу  три савроматских воина. При раскопках  позднесарматского могильника Аралтобе в Атырауской области были раскопаны 3 кургана.

5. История народа хунну (в Европе их стали называть гуннами) уходит своими корнями в третий век до х. э., когда их вождь, шаньюй Модэ, создал хуннскую империю, бывшую на протяжении 200 лет главным врагом Китая. Однако последнему в первом веке х. э. удалось разгромить хунну, часть взяв в плен, а другую часть вынудив бежать далеко за пределы своей родины. Эти-то «бежавшие» хунну и образовали в дальнейшем государство гуннов в Европе. В 433 году, по смерти гуннского вождя Ругилы, власть в племени перешла к детям его брата Мундцука — Аттиле и Бледе, которые получили равные полномочия [13]. Однако такое положение вещей не устраивало Аттилу, не желавшего с кем бы то ни было делить власть. Будучи весьма хитрым и коварным, он ждал удобного случая, чтобы расправиться с братом. Такой случай ему представился только через 12 лет, в течение которых он внушил к себе ужас и уважение своим умом и храбростью, как врагам, так и друзьям. В 445 году, пригласив брата на пир, Аттила умерщвляет его, причем телохранители Бледы побоялись отомстить за смерть своего господина, хотя Аттила и был короткое время в их руках [38, 17]. Захватив верховную власть, новый правитель приступает к завоевательной политике. Всего за несколько лет он создает огромную империю, включающую в себя все племена славян и хазар на востоке, тюрингов и остготов на западе. Зверским опустошениям подверг Аттила Восточную Римскую империю, дойдя до самого Константинополя и вынудив его императора к уплате громадной дани с предоставлением ему в собственность всех имперских земель на юг от Дуная (447 год). Вскоре после этих событий в семье Западно-Римского императора Валентиниана Третьего происходит скандальная история, связанная с его сестрой Гонорией, которая была выслана к императору Византии Феодосию и его жене Пульхерии, доводившихся ей родственниками. Томясь в ссылке, Гонория решает освободиться из нее, для чего посылает письмо Аттиле, умоляя спасти ее и обещая ему свою руку [52]. Гуннский правитель понял, что благодаря этому браку он сможет официально претендовать на половину имперских земель, поэтому требует от Феодосия, а затем и от Валентиниана отдать ему Гонорию в жены. На это Валентиниан отвечает категорическим отказом, выдав сестру за одного из консулов. Воспользовавшись этим предлогом, Аттила начинает военные действия против Западно-Римской империи (450 год) [25, 48]. Во главе громаднейшего войска в пятьсот тысяч человек он, пройдя Германию и переправившись через Рейн, подобно урагану прошел по имперским городам Мецу, Триру, Аррасу, превратив их в дымящиеся развалины. Решающее сражение произошло в июне 451 года на Каталаунских полях, между Мери и Труа в Галлии. На стороне Западной Римской империи выступили вестготы во главе с королем Теодорихом. Битва длилась несколько дней, в ходе которой было убито до трехсот тысяч человек, а реки, протекавшие неподалеку, окрасились на многие дни в красный цвет, будучи завалены десятками тысяч трупов людей и лошадей. Эта битва, вошедшая в историю под названием «битвы народов», вынудила Аттилу остановить свое шествие по империи и возвратиться в Германию. Несмотря на огромные потери, понесенные гуннами, Аттила уже в следующем году начинает новый поход, целью которого теперь становится Рим. Перейдя через восточные Альпы, гунны в 452 году вторгаются в Италию, предавая огню ее жителей и города. Но уже недалеко от Рима в войске гуннов вспыхнул мор, отягощенный к тому же и недостатком провианта. В это время к Аттиле пребывает римское посольство, во главе с папой Львом Первым, которому ценой уплаты громадной дани удается заключить с гуннами мир. После этого войска уходят из опустошенной ими же Италии в Паннонию. В последней Аттила замышляет новый поход уже против Византии, но внезапная смерть, постигшая его в день свадьбы с Ильдико, положила конец его замыслам (453 год) [52, 13]. Тело Аттилы было зарыто в устье Тиссы, для чего вода была отведена из русла, а затем вновь впущена в него. Слуги, участвующие в его погребении, были убиты, а место могилы великого завоевателя и по сей день остается не найденным. Спустя совсем короткое время, в несколько месяцев, государство гуннов распалось и было завоевано близлежащими странами, и только память о свирепых завоевателях еще долго сохранялась у европейских народов [35, 25].

6. Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбага-тая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под натиском племен юэчжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.

  Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.

      Политическая  история усуней. С начала образования  усуньское государство находилось  в зависимости от хунну, но  сумело быстро освободиться и  стать одним из сильнейших  государств региона. Китайцы,  ища союзников в борьбе с  хунну, обращаются к усуням  и выдают за усуньского куньбека  свою царевну. Хунну, обеспокоенные  этим, начинают в 80-м г. до  н.э. набеги на восточные границы  государства, но после длительной  борьбы терпят поражение от  объединенных сил усуней и  Китая. После этого связи Жетысу  с Поднебесной Империей еще  более упрочились.

      Китайские  эмиссары стали открыто вмешиваться  во внутренние дела Усуньского  государства, что привело к  усилению в стране прохуннской  партии. В 60 г. до н.э. к власти  пришел Найби, не пользующийся  популярностью в народе и опирающийся  на китайские гарнизоны. Против  него было поднято восстание,  возглавленное представителем царского  рода Ожетом. Найби был убит, но  пятнадцатитысячная армия китайцев  заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство  было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого  куньбека получил Ожег, 60 тыс.  семейств и титул Великого  кунька получил Ян-гуйби, ставленник  Китая. Ставка великого куньбека  находилась на берегах Иссык-Куля, малого - в северной части страны, в Жетысу.

Информация о работе История Казахстана