История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Каменный век. Бронзовый век (II-I тысячелетия до н.э.) Союзы племен и ранние государства. Государства раннего и развитого средневековья(VI - нач. XIIIВВ.) Огузское государство (IX - начало XI ВВ.) Государства Караханидов. Государственные образования кереитов и найманов . Экономика и культура Казахстана в VI - начале XIII ВВ.
Казахстанский участок шелкового пути. Казахстан в эпоху монгольского нашествия.

Файлы: 1 файл

История Казахстана ответ.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Важную  роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Разводили, в основном, коров, также овец, коз и лошадей, двугорбых верблюдов – бактрианов (верблюд был приручен в III тыс. до н. э., в Казахстане - во II тысячелетии).

Первые  пастушеские племена были оседлыми. Земледелие было примитивным (мотыжным) и играло в хозяйстве вспомогательную роль. Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. При нем женщины и дети занимаются земледелием, а мужчины весной уходят со стадами на дальние пастбища, а осенью возвращаются домой. Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад. По мере перехода к кочевому и полукочевому скотоводству менялся состав стада, в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число баранов и коней. В Х - IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Глиняную  посуду лепили вручную, гончарного круга  не знали, затем обжигали. Керамику украшали геометрическим орнаментом, фестонами и меандрами. Орнамент оберегал содержимое сосудов от «сглаза» и «порчи».

Горное  дело и древняя металлургия в  эпоху бронзы были широко распространены на территории Казахстана и играли важную роль в хозяйстве андроновских племен. Рыхлые руды добывали «кайлованием». В плотных породах использовали метод «огневой проходки», при котором разводили костер, а когда порода нагревалась, охлаждали ее водой и рудное тело давало трещины.

Остатки плавильных печей обнаружены на Атасу, Суукбулаке, у аула Канай. Использовались ковка, литье, тиснение и чеканка. Развивалось ткацкое ремесло. Андроновцам уже были известны ткацкий станок и веретено. На стоянках Атасу, Канай, Алексеевское найдены каменные и костяные деталей от веретен.

Ювелирное искусство на территории Казахстана зародилось во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв.). Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами из медной проволоки, обернутой листовым золотом. Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом.

Жили  андроновцы в землянках и полуземлянках, они же использовались для содержания скота зимой. Юрта возникла в древности, и прототипом ее, прообразом было легкое круглое жилище андроновцев.

Поселение Аркаим имеет признаки города: система фортификаций – укреплений; наличие строгого плана застройки; деление на несколько зон - жилую, производственную, общественную.

Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. На смену материнскому роду пришел отцовский род. Весь скот, излишки продуктов и товары, полученные в обмен, принадлежали мужчине, потому что он стал главным производителем материальных благ. Орудия труда, домашнее имущество и животные были общими. Продукты коллективного труда делились поровну. Все дела решало народное собрание. Оно избирало старейшин рода и смещало их, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций.

Труд  человека стал производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя. На смену родовой коллективной собственности пришла собственность отдельной семьи. Вторым следствием перехода племен к скотоводству было зарождение семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства. Появились родовые вожди, жрецы и военачальники.

У андроновцев культ мертвых занимал особое место. В раннем периоде андроновской культуры (XVIII-XIV вв. до н.э.) покойника сжигали на костре. Этот ритуал был связан с культом огня. Позже обычай трупосожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп в скорченном состоянии на левом или правом боку. Все погребения андроновских могил ориентированы головой на запад или на юго-запад, потому что круглый курган с могилой в центре считался подобием мира. Ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром. Труп в могилу клали в скорченном виде - это поза младенца в утробе матери. Покойника связывали. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку. Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались священными. Это был культ предков.

Казахстан богат наскальными рисунками - петроглифами. Рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры. Крупнейшим скоплением наскальных рисунков является район Семиречья (урочище Тамгалы). Изображение дикого быка-тура - один из наиболее распространенных рисунков на скалах Казахстана. Бык -  символ плодородия, могущества и силы. Главное божество – солнцеголовый Митра сравнивается и отождествляется с быком.

На  рисунке в горах Ешкиольмес Митра с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда - бактриана. Распространено изображение колесниц, в Каратау их 49.

Проведение  первой борозды должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю.

Люди  имели европеоидный антропологический тип, язык - индоиранский.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках новых земель для заселения. Культурные и экономические связи со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры племен эпохи бронзы.

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА

Саки

В начале I тысячелетия до н.э. люди освоили казахстанские степи. VIII - VII вв. до н.э. для племен, населявших территорию Казахстана, началась эпоха открытия и широкого использования железа. В Казахстане были богатые месторождения меди и олова, и железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.

Развивалось кочевое  скотоводство. Рост стада требовал новых пастбищ, и между родами и племенами происходит борьба за землю, начинаются войны. Побежденные племена вынуждены уходить в другие районы. Выделяются более сильные племена. Внутри союза племен происходит постоянно процесс хозяйственного, политического и культурного взаимодействия, духовного сближения, слияния языков.

Уникальные памятники  раннежелезного века – курганы (долина Чиликты, южнее оз. Зайсан; на правом берегу р. Или; Тасмола в Центральном Казахстане).

Сведения об эпохе  раннего железа на территории Казахстана встречаются в священной книге  древних иранцев – Авесте, греческих и латинских трудах Геродота, Страбона, Птолемея. Наиболее интересны тексты, составленные по приказу персидских царей Дария и Ксеркса

Территории Казахстана в VII - IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Были и другие племена, но о них нет исторических сведений.

Саки говорили на восточно-иранских и протюркских языках, имели монголоидные черты. Многие греческие авторы называли их восточными скифами. Материальная культура и общественный строй сакских племен имеет сходство со скифами, населявшими степные районы европейской части России и Украины.

Древние персидские письменные источники называют саков «могучие мужи», иранские источники - «туры с быстрыми конями».

Сакские племена делились на три группы:

1. Заморские  саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи).

2. Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки - в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса в Персеполе.

3. Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, расселялись в долине Мургаба.

Господствующее  место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием, образ жизни: оседло-кочевой.

Существовало  три вида скотоводства:

1. Кочевое скотоводство (Западный и Центральный Казахстан). Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.

2. Полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан, Семиречье, районы Центрального и Западного Казахстана, подножие Тянь-Шаня и Алтайских гор).

3. Оседлое (юг Казахстана, долины Сырдарьи, Чу, Келеса). Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Важную роль играли бараны, верблюды разводились в Западном и Южном Казахстане. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, поля орошались с помощью каналов. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.

Высокого  уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произведениями искусства. Саки совершенствовали обработку железа и производство железных изделий.

В Чиликтинском кургане (Восточный Казахстан) найдены бронзовые наконечников стрел, колчан, украшенный золотыми бляшками в виде оленей. Ранние кочевники пользовались деревянной, кожаной, глиняной посудой. Сакская керамика небольших размеров, округлых, шаровидных форм. Вся посуда изготовлялась вручную. Археологи часто находят на территории Семиречья - в Илийской долине и Прииссыккулье медные и бронзовые котлы и жертвенники.

В I тысячелетии до н.э. саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: «лазуритовый», «нефритовый». Лазурит, добываемый на Памире, вывозился в Иран и Месопотамию, а нефрит - из Кашгарии в Китай. В середине I тысячелетия до н.э. стал функционировать «степной путь». Начинаясь в большой излучине р. Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков. По этому пути к сакам попадали китайский шелк, иранские ковры.

В эпоху  саков в обществе происходят большие  изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Появляются небольшие группы курганов, в которых захоронены члены семейной общины. В VII- III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Вождь избирался всеми членами племени. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, следил, чтобы не было столкновений между родами и племенами, руководил объединенными войсками во время военных походов.

Сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины.

Пленников превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве, рабство носило патриархальный характер. У саков развивается военная демократия, сложившаяся еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Во время празднеств самый меткий стрелок по древней традиции получал право повелевать людьми.

Царь  считался избранником богов, посредником  между небом и землей, центром  мира, носителем земного процветания, его отождествляли с солнечным божеством. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. В 1969 г. в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» - юноша-воин, царь саков. Погребение датировано V веком до н.э. Он был воином, о чем говорит оружие, в том числе золотая стрела, жрецом (на голове надет островерхий колпак, рядом лежит зеркало), пастухом, о чем свидетельствует плеть.

Могильник Бесшатыр в долине реки Или. Он состоит из многочисленных курганов, самый большой из которых достигает высоты пятиэтажного дома. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шаньских елей.

Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами, о победе саков над ахеменидским царем Киром. Царица Томирис приказала бросить голову Кира в бурдюк, наполненный кровью: «Насыться же теперь кровью, которую ты всегда жаждал». В 519-518 гг. до н.э. поход против саков-тиграхауда предпринял Дарий I. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов, пастух Ширак завел персов в пустыню, и они оказались на грани гибели. Однако, в результате длительной войны с персами, часть саков все же была покорена ими. Они стали платить Дарию дань, а также посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах.

Информация о работе История Казахстана