Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:21, реферат
Каменный век. Бронзовый век (II-I тысячелетия до н.э.) Союзы племен и ранние государства. Государства раннего и развитого средневековья(VI - нач. XIIIВВ.) Огузское государство (IX - начало XI ВВ.) Государства Караханидов. Государственные образования кереитов и найманов . Экономика и культура Казахстана в VI - начале XIII ВВ.
Казахстанский участок шелкового пути. Казахстан в эпоху монгольского нашествия.
В 1137 г. каракытаи разбили правителя Мавераннахра Махмуд-хана, а в 1141 г. - сельджукско-караханидские войска, заняли Бухару и заставили Хорезмшаха платить ежегодную дань в размере 3 тысяч золотых динаров.
В государстве была распространена система подворного налогообложения, с каждого двора взимали по 1 динару. Гурхан не раздавал уделов своим приближенным, ибо опасался их усиления и соперничества за власть. С середины XII в. карахытаи существенно изменили свою налоговую политику, перешли к открытому грабежу, совершали разорительные набеги на мирные поселения.
В 1208 г. в Семиречье бежали из Монголии найманы во главе с Кучлук-ханом. В 1211 г. они пленили правителя каракытаев. Власть перешла к найманскому правителю Кучлук-хану, а государство каракытаев пало.
Государства найманов и кереитов (XII в.)
«Найман» с монгольского означает «восемь» - по числу племен, входивших в конфедерацию. Найманы занимали земли от Орхона до р.Иртыш, к востоку от них жили кереиты. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х века. Предводители кереитских племен имели две резиденции. Северная находилась в городе Хатун-Балык, а южная - на р.Хуанхэ. Конфедерация кереитов состояла из тюркоязычных и монголоязычных племен. В 1007 г. кереиты и найманы приняли христианство несторианского толка. Правитель кереитов Тогрул-хан привлекал к себе на службу представителей знати канглы. При ханском дворе воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в том числе и Темучин (Чингисхан).
Государственные образования кереитов и найманов представляли собой улусы. Улусы управлялись ханами. В них существовал государственный аппарат, действовало обычное право. Население занималось кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Развивались домашние промыслы. В 1203 г. Чингисхан разорил княжество кереитов, а через год найманов. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлук-ханом передвинулись на Алтай и в бассейн Черного Иртыша, где соединились с ранее расселявшимися там значительными группировками найманов и кереитов. Кучлук-хан в 1211 г. взял верховную власть в Семиречье. В 1218 г. он вновь потерпел поражение от монголов и бежал в Бадахшан, но вскоре в местности Сарыколь был убит. Тем самым были созданы предпосылки для завоевательных походов монголов, возглавляемых Темучином, известным теперь как Чингис-хан.
Кыпчакское ханство (начало XI в.-1219 г.)
В XI в. складывается Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» вместо прежнего «Степь Огузов» (Мафазат аль-гузз )) - историко-географическая область, которая занимала территорию от Иртыша до Днестра и по Волге делилась на Восточный и Западный Дешт-и-Кыпчак. Одинаковые формы хозяйства, системы общественных отношений и общность языка способствовали объединению племен принявших этноним кыпчак. Кыпчакские племена в XI-XII вв. были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Кочевья кыпчаков находились по рекам Ишиму, Тоболу, Нуре, Илеку и Сарысу. Арабский географ аль-Омари (XIV в.) свидетельствовал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища их, как и некогда летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор».
Образование ханства происходило в первой половине XI в. В конце ХI - начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Во главе стояли ханы, чья власть передавалась по наследству. Ханская ставка называлась ордой. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое со ставкой на р. Урал и левое с резиденцией в г. Сыгнаке. Главным занятием кыпчаков было скотоводство. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Основным мерилом богатства служило число лошадей. Собственником пастбищ была аристократия. Потеряв скот, общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Часть оседлого населения занималась земледелием. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы.
В 1216 г. Хорезмшах Мухаммад, вторгшись в Дешт-и-Кыпчак, столкнулся с войском Чингисхана. Это было первое появление монголов на территории Казахстана. Наступила эпоха монгольских завоеваний.
На руинах Западно-Тюркского каганата кочевые и полукочевые племена образовали четыре могущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три объединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степях разместилась Огузская держава; в регионе Северного, Восточного и Центрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимакский каганат; а наследниками исконных земель Западно-Тюркского каганата Семиречья - стали карлуки. Эпоха Караханидов, сменивших на исторической арене Карлукское государство, представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Но потрясения монгольского периода прервали процесс наметившегося развития. Эпоха Карахытайского государства не внесла существенных изменений в развитие экономики и культуры края. Формированию кыпчакской народности на территории Казахстана способствовали одинаковые типы хозяйства, общественного устройства и общность языка различных этнических групп, которые при растущем политическом весе кыпчаков сознавали свою принадлежность к единому этносу и принимали этноним «кыпчак»
ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В VI - НАЧАЛЕ XIII ВВ
Города
Главной функцией городов VII- VIII вв. была административная. Свою независимость владетели городов подчеркивали выпуском монет. Выделяются два района формирования городской культуры. В Южном Казахстане оседло-земледельческая культура имеет древние традиции эпохи саков и кангюев. Распространяются и новые элементы городской культуры Согда, которые вошли как компонент в раннесредневековую городскую культуру Южного Казахстана. Одной из главных функций городов в Юго-Западном Семиречье была транзитная торговля.
Важную
роль в распространении в Юго-
В большинстве могил останки человека лежат вместе с останками боевого коня. Этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - кентавра. Чаще всего из предметов вооружения в погребениях встречаются стрелы. Луки были составные (сложные) с костяными накладками.
Торговля была одним из важнейших факторов развития городов. В городе сходились три основных направления товарообмена: между странами, между городами и округами, между городами и кочевой степью.
По югу Казахстана и через Семиречье проходил Великий Шелковый путь. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В 567 году Истеми-каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли. Посольства успеха не имели. Тогда каган направил посольства в Византию, и был заключен торгово-политический союз.
Большую роль в торговле играли согдийцы. Они производили и продавали такие товары, как шелк, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные и красящие вещества, ковры. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. О наличии денежной торговли говорят находки монет.
Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы.
В IX - начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры. Растет количество городов, они территориально расширяются, в них развиваются ремесла и торговля. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) появляется новый район городской культуры где в XI - XII вв. уже насчитывалось около 70 городищ, тогда как в IX-X вв. их было всего 12. Начало формирования городов относится к VIII в., в IХ – XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов - пригородной территории.
В IX - XII вв. проживало в Испиджабе - 40тыс, в Отраре - 16тыс, в Таразе - 10тыс, в Баласагуне - около 10тыс, в Каялыке - 10 тыс. человек. Однако было больше городов с населением от 1 до 3 тыс. человек.
Рост городов шел в IX-XII вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Карлукам в IX в принадлежал Тараз, согласно сведениям автора Худуд аль-Алама, карлукскими считались города Кулан, Мирки, Нузкет, Кармикент, Барсхан. Центром карлукского владения был город Каялык. Жителями городов Каратау, Средней и Нижней Сырдарьи были огузы. Названия тюркских племен носили города Джикиль, Барсхан, Ягма. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент, Кенджак-Сенгир.
Юсуф Баласагунский в «Кудатгу Билиг» восхваляет земледельцев, ремесленников, торговцев.
Если раньше основным потребителем были богатые купцы и дехкане (богатые землевладельцы), то теперь им становится ремесленно-торговое население. Существовала специализация мастерских, цеховые организации.
Найденные
при археологических раскопках
Наиболее крупными центрами торговли являлись Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент, Тараз и Баласагун, Талгар и Каялык. В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. Важнейшим центром транзитной торговли оставался Тараз, о котором источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками».
Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Каялыке. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.
Денежное обращение
Монеты в раннее средневековье (VI-VIII вв.) выпускались представителями владетельных родов, ставивших на них знаки - тамги. Тамга - символ родового имени.
Тюргешские монеты выпускались в Акбешиме (Суябе), на лицевой стороне имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду (надпись на монете) согдийским письмом - «тюргеш-кагана-теньга» или же «небесного кагана теньга».
В IX- XI вв. имели хождение золотые динары, серебряные дирхемы, медные фельсы. «Черные дирхемы» были низкопробными, в них было много меди. В XI-XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причина этого явления, называемого «серебряным кризисом», заключалась в изменениях запасов серебра в Средней Азии. В обращении были не только целые золотые монеты, но и их фрагменты различной величины и веса.
Архитектура и искусство
Благодаря
археологическим раскопкам стал
Монументальные буддийские храмы были найдены при раскопках в Суябе и Навакете. В Х - начале ХIII вв. (в связи с распространением ислама) в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были найдены археологами в городах Кедере и Кульшубе. О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХI вв.), выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.), мавзолей Кара-хана в г. Жамбыле.
Среди городских строений Х - начала XIII вв. встречаются бани, найденные археологами в Таразе, Отраре, Баласагуне. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней.
С конца IX до XII вв.
получает широкое распространение поливн
Язык и письменность
Первое сообщение о письменности тюрок («скифских письменах») принадлежит византийскому историку Менандру Протектору. Среди наиболее древних памятников древнетюркской письменности следует назвать стелы (вертикально стоящие каменные плиты с надписью), найденные в северной Монголии. На них сохранились крупнейшие из известных рунических текстов - памятники в честь Бельге-кагана и Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Наряду с древнетюркским письмом в период VI - Х вв. широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо. В IX - ХII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык.