История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Каменный век. Бронзовый век (II-I тысячелетия до н.э.) Союзы племен и ранние государства. Государства раннего и развитого средневековья(VI - нач. XIIIВВ.) Огузское государство (IX - начало XI ВВ.) Государства Караханидов. Государственные образования кереитов и найманов . Экономика и культура Казахстана в VI - начале XIII ВВ.
Казахстанский участок шелкового пути. Казахстан в эпоху монгольского нашествия.

Файлы: 1 файл

История Казахстана ответ.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Литература и наука

Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина можно считать блестящими образцами  политической прозы, сохранившей традиционные формы ораторского искусства и устного повествования о богатырских подвигах. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Аль-Фараби являлся энциклопедистом, своими научными взглядами намного опередившим время. В ХI в. было написана поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана. В нем отражалась  общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, специфика и традиции, особенности письменного тюркского языка. Махмуд Кашгарский из Барсхана в 1074 г. составил «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Это сочинение является памятником истории быта, нравов и языка, а также естественно-научных представлений того времени. Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был Ходжа Ахмед Яссауи, живший в городе Яссы (Туркестан) в XII в.. Он был проводником мусульманской религии в Казахстане. Впоследствии, в XIV в., над его могилой по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей. Ахмеду Яссауи принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости») на тюркском языке. У Ахмеда Яссауи были ученики, среди них наиболее известен Бекыргани. Учителем Ахмеда Яссауи был Арыстанбаба, который занимал верхнюю ступеньку в иерархии святых.

Религия

В период раннего средневековья тюркоязычные жители Казахстана были язычниками. Они поклонялись Небу (Тенгри) и Земле-Воде (Йер-Су). Покровительницей очага и детей было женское божество Умай. Был распространен культ священных гор.

Почитали  тюрки огонь, широко практикуя обычай очищения огнем. Умерших тюрки хоронили по древнему  шаманскому ритуалу. В IX - XI вв. получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство. Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. При раскопках семиреченских городов обнаружены буддийские храмы. В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминаются «золотой город Аргу - Талас» (Тараз) и еще четыре семиреченских города, где проживали манихеи. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где центром его был Мерв. В VIII - Х вв. была образована карлукская митрополия, а в Таразе и Мирки действовали церкви. В конце IX - начале Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI - ХII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

Формирование Великого Шелкового пути

В III- II тыс. до н.э. появились отдельные участки Шелкового пути - «Лазуритовый путь» (соединял Среднюю Азию со Средиземноморьем и Индией) и «Нефритовый путь» (связывал Восточный Туркестан с Китаем). В середине I тыс. до н.э. стал функционировать «Степной путь». По описаниям Геродота можно проследить его направление: из Причерноморья к Иртышу и на Алтай. По этому пути распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.

В VI-V вв. до н.э. китайский  шелк стал вывозиться на Запад. В середине II в. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. В 138 г. из Ханьской столицы вышел посольский караван князя Чжан-Цзяня. Он первым прошел по прямому пути из внутренних районов Китая в Центральную Азию и смог добраться до сегодняшнего Афганистана. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай - с товарами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Вскоре международная торговля перешла в руки торговцев из Согда.

В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, т.к. дорога через Фергану стала опасной из-за междоусобиц местных правителей, а богатые тюркские каганы стали крупными потребителями заморских товаров. В течение столетий наибольшую значимость попеременно приобретали те или иные участки и ответвления, другие отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Политическая ситуация на континенте определяла выбор маршрутов купцами и дипломатами,

В Семиречье благодаря Шелковому пути ему возник целый ряд городов, а на юге Казахстана он способствовал быстрому росту городов, оказавшихся на самой трассе.

В источниках первой половины I тыс. н. э. упоминаются лишь два города - Чигу в Семиречье (резиденция правителей усуней) и Битянь в Южном Казахстане (столица кангюев). Уже в начале ХII в. Сюань - Цзян сообщает о нескольких десятках городов. Наиболее крупными из них были Суяб, Тараз и «город на Белой реке», позднее названный Испиджаб. В китайских дорожниках V II - XII вв. и арабских маршрутниках  VIII - XII вв. перечислены уже десятки городов, находившихся на Шелковом пути.

Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан  и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., но междоусобицы и войны, приведшие к гибели здесь городской культуры, а также освоение морских путей привели к его угасанию.

Казахстанский участок  Шелкового пути

Из Шаша (Ташкент) дорога шла в Испиджаб. Испиджаб назывался в китайских дорожниках «городом на Белой реке», а в XI в. Махмуд Кашгарский объяснил, что «Сайрам - название Белого города (Ал-мединат - ал-Байда), который называется Испиджаб». Первым крупным городом: стоявшим на Шелковом пути в Таласской долине, был Джувикат, проехав который караваны попадали в Тараз - один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Источники называют Тараз «городом купцов». Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем - карлуков и Караханидов.

Рядом с Таразом  находился город Джамукат (на правом берегу р. Талас, недалеко от Жамбыла), основанный согдийцами из Бухары. Развалины называются сейчас Костобе - «Двойной бугор». В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого в 751 г. произошла битва арабов с китайцами. Из Тараза путь шел на восток по пустынной местности к городу Кулану, который китайцы называли «Цзюйлень», был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороны Мавераннахра». Дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья - Навакет. Название это переводится как «Новгород». Навакет известен как резиденция тюркских каганов и как город согдийцев. Из Навакета - в крупнейший город Семиречья - Суяб. Он был столицей западных тюрок, затем тюргешей, карлуков. Позднее роль столицы переходит к городу Баласагуну, известному как столица Караханидов, затем - карахытаев.

В Х - XII вв. одно из ответвлений Шелкового  пути пересекало всю Илийскую долину с  юго-запада на северо-восток. Трасса Шелкового пути проходила через  небольшие городки, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза. На месте современного с. Дунгановка обнаружено одно из крупнейших городищ Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. странствующий монах Вильгельм Рубрук, жили «сарацины», то есть иранские купцы. Из Икиогуза путь шел к Каялыку - столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман, жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает Вильгельм Рубрук, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мунке, посетивший город.

Одна из отправных точек на казахстанском участке Шелкового пути - Испиджаб. На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар (Фараб) и Шавгар. Рядом с Отраром находился город Кедер, бывший в Х в. главным в Отрарском оазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран». На месте современного г. Туркестана в Х - XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал известный поэт, суфий Ахмед Яссауи.

Товары Шелкового пути

Главным предметом торговли оставался шелк. Шелк наряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги. Золотые византийские солиды имели широкое хождение и применялись в качестве международной валюты.

К числу  редкостных по значению находок, свидетельствующих  о международной торговле, относится  серебряный клад из Отрара. В нем представлены монеты восточно-туркестанских городов, европейские монеты из Крыма, малоазийские, казахстанские. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути. В кладе были также слитки серебра в виде линз и овальных брусочков. Они могли служить в качестве денег.

По  Шелковому пути распространялись не только товары, но и мода на художественные стили, например, тимуридский стиль в керамике.

Великий Шелковый путь привел к взаимодействию и взаимообогащению  культур. Наряду с распространением товаров, культурных образцов и эталонов в искусстве, архитектуре, настенной живописи, по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищных представлений.

 

Пути религий

По  Шелковому пути распространялись также  религиозные идеи. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в I в. до н.э. проник буддизм. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы. Буддийский монастырь I-III вв. найден археологами в Термезе на Каратобе. Буддийские памятники открыты в долине Санзара, на городище Гяуркала в Мерве. Буддийский монастырь VII-VIII вв. Аджина-тепе исследован в долине Вахша на юге Таджикистана. В первой половине VII в. буддистами становятся правители западных тюрок. На Юге Казахстана и в Семиречье буддистские сооружения найдены на городищах Чуйской долины: Ак-Бешиме, Красной Речке, Новопокровском, Новопавловском. Одной из интереснейших находок является подземный монастырь VI-VIII вв. неподалеку от города Испиджаба (Сайрама).

Христианство распространялось с Запада на Восток из Сирии. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. В IX-Х вв. митрополия (церковно-административный округ) образована во владениях карлуков, в Таразе и Мирки действовали церкви. В XI в. христиане обратили в свою веру монгольское племя кереитов. В ХII в. учреждена митрополия Кашгара и Навакета. В 1203 г. Чингис-хан разорил княжество кереитов, но христиане играли в его империи значительную роль. Жена младшего сына Чингис-хана Тулуя была христианкой. О христианах Илийской долины, имевших церковь в Каялыке, свидетельствует Вильгельм Рубрук. Остатки христианского монастыря XIV в. найдены на берегу Иссык-Куля, христианской церкви - на городище Ак-Бешим, городов Джамуката и Навакета. К выдающимся памятникам религиозного искусства XIV в. относятся кайраки – надгробные камни с христианской символикой, обнаруженные в Семиречье и Восточном Туркестане.

Манихейство возникло в III в. в Иране. Оно представляло синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма - идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейцы жили в Южном Казахстане, в Турфанском оазисе, семиреченских городах Баласагуне и Чигильбалыке. Медальон манихейского божества найден при раскопках Тараза.

Зороастрийская вера (идея борьбы добра и зла, света и тьмы) была занесена в Казахстан в VI - VII вв. согдийцами. В Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма, отличный от каноническогo. Он был связан с местными языческими культами - культом огня, рода, предков, животных. Находки, связанные в этой религией, представляют собой захоронения в оссуарuях (глиняных ящиках для костей), хумные захоронения. Памятники этой религии найдены в сырдарьинских городах. Иранский поэт Дакики сказал, что из всех благ мира он избрал для себя вино, музыку, уста красавиц и веру Зороастра.

В VIII-IX вв. начинается исламизация населения. Наибольшему влиянию мусульманской культуры в VIII в. подверглись карлуки. В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. В XI-XII вв. ислам распространился среди кыпчаков. В Таразе и Мирки христианские церкви превратили в мечети. В Х-ХI вв. построена мечеть в Баласагуне (Семиречье). Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Сохранились фрагменты мавзолеев Бабаджа-хатун (Х в.), Айша-Биби (ХI-ХШ вв.), Сырлы-там на Сырдарье (XII в.).

Шелковый путь является ярким феноменом мировой  цивилизации. В его оазисах обнаружены замечательные памятники культуры и искусства, предметы быта и культа, принадлежавшие разным религиям. В городах Казахстана создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур.

КАЗАХСТАН В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Монгольское нашествие

Монгольские племена в ХII в. жили на реках Орхон и Керулен, позже заняли территорию от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша до пустыни Гоби. К концу ХII в. в монгольских племенах происходили распад родоплеменного строя и становление классовых, раннефеодальных отношений. Вожди (нойоны), опираясь на воинов (нукеров), захватывали общинные земли, совершали набеги на соседей с целью захвата пастбищ, военной добычи и пленников-рабов.

В начале XIII в. образовалось Монгольское государство во главе с Чингис-ханом. Он был сыном богатого нойона Есугай-багатура, предводителя племени кият-борджигинов. При рождении (1155 г.) ему дали имя Темучин. В течении 20 лет в жестокой борьбе Темучин шел к единоличной власти почти над всеми монгольскими племенами. В 1205 г. на хурале (съезде) монгольской знати Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис-ханом. Чтобы удовлетворить требования кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы, Чингис-хан стал на путь войны. Монголами была завоевана в XIII в. огромная территория в Азии, Восточной и Центральной Европе.

Информация о работе История Казахстана