Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 10:49, курсовая работа
Итак, целью настоящей курсовой работы является изучение основных проблем, связанным с работой Сургутского архива и его пользователей, а также перспектив его развития.
В связи с поставленной целью в ходе написания курсовой работы мной решались следующие задачи:
1. Проанализировать структуру и основные виды архивов в России, теоретические основы их работы;
2. Показать основные направления развития архивного дела в России, ХМАО-Югре и, в частности, Сургутского архива и сделать выводы.
Объектом исследования в курсовой работе является архивная отрасль, а в качестве предмета исследования примем архивный отдел администрации города Сургута.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА I. Архивное дело в России
4
1.1 Виды архивов, их основные задачи
4
1.1.1 Ведомственные архивы
5
1.1.2 Государственные архивы
10
1.2 Информационное обеспечение пользователей архивов
13
1.2.1 Виды запросов и информационных документов
15
1.2.2 Теоретические основы исполнения запросов
17
ГЛАВА II. История становления, сегодняшний день и перспективы развития архивного дела в ХМАО
25
2.1 Исторический обзор Сургутского архива
25
2.2 Перспективы развития архивного дела в ХМАО и Сургуте
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для организаций, осуществляющих временное депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, основные задачи архива определяются в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными ими с учреждениями Федеральной архивной службы России.
Архив контролирует качество составления номенклатур в структурных подразделениях. Это важный этап работы по организации документов в делопроизводстве и экспертизе их ценности, так как на основе номенклатуры будут формироваться дела и проставляться на обложках сроки хранения. Архив систематически проверяет формирование и оформление дел в соответствии с номенклатурой: порядок хранения дел и их сохранность в структурных подразделениях. В процессе проверки сотрудник архива инструктирует работника делопроизводства по всем вопросам работы с документами и оказывает ему необходимую помощь.
Заметим, что проверки структурных подразделений возможны, причём такие проверки проводятся не реже одного раза в год.4
Архив вышестоящего органа системы осуществляет контроль и оказывает методическую помощь архивам подведомственных организаций. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в пять лет. 5
Проверяются пригодность помещения для хранения документов и физическое состояние документов, систематичность поступления дел из структурных подразделений и их учет в архиве, наличие и качество описей дел, порядок их хранения, состояние документов по личному составу и имеющийся к ним справочный аппарат и т.п.
Архив вышестоящего учреждения обобщает опыт работы архивов подведомственных организаций.
Государственные архивы подразделяются на федеральные и архивы субъектов федерации. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Так, государственные архивы федерального уровня подразделяются на:
- Государственный архив
- Российский государственный
- Российский государственный
- Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ);
- Российский государственный
- Российский государственный
- Российский государственный
- Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ);
- Российский государственный
- Российский государственный
- Российский государственный
- Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД);
- Российский государственный
- Российский государственный
- Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ);
- Архив Президента РФ.
Государственных архивов регионального уровня намного больше. Приведём лишь краткий перечень, например, Национальный архив Республики Адыгея, Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ГУ «ЦГА УР»), Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГОУ «ГАСПИ КО»), Государственный архив Костромской области, Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГУ «ГАНИКО»), Государственный архив Краснодарского края, Центральный архив города Москвы, Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ) и мн. др.
Что касается ХМАО, то уместно будет сделать краткую историческую справку. Так, 1 октября 1934 года при Остяко-Вогульском окрисполкоме было организовано окружное архивное бюро. В этот день было положено начало развития архивного дела в нашем округе. За прошедшее время архивистами создана солидная документальная база для изучения истории края, а также для подтверждения социальных прав граждан – это более 600 тысяч дел.
Ежегодно в архивы округа поступают более 50 тысяч дел постоянного срока хранения и по личному составу от 1000 с лишним организаций – источников комплектования архивных учреждений округа. Среди них - документы Правительства и Думы автономного округа, администраций муниципальных образований, их отделов и управлений: образования, здравоохранения, статистики, внешнеэкономических и межрегиональных связей, налоговых инспекций, общественных организаций. По документам этих фондов можно проследить преобразования в обществе, которые происходили в перестроечный период, в том числе акционирование государственных предприятий, развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, установление связей с иностранными фирмами.
Главным направлением в использовании архивных документов является исполнение запросов граждан и организаций. Ежегодно исполняется более 60 тысяч запросов, подтверждающих размер заработной платы, стаж работы, права собственности и т.д.
Читальные залы архивов автономного округа ежегодно посещают более тысячи человек. Документы Архивного фонда округа широко используются в различных публикациях, телерадиопередачах. Архивная информация легла в основу учебника «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности и до наших дней», использована при подготовке энциклопедии «Югория».
В рамках программы «Судьба моя - Югра» Службой по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа подготовлены и изданы документальные сборники – «Представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе. 1930-2001 годы», «Политические репрессии 1930-1940-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа», «Страницы истории Ханты-Мансийского педагогического колледжа. 1932-2002 годы», «История школы в истории судеб», «Война – как она есть», «Моя судьба в истории Югры» и др.6
В настоящее время Архивная служба автономного округа включает в себя: Службу по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», 22 архивных отдела администраций муниципальных образований. Основным государственным архивом является Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».7
В Сургуте государственным архивом является лишь один – архивный отдел Администрации города Сургута, о котором и пойдёт речь дальше.
Информационное обеспечение пользователей предусматривает выявление архивом запрашиваемой ими информации по документам, подготовку и предоставление пользователям соответствующих информационных документов. Оно проводится в плановом или оперативном порядке на основе запросов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, общественных объединений, граждан, а также по договорам с юридическими и физическими лицами.
В работе с заявителями все архивные учреждения Российской Федерации руководствуются положениями Конституции Российской Федерации;8 Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации;9 Уголовным кодексом Российской Федерации;10 Гражданским кодексом Российской Федерации;11 Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях»;12 Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации»;13 Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации»;14 Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации.15 Также архивные учреждения, расположенные на территории субъектов Российской Федерации должны осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, относящимися к информации, информационному обеспечению и обмену информацией, а также регламентом работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Основными принципами использования документов Архивного фонда Российской Федерации являются общедоступность и открытость документной информации, законность её поиска, получения и использования.
Формами использования архивных документов, находящихся в государственных и муниципальных архивах являются:
- информационное обеспечение
- представление документов
- экспонирование документов на выставках;
- использование документов в средствах массовой информации;
- проведение информационных
- выдача документов во
- публикация документов в
Запросы, поступающие в архивные учреждения Российской Федерации, подразделяются на тематические, генеалогические и запросы социально-правового характера. К их числу относятся запросы:
- служебного характера от
- от физических и юридических лиц,
- запросы от российских и иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за рубежом, так называемые консульские.
Тематический запрос – запрос о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, вопросу, событию или факту, которые имеют историко-культурный характер, и необходимы заявителю в исследовательских целях. Разновидностью тематического запроса является биографический запрос, по которому устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии.
Генеалогический запрос – запрос, выражающий потребность в документной информации, сведениях устанавливающих родство, родственные связи двух или более лиц, историю семьи, рода заявителя.
Запросы социально-правового характера – запрос конкретного лица или организации, связанный с обеспечением прав и законных интересов граждан: подтверждении трудового стажа, размера заработной платы, имущественных прав, о службе в военных формированиях, об участии в партизанском движении, о награждении, о присвоении почетных, воинских и специальных званий, состоянии здоровья, об образовании, избрании на выборные должности, о факте применения репрессий, актах гражданского состояния.
Выдаваемые информационные документы подразделяются:
Архивная справка – официальный документ архива (выполненный на бланке архивного учреждения), имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию (подтверждение) о предмете запроса с указанием поисковых данных документов, на основании которых она составлена.
Архивная копия – официально заверенный документ архива, дословно воспроизводящий машинописным, фотографическим, электрографическим или иным способом, в том числе переданный по другим информационным каналам, текст документа, с указанием его поисковых данных.
Архивная выписка – официальный документ архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящийся к определенному вопросу, факту, событию или лицу, с указанием поисковых данных документа.
Информационное письмо – официально оформленное архивным учреждением письмо, составленное архивом по своей инициативе или в ответ на запрос пользователя, содержащее информацию об имеющихся в архиве документах по определенной проблеме, теме, содержащий название архивных фондов и краткую характеристику документов или мотивированный отказ от выдачи запрашиваемых сведений или документов.
Тематический перечень документов – систематизированный краткий или аннотированный перечень заголовков документов, единиц хранения, единиц учета по определенной теме (вопросу) с указанием их дат и поисковых данных, составленный по инициативе архива или по запросу пользователя.
Тематическая подборка копий документов – систематизированный комплект копий документов или их частей (фрагментов) по определенной теме (вопросу), подготовленный архивом по запросу пользователя или в инициативном порядке.
Тематический обзор включает систематизированные сведения о составе и содержании части документов одного или группы фондов одного или нескольких архивов по определенной теме. По запросу заявителя в тематическом обзоре указываются основные разновидности документов, их авторы, хронологические рамки, подлинность, поисковые данные. К тематическому обзору должны быть составлены список фондов, информация о которых содержится в обзоре, и библиография по теме, также к тематическому обзору по документам одного архива может быть дополнено сведениями о наличии документов по данной теме в других архивах.
Наиболее важной формой использования документов архива является исполнение запросов граждан и организаций. Приём запросов о предоставлении архивной информации от физических и юридических лиц, поступающих в архив, осуществляется службой (отдел, сектор) информационного обеспечения юридических, физических лиц или отделом справочно-информационной работы. Передача запросов в архивы на исполнение осуществляется на основании реестров, составленных в 2-х экземплярах с пометками о факте передачи и получения запросов в виде подписи представителя службы «приёма» и представителя архива с указанием конкретной даты. Все полученные запросы регистрируются архивом в Журнале регистрации и контроля выполнения обращений заявителей (граждан, организаций, правоохранительных органов) по фондам архива, а также, при наличии автоматизированного учёта в компьютерной базе поступления и исполнения запросов или по Картотеке «служебной корреспонденции».