Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:51, реферат

Описание работы

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе.

Содержание работы

Введение

Основные принципы политики Советского государства

Внешняя политика с Капиталистическими странами

Внешняя политика с Восточными соседями

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Советского государства в 20-е годы.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

Основные принципы политики Советского государства

 

Внешняя политика с Капиталистическими странами

 

Внешняя политика с Восточными соседями

 

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В результате первой мировой войны и гражданской войны в России и Европе закладывается принципиально новая геополитическая ситуация на международной арене. Окончательно ломается традиционная для XVIII - начала ХХ века система.

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе. В ожидании нового подъема Ленин поставил во главу угла задачу мирного строительства Советского государства.

В 20-е гг. Советская страна нормализовала свои международные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отказалось от роли мирового центра революционного движения — с другой. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений.

Цель настоящей работы – охарактеризовать особенности внешней политики молодого советского государства в 20-е годы.

Основные принципы политики Советского государства

 

Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с другими государствами. Третий

Коммунистический Интернационал во главе с председателем Исполкома –  Г. Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г., строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. На цели мировой революции направлялись значительные материальные средства, направляемые как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран. Подобный двойной стандарт во внешней политике Советской России, а затем и СССР создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел во главе с Г.В.Чичериным (в 1918-1928 гг.), которому в этих условиях приходилось вести диалог с капиталистическими странами.1

Первым важным шагом молодой советской дипломатии стал вопрос о выходе из войны. В Декрете о мире было сделано формальное предложение перемирия всем воюющим странам как союзным, так и враждебным. Страны Антанты не откликнулись на призыв о прекращении войны. Переговоры советской стороне пришлось вести с Германией. Они начались 12 декабря в Брест-Литовске. Германия и ее союзники настаивали на аннексии огромных территорий России (свыше 150 тыс. кв. км) и независимости Украины.

 В ЦК РКП(б) развернулась внутрипартийная дискуссия по вопросу о выходе из войны, а точнее о подписании сепаратного и аннексионистского мира с Германией. В.И.Ленин рассматривал мир как тактическую передышку, подчеркивая вынужденный характер соглашения. Против заключения перемирия выступала оппозиция левых коммунистов во главе с Н.И.Бухариным, настаивавшая на продолжении боевых действий в целях форсирования процесса мировой революции. Л.Д.Троцкий предлагал прекратить боевые действия из-за невозможности далее вести их, но мира не подписывать (отсюда его формула ни мира, ни войны, армию демобилизовать). Тезисы Ленина под воздействием местных партийных организаций и Советов были отвергнуты. ЦК принял решение затягивать подписание мира.

28 января 1918 г. в соответствии с решением ЦК Л.Д.Троцкий, возглавлявший на переговорах советскую делегацию, объявил о выходе России из войны без подписания мирного договора Однако после начала успешного германского наступления большевистское руководство было вынуждено принять ультиматум Германии (от 18 февраля) на еще более тяжелых условиях.2

3 марта 1918 г. в г. Брест-Литовске  Советской Россией был подписан  мирный договор с представителями  Центральной Рады, Германии и  ее союзников на следующих  условиях: территориальные потери России площадью в 780 тыс. кв. км, 3-х миллионная контрибуция в пользу Германии, полная демобилизация вооруженных сил.

После заключение договора державы Центральной оси фактически не прекратили боевых действий на Восточном фронте. К лету 1918 г. Германия и Австро-Венгрия оккупировали Прибалтику, Украину, ряд губерний Белоруссии и России общей площадью 1 млн. кв. км. В мае-июне германские войска вторглись на территорию Закавказья.

Брестский мир углубил раскол росссийского общества, оттолкнув от большевиков их союзников - левых эсеров, которые в знак протеста вышли из состава правительства (в котором они находились после первого политического кризиса, связанного с провалом переговоров об однородном социалистическом правительстве) и перешли в оппозицию к центральным властям.

Борьба за выход из войны была первой попыткой советского правительства осуществить на практике принцип мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу советская концепция мирного сосуществования стала приобретать более четкие очертания. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь иностранный капитал и заставить его служить целям возрождения страны.

В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, признав (в отношении Финляндии подтвердив) их независимость и самостоятельность.

Советское руководство стремилось преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов, таких как: идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе; сохранявшиеся претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли; неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции; недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внешняя политика с Капиталистическими странами

 

1924 год вошел в историю  внешней политики СССР как  год признания Советского Союза  буржуазными государствами. К этому  времени советский народ добился  значительных успехов в восстановлении  экономики. XIII съезд РКП (б), состоявшийся  в мае 1924 г., отметил большой экономический подъем в стране и укрепление позиций социализма в народном хозяйстве.

Крах попыток уничтожения Советского государства военной силой, экономический подъем, достигнутый после перехода к новой экономической политике, рост международного влияния СССР, заинтересованность деловых кругов в развитии экономических связей, увеличивающаяся популярность Советского социалистического государства среди рабочего класса капиталистических стран, а также среди угнетенных народов — все это побуждало западные державы признать, наконец, Советский Союз де-юре.

Установление дипломатических отношений между СССР и капиталистическими странами не сводилось к механическому акту признания Советского правительства иностранными государствами. Советское правительство считало, что признание является первым шагом в развитии политических связей СССР. Советская дипломатия стремилась установить нормальные отношения СССР со всеми странами капиталистической системы — конечно, на взаимовыгодной и равноправной основе.

Разъясняя это положение, народный комиссар по иностранным делам Г. В. Чичерин в письме советскому полпреду в Риме от 12 октября 1923 г. указывал, что «поскольку нам приходится поддерживать дружественные отношения с государствами с другой социально-экономической природой и с другими партиями во главе правительства, мы основываем эти дружественные отношения на тех или иных реальных интересах, торговых или иных. Это нисколько не меняет нашей социально-политической природы, ни природы нашего контрагента... Поступая так, мы нисколько не вступаем в противоречие с нашей программой и нашими взглядами. Мы только остаемся в пределах той практической реальной области, где нам необходимы хорошие отношения с капиталистическими правительствами».3

На путь нормализации отношений с Советским Союзом Англию толкало в первую очередь ее экономическое положение, которое продолжало систематически ухудшаться. После заключения англо-советского торгового соглашения 1921 г. торговля между двумя странами значительно расширилась. Однако ее оборот далеко еще не достиг довоенного уровня, хотя Советское государство могло бы торговать с Англией в больших масштабах, чем царская Россия.

Основными статьями английского импорта из СССР в то время являлись лес, зерно и другие товары, в которых Англия остро нуждалась и которые она обычно закупала за границей. Англия ввозила в СССР машины, оборудование, цветные металлы, химические товары, каучук, т. е. традиционные товары своего экспорта. Установление дипломатических отношений должно было, естественно, значительно улучшить условия для развития экономических связей и способствовать их расширению.

Нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом вместе с тем укрепляла внешнеполитические позиции Англии в Европе.

22 января 1924 г. впервые  в истории Англии было сформировано лейбористское правительство. Во главе его стал Макдональд, который занял также пост министра иностранных дел. Премьер лейбористского правительства должен был считаться с настроениями рабочего класса. Он также видел, что развитию экономических связей препятствует отсутствие нормальных отношений между двумя странами. Лейбористская партия в своей предвыборной платформе выдвинула лозунг нормализации отношений с СССР, который был очень популярным среди английских рабочих. «Лейбористская партия,— говорилось в ее предвыборном манифесте,— стоит за возобновление широких экономических и дипломатических отношений с Россией». С аналогичными пожеланиями выступали и лидеры либеральной партии, надеясь тем самым собрать значительное число голосов избирателей.

Среди части английской буржуазии усилились настроения в пользу восстановления отношений и развития торговых связей с СССР. Летом 1923 г. Советский Союз посетила делегация английских промышленников, возглавлявшаяся лидером консервативной партии Болдуином. В состав делегации входили представители ряда крупных английских промышленных компаний. По возвращении в Англию делегация выступила за предоставление кредитов Советскому Союзу и расширение англо-советской торговли. «К концу 1923 года лозунг признания СССР был настолько популярным в Англии,— указывалось в годовом отчете НКИД за 1924 г.,— что даже некоторые консервативные органы печати... высказывались за восстановление нормальных отношений с нами».4

Однако на пути улучшения советско-английских отношений стояли многочисленные трудности. Английское правительство пыталось навязать Советскому Союзу предварительные переговоры, в ходе которых Макдональд хотел в обмен за признание добиться от СССР согласия выплатить долги царского и Временного правительств. Об этом свидетельствует, например, письмо Макдональда его доверенному лицу Гренфильду от 3 января 1924 г., которое было затем передано Советскому правительству. В письме говорилось, что признание Советского правительства будет произведено «без всяких условий». Тем не менее Макдональд предлагал теперь же получить от Советского правительства некоторые обещания относительно его будущих уступок в пользу Англии. «Если, например, за признанием не последует разрешение неурегулированных вопросов,— писал он,— это очень тяжело отразится на рабочем правительстве». «Каковы намерения Москвы,— интересовался в этой связи Макдональд,— относительно применения английского капитала в форме ли концессий (лес, руда и т. д.) или капиталовложений (железные дороги и т. д.)? Предполагается ли это? Возможно ли принятие и одобрение Москвой, в случае признания, проектов соглашений, подобных соглашению с Уркартом? Как скоро Москва полагает урегулировать претензии к ней со стороны частных лиц?».5

В связи с указанным письмом советский официальный представитель в Великобритании сообщал 5 января 1924 г. в Наркоминдел: «Наша формула: признание независимо от всяких условий, само по себе, так сказать, принято только отчасти. Данный деятель соглашается с нашей точкой зрения, что признание должно быть без всяких условий... а также, что признание должно быть сделано немедленно. Но... чтобы отразить наступление, которое ожидается со стороны политических противников, желает иметь про запас документ с благоприятным ответом на те вопросы, которые поставлены в его письме от 3 января».6

В соответствии с указанием НКИД советский представитель сообщил Макдональду о готовности Советского правительства вести переговоры с Великобританией по урегулированию спорных вопросов.

В своем письме от 12 января 1924 г., адресованном советскому представителю, Макдональд вновь настаивал на том, что признание СССР должно быть обусловлено предварительным согласием Советского правительства на урегулирование спорных вопросов (прежде всего вопроса о долгах). Однако Советское правительство отвергло эти притязания английской стороны, носившие характер шантажа.

Затяжка решения вопроса о признании СССР взволновала английских рабочих. В Лондоне состоялся митинг протеста против проволочек в установлении отношений с СССР. В редакцию лейбористской газеты «Дейли геральд» поступали многочисленные письма с протестами против политики Макдональда. Обобщая эти письма, газета констатировала: «В рабочих кругах царит определенное нетерпение по поводу предстоящего признания Советского правительства». 29 января 1924 г. лондонские рабочие направили к английскому правительству делегацию с требованием о немедленном признании СССР. Как отмечал журнал «Лейбор мансли», признание СССР состоялось, «но это произошло только в результате давления»масс.

Правительство Макдональда не решилось в первые же дни своей деятельности вызвать конфликт с английскими рабочими — своими избирателями.

По указанию из Лондона 2 февраля 1924 г. английский официальный агент в Москве Ходжсон направил Советскому правительству ноту, в которой говорилось о признании Великобританией СССР. В ноте подчеркивалось также, что «для создания нормальных условий установления вполне дружественных отношений и торговых отношений в полном объеме необходимо будет заключить определенные практические соглашения по ряду вопросов»7. Здесь же английское правительство сделало оговорку, что оно признает Советское правительство «в качестве Правительства де-юре на территориях бывшей Российской империи, которые признают его власть». Такая формулировка свидетельствовала о том, что английское правительство не отказалось от надежды, что на территории «бывшей Российской империи» все еще могут появиться, кроме Советского, и другие правительства, которые Англия тоже могла бы признать.

Информация о работе Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы