Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:51, реферат

Описание работы

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе.

Содержание работы

Введение

Основные принципы политики Советского государства

Внешняя политика с Капиталистическими странами

Внешняя политика с Восточными соседями

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Советского государства в 20-е годы.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Английское правительство предлагало заключить соглашение о действительности договоров, заключенных между Россией и Англией до Октябрьской революции. При этом оно исходило из тезиса, что признание Советского правительства «автоматически вводит в силу все договоры, заключенные между обеими странами до Русской революции, за исключением тех, которые потеряли юридическую силу». Это условие имело целью восстановить все обязательства царского и Временного правительства в отношении Англии, аннулированные Советской властью.

В своей ответной ноте Советское правительство, подчеркнув, что дружественное сотрудничество народов Великобритании и Советского Союза является одной из его первых забот, с удовлетворением отметило, что «Британское Правительство признает де-юре Правительство Союза Советских Социалистических Республик, чья власть распространяется на все территории бывшей Российской империи, за исключением территорий, отделившихся с согласия Советского Правительства и образовавших самостоятельные государства».

Эта формулировка полностью отвечала интересам СССР. Она отстаивала его суверенитет и независимость. Принимая эту формулу, Англия тем самым вынуждена была признать суверенитет Советского правительства над всей территорией СССР, а также над территориями, захват которых не признавался Советским Союзом, например над Бессарабией. Правительство СССР заявило также, что оно готово обсудить и решить дружественным образом все вопросы, вытекающие прямо или косвенно из фактора признания. Оно выразило готовность «прийти к соглашению с Британским Правительством по вопросу о замене старых договоров».

2 февраля 1924 г. II Всесоюзный  съезд Советов принял резолюцию, в которой отмечалось, что признание  СССР Англией явилось «результатом  соединенных усилий миролюбивой  политики Советского Правительства  под руководством В. И. Ленина  и громко выраженной упорной воли английского народа» и что оно было осуществлено «в форме, достойной великих народов обеих стран и закладывающей фундамент для их дружественного сотрудничества».

Одновременно с официальной нотной перепиской по вопросу об установлении дипломатических отношений Макдональд и Чичерин обменялись частными письмами. В письме от 1 февраля 1924 г. Макдональд предложил обменяться не послами, а поверенными в делах. По его мнению, послов можно было бы назначить после «достижения основного соглашения».

13 февраля 1924 г. Чичерин направил Макдональду письмо, в котором поздравил его с установлением дипломатических отношений между СССР и Англией и пожелал успехов в его деятельности. Чичерин также подчеркнул стремление СССР к миру и дружественному сотрудничеству с Великобританией. Одновременно он выразил изумление по поводу предложения Макдональда назначить послов лишь после урегулирования спорных вопросов. Чичерин отмечал, что такая отсрочка «будет истолкована как признак того, что что-то происходит за кулисами, она явится поводом к бесчисленным подозрениям и домыслам. Возникнет, например, естественное подозрение, что Британское Правительство пытается таким образом оказать на нас давление. Это создаст крайне неблагоприятное впечатление, так как наши народы знают, что путем давления на нас нельзя достигнуть никакого успеха». В заключение Чичерин призывал правительство Макдональда не ставить препятствий в развитии советско-английских отношений: «Пойдем же теперь вперед, и пусть взаимное примирение будет нашим девизом». Однако английское правительство не прислушалось к советским предложениям, и долгое время стороны были представлены поверенными в делах.

Установление дипломатических отношений между СССР и Великобританией имело большое политическое и экономическое значение. Оно встретило одобрение английских трудящихся и части английской буржуазии. Касаясь реакции в Англии на это событие, советский полпред в Лондоне писал 15 февраля 1924 г. в НКИД: «Определенно можно сказать, что признание рабочим правительством Советского Союза не встретило серьезной критики. Только Керзон назвал это признание „величайшей ошибкой в мире". Болдуин хотя тоже высказал некоторые опасения и поставил Макдональду целый ряд вопросов в связи с нашим признанием, но его речь вовсе не проникнута агрессивностью по отношению к нам.8 Лорд Грей в палате лордов и Асквит в палате общин высказались безоговорочно одобрительно за признание. Случилось то, что не трудно было предвидеть. После того, как признание было дано, все или почти все заявились его сторонниками».

Нормализация советско-английских дипломатических отношений была большим успехом миролюбивой внешней политики СССР, добившейся признания со стороны крупнейшей капиталистической страны Европы.

Довольно значительное место во внешней политике Советского государства занимали взаимоотношения с Италией, которая была заинтересована в получении сырья и продовольствия из России. Еще в июне 1920 г. между Центросоюзом и итальянскими кооперативными организациями было заключено соглашение, по которому Италия поставляла в Россию медикаменты, сельскохозяйственные машины, электротехнические товары, а Советская Россия вывозила в Италию хлеб и нефть. В 1921 г. в Рим прибыла торговая делегация РСФСР во главе с В. В. Воровским и были начаты переговоры о торговом договоре. Осенью 1923 г. Италия заявила о своей готовности одновременно с подписанием торгового договора установить и дипломатические отношения с СССР. В итальянском парламенте 30 ноября 1923 г. был поставлен вопрос о необходимости юридического признания Советской России, причем парламентарии, выражая настроения деловых кругов страны, заявляли, что для национальных интересов и экономики Италии «выгодно признание русской республики де-юре». Но за это они надеялись получить от Советской республики выгодный им торговый договор, концессии и сырье, в котором Италия нуждалась.

Переговоры об установлении отношений между СССР и Италией начались еще в сентябре 1923 г. С самого начала переговоров СССР согласился предоставить Италии некоторые экономические преимущества, которых она не получила бы, если бы затянула дело с признанием де-юре.

Но Советское правительство отдавало себе отчет в том, что Италия была не меньше Советского Союза заинтересована в нормализации отношений. Она остро нуждалась во внешнем рынке, многие отрасли итальянской промышленности переживали депрессию. В 1923 г. заметно увеличилась пассивность итальянского торгового баланса.

Советское правительство исходило из того, что признание является совершенно необходимым условием для развития торговых отношений между обеими странами. Г. В. Чичерин, указывая, что Советский Союз заинтересован в нормализации отношений с Италией, подчеркивал вместе с тем, что это полезно и для самой Италии: «...мы идем на экономические уступки, поскольку они нам дают экономические выгоды... Мы не идем на покупку права признания нас де-юре... В наших переговорах с Италией мы дальше этого не пойдем: взаимные уступки ради взаимной выгоды».9 Однако итальянское правительство встало на путь выдвижения неприемлемых предварительных требований.

После прихода к власти в Англии правительства Макдональда Муссолини начал переговоры с Лондоном по вопросу об отношениях с СССР. Во время переговоров Макдональд предложил, чтобы после признания СССР оба правительства ограничились направлением в Москву лишь поверенных в делах. Муссолини вопреки обещаниям, которые он раньше давал советским представителям, согласился воздержаться от обмена послами. 30 января 1924 г. сообщение об этом было передано итальянскими представителями английскому министерству иностранных дел, а 2 февраля Муссолини узнал из газет, что английское правительство накануне, 1 февраля, признало СССР и тем самым опередило итальянское правительство. Последнее решило наверстать потерянное время и приняло меры к тому, чтобы, форсировав переговоры с СССР, закончить их в течение нескольких дней.

3—6 февраля был окончательно  согласован текст торгового договора  между СССР и Италией. Советское  правительство выразило готовность  предоставить Италии некоторые  торговые и таможенные льготы. В свою очередь и итальянская сторона вынуждена была пойти на уступки и отказалась от своего требования о немедленном решении вопроса о долгах и других претензиях, об ограничении монополии внешней торговли и некоторых других.

7 февраля 1924 г. итальянское  правительство заявило о желании возобновить политические отношения между двумя странами, считая таковые полезными в их собственных интересах, а также в интересах всей Европы 33 . Оно подчеркнуло, что тем самым решен вопрос о признании де-юре Советского правительства. В советском ответе выражалась уверенность, что установление в полном объеме дипломатических отношений между двумя странами окажет благотворное влияние на экономические связи и дружественное сотрудничество итальянского народа с народами СССР. Советское правительство с удовлетворением отмечало решение итальянского правительства немедленно назначить своего посла в Москву. Оно заявило, что со своей стороны также в ближайшем будущем назначит посла в Рим.

В тот же день (7 февраля) был подписан итало-советский торговый договор. Он предусматривал полное признание Италией монополии внешней торговли СССР, определял правовое положение торгового представительства СССР, зафиксировал его функции и предоставил торговому представителю и членам совета торгпредства иммунитет, а конторам торгпредства — экстерриториальность. Торговый договор базировался на взаимном применении режима наиболее благоприятствуемой нации. Установление дипломатических отношений и подписание торгового договора создавали благоприятные возможности для дальнейшего развития политических и экономических связей между двумя странами.

Восстановление дипломатических отношений СССР с Англией и Италией ускорило признание СССР рядом других государств. Со своей стороны Советское правительство принимало к этому надлежащие меры. Многие европейские государства заявили теперь о признании Советского Союза и о своем желании установить с ним дипломатические отношения.

В течение 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией и Данией. В том же 1924 г. произошел обмен нотами об установлении дипломатических отношений между СССР и Албанией, хотя фактически этого не произошло. 5 сентября был подписан договор об установлении дипломатических и консульских отношений между СССР и Венгрией, однако он не вступил в силу. Венгерское правительство под нажимом внутренних реакционных сил, а также Англии и США отказалось от ратификации этого договора.

В апреле 1924 г. были установлены отношения между СССР и Хиджазом, который был первым арабским государством, вступившим в дипломатические отношения с Советским Союзом.

В 1924 г. на путь нормализации отношений с СССР вступила и Франция, правящие круги которой на протяжении предыдущих лет проводили ярко выраженную антисоветскую политику.

В 1923—1924 гг. во французских торгово-промышленных и политических кругах усилились тенденции к признанию СССР. Объективные причины толкали Францию на нормализацию отношений с СССР. В Советский Союз французские промышленники и коммерсанты могли выгодно сбывать свои товары и приобретать там сырье, прежде всего нефть. Русско-французское сотрудничество всегда способствовало укреплению международных позиций Франции. Несомненно, что признание СССР Францией и нормализация советско-французских политических связей отвечали интересам Франции и упрочили бы ее положение в Европе. Видный деятель радикал-социалистической партии Эдуард Эррио начал активную кампанию за установление нормальных отношений с СССР.

22 декабря 1923 г. близкая  к правительству газета «Тан»  выступила с предложением восстановить  дипломатические и экономические отношения с СССР, но при этом выдвинула условие, чтобы Советское правительство признало все долги царского и Временного правительств и выплатило вознаграждение французским гражданам — держателям русских ценных бумаг и бывшим собственникам национализированного имущества.

Советское правительство, несмотря на враждебную политику Франции, искало пути к разрешению трудностей, возникших между двумя странами. В январе 1924 г. Г. В. Чичерин в беседе с корреспондентом «Известий» подчеркнул, что французская дипломатия проводит враждебную деятельность, направленную против Советского Союза, во всей Восточной Европе — в Польше и государствах Малой Антанты, в Чехословакии, а также в Финляндии и Литве. Важнейшей предпосылкой соглашения СССР с Францией Чичерин считал прекращение подобной деятельности французской дипломатии. Нарком отметил, что Советское правительство стремится к широкому экономическому общению двух стран с целью их постепенного сближения.

В другом заявлении, сделанном для французской газеты «Тан» в конце января, Г. В. Чичерин говорил о мирном характере советской внешней политики: «Наша политика мира — это созидательная политика. Мы говорим нашему народу, что Советская республика — это мир. Мир не только для развития наших производительных сил, но и для развития мирового производства, неотъемлемой частью которого является наше производство. Эти идеи, которые мы уже защищали в Женеве, являются одними из основных творений гения Ленина. Именно для ускорения развития наших производительных сил он ввел в стране новую экономическую политику, а во внешнем плане — экономическое сотрудничество с иностранным капиталом. Привлечь последний на базе соглашения, удовлетворяющего обе стороны, разделить с ним выгоду, не попав к нему в кабалу,— вот одна из основных идей Ленина. Она остается нашей программой на будущее».

Под давлением торговых и промышленных кругов, заинтересованных в развитии экономических связей с СССР, а также широкой французской общественности, выступавшей за установление дипломатических отношений между двумя странами, Пуанкаре предпринял в начале 1924 г. попытку начать с Советским правительством переговоры. Однако, как показали события, эти переговоры Пуанкаре хотел использовать для того, чтобы ценой признания Советского правительства добиться от него уступок по ряду существенных вопросов. 3 января 1924 г. советский полпред в Праге К. К. Юренев сообщил в НКИД, что министр иностранных дел Чехословакии Бенеш по просьбе правительства Франции сделал ему следующее заявление: «Франция готова вступить в договорные отношения с Россией, но выставляет ряд предварительных условий... Пуанкаре просит ответа от правительства СССР на следующие вопросы:

  1. готово ли оно респектировать международные договоры и
  2. согласно ли в принципе признать довоенные долги (20 с лишним миллиардов франков).

Информация о работе Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы