Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:51, реферат

Описание работы

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе.

Содержание работы

Введение

Основные принципы политики Советского государства

Внешняя политика с Капиталистическими странами

Внешняя политика с Восточными соседями

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Советского государства в 20-е годы.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Эти действия Китая явились результатом сильного давления на пекинское правительство со стороны Франции, США и Японии, выступавших против установления отношений между Китаем и его социалистическим соседом. Они боялись, что соглашение с СССР, заключенное на началах равноправия, создаст опасный для империалистов прецедент, подорвет силу неравноправных договоров, на которых зиждились привилегии колонизаторов в Китае.

В качестве предлога для срыва советско-китайских переговоров был избран вопрос о КВЖД, который был урегулирован в советско-китайском соглашении. Вопрос о КВЖД касался только двух держав — СССР и Китая. Это не помешало французскому и американскому правительствам заявить китайскому правительству протест, выдвинув собственные, совершенно несостоятельные претензии на КВЖД и по существу потребовав аннулирования уже подписанного советско-китайского соглашения. Неофициальный представитель НКИД в США Б. Е. Сквирский тогда же заявил представителю советской печати, что Советское правительство располагает документальными данными, доказывающими, что Америка оказывает давление, враждебное восстановлению советско-китайской дружбы. ЦК партии и Советское правительство, говорил он, характеризовали выступление США и Франции как империалистическую акцию держав, полагающих, что им принадлежит весь мир и что они имеют право распоряжаться судьбами других наций. «СССР уже доказал всем великим державам свое нежелание, чтобы они вмешивались в дела СССР, и теперь надеется дать им урок невмешательства в советско-китайские дела». Главный редактор газеты «Чайна пресс», американец по национальности, следующим образом оценивал события: «Китай внезапно не утвердил уже подписанное соглашение. Главной причиной этого являются опасения, вызванные давлением со стороны государственного секретаря США Юза».24

Однако в Китае началось народное движение протеста против наглого вмешательства США и Франции в дела страны и попрания ее суверенитета. Опасаясь растущего возмущения в народе, китайское правительство снова изменило свою позицию. Советско-китайские переговоры возобновились 21 мая, и 31 мая 1924 г. было подписано «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Республикой».Соглашение предусматривало установление нормальных дипломатических и консульских отношений между договаривающимися сторонами. Далее в соглашении указывалось, что «правительства обеих Договаривающихся сторон соглашаются приступить в течение одного месяца после подписания настоящего Соглашения к конференции», которая и должна была выработать соглашения по ряду конкретных вопросов.

Советское правительство подтвердило свой отказ от консульской юрисдикции, права экстерриториальности и ряда других империалистических привилегий царского правительства. КВЖД, построенная царизмом на китайской земле на средства, взятые царским правительством с налогоплательщиков, т. е. с русского народа, была объявлена чисто коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах. В соответствии с этим соглашением правительства СССР и Китая заявляли: все договоры, соглашения и другие акты, заключенные царским правительством и какой-либо третьей стороной и затрагивающие суверенные права или интересы Китая, объявляются недействительными и утратившими силу. Установление советско-китайских дипломатических отношений было важным достижением внешней политики СССР. Оно явилось также в значительной мере результатом борьбы демократических сил Китая, вынудивших пекинское правительство пойти на официальное признание Советского Союза.

Для Китая заключение двустороннего соглашения явилось первым равноправным договором, нанесшим серьезный удар по всей системе неравноправных отношений, практиковавшихся империалистическими державами.

В связи с подписанием советско-китайского соглашения Сунь Ятсен обнародовал от имени своей партии специальное воззвание, в котором отмечал, что это событие «имело место лишь благодаря тому, что Россия отказалась от своих былых привилегий в Китае и ликвидированы прежние договоры, нарушавшие суверенитет Китая; все это было сделано Россией добровольно, исходя из ее революционных принципов».25

Советско-китайское соглашение было ярким выражением принципов внешней политики социалистического государства, в особенности принципа пролетарского интернационализма. Оно способствовало борьбе китайского народа против империализма и, в частности, аннулированию навязанных ему неравноправных договоров.

Крупным событием в ряду юридических признаний СССР явилось заключение соглашения с Японией. Советское правительство стремилось к взаимно выгодному сотрудничеству с Японией.

В конце 1922 г. Красная Армия совместно с партизанскими отрядами изгнала японских интервентов с Дальнего Востока. Вскоре после этого ДВР приняла решение о вхождении в РСФСР. События заставляли Японию определить свое отношение к СССР.

Однако японские империалисты все еще продолжали антисоветскую политику и удерживали захваченный ими Северный Сахалин, хищнически истребляя его богатства.

Промышленные круги Японии были заинтересованы в развитии экономических связей с Советским Союзом. Они все чаще и чаще ставили вопрос о нормализации с ним экономических и политических отношений. Советское правительство весной 1923 г. поручило своему дипломатическому представителю в Китае А. А. Иоффе начать переговоры о нормализации советско-японских отношений.

Со стороны Японии переговоры вел мэр Токио виконт Гото, тесно связанный с железнодорожными и пароходными компаниями, которые до революции имели важные экономические интересы на русском Дальнем Востоке. Гото вынашивал и пропагандировал далеко идущие планы экономического проникновения на советский Дальний Восток, считая, что трудное экономическое положение Советского государства после интервенции создает благоприятные условия для осуществления этих планов.

Программа Советского правительства была изложена в письме Иоффе, направленном через Гото премьер-министру, в котором были выдвинуты три предварительных условия для начала советско-японских переговоров об установлении нормальных отношений: во-первых, равноправие сторон при переговорах, во-вторых, согласие Японии на ведение переговоров о заключении договора об установлении дипломатических и консульских отношений и, наконец, официальная фиксация приемлемого для СССР срока эвакуации Японии с Северного Сахалина.26

21 марта 1923 г. начальник  европейско-американского отдела  МИД Японии Мацудайра передал  Гото ответ на предложения  Иоффе. Согласившись с первым  предложением, Япония оговаривала признание Советского Союза двумя условиями: урегулированием Николаевского инцидента и выполнением международных обязательств. Эвакуацию войск с Северного Сахалина Япония ставила в зависимость от урегулирования Николаевского инцидента. В ходе переговоров японская сторона поставила также вопрос о признании Советским правительством обязательств царского и Временного правительств (имелось в виду признание старых долгов на сумму почти 300 млн. руб.). Советский представитель отклонил это требование как неприемлемое. Иоффе заявил также о неприемлемости сделанного японской стороной предложения о продаже Сахалина Японии. Он отверг домогательства о предварительном признании обязательств царской России по долгам и о возвращении частной собственности японским подданным. Он доказал виновность японского командования в николаевских событиях, после чего японский представитель вынужден был снять свое требование о компенсации. Вместе с тем советская сторона в принципе согласилась с предложением Японии о предоставлении ей концессий на Сахалине и в других районах русского Дальнего Востока.

В январе 1920 г. японский гарнизон в Николаевске-на-Амуре сдался партизанскому отряду под командованием анархиста Тряпицына и заключил договор, по которому город передавался партизанам. Через две недели японцы в нарушение договора напали на партизан. В результате боя, окончившегося победой партизан, было захвачено в плен около 100 японцев. В дальнейшем при наступлении японских войск на город Тряпипып расстрелял пленных. За это самоуправство и жестокость он был осужден и расстрелян партизанами. Николаевский инцидент использовался японцами в качестве оправдания оккупации ими Северного Сахалина.

На том этапе переговоры не дали результатов. Японское правительство продолжало надеяться на то, что оно добьется от Советского правительства принятия своих требований. Позиция японского правительства объяснялась также давлением США и стран Антанты. Дипломатические представители США и Англии всячески старались помешать советско-японским переговорам. В английской и американской прессе публиковались статьи, в которых японское правительство предупреждалось об «опасности» установления отношений с СССР.

В мае 1924 г. в Японии состоялись парламентские выборы и к власти пришло правительство Като, в котором пост министра иностранных дел занял Сидехара, выступавший за нормализацию отношений с СССР. После некоторых колебаний японское правительство возобновило через своего посла в Пекине переговоры с Советским Союзом. Немалое влияние на решение японского правительства оказала твердая позиция Советского государства в обсуждавшемся в то время вопросе об аренде Японией рыболовных участков в советских дальневосточных водах. Соглашением между СССР и Японией в апреле 1924 г. был положен конец хищническому лову рыбы японскими промышленниками в советских водах и восстановлен суверенитет СССР в этом районе." Все это способствовало успешному ходу переговоров о заключении общего соглашения между двумя странами. Немалое значение имел для этого и подъем демократического движения в Японии.

Советско-японские переговоры завершились в январе 1925 г. подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений. СССР и Япония устанавливали дипломатические и консульские отношения друг с другом. Обе стороны провозгласили желание жить в мире и дружбе и обязались в своих взаимоотношениях исходить из принципа невмешательства во внутренние дела и воздерживаться от всякой враждебной деятельности друг против друга. Япония вынуждена была согласиться на эвакуацию своих войск с Северного Сахалина к 15 мая 1925 г. Советское правительство заявило о своей готовности предоставить японским подданным концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств Северного Сахалина и советского Дальнего Востока, что должно было ускорить восстановление хозяйства Дальнего Востока, разрушенного интервентами и белогвардейцами, и в то же время соответствовало интересам японской стороны. Не имея возможности в то время ликвидировать последствия поражения России в русско-японской войне, Советское правительство вынуждено было признать, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 г., остается в силе, в частности его территориальные статьи, отдававшие Японии исконную русскую землю — Южный Сахалин. При подписании договора Советское правительство огласило специальную декларацию. В ней говорилось, что «признание... действительности Портсмутского договора... никоим образом не означает, что Правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение названного договора». Эта оговорка свидетельствовала о том, что признание Портсмутского договора носило временный характер. Признавая Портсмутский договор, Советское правительство исходило из того, что ряд его постановлений мог служить укреплению мира на Дальнем Востоке. К числу таких постановлений относились, например, запрещение содержания японских войск на территории Маньчжурии и признание Японией суверенитета Китая над ней, запрещение строительства военных укреплений и любых сооружений на Сахалине и прилегающих к нему островах, обязательства обеих сторон воздерживаться от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, которые могут угрожать безопасности России и Японии, и некоторые другие. Специальным протоколом, приложенным к Пекинской конвенции, устанавливалось, что все вопросы о долгах правительству или подданным Японии в связи с займами царскому и Временному правительствам будут оставлены для разрешения при последующих переговорах.

Пекинская конвенция 1925 г. обеспечила Советскому государству продолжительную мирную передышку на Дальнем Востоке. В первой половине мая 1925 г. эвакуация японских войск из северной части Сахалина была закончена. На всей территории советского Дальнего Востока развернулось восстановление народного хозяйства.

Заключение Пекинской конвенции было встречено враждебно американскими империалистами. С чувством явного раздражения и недоброжелательства орган республиканской партии — газета «Ивнинг пост» писала в редакционной статье, что СССР «выковал действительное орудие, чтобы разорвать железное кольцо на Тихом океане, выработанное вашингтонской конференцией».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы

 

"Первая великая встреча  в верхах" XX в., как называли  Генуэзскую конференцию, не привела к установлению прочных отношений Советской России с Западом. Великобритания не торопилась заменить важный, но ограниченный и нестабильный торговый договор всеобъемлющим мирным соглашением. Франция была настроена еще более враждебно, так как к моменту Октябрьской революции ценными бумагами Российского государства обладало 1,5 млн французов, которые оказывали сильней-шее давление на свое правительство, требуя добиться возмещения убытков. Большевики, в свою очередь, связывали решение этой проблемы с дипломатическим притязанием.

"Скучной и бесполезной" оказалась, по словам Красина, Гаагская  конференция, проходившая летом 1922 г. (завершила свою работу 20 июля), она не урегулировала экономических  отношений между Советской Россией  и Западом.

Однако единственным правительством в мире, которое открыто объявило о невозможности раз-вивать отношения с СССР, пока у власти будут находиться большевики, было правительство США. В этот период только оно выдвинуло требование бойкота советской экономической системы.

Наступивший 1923 г. вызвал в определенных партийных кругах СССР надежду на мировую революцию. Обстановка в Германии, связанная с оккупацией Францией Рурской области (в ответ на задержку Германией выплаты очередной суммы репараций), побудила руководителей большевиков сделать ставку на немецкую революцию. Пользуясь наибольшим авторитетом в Коминтерне, Зиновьев и Троцкий стремились "подтолкнуть" вооруженное восстание рабочего класса Германии, видя в нем много сходных черт с российским Октябрем. Выступление в Германии было, между тем, подавлено. Были разгромлены рабочие движения в Болгарии и Польше.

Международные события начали резко меняться в начале 1924 г. В январе английские консерваторы потерпели поражение на парламентских выборах. Лидер лейбористской партии Д. Р. Макдональд стал премьер-министром.

Информация о работе Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы