Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:51, реферат
Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений новых государственных границ — возможно, и не рассматривавшихся сторонами как окончательные — означало необходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и иностранной интервенции, после перехода к нэпу идея мировой революции для многих большевистских руководителей отошла на второй план. III конгресс Коминтерна (июнь—июль 1921 г.), предсказав новое глобальное обострение межимпериалистических противоречий, которые в «ближайшем будущем создадут благоприятные условия для революционного взрыва», тем не менее признал спад революционного движения в Европе.
Введение
Основные принципы политики Советского государства
Внешняя политика с Капиталистическими странами
Внешняя политика с Восточными соседями
Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы
Заключение
Список использованной литературы
1 февраля 1924 гг его правительство
признало СССР де-юре и
Инициатива Англии вызвала волну признаний советского правительства и другими странами Запада в 1924-1925 гг. 7 февраля 1924 г. итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. В Советском Союзе считалось, что Италия может существенно помочь в развитии южных окра-ин страны, как это делала Германия в отношении центральных районов СССР.
Придерживаясь на протяжении ряда лет жесткой антисоветской позиции, Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР 28 октября 1924 г. Между тем экономические проблемы франко-советских отношений были почти неразрешимы, так как ни одна из сторон не хотела идти на уступки в вопросе о государственном долге дореволюционной России. Наркомат иностранных дел СССР в тот период рассматривал отношения с Францией как средство оказывать давление на Германию и удерживать последнюю от переориентации в западном направлении. Франция же со своей стороны ни под какими предлогами не желала инвестировать средства в советскую экономику.
Важным результатом советской внешней политики на Дальнем Востоке стало восстановление связей с Китаем. Этот процесс носил сложный и длительный характер, поскольку эта страна была расчленена на несколько частей, в каждой из которых имелся свой правитель. Только в мае 1924 г. видному советскому дипломату Л. М. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходившей по территории Маньчжурии.
В 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, Норвегией, Швецией, Данией, Грецией. В январе 1925 г. - с Японией. Всего за этот период СССР признали 13 государств.
Широкому дипломатическому признанию СССР в значительной мере способствовал переход к нэпу. В 1923-1925 гг. на биржах капиталистических стран в качестве твердой валюты стали котироваться советские червонцы. В марте 1924 г. червонец на Нью-Йоркской бирже котировался в 5 долларов 20 центов (правда, необходимо помнить, что 1 червонец равнялся 10 рублям и, следовательно, советский рубль котировался в 52 цента). Котировка червонцев за границей прекратилась в 1926 г. после запрещения вывозить их из страны.
В 20-е гг. продолжал расширяться объем торговли Советской России с Германией, составив 30%- внешнеторгового оборота нашей страны. Этому способствовал договор о дружбе и взаимном нейтрали-тете, подписанный в Берлине 24 апреля 1926 г. он продлевал на пять лет действие Рапалльского договора.
В военной сфере отношения между Советской Россией и Германией начали налаживаться еще в 1920 г. Тогда они носили характер тайного сотрудничества. Главной целью для командования Красной Армии в военных контактах с рейхсвером (вооруженные силы Германии в 1919-1935 гг.; в 1935 г. на базе рейхсвера был создан вермахт) было ознакомление с новейшей немецкой техникой и работой германских штабов в годы Первой мировой войны. Для Германии более важным обстоятельством являлась подготовка кадров для будущей массовой армии, а также испытание на территории Советской России новейших средств ведения войны. По просьбе немецкой стороны в СССР были основаны летная школа в Липецке, подготовившая несколько десятков летчиков для германских ВВС - будущего "люфтваффе" и танковая школа в Казани. Организовывалось также крупное предприятие по совместному проведению химических опытов и боевому применению отравляющих веществ. В советской танковой школе обучался военному искусству будущий генерал-полковник вермахта и командующий танковой армией в 1941 г. на советско-германском фронте Г. Гудериан. Со стороны РККА в различные периоды в Германии побывали Тухачевский, Егоров, Дыбенко, Уборевич, Якир, Корк, Федько и другие командиры, изучавшие там новинки военной техники.
В целом военное сотрудничество Советской России и Веймарской республики в 1920-1933 гг., продолжавшееся до момента прихода к власти Гитлера и свернутое по инициативе советской стороны, было вполне заурядным явлением для внешнеполитической практики и не отличалось сколько-нибудь существенным размахом.
Международное сотрудничество всегда было тесно связано с экономическими взаимоотношениями государств. Нэп, как отмечалось выше, стал своеобразным проводником советской внешней политики. Не случайно А. И. Рыков в одном из своих выступлений 1924 г. отмечал, что теперь уже нельзя найти в Западной Европе почти ни одной страны, которая бы так или иначе не была втянута в торговые отношения с Советской Россией. Председатель Совнаркома при этом подчеркивал, что советское государство является крупнейшим "экономическим фактором на международном рынке, и его в настоящий момент оттуда вытеснить уже невозможно".
Заключение
Завершение гражданской войны победой большевиков и установление советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности советского правительства. Попытки установления межгосударственных отношений с Россией стали делать и ведущие западные страны.
В начале 1920-х гг. предпринимаются осторожные и противоречивые шаги в отношении установления и развития дипломатических отношений между Советским государством и странами Запада. Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с торговли. В 1922 г. произошел «прорыв империалистической блокады Советской Россией», подписан двусторонний советско-германский договор. 2 февраля 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются дипломатические отношения на уровне послов с Францией.27
СССР стал проводить все более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. Основной задачей советской внешней политики в Центральной Азии и на Среднем Востоке было создание надежной зоны советского влияния против западных держав, и, прежде всего Англии, на своих южных границах.
В целом, 1920-х гг. международное положение СССР и его влияние на мировой арене значительно возросли. Более того, в условиях мирового экономического кризиса возможность силового воздействия великих держав на политику Москвы значительно ослабла. Именно это позволяло Советскому Союзу, опираясь на идеологический лозунг построения «мировой социалистической республики», оказывать существенное влияние на активизацию мирового коммунистического движения. Для этого активно использовались открытые дипломатические каналы и проводились разведывательные операции под эгидой Коминтерна.
Список использованной литературы
3 АВП СССР. Письмо наркома по иностранным делам СССР Г. В. Чичерина полпреду СССР в Риме от 12 октября 1923 г.
4 Годовой отчет НКИД за 1924 год к III съезду Советов СССР. М., 1925, с.6.
5 АВП СССР. Письмо премьер-министра Англии Макдональда Гренфильду от 3 января 1924 г.
6 АВП СССР. Донесение советского представителя в Англии заместитель наркома по иностранным делам СССР от 5 января 1924 г
7 Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 53.
8 АВП СССР. Письмо полпреда СССР в Англии в НКИД СССР от 15 февраля 1924 г.
9 Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 607
10 Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 11.
11 АВП СССР. Указание НКИД СССР полпреду СССР в Праге от 11 января 1924 г.
12 Монзи В. В Россию и обратно (От Кремля до Люксембургского дворца) Л.; М., 1925, о. 164.
13 Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914—1936. М., 1958, с. 253
14 Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 398.
15 АВП СССР. Письмо полпреда СССР в Лондоне в НКИД СССР от 21 октября 1924 г.
16 Рубинштейн Н. Л. Внешняя политика Советского государства в 1921—1925 годах. М., 1953, с. 475.
17 Борисов Ю. В. Советско-французские отношения. 1924—1945 гг М 1964, с. 40.
18 Тихвинский С. Л. Сунь Ятсен. Внешнеполитические воззрения и практика. М., 1964.
19 Советско-китайские отношения. 1917—1957 гг.: Сборник документов. М., 1959, с. 64—65.
20 Пын Мин. История китайско-советской дружбы. М., 1959, с. 156—157.
21 Сунь Ятсен. 1866—1966. К столетию со дня рождения: Сборник статей, воспоминаний и материалов. М., 1966, с. 325.
22 Документы внешней политики СССР. М., 1962, т. 6, с. 433.
23 Документы внешней политики СССР, т. 7, с. 156.
24 Пын Мин. Краткая история дружбы народов Китая и Советского Союза. М., 1957, с. 44.
25 Народы Азии и Африки, 1966,№ 5, с. 152—155.
26 Годовой отчет НКИД за 1923 г. М., 1924, с. 145.
Информация о работе Итоги внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы