Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:44, реферат
Первая мировая война началась летом 1914 г. В России начавшуюся войну многие считали справедливой, освободительной, отечественной. Однако продолжившаяся война увеличивала напряжение в обществе и способствовала углублению его противостояния с властью. События лета-осени 1915 года: тяжелое поражение на фронте, уход из Галиции и Польши, сдача части Прибалтики и Белоруссии привели к явному внутриполитическому кризису. Мобилизация народного хозяйства, проведенная усилиями правительства и всего общества, создавала предпосылки для дальнейшего успешного ведения войны. Однако неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных.
Казахстан в годы первой мировой войны
Первая мировая война началась
летом 1914 г. В России начавшуюся войну
многие считали справедливой, освободительной,
отечественной. Однако продолжившаяся
война увеличивала напряжение в
обществе и способствовала углублению
его противостояния с властью. События
лета-осени 1915 года: тяжелое поражение
на фронте, уход из Галиции и Польши,
сдача части Прибалтики и Белоруссии
привели к явному внутриполитическому
кризису. Мобилизация народного
хозяйства, проведенная усилиями правительства
и всего общества, создавала предпосылки
для дальнейшего успешного
Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.
Тяжело пострадала за годы войны
и экономика Казахстана. Налоги выросли
в 3-4 раза, в отдельных случаях
в 15 раз. Был введен специальный военный
налог. На казахское население были
возложены "добровольные сборы",
принудительная подписка на государственный
заем, всего около 10 различных видов
сборов и пошлин. Продолжалось изъятие
земель у казахского населения, для
нужд войны реквизировали одежду,
скот и продукты продовольствия, принудительно
мобилизовали транспорт для подвозки
военных грузов (главным образом,
хлеба) к железнодорожным станциям.
За три года войны только из Туркестанского
края было вывезено 70 тысяч голов
лошадей, 12,7 тысяч верблюдов, более
13 тысяч юрт. Под видом помощи
семьям мобилизованных была введена
трудовая повинность, т.е. казахи в качестве
рабочей силы должны были пахать, сеять
и убирать урожай в переселенческой
деревне. Хозяйству казахов был
нанесен огромный ущерб, исчисляемый
миллионами рублей. Сокращалась площадь
обрабатываемых земель как казахских,
так и переселенческих, в результате
чего резко выросли цены на хлеб.
Царская администрация
Упорно борясь против выселения со своих земель казахские шаруа не выполняли требований ни царских чиновников, ни волостных управителей и аульных старшин, отказываясь от уплаты налогов , податей, от сбора средств на нужды войны. В годы войны усилились выступления и крестьян – переселенцев против должностных лиц, налогов и повинностей. В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни войны царское правительство во всех областях Казахстана ввело "чрезвычайное положение, согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, введена цензура на корреспонденцию. Во всех слоях населения росло недовольство.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая
война, в которой участвовала
и царская Россия, принесла ее народам
жесточайшие страдания: усилился социальный
и национальный гнет, неизмеримо увеличились
произвол и насилие царских чиновников
на окраинах империи. В 1915 г. встал вопрос
о непосредственном участии казахов
в войне. Казахская интеллигенция
через газету "Казах" предлагала
использовать казахов как боевую
силу в кавалерийских частях. При
этом преследовались две цели: во-первых,
должны были сохраняться от изъятия
под переселенческие участки
земли казахов, служащих в армии,
во-вторых, участие в боевых действиях
могло подготовить
Восстание 1916 г. занимает особое место
в истории многовекового
Образование и программа партии Алаш.
После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября партия получила название «Алаш» — имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения — Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы. В партию "Алаш" вошли так же представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухамедовы и др. Абсолютное большинство из них в условиях лета 1917 г. не восприняли социалистическую программу, поскольку казахское общество в целом не было готово к этому. Они объединились под лозунгом: "Освобождение казахского народа из-под колониального ига! Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917 г., включала в себя требования автономии КЗа, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бирлик туы», редактором которой был Мустафа Шокай.Осенью 1917 г. в Казахстане возникла еще одна национально-политическая организация - партия "Уш-Жуз", назвавшая себя "Киргизской (Казахской) социалистической партией". Ее лидером был Кольбай Тогусов. Партия придерживалась пробольшевистской ориентации и выступала главным оппонентом партии "Алаш" по многим вопросам общественно-политической жизни Казахстана.
Образование Казахской Советской государственности
1. Декреты советской власти об отмене патриархально-родовыхобычаев
патриархальный азия советский тоталитарный
У народов средней Азии и Казахстана,
в первые годы Советской власти сохранились
еще отдельные пережитки
Общественные организации и органы Советской власти в Казахстане повели борьбу с такими пережитками патриархального родового быта, которые стали помехой в осуществлении задач упрочнения Советского государства. Об этом свидетельствует, в частности, перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих преступлений выступают либо государственное управление (при совершении куна и барымты, присвоения административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство). Поэтому не случайно, начиная с 1919-1920 годов, на всех съездах, конференциях и собраниях трудящихся Казахстана с большой остротой ставятся вопросы борьбы с вредными пережитками старого общества, отмены наиболее реакционных форм адата и шариата.
На 1 Учредительном съезде Советов Казахстана особый интерес вызывало обсуждение вопроса об организации советской юстиции и реформе суда. При решении данного вопроса съезд положил в основу указания Декларации КАССР: "Народную юстицию построить в точном соответствии с опытом народного суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей Декларацией". Выражая волю казахских трудящихся, которые хотели сохранить некоторые обычаи, съезд указал, что на территории Казахстана при решении народные суды должны руководствоваться не только имеющимися законоположениями, но и обычаями казахов и других народностей, но в той мере, в какой эти обычаи не противоречат основным принципам Советской власти.
Учредительный съезд Советов КАССР,
руководствуясь положениями брачного,
семейного и опекунского права
РСФСР 1918 года в своей резолюции
записал: В целях раскрепощения
киргизской женщины и борьбы с
многоженством необходимо предоставить
ей полную свободу при вступлении
в брачный союз, который должен
быть основан на добровольном обоюдном
согласии их. Брак должен быть огражден
от всякого постороннего давления и
принуждения; свободный от каких-либо
соображений или интересов
Эти решения и стали юридической базой в борьбе с пережитками прошлого. Декрет ЦИК и СНК КАССР "Об отмене калыма", изданный в 1920 году, осуществился лишь после принятия и введения в действие главы IX УК РСФСР 16 октября 1924 года". Ст.230: Уплата калыма (выкупа за невесту, вносимого по обычаям коренного населения КАССР женихом, его родителями или свойственниками-родителями, родичами или свойственниками невесты, - скотом, деньгами или другим имуществом и устанавливающего против ее воли обязательство выдавать невесту замуж именно за этого жениха) - карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. В данном кодексе предусматривалось и наказание должностных лиц, соучастников преступления. Каралось также и принятие калыма штрафом в размере калыма. Таким образом, правовой основой для нормотворчества, направленного на ликвидацию калыма и других патриархальных институтов обычного права, явились акты Учредительного съезда Советов КАССР 1920 года, которыми были закреплены основные принципы семейно-брачных отношений - свобода вступления в брачный союз.
Декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением.
17 января 1921 года СНК КАССР утвердил
Декрет «О брачном праве
Вслед за декретом «О брачном праве
киргиз» 9 ноября 1921 года издается Декрет
Совнаркома КАССР «О наказуемости многоженства»,
где наряду с отменой этого
вредного обычая определяются и меры
наказания уголовно-правового
После обнародования декрета «О брачном праве киргиз» особенно увеличилось количество дел о разводе. В большинстве случаев инициативу проявляли сами женщины-казашки, мотивируя просьбу тем, что они были насильно выданы замуж. Это было закономерным явлением, ибо по адату и шариату право развода имел только муж.
Одним из самых распространенных институтов казахского обычного права был кун.
Наряду с разрешением проблемы брака и семьи Всеказахский Учредительный съезд Советов особое внимание уделял вопросам борьбы с преступлениями, связанными с такими пережитками, как кровная месть, кун, барымта, нападение рода на род и др.
9 декабря 1920 года Совнарком Казахстана
во исполнение решений
В одном ряду с куном стояла барымта. Оба эти института обычного права являются пережитками патриархально-родовых отношений.
В дореволюционном Казахстане барымта имела весьма широкое распространение. Барымтование происходило между родами и было основным источником родовой вражды. Причем вражда эта иногда длилась несколько лет, нанося огромный ущерб народу.
В первые же годы Советской власти наиболее сознательная часть населения день за днем начала понимать всю пагубность барымты, выгодность ее только феодалам и баям и активно вступила в борьбу по ее ликвидации.